Профессиональный конкурс "Учитель года-2021"

Сурат Викторина Викторовна

Муниципальный конкурс проводится с 15 по 19 февраля 2021 г. Девиз конкурса "Учить и учиться". 

Конкурсные задания. 

Очно-заочный тур "Методическое портфолио": "Интернет-ресурс" и "Эссе" 

Первый тур "Учитель профессионал": "Методическая мастерская", "Урок"

Второй тур "Учитель - мастер": "Классный час", "Мастер-класс"

Третий тур "Учитель - лидер": "Пресс-конференция "Вопрос учителю года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_zadanie_internet_-resurs.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа-детский сад» пгт. Каа-Хем

Конкурсное задание

«Интернет–ресурс»

Каа-Хем-2021

1.Общие сведения об учителе

Сурат Викторина Викторовна, учитель начальных классов

Категория: высшая

Образование: высшее

Педагогический стаж общий: 27 лет

В данной должности: 20 лет

Образование - высшее. В 1996 году с отличием закончила Кызылское педагогическое училище, в 2002 – Тывинский государственный университет г. Кызыла.

Повышаю профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации

Курсы повышения

Где и когда

Объем часов

Система работы школы по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних

ГБУ ДПО РТ «Респ.центр воспитания и профилактики правонарушений

25.01.2020

Удостоверение 12ч

«Вопросы совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации в образовательной организации»

ГАУ ДПО Иркутской области 08.04.2020-30.04.2020

Удостоверение 36 ч.

«Смешанное обучение в начальной школе (на примере использования образовательной онлайн платформы Яндекс. Учебник)»

ТИРО и ПК

С 23.09-25.09. 2020

Удостоверение 24ч

Развитие УУД в младших классах

АНОД ПО «Школа анализа данных» Яндекс. Учебник, г. Москва

03.01.2021

Удостоверение 72 ч.

Работа с трудным поведением: принципы и инструменты

АНОД ПО «Школа анализа данных» Яндекс. Учебник, г. Москва от 01.01.2021

Удостоверение 16 ч.

Методология и технологии дистанционного обучения в ОО

ООО «Центр инновационного образования и воспитания» Единый урок

г. Москва

от 25.12.2020

Удостоверение 49 ч.

Цифровая грамотность педагогического работника

ООО «Центр инновационного образования и воспитания» Единый урок

г. Москва

от 30.12.2020

Диплом о профессиональной переподготовке

285 ч.

Модуль: Цифровая грамотность: навыки и умения необходимые каждому.

РОЦИТ Учи.ру г. Москва

Сертификат 1

от 30.09.2020

Модуль 2. Эффективная и безопасная работа с информацией.

РОЦИТ Учи.ру г. Москва

Сертификат 2

от 30.09.2020

Модуль 3. Коммуникация в интернете и медиаграмотность.

РОЦИТ Учи.ру г. Москва

Сертификат 3

от 08.10.2020

Модуль 4. Онлайн-покупки и финансовые операции

РОЦИТ Учи.ру г. Москва

Сертификат 4

от 08.10.2020

Модуль 5. Новые технологии и профессиональные сервисы

РОЦИТ Учи.ру г. Москва

Сертификат 5

от 08.10.2020

Модуль 6. Использование цифровой образовательной платформы Учи.ру в профессиональной деятельности

РОЦИТ Учи.ру г. Москва

Сертификат 6

от 08.10.2020

Награды, поощрения:

Форма награждения

Кем награждался

Когда

Почетная грамота

Законодательной палаты Великого Хурала

2010 г.

Благодарность  

Верховного Хурала  (парламента) РТ

2013 г.

Почетная грамота

Общероссийский профсоюз образования

2015 г.

Почетная грамота

Региональный профсоюз образования

2011 г.

Почетная грамота

Министерства образования и науки РТ

2014 г.

Почетная грамота

Управления образования РТ

2019 г.

Результаты педагогической деятельности:

Наименование конкурса

Когда

Уровень участия

ФИО учащегося

Результат

Подтверждающий документ

1

«Тоолдун чечени, торгу дег чараш»

2017

республиканский

Сагаачы Чимис, 3 класс  

активное участие

Грамота

2

Всероссийский экологический форум «Зеленая планета», 2016

2019

муниципальный

Куулар Урандаш

3 место

Грамота

3

Республиканский экологический конкурс поделок из природных материалов «Через природу к творчеству»

14.02.2017

муниципальный

Найдын Начын, 4 класс

2 место

Грамота

4

Всероссийский экологический форум «Зеленая планета», 2019

2019

муниципальный

Монге Камилла, 2 класс

1 место

Грамота

5

Конкурс «Здравствуй, здравствуй сказка»

15.12.2017

муниципальный

Коллектив 1-4 классов

3 место

Грамота

6

Конкурс «Здравствуй, здравствуй сказка»

14.12.2018

муниципальный

Коллектив 2-3 классов

3 место

Грамота

7

республиканский фестиваль «Национальное подворье»

12.06.2019

республиканский

команда

1 место

Грамота

8

НПК «Я-исследователь

10.02. 2020

муниципальный

Монге Камилла, 4 класс

2 место

Грамота

Научно-методическая деятельность

Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.

Сейчас каждому учителю предоставляется выбор образовательных программ. В одном классе могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы, ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом.
После тщательного изучения образовательных систем и программ, я остановила свой выбор на 
УМК «Школа России». Традиционная программа для начальных классов действует уже не один десяток лет. Сначала она была единственной, а теперь одна из многих. Комплект «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. Он охватывает все образовательные области, в том числе инновационные включает учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге: в нем сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие принципы дидактики, прежде всего возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в представлении учебного материала.

Комплект учебников УМК «Школа России» - результат работы большого авторского коллектива под руководством А.Плешакова в сотрудничестве с издательством «Просвещение». Разработчики проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями Национальной доктрины образования в РФ, концепцией модернизации российского образования, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы.

              «Школа России» создается в России и для России. Учебный комплект отражает существенные черты образовательной системы, на построение которой направлены усилия авторского коллектива. Считаю, что предлагаемая модель школы отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его. Главную идею комплекта можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

               Авторы строят комплект на фундаменте, который очень надежен. Таким фундаментом являются новые достижения педагогической теории и практики, относящиеся к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, как известно, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом.

Опираясь на традиции отечественной школы, авторы осознают их исключительную ценность и значимость. В российской педагогике утвердилось понимание педагогического процесса как процесса введения человека в культуру. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Традиция – это живая неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было заявлено в минувшем, но не получило своей реализации или же, обгоняя время, не смогло быть реализовано в полной мере, хотя и сохраняло чрезвычайно перспективную, живительную силу. Истинно современное оказывается таковым, когда произрастает из прошлого.

       Особенность комплекта – его построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования.  Это образование личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное.

       1. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании. Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования. Авторы учебно-методического комплекта «Школа России» всегда работали в русле обозначенной традиции, считая, что главное назначение начальной школы – воспитательное. Приоритетным является духовно-нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания. И сегодня учебники ориентированы на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта в состоянии обеспечить выполнение культуросозидающей роли образования. Обращение в первую очередь к человеческим качествам развивающейся личности ни в коем случае не означает недооценки других составляющих развития ребенка: психических процессов, творческих способностей, учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Личность едина, и ее целостное развитие возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого процесса.

       2. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников.  Граждански-ориентированное образование в начальной школе – одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России. Различные аспекты  знаний составляют значительную часть содержания  учебников. Одна из важнейших задач в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию, постижению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного величия. Средствами учебных предметов воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным традициям, к государственным символам Российской Федерации, знакомим детей с образцами благородного служения Отечеству, стремимся показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином общества в России.

       3. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников. Характеризуя современный мир, мы должны констатировать, что живем в эпоху глобализации. Этот процесс имеет впечатляющие и вдохновляющие перспективы. Россия является неотъемлемым его участником и четко заявляет об этом в последнее время: энергично встраивается в мировую экономику, активно участвует в мировом культурном процессе, объединяет усилия с другими странами для утверждения более безопасного, справедливого и гуманного миропорядка. В наших учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане – одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития.

Наши учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества. Исключительно важное значение в условиях глобализации и «стирания» государственных границ приобретает владение иностранными языками, благодаря которому чрезвычайно расширяются возможности общения и межкультурной коммуникации. Поэтому в состав комплекта «Школа России» включен учебник для начальных классов по английскому и немецкому языкам.

      4. Комплект «Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников. Одним из наиболее серьезных вызовов современного мира человеку и человечеству является порожденный самими людьми экологический кризис. И это не фантазия экологов, стремящихся привлечь к себе внимание, а документально подтвержденная реальность, все острее ощущаемая каждым в повседневной жизни. Мир вступил в третье тысячелетие с тяжким грузом экологических проблем, которые на наших глазах перерастают в глобальную проблему выживания человечества. Современная реальность привела к выработке новой цивилизационной парадигмы, настоятельно требующей формирования у детей нового мировоззрения. Его называют по-разному – экологическим, биосферным, космическим. Но, независимо от названия, оно должно строиться на новой системе ценностей, в которой Природа и Жизнь заняли бы место фундаментального базиса.
Одной из важнейших составляющих нашей модели начального образования является экологическая этика и связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика. Эта деятельность, включающая анализ отношения к миру природы, оценку поступков, выработку экоадекватных норм жизни, направлена на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка в согласии и взаимодействии с Природой.

Особенности учебного комплекта «Школа России»

Более подробно остановимся на учебниках УМК «Школа России».

Учебники курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков). Эта программа имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом эмоциональной отзывчивости, любознательности, способности овладеть теоретическими знаниями. Продолжается развитие и в основной школе. Мы считаем, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.

Много достоинств у учебника «Математика» (автор М. И. Моро), цели и задачи которого направлены на развитие образного и логического мышления учащихся, формирование предметных умений и навыков, освоение основ математических знаний, воспитание интереса к математике. Школьники получают представление о натуральном числе и нуле, учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находят неизвестный компонент, получают представление о величинах, геометрических фигурах, учатся решать задачи. Курс предусматривает последовательное расширение, происходит постепенное нарастание трудности учебного материала, т.е. в нем созданы хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Решение задач – это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи, укрепления связи обучения с жизнью. При этом, важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Данный курс создает прочную основу и для дальнейшего обучения этому предмету.

Учебный курс «Литературное чтение» (авторы А. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) занимает центральное место среди учебных предметов УМК «Школа России», он развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, расширяет их читательские возможности и знания об окружающем мире, своих сверстниках, о природе, об истории нашей Родины, кругозор; обеспечивает развитие речи; формирует потребность в чтении книг. Частью его является внеклассное чтение на уроках и дома. В учебниках сохраняются тематико-жанровые разделы, а каждый следующий год вносит новые стороны в подход к текстам.

Учебник «Русский язык» (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.)помогает учащимся осваивать первоначальные знания по лексике, фонетике, грамматике, развивать речь, мышление, овладевать умениями правильно писать, формировать целостное представление о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, интонационном и лексическом богатстве.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство.

Музыка (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина)

Данная предметная линия учебников «Музыка» для общеобразовательных учреждений создана под руководством заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, доцента Г.П. Сергеевой. В учебниках нашло отражение новое направление отечественной музыкальной педагогики, получили развитие лучшие традиции отечественной школы массового музыкального образования и воспитания.

При создании данной линии учебников авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. Направленность содержания этой линии учебников на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры определяет его актуальность.

Изначально необходимо отметить установку данной линии учебников на то, что в виду специфики искусства занятия музыкой и достижение предметных результатов неотделимы от достижения личностных результатов. Постижение искусства, прежде всего, связано с развитием музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к миру, человеку, к самому себе.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учебники направлены на достижение учащимися личностных и предметных результатов по музыке.

Технология (автор Геронимуса Т.М.)

В учебнике изложены теоретические сведения о происхождении отдельных материалов, рациональных приемах выполнения технологических операций, правилах безопасной работы инструментами, элементах графической работы. Игровые персонажи и графики, сопровождающие техническую информацию, помогают создавать проблемные ситуации, давая возможность учителю перейти от репродуктивной методики обучения к эвристической.

Физическая культура (автор В.И.Лях)

1 -4 классы. Физическая культура призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Цель обучения в начальной школе - формирование физической культуры личности школьника посредством освоения физической деятельности с общеразвивающей направленностью.

Формируются задачи учебного предмета:

  • формирование знаний о физической деятельности;
  • совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
  • расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;
  • формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений с различной педагогической направленности связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

-формирование практических умений необходимых в организации самостоятельных занятий, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.

Рассмотренные характеристики комплекта «Школа России» теснейшим образом взаимосвязаны. Все они проецируются на личность ученика и отражают различные аспекты ее целостного развития, а их сочетание обеспечивает гармонизацию интересов человека, общества, государства и человечества в образовании.

Для достижения целей развития личности необходимо строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке.

Обучение по комплекту «Школа России» носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

       Авторы комплекта постарались придать учебно-методическому комплекту такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, вариативность (каждый из его компонентов допускает дальнейшее совершенствование, вплоть до замены наиболее продуктивным). Эти качества должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы, для того чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.       

Задачи данной программы:

  • всестороннее развитие личности, т.е. не обучение чтению, счету, письму, а развитие качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей;
  • развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе.

Ведущие принципы:

  • принцип деятельности
  • принцип комфортности
  • принцип непрерывности.

         Взяв за основу программу "Школа России” и исходя из особенностей класса, для себя ставлю следующие задачи:

1. Развивать интеллектуальную, творческую личность.

2. Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.

3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.      

Приведу несколько аргументов, подтверждающих актуальность этих задач.

       Сегодня мы переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний.

        Когда сегодняшний ребенок закончит ВУЗ, объем информации увеличится в 4 раза. И поэтому задача курса "Литературное чтение” - подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приемами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

        Для этого применяю различные формы и типы творческих уроков: конкурсы, викторины, уроки-праздники, путешествия по сказкам.

        Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания:

- рисуют портрет сказочного героя;

- составляют рассказ о герое, не называя его, чтобы дети узнали его по приметам;

- составление пожелания персонажу.

        Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих. В процессе чтения идет работа над развитием речи, над расширением словарного запаса. Для этого применяю группу заданий, которые можно назвать словесными играми, потому что они проводятся на материале слов или групп слов и пробуждают у учеников интерес и внимание к этой единице языка.

Считаю еще одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс:

1) работа с текстом до чтения;

2) работа с текстом во время чтения;

3) работа с текстом после чтения.

         Хочу сказать о программе русского языка, которая непосредственно связана с чтением. Ведется большая работа по развитию речи, по расширению словарного запаса, который начинается на уроках чтения. Для этого учу детей пользоваться толковым словарем для толкования незнакомых и устаревших слов, которые встречаются на уроках чтения и русского языка.

          Для себя ставлю следующие задачи:

1. Развивать у детей чувство гордости, уважения и любви к родному языку.

2.Учить детей осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой.

3. Воспитывать потребность совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой, выразительной.

           Чтобы выполнить поставленные задачи, ведется работа над лексическим значением слов, применяются различные методы: словесный, наглядный, практический.

           Применяю много индивидуальных заданий с учетом способностей учащихся. Использую различные формы уроков: урок-КВН, путешествие по сказке, урок любознательных, комбинированные уроки, которые прослеживаются в период обучения грамоте, интегрированные уроки.  Включаю в уроки игровые моменты.    

Провожу уроки-дискуссии, обучая ребят правильно и грамотно общаться, задавать вопросы и отвечать на них. Продолжается постоянная работа над словами родного языка как современного, так и древнего, начатая на уроках чтения.

Для написания под диктовку и списывания использую отрывки из произведений русских поэтов и писателей, сказок и тексты из прочитанного на уроках чтения. Все это нужно для активизации детей на уроке, лучшего усвоения материала, развития мышления, речи.

                 Для создания новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно разрешить поставленные задачи на уроках создаю проблемные ситуации.

                 Достигая разные цели обучения, придерживаюсь принципа: главное увидеть в ребенке не то, что он не знает, а увидеть и развить то, что он умеет и знает.

Для реализации задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся формирую здоровый образ жизни не только на классных часах, но и использую вставки о здоровье и на уроках русского языка, где включаю пословицы о здоровье и проводим небольшие беседы: «Чистота — залог здоровья», «Кто долго жует, тот долго живет», и другие.

В процессе обучения и воспитания я стараюсь активно использовать современные образовательные технологии. Провожу уроки-игры, уроки-путешествия, мини-спектакли и уроки - ролевые игры. С целью эффективности обучения, помимо использования наглядных пособий, тестовых заданий и других средств, стараюсь применять презентации и видеофильмы, разработанные и адаптированные к условиям общеобразовательных школ, в результате чего уровень обученности учащихся возрастает.

Программа "Школа России” предполагает свою модель выпускника, т.е. функционально грамотной личности.     

Выпускник должен:

- обладать огромным потенциалом умения постоянно пополнять свои знания;

- уметь адаптироваться в любой социальной среде и изменять эту среду вокруг себя;

- быть личностью, не впадающей в депрессию;

- быть толерантным к миру (не один в мире, а жить среди людей);

- быть личностью, умеющей адекватно развивать свои мысли. 

Комплект «Школа России» проверен временем и обеспечивает хорошие результаты. Благодаря ему, традиционная программа усваивается учащимися легче (за счет алгоритмов и четких формулировок правил), в ней соблюдается принцип преемственности в обучении со средним звеном, ей свойственна открытость, способность впитывать в себя новые и новые общедидактические и методические идеи.

                               

Образовательные технологии и методы обучения, используемые мною в образовательном процессе

 Эффективность урока определяется как его структурой, так и методикой, которая  предусматривает, какие методы, приёмы, средства обучения и в какой последовательности и взаимосвязи должны быть использованы на каждом этапе. На своих уроках я использую педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

  • Игровые технологии.
  • Технология коммуникативного обучения.
  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.
  • Технология индивидуализации обучения.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология критического мышления.
  • Групповые технологии.
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Разрабатывая вопрос о структуре уроков, я сталкиваюсь с проблемой сравнительной эффективности различных методов обучения, применяемых на занятиях: уроки-зачёты, практикумы, диспуты, интегрированные уроки, игры-путешествия. Приёмы и методы подачи материала всегда разнообразны.

Исходя  из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом,  использую следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, фильмов и т.д.;
  • репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
  • проблемное изложение изучаемого материала;
  • частично-поисковый или эвристический метод;
  • исследовательский  метод,  когда  учащимся  дается  познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для  этого  необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Обоснование выбора и использования образовательных технологий

В процессе обучения мною используются следующие технологии:

  • игровая;
  • информационно-коммуникационная
  • проблемно-диалогическая
  • проектная деятельность
  • личностно-ориентированное обучение
  • технология оценивания учебных успехов
  • здоровье сберегающие технологии

Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:

  • осуществляется индивидуальный подход к обучению;
  • развиваются у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
  • усиливается мотивация к учению;
  • формируется у школьников умение работать с информацией;
  • развиваются коммуникативные способности;
  • качественно изменяется контроль над деятельностью учащихся;
  • школьники приобщаются к достижениям информационного общества;
  • развитие коммуникативных умений, обучающихся;
  • повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;
  • объективность оценки;
  • расширение возможностей предъявления информации;
  • объективность оценки компьютерных тестов и тестовых программ.

Используя ИКТ в традиционной классно-урочной системе, я провожу уроки с мультимедиа выступлением.

Проектная технология имеет следующие преимущества:

  • актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе,
  • выход процесса обучения из стен школы в окружающий мир, т.к. метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • развитие у обучающихся исследовательских умений;
  • обеспечение механизма критического мышления, умения искать пути решения проблемы;
  • развитие «командного духа»;
  • развитие коммуникабельности и умения сотрудничать;
  • повышение личной уверенности обучающихся;
  • формирование навыков выступления;
  • формирование навыков наиболее рационального представления полученной информации;
  • формирование умения самостоятельной работы с литературными и электронными источниками информации.

При работе обучающихся над проектом я помогаю в поисках нужной информации; координирую весь процесс; поощряю обучающихся; поддерживаю постоянную обратную связь.

 

Игровая технология имеет следующие преимущества:

  • создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала;
  • в процессе игры, обучающиеся получают большую мотивацию для выражения своих мнений и чувств;
  • застенчивым обучающимся более охотно вступают в диалог с учителем;
  • позволяет обучающимся получить опыт общения,
  • игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи;
  • в непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал;

Так же я использую основные педагогические методы:

Словесные: объяснение, указание, оценка и самооценка, речевой образец, повторное проговаривание, вопрос, рассказ, беседа.

Психологами и педагогами установлено, что успешность обучения на прямую зависит от мотива деятельности детей, поэтому, для развития мотивации, я использую следующие приемы:

  • ставлю перед детьми различные замысловатые проблемы: загадки, ребусы, кроссворды, головоломки;
  • провожу дидактические игры;
  • обсуждаю с обучающимися волнующие вопросы, в том числе и отдаленно связанные с темой занятия;
  • предоставляю возможность высказаться, обратить на себя внимание.

С учётом возрастных особенностей детей я использую на уроках разнообразные приемы, стимулирующие их познавательную активность и способствующие развитию универсальных учебных действий и творческих умений:

  • опора на желания детей;
  • учёт интересов и склонностей детей;
  • одобрение успехов детей (слова и жесты одобрения адресую не только лучшим обучающимся, но и тем, кто проявляет старание в работе);
  • демонстрация ребёнку его достижений, предоставление объективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе;
  • помощь в преодолении ребёнком страха ошибки;
  • создание эмоционально-положительного фона на уроке;
  • широкое использование наглядного материала, игровых приемов, средств ИКТ;
  • смена видов деятельности.

Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

К основным методам проведения педагогической диагностики, применяемым мною, относятся:

 Контрольная работа - объективно оценивает знание, умение и навыки, показывает способности каждого отдельно взятого ученика.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ отводится весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значительных тем программы,

- в конце учебной четверти,

- в конце полугодия.

Самостоятельная работа - проводится фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся и усвоения знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой–то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах. Самостоятельные работы учащихся планомерно и систематически включаются в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Общение в паре на уроках контроля.

Устный опрос - требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, сообщение о наблюдении и т.д. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Тестирование – одна из инновационных методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что они

а) относительно краткосрочны, т.е. не требуют больших затрат времени;

б) однозначны, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;

в) правильны, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;

г) относительно кратки, требуют сжатых ответов;

д) информационны, т.е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;

е) удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки результатов;

ж) стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Применение ИКТ на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

·          сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

·           эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

·           индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

·           раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

·           осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Мои ученики принимают участие во всероссийских конкурсах «Интолимп», «Я люблю математику», «Учи.ру».

  • Монгуш Буяна - диплом победителя III степени. Литературное чтение (intolimp, Осень – 2020)
  • Тартык-оол тана-Херел – диплом победителя II степени Литературное чтение (intolimp, Осень – 2020)
  • Куулар Эзир-оол - диплом победителя II степени Литературное чтение (intolimp, Осень – 2020)
  • Монге Камилла - диплом победителя III степени. Русский язык 4 класс. (intolimp, Зима – 2020)
  • Монгуш Буяна - диплом победителя III степени. Русский язык 4 класс. (intolimp, Зима – 2020)

Результаты исследовательской деятельности обучающихся:

  • Монге Камилла – диплом II степени, муниципальная научно-практическая конференция «Я-исследователь», 2020 г.