В помощь студенту-заочнику

Ушакова Ольга Алексеевна

Методические указания «Метрология, стандартизация и сертификация » для заочников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekzam_voprosy_metrologiya_test.doc63 КБ
Файл mr_dlya_dkr_zaochniki.rar2.46 МБ
Microsoft Office document icon sam_rab_fgos_metr.doc478 КБ

Предварительный просмотр:

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» для студентов группы М-111,  3-й курс, 1-й семестр, специальность 190631.

  1. Что характеризуют показатели  технологичности?
  1. степень использования в данном изделии стандартизованных и унифицированных изделий
  2. степень соответствия изделия и его элементов оптимальным условиям производства
  3. все ответы правильные
  1. Что характеризуют показатели  безопасности?
  1. характеризуют свойства продукции, обусловливающие безопасность человека при ее использовании
  2. степень соответствия изделия и его элементов оптимальным условиям производства
  3. все ответы правильные
  1. Инструментальный метод оценки качества продукции…..

1) включает в себя определение качества продукции с помощью измерительных средств

2) заключается в  определение качества продукции на основе анализа

3) основан на учете и сборе мнений фактических потребителей

4. Что такое метрология?

                1) наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

                2) наука об измерениях, методах и средствах обеспечения

                3) ) наука об измерениях и способах достижения требуемой точности.

5. Что является объектом метрологии?

                1) измерения. их единство и точность

                2) объекты и процессы окружающего мира,

                3) все ответы правильные

6. Что является предметом метрологии?

                1) ) измерения. их единство и точность

                2) объекты и процессы окружающего мира,

                3) все ответы правильные

7. На какие виды подразделяется контроль?

                1) поэлементный и комплексный

                2) физический и смешанный

                3) поэлементный и смешанный

8. Что такое исходный эталон?

                1) это эталон, предназначенный для передачи размера единицы рабочим средствам измерения

2) это эталон, предназначенный для передачи размера единицы эталонам

3) это эталон, предназначенный для передачи размера единицы мерительным приборам

9. Что такое рабочий эталон?

                1) это эталон, предназначенный для передачи размера единицы рабочим средствам измерения

2) это эталон, предназначенный для передачи размера единицы эталонам

3) это эталон, предназначенный для передачи размера единицы мерительным приборам

10. Перечислить виды измерений

                1) прямые и косвенные

                2) совместные и совокупные

                3) все ответы правильные

11. Перечислить виды погрешностей

                1) абсолютная и относительная

                2) приведенная

                3) все ответы правильные

12. Какая погрешность определяется по формуле ∆ = xизм – xд?

                1) абсолютная

                2) относительная

                3)приведенная

13. Что такое цена деления шкалы?

                1) разность величин двух соседних отметок

                2) разность величин двух соседних погрешностей

                3) разность величин двух соседних отклонений

14. Перечислить характеристики средств измерения

                1) цена деления, длина деления шкалы

                2) начальное и конечное значение шкалы, диапазон показателей

                3) все ответы правильные

15. Перечислить виды стандартов РФ

                1) ГОСТ, ОСТ,

                2) ТУ, ОСТ, СТО

                3) все ответы правильные

16. Назвать данный вид стандарта – ОСТ

                1) технические условия

                2) отраслевой стандарт

                3) государственный стандарт

17.  Назвать данный вид стандарта – ТУ

                1) технические условия

                2) отраслевой стандарт

                3) государственный стандарт

18. Назвать данный вид стандарта – ГОСТ

                1) технические условия

                2) отраслевой стандарт

                3) государственный стандарт

19. Термин «вал» применяют для обозначения…

                1) внутренних элементов

                2) наружных элементов

                3) правильного ответа нет

20. Термин «отверстие» применяют для обозначения…

                1) внутренних элементов

                2) наружных элементов

                3) правильного ответа нет

21. Перечислить виды размеров

                1) номинальный и действительный

                2) предельный

                3) все ответы правильные

22. Отклонение бывает…

                1) верхнее и нижнее

                2) действительное

                3) все ответы правильные

23. Допуск размера – это

                1) разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами

                2) зона, ограниченная верхним и нижнем отклонениями

                3) разность между предельным, действительным и номинальным размером

24.Поле допуска – это

                1) разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами

                2) зона, ограниченная верхним и нижнем отклонениями

                3) разность между предельным, действительным и номинальным размером

25.Отклонене – это

                1) разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами

                2) зона, ограниченная верхним и нижнем отклонениями

                3) разность между предельным, действительным и номинальным размером

26. Посадка с зазором, если..

                1) размер отверстия больше размера вала

                2) размер отверстия меньше размера вала

                3) правильного отверстия нет

27. Посадка с натягом, если…

                1) размер отверстия больше размера вала

                2) размер отверстия меньше размера вала

                3) правильного отверстия нет

28. Точность размера характеризуется…

                1) квалитетом точности

                2) допуском

                3) отклонением

29. В какой системе проставлена посадка Ø12 F7/ h6?

                1) в системе вала

                2) в системе отверстия

                3) в системе СИ

30. Перечислить классы точности подшипников качения

                1) 1,2,3,4,6,7,8

2) 8,7,6,5,4,3,2,1

3) 8,7,0,6X,6,5,4,Т,2.

31. В чем назначение взаимозаменяемости?

                1) обеспечение производства  изделий необходимого качества с минимальными затратами;

                2) обеспечение производства  изделий высокого качества;

                3) обеспечение производства  изделий с минимальными затратами.

32. Неполной называется взаимозаменяемость …

                1) при которой в процессе сборки не осуществляется пригонка;

                2)  при которой в процессе сборки осуществляется пригонка;

                3) при которой в процессе сборки частично осуществляется пригонка.

33. Взаимозаменяемость бывает …

                1) внешней;

                2) внутренней;

                3) все ответы правильные.

34. Под погрешностью обработки понимают…

                1) разность между результатом измерения и истинным значением размера;

                2) разность между истинным значением размера и результатом измерения;

                3) правильного ответа нет.

35. Сопрягаемые детали – это …

                1) две детали, элементы которых входят в друг друга;

                2) две детали, элементы которых не входят в друг друга;

                3) правильного ответа нет.

36. поверхности бывают …

                1) сопряженными;

                2) свободными;

                3) все ответы правильные.

37. Действительный размер – это…

                1) размер, полученный исходя из функционального назначения детали;

                2) размер, полученный измерением с допустимой погрешностью;

                3) правильного ответа нет.

38. Номинальный размер – это …

                1) размер, полученный исходя из функционального назначения детали;

                2) размер, полученный измерением с допустимой погрешностью;

                3) правильного ответа нет.

39. Допуск размера – это …

  1. разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами;

2) разность между наименьшим и наибольшим предельными размерами;

                3) все ответы правильные.

40. Поле допуска - …

                1) зона, ограниченная нижним и верхним отклонением;

                2) зона, ограниченная верхним и нижним отклонением;

                3) все ответы правильные.

41. Нулевая линия – это…

                1) линия, соответствующая номинальному размеру;

                2) линия, соответствующая предельному размеру;

                3) линия, соответствующая действительному размеру;

42. Зазор – это…

                1) разность размеров вала и отверстия;

                2) разность размеров отверстия и вала;

                3) правильного ответа нет.

43. Натяг – это …

                1) разность размеров вала и отверстия;

                2) разность размеров отверстия и вала;

                3) правильного ответа нет.

44. Посадка с натягом образует…

                1) неподвижное соединение;

                2) подвижное соединение;

                3) в соединении зазор и натяг.

45. Посадка с зазором образует…

                1) неподвижное соединение;

                2) подвижное соединение;

                3) в соединении зазор и натяг.

46. Переходная посадка образует…

                1) неподвижное соединение;

                2) подвижное соединение;

                3) в соединении зазор и натяг.

47. Допуск посадки – это…

                1) разность предельных зазоров или натягов;

                2) сумма предельных зазоров или натягов;

                3) произведение предельных зазоров или натягов;

48. От чего зависит единица допуска?

                1) от сложности изготовления детали;

                2) от ее размера;

                3) все ответы правильные.

49. Что характеризует квалитет точности?

                1) допуск размера;

                2) точность изготовления;

                3) действительный размер.

50. Основное отклонение – это …

                1) одно из двух отклонений поля допуска, ближайшее к нулевой линии;

                2) одно из двух отклонений поля допуска, которого наиболее удалено от нулевой линии;

                3) одно из двух отклонений поля допуска, которого находится на нулевой линии.

51. Как обозначается поле допуска вала в данной посадке ØH7/k8 ?

                1) H7;

                2) k8;

                3) Ø.

52. Как обозначается поле допуска отверстия в данной посадке ØH7/k8 ?

                1) H7;

                2) k8;

                3) Ø.

53. В шлицевых соединениях центрирование осуществляют…

                1) по наружному и внутреннему диаметрам;

                2) по боковым сторонам;

                3) все ответы правильные.

54. Как обозначается поле допуска резьбового соединения для среднего диаметра М – 24 - 5g6g?

                1) 6g;

                2) 5g;

                3) М – 24.

55. Указать степень точности зубчатого колеса по нормам кинематической точности 8-7-6-Ва ГОСТ 1643-81.

                1)8;

                2) 7;

                3) 6.

56. Допуском формы является…

                1) наибольшее допустимое значение отклонения формы;

                2) наименьшее допустимое значение отклонения формы;

                3) правильного ответа нет.

57. База – это …

                1) элемент по отношению, к которому задается допуск расположения рассматриваемого элемента;

                2) элемент по отношению, к которому определяется соответствующее отклонение;

                3) все ответы правильные.

58. Сертификация соответствия проводится …

                1) в обязательной области;

                2) в добровольной области;

                3) все ответы правильные.

59. Перечислить основных участников сертификации.

                1) заявители;

                2) органы сертификации и испытательные лаборатории;

                3) все ответы правильные.

60. Посадка шпоночного соединения производится по…

                1) ширине шпоночного паза;

                2) по наружному диаметру;

                3) по внутреннему диаметру.

Ответы:

  1. Верный ответ: 2;      17)  Верный ответ: 1    33) Верный ответ: 3      49) Верный ответ: 2
  2. Верный ответ: 1;      18) Верный ответ: 3     34) Верный ответ: 2      50) Верный ответ: 1
  3.  Верный ответ: 1;     19) Верный ответ: 2     35) Верный ответ: 1      51) Верный ответ: 2
  4.  Верный ответ: 1;     20) Верный ответ: 1     36) Верный ответ: 3      52) Верный ответ: 1
  5.  Верный ответ: 2;     21) Верный ответ: 3     37) Верный ответ: 2      53) Верный ответ: 3
  6.  Верный ответ: 1;     22) Верный ответ: 3     38) Верный ответ: 1      54) Верный ответ: 2
  7.  Верный ответ: 1;     23) Верный ответ: 1     39) Верный ответ: 1      55) Верный ответ: 1
  8.  Верный ответ: 2;     24) Верный ответ: 2      40) Верный ответ: 3     56) Верный ответ: 1
  9.  Верный ответ: 1;     25) Верный ответ: 3      41) Верный ответ: 1     57) Верный ответ: 3
  10.  Верный ответ: 3;     26) Верный ответ: 1      42) Верный ответ: 2     58) Верный ответ: 3
  11.  Верный ответ: 3;     27) Верный ответ: 2      43) Верный ответ: 1     59) Верный ответ: 3
  12.  Верный ответ: 1;     28) Верный ответ: 1      44) Верный ответ: 1     60) Верный ответ: 1
  13.  Верный ответ: 1;     29) Верный ответ: 1      45) Верный ответ: 2
  14.  Верный ответ: 3;     30) Верный ответ: 3      46) Верный ответ: 3
  15.  Верный ответ: 3;     31) Верный ответ: 1;     47) Верный ответ: 1
  16. Верный ответ: 2       32) Верный ответ:2;     48) Верный ответ: 3

Форма экзамена: тестирование.

Всего 60 вопросов. Каждый вопрос имеет три ответа, один из которых правильный.

Необходимо ответить на 40 вопросов из 60.

Критерии оценок:

40 – 38 правильных ответов – оценка «5»;

37 – 30 правильных ответов – оценка «4»;

29 – 21 правильных ответов – оценка «3»;

20 и менее правильных ответов – оценка «2»;



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Грязинский технический колледж

Методические указания по организации и  проведению самостоятельной  работы студентов

по ОП.05

Метрология, стандартизация и сертификация

для специальности (группы специальностей):

по специальности 190701

Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

(заочное отделение)

ГРЯЗИ-2015


Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по ОП 05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном), заочное отделение.

Составитель:        Ушакова О.А преподаватель  спецдисциплин

ОДОБРЕНО

цикловой комиссией
общепрофессиональных дисциплин

Председатель:

_______________ /Петрова С. Н../

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе:

_________________/Савишина И. В../

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов предназначены для обучающихся Г(О)БОУ СПО «Грязинский технический колледж» специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном), заочное отделение для закрепления теоретических знаний и освоения практических умений и навыков.

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой ОП 05. Метрология, стандартизация и сертификация специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном), заочное отделение


Введение

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном), заочное отделение.

ОП. 05 Метрология, стандартизация и сертификация изучается в течении 1-го семестра. Общий объем времени, отведенный на  выполнение самостоятельной работы по ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 86 часов. Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОП. 05 Метрология, стандартизация и сертификация, закреплении теоретических знаний и умений.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС СПО специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном), заочное отделение и требованиям рабочей программы ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация:

умения :

- применять документацию систем качества;

- применять основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации;

знания:

- правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации;

- основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации.

Вышеперечисленные умения, знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:

ПК 1.1

Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2.

-

Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 1.3.

-

 Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.2.

-

Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ

ПК 2.3.

-

Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы могут быть использованы преподавателями на учебных занятиях и для самостоятельного освоения студентами ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация.


Виды и формы самостоятельной работы студентов по

по ОП 05. Метрология, стандартизация и сертификация

  • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
  • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
  • Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
  • Выполнение расчетных заданий.
  • Работа со справочной литературой.
  • Оформление отчетов по практическим работам, и подготовка к их защите.
  • Подготовка к экзамену.
  • Подготовка и выполнение домашней контрольной работы.


Общие методические указания руководства

самостоятельной работой студентов

  1. Четко ставить задачу предстоящей самостоятельной работы.
  2. Добиваться, чтобы студенты выполняли самостоятельную работу осознанно, т.е. ясно представляли теоретические основы выполняемых действий.
  3. Вовремя предупреждать студентов о типичных ошибках и возможных способах их избежания.
  4. Оказывать студентам помощь, не вмешиваясь в их работу без необходимости.
  5. При допущении студентами ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем чтобы студенты самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.
  6. Практиковать промежуточный контроль хода и результатов самостоятельной работы студентов.
  7. Рационально распределять задания самостоятельной работы по сложности с учетом индивидуальных особенностей и способностей студентов.
  8. Стимулировать и поощрять проявления творческого подхода студентов к выполнению заданий.
  9. Умело сочетать индивидуальную и коллективную работу студентов.
  10. При оценке хода и итогов самостоятельной работы студентов исходить из положительных моментов в их работе.
  11. Постоянно практиковать в ходе самостоятельной работы обращение студентов к разным источникам информации.

Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

2. Подготовка к контрольным работам, экзамену

1.        Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2.        Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.

4.        Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6.        Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

7.        Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы, составлению графиков, таблиц и т.д.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- качество уровня освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;

- обоснованность и четкость изложения ответа.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе

1.        При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2.        Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

4.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5.        Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6.        В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

- логичность изложения ответа;

- уровень понимания изученного материала.

4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме

1.        Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.  Предложенная тема должна содержать проблему, быть связанной с современным развитием в области технической механики.

2.        При подготовке доклада, сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

3.        Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

4.        Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

5.        Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

6.        Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

7.        Подготовленный доклад должен сопровождаться  презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

Показатели  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения или доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала.

5. Выполнение расчетных заданий

6. Работа со справочной литературой

1.        Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме. 

2.        Обратите внимание, как использовались данные формулы при решении задач на занятии.

3.        Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.

4.        Решите предложенную задачу, используя выписанные формулы.

5.        В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.

6.        Проанализируйте полученный результат (проверьте размерности величин, правильность подстановки в формулы численных значений, правильность расчетов, правильность вывода неизвестной величины из формулы).

7.        Решение задач должно сопровождаться необходимыми пояснениями. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины. Окончательный ответ следует приводить и в системе СИ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- грамотная запись условия задачи и ее решения;

- грамотное использование формул;

- грамотное использование справочной литературы;

- точность и правильность расчетов;

- обоснование решения задачи.

7. Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите

  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению лабораторных и практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
  2. Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
  3.  Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
  4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

- оформление лабораторных и практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;

- качественное выполнение всех этапов работы;

- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;

- правильное оформление выводов работы;

- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.

8) Подготовка и выполнение домашней контрольной работы.

Требования к подготовке и выполнению домашней контрольной работы приведены отдельно в методических указаниях.


Перечень рекомендуемой литературы

(в том числе Интернет-ресурсы)

  1. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для студ. сред. проф. образования /(И. А. Иванов, С. В. Урушев, А. А. Воробьев, Д. П. Кононов). – М,: Издательский центр «Академия», 2009. – 336.с.
  2. Кошевая И. П., Канке А. А. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. – 416 с. – (Профессиональное образование).
  3. Яблонский О. П., Иванова В. А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник / Серия «Высшее образование», - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
  4. Анухин В. И. Допуски и посадки: учеб. Пособие / В. И. Анухин. – СПб.: Питер, 2008. – 207с.
  5. Метрология, стандартизация и сертификация / под ред. Проф. А. С. Сигова. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. – 336 с.
  6. Метрология, стандартизация и сертификация  stroyinf.ru/стандартизация и сертиф...


Задания для самостоятельно выполнения

по ОП 05 Метрология, стандартизация и сертификация 

Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы по ОП 04 Материаловедение для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям. 

Раздел 1  Метрология  (20 часа)

1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по разделу– 5 часов

Контрольные вопросы:

  1. На чем основывается выбор точности измерительного средства в зависимости от допуска?
  2. В каком случае имеется тенденция возрастания процента неправильности принятых деталей?
  3. Какое выбирают средство измерения?
  4. Какое средство измерения применяют для контроля?: а) отливок; б) поковок; в) горячих штамповок; г) грубообработанных деталей путем опиловки, черновой обточки и т. п.?
  5. Какие средства измерения применяют в условиях производства: а) массового и крупносерийного? б) единичного и мелкосерийного?
  6. В каких случаях применяются точные измерительные инструменты и приборы в массовом производстве?
  7. Что называют измерением? Методы измерения?
  8. Что называют средством измерения? Что к ним относиться?
  9. Что называют эталоном единицы измерения?
  10. Что называют образцовыми средствами измерения?
  11. Что называют: а) ценой деления; б) интервалом деления; в) диапазоном показаний; г) диапазоном измерений?
  12. Что понимают под точностью измерений?
  13. Что называют; а) погрешностью метода; б) погрешностью отсчитывания? в) инструментальной погрешностью?
  14. Классификация погрешностей измерения.
  15. Перечислить  организации и службы Российской Федерации, действующим в области технического регулирования, метрологии, стандартизации.
  16. Назвать основные функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
  17. Перечислить виды работ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
  18. Перечислить задачи метрологии на автомобильном транспорте.
  19. Перечислить структурные единицы Метрологической службы на автомобильном транспорте.

2) Составить таблицу «Метрологические характеристики средств измерения», используя материал учебника (1) – 1 час

3) Подготовить доклад по темам с презентацией  - 5 часов:

  • «Метрологические службы на автомобильном транспорте»,;             «Аккредитация метрологической службы предприятий»;
  • «Виды метрологического контроля»;
  • «Виды метрологического надзора».

4) Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе – 4 часа

Составьте конспект учебника [1] по теме:

  • «Задачи метрологии на автомобильном транспорте»;
  • «Задачи Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии»;
  • «Задачи службы метрологического контроля»;
  • «Задачи службы метрологического надзора»

5) Изучение первоисточников и нормативной документации – 5 часов.

  • «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии»;
  • «Агентство по Ростехрегулированию»;
  • «Структуры метрологической службы на автомобильном транспорте»

Раздел 2. Стандартизация (49 часов)

1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по разделу – 12 часов

Контрольные вопросы:

  1. Что такое стандартизация?
  2. Приведите примеры применения стандартизации.
  3. Стандартизация и повышение эффективности производства.
  4. Что такое стандарт?
  5. Что является объектом стандартизации?
  6. Дать определение Государственной системы стандартизации.
  7. Перечислить три этапа реформирования системы.
  8. Перечислить цели осуществления стандартизации.
  9. Перечислить задачи стандартизации.
  10. Дать определение агрегатирования.
  11. Дать определение комплексной стандартизации.
  12. Ряды предпочтительных чисел и причины их введения.
  13. Перечислить функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.
  14. Цель Международной организации по стандартизации (ИСО).
  15. Перечислить основные комитеты, которые подчиняются Совету ИСО.
  16. Назвать виды поверхностей и дать им определения.
  17. Дать определения номинального, действительного и предельного размеров.
  18. Что такое отклонение?
  19. Дать определение верхнего, нижнего и среднего отклонений.
  20. Что такое допуск на размер?
  21. Какие виды посадок вы знаете?
  22. Чем характеризуется посадка с зазором?
  23. Чем характеризуется посадка с натягом?
  24. Чем характеризуется переходная посадка?
  25. Что такое зазор?
  26. Что такое натяг?
  27. Что такое поле допуска?
  28. Дать определение единой системы допусков и посадок.
  29. В чем принципы построения системы допусков и посадок?
  30. Что называют квалитетом точности и что он характеризует?
  31. Что такое посадка в системе вала, в системе отверстия?
  32. Что такое посадка в системе отверстия?
  33. Какие классы точности установлены установлены для подшипников качения?
  34. Изложите основные правила условных обозначений подшипников качения, приведите примеры
  35. Как располагается поле допуска посадочной поверхности внутреннего кольца подшипника? Почему принято такое расположение указанного поля допуска?
  36. В чем назначение шпоночного и шлицевого  соединения?
  37. Какие поля допусков деталей шпоночных соединений применяют.
  38. Перечислить посадки при различных способах центрирования шлицевых соединений.
  39. Дайте краткую характеристику основных типов стандартных резьб. Желательно указать номера стандартов.
  40. Какие виды посадок применяют в резьбовых соединениях?
  41. Расшифруйте обозначения размеров и допусков резьбовых соединений.
  42. Какие виды сопряжения зубчатых колес по боковому зазору зубьев установлены стандартом?
  43. Как обозначается точность изготовления зубчатых колес и передач?

2) Работа с первоисточником и нормативно-правовой документацией – 5 часов.

  • Выбрать объекты стандартизации, относящиеся к машиностроению.
  • Изучить функции и задачи Государственного управления стандартизации в России.
  • Национальные стандарты в области машиностроения

3) Написание и представление сообщения с презентацией  – 4 часа.

Подготовить сообщение, используя материалы учебники [1 или 3] и Интернет ресурсы по теме:

  • «Виды машиностроительных стандартов»;
  • «Международная и межгосударственная стандартизация»
  • «Стандарты ИСО»
  • «Европейский совет по стандартизации, метрологии и сертификации»

4) Составление таблицы для систематизации учебного материала - 2 чаас).

Параметр

Его определение

Стандартизация

Упорядочение

Систематизация

Параметр

Параметрический ряд

Диапазон

Градация

Унификация

Агрегатирование

Комплексная стандартизация

Опережающая стандартизация

5) Выполнение расчетных заданий с использованием нормативной документации – 14 часов

Задание 1. При перемещении измерительного наконечника индикатора на величину 0,25мм его стрелка повернулась на угол 90º. Радиус стрелки равен 25мм; интервал деления шкалы – 1,57мм. Определить цену деления.

Задание 2. Шаблон, служащий для обработки профилограмм, записываемых при измерении отклонений от круглости деталей на кругломере, имеет концентрические окружности, нанесенные с интервалом в 2 мм; число делений, образованных окружностями, - 15. Круглометр имеет следующие увеличения (чувствительность): 2500; 5000; 10000; 20000.

Определить цену деления шаблона и придел измерения кругломера для каждого увеличения.

Задание 3.  Выбрать измерительное средство для контроля вала Ø90 f7.

                 

                      Рис. 1                                                Рис.2

Таблица 1 - Ориентировочные предельные погрешности измерения линейных размеров, мкм (по СТ СЭВ 303-76)

Квалитет

Интервал измерения, мм

До 3

Св. 3 до 6

Св. 6 до 10

Св. 10 до 18

Св. 18 до 30

Св. 30 до 50

Св. 50 до 80

Св. 80 до 120

Св. 120 до 180

Св. 180 до 250

Св. 250 до 315

Св. 315 до 400

Св. 400 до 500

2

0,4

0,6

0,6

0,8

1,0

1,0

1,2

1,6

2,0

2,8

3,0

3,0

4,0

3

0,8

1,0

1,0

1,2

1,4

1,4

1,8

2,0

2,8

4,0

4,0

5,0

5,0

4

1,0

1,4

1,4

1,6

2,0

2,4

2,8

3,0

4,0

5,0

5,0

6,0

6,0

5

1,4

1,6

2,0

2,8

3,0

4,0

4,0

5,0

6,0

7,0

8,0

9,0

9,0

6

1,8

2,0

2,0

3,0

4,0

5,0

5,0

6,0

7,0

8,0

10

10

12

7

3,0

3,0

4,0

5,0

6,0

7,0

9,0

10

12

12

14

16

18

8

3,0

4,0

5,0

7,0

8,0

10

12

12

16

18

20

24

26

9

6,0

8,0

9,0

10

12

16

18

20

30

30

30

40

40

10

8,0

10

12

14

18

20

30

30

40

40

50

50

50

11

12

16

18

30

30

40

40

50

50

60

70

80

80

12

20

30

30

40

50

50

60

70

80

100

120

120

140

13

30

40

50

60

70

80

100

120

140

160

180

180

200

Задание 4. Выбрать измерительное средство для контроля отверстия Ø60 Н11.

Задание 5.  Определить предельные отклонении, величины наибольших и наименьших зазоров и натягов по заданным размерам и посадкам по системе СЭВ. Построить поля допусков. Предельные отклонения нанести на чертежах:

Варианты

1

2

3

4

5

Номинальный размер и посадки

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Задание 6. Определите посадку и номер стандарта на резьбу и допуски; напишите отдельно обозначения наружной и внутренней резьбы: 1) М3 – 6G/6d – 8; 2) M4LH – 7G/7g6g – 10; 3) M8*2,5 (P1,25) – 7H/8h; 4)  М14*1,5LH – 6H/6g; 5) М33*1,5 – 6G/6e – 40; 6) М48*3 – 4H5H/5g – 50; 7) M52LH – 5H/5g6g; 8) M56*4(P2) LH – 5H/6g; 9) M60 – 7H/8g – 20; 10) M64 – 8H/9g8g – 100;  11) М10*1,25LH– 2H5D/2r – 14; 12) М6 –  2H4D (3)/3n (3) – 7,5; 13) 5М – 2Н5D (2)/3p (2) – 27; 14) М39*3 – 2Н4С (3)/3n(3) – 40; 15) М42*3LH – 2H5C (2)/3p(2) – 60; 16) М27*2 – 3Н6Н/ 2m–30; 17) М6 – 4Н6Н/4jk – 8; 18) М18*2LH – 4H6H/4j – 27; 19) М22LH – 5H6H/4j – 40; 20) М45*3 – 5Н6Н / 4jh – 50.

Задание 7. Используя материал учебника (1) заполнить таблицы 2 и 3 .

Таблица 2 – Посадки при различных способах центрированияшлицевых соединений.

Центрирование

По D

По d

По b

Посадки

По d

По D

По b

По d

По D

По b

По d

По D

По b

Подвижное сопряжение

Неподвижное сопряжение

        Таблица 3 – Поля допусков деталей шпоночных соединений

Элемент соединения

Поля допусков размера b при соединении

свободное

нормальное

плотное

Ширина шпонки

Ширина паза вала

Ширина паза на втулке

Задание 8. Даны размеры соединения оси с корпусом : диаметры оси (вала) Ø 10 +5 -14отверстия в корпусе Ø10+15 Построить схему полей допусков через предельные размеры.

Задание 9.Даны размеры: вал - 800-0,03, отверстие - 10 ±0,011 Заполнить таблицу 4.

Таблица 4 – Принятые обозначения

Параметры

Отверстие

Вал

Номинальный размер

Обозначение

Числовое значение

Обозначение

Числовое значение

Предельные отклонения:

верхнее

нижнее

Предельные размеры:

наибольший

наименьший

Допуск размера

Задание 10.  Дано условное обозначение прямобочного шлицевого соединения:

а) d-6x23H7/f7x26H12/a11a11x6F8/JS7;

б) D-10x28H11/≥24,4x35H7/n6x4F8/e8;

в) b-6x26x30x6F10/f8;

г) d-8x36H7/g6x40x7F8/d8;

д) b-6x28H11/≥26,7x32H12/a11x7F8/JS7;

е) D-20x82x92H7/h6x6F8/f8;

ж) b-20x92x102x7D9/k7;

з) d-8x32H7/h6x38x6D9/f7;

и) b-16x72H7/JS6x82x7D9/e8;

к) b-16x56x65x5JS10/d9;

л) D-6x1x14H&/g6x3D9/f7;

м) d-20x102H8/e8x115x8D9/e9;

н) D-8x52x60H8/e8x10D9/d9;

о) b-8x46x54x9F10/e8;

п) D-8x43x46H8/h7x8F10/f7;

Расшифруйте условное обозначение соединения, напишите условные обозначения шлицевого вала и втулки; начертите эскизы поперечных разрезов шлицевого соединения и составляющих его деталей; проставьте на эскизах основные размеры с условными обозначениями полей допусков. По указанию преподавателя рассчитайте заданную посадку.

6) Оформление отчетов по практической работе, и подготовка к ее защите. – 3 часа

7) Подготовка и выполнение домашней контрольной работы – 9 часов.

Раздел 3. Сертификация (13 часов).

1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме – 5  часа

Контрольные вопросы:

  1. Дать определение: продукция, изделие, продукт.
  2. Чем отличается потребляемая продукция от эксплуатируемой?
  3. Перечислить группы продукции.
  4. Чем характеризуется продукция, и дать их определения.
  5. Дать определение показателей качества.
  6. Перечислить показатели качества и дать их определения.
  7. Дать характеристику методам оценки качества продукции.
  8. Что такое сертификация и кем она осуществляется?
  9. Перечислить цели и принципы  подтверждения соответствия.
  10. Дать характеристику добровольной и обязательной сертификации.
  11. Перечислить основных участников сертификации и их обязанности.
  12. Что такое схема сертификации?
  13. Что должно использоваться при выборе схемы сертификации?
  14. Перечислить основные стадии сертификации.
  15. Когда происходит отмена действия сертификата соответствия?
  16. Что такое аккредитация?
  17. Перечислить основные цели аккредитации.
  18. Перечислить основные принципы аккредитации.
  19. Что такое управление качеством продукции?
  20. Перечислить виды контроля в зависимости от этапа производства.
  21. Перечислить виды контроля в зависимости от охвата контролируемой продукции.
  22. Перечислить виды контроля в зависимости от степени участия человека.
  23. Перечислить виды контроля в зависимости от воздействия на контролируемую деталь.
  24. В чем сущность технологического обеспечения качества.
  25. Что включает в себя цикл «Деминга».
  26. На какие виды работ распространяется управление качеством на автомобильном транспорте?

2) Разработать предложение по заданной производственной проблеме – 2 час.

Перечислить показатели качества для следующей продукции машиностроения: двигатель автомобиля, коробка передач автомобиля.

Использовать материал интернет ресурсов (6)

3) Подготовить доклад с презентацией – 2  часа 

Тема:

«Особенности сертификация продукции машиностроительного профиля».

Использовать электронный ресурс [6]

4) Составление таблицы для систематизации учебного материала -2 час..

Параметр

Его определение

Изделие

Продукт

Показатели качества продукции

Сертификация

Сертификат соответствия

Декларация о соответствии

Знак соответствия

Система сертификации

Добровольная сертификация

Обязательная сертификация

Система сертификации

5) Подготовка к экзамену, анализ экзаменационных вопросов и выявление пробелов в знаниях и умениях,  их корректировка – 2 час.