Как важно читать детям нравственную литературу и беседовать с ними.

Терина Надежда Ивановна

Значение нравственных бесед

Скачать:


Предварительный просмотр:

консультация для родителей:

 Как важно читать детям нравственную литературу и беседовать с ними.

Составила Терина Н.И., муз руководитель ГБДОУ №101

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Взрослея, ребёнок все больше и больше стремится к общению не только с родными, но и со взрослыми, со сверстниками.   Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости.
   Но в некоторых ситуациях ребенок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?» Эти слова не произносятся ребенком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребенок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Нельзя также исключать отсутствие твердой связи правила с ситуацией. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Беседуйте с ребёнком на темы: Зачем говорят «здравствуй», "Какие есть волшебные слова" , "Как нужно общаться с младшими, со старшими"    В ходе беседы напоминать детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям.
   Начинайте беседу с вопросов:
   – Что мы говорим, приходя утром в детский сад?
   – Кому ты говоришь «здравствуйте»?
   – Что мы говорим вечером, когда уходим домой?
   – Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают – это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.

   Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.
   Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.
   – Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?
   – Но ведь мы же друзья, – удивился Пух.
   – А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик. Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости.
   Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Беседуя с детьми обращайте внимание на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.
   – Представьте себе, – обращается к детям воспитатель, – что люди вдруг забыли слова вежливости. И тогда… Что тогда будет? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, прочитайте сказку «Праздник вежливости».

   Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».
   Жители города устроили праздник, салют, приготовили угощение.
   Только злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

   – Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если мы обрисовываем важность обсуждаемых проблем. Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

По материалам бесед дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений.

Список литературы для детей:

Л. Толстой «О людях больших и маленьких», 

Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

С. Капутикян «Маша обедает»,

С. Михалков «Дело было вечером»,

Б. Житков «Что я видел?»

В. Осеева «Волшебное слово»

Е. Благинина  «Обедать»;

Г. Ладонщиков «Не скучаю», К. Чуковский «Айболит»

Зайцев «Уроки Айболита»,

В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,

А. Барто «Есть такие мальчишки»,

С. Сахарнов «Самый лучший пароход»,

В. Осеева «Хорошее», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

Маршак «Кошкин дом»