3.11 Рабочая программа

3.11 Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.11_rabochaya_programma.docx186.34 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Сканер справка\img134.jpg

I. Пояснительная записка

Программа разработана на основе методического руководства для учителей русского языка «Лингвокультурологической концепции обучения русскому языку и учебники нового поколения» Л.Г. Саяховой для 10 класса гуманитарного профиля и рассчитанана 70часов загод (2 часа в неделю).

Целькурса – формирование интеллектуальной, высоконравственной языковой личности.

Задачи курса:

  1. Осознание языка как феномена культуры, культурно- исторической среды, включающей в себе историю, культуру, обычаи народа. Язык как сокровищница культуры способствует познанию мира, хранению и передаче познанного от поколения к поколению.
  2. Восприятие эстетической функции языка как средства создания художественной литературы-искусства слова, лингвокультурологической анализ текстов.
  3. Умение пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать потребность постоянной работы со словарями.

В результате обучения по программе учащиеся должны знать:

-знание основ науки лингвистики;

- практическое владение языком;

-знание правил речевого поведения;

-усвоение языка как сокровищницы культуры;

-основные понятия по всему ровням языка (звук, фонема, орфограмма, морфема, слово, морфология, часть речи, синтаксис, предложение, текст и др.);

-все виды языкового анализа (фонетический словообразовательный, морфологический, синтаксический и др.);

-культура речевого поведения;

Ожидаемые результаты.

Развитие теоретического мышления обучающихся на основе усвоения понятийного аппарата школьного предмета «Русский язык», самостоятельную работу учащихся над научно-учебными текстами, извлечение из них дополнительного теоретического материала, представление знаний в схемах, опорных таблицах об общающего характера, проверку их усвоения в проблемных заданиях.

II. Учебно-тематическийплан

№п/п урока

Тема урока

Изучаемые на уроке вопросы

Демонстрация

(оборудование)

Раздел I. Система языка и ее функционирование (5ч.)

1

Язык и его функции

Язык как знаковая система. Функции языка. Понятия «язык», «конкретный этнический язык», «родной язык», «национальные языки», «язык межнационального общения», «иностранные языки», мировые языки». Лингвистика-наука о языке.

Портреты лингвистов Даль В.И., Виноградов В.В., Щерба Л.В., Дмитриев Н.К., Киекбаев Дж. К.

2

Речь. Культура речи

Речь. Речевая деятельность. Языковые и внеязыковые факторы. Речевой этикет.

Лингвистические словари

3

Стили речи

Понятие о стилистике и синонимических средствах языка. Типы стилистических ошибок.

Словарь синонимов.

4

Проверочный диктант

5

Работа над ошибками.

6

Фонетика как раздел науки о звуковом строе языка.

Сведения о фонетике. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков. Фонема. Сильная и слабая позиции. Понятие «звукопись»

7

Урок-практикум. Фонетические законы в речи. Орфоэпия. Интонация.

Фонетические законы в речевом потоке. Орфоэпические нормы. Фонетический разбор

Орфоэпический словарь

8

Зачет по разделу II.

9

Принципы русской орфографии.

Принципы орфографии. Орфограмма. Приметы («сигналы») орфограмм

Таблица

«Правописание

морфем»

10

Правописание морфем.

Морфема. Роль этимологии в усвоении слов с непроверяемыми написаниями букв.

Таблица

«Правописание

морфем».

11

Развитие речи. Изложение

12

Повторение понятия о пунктуации.

Пунктуация в предложениях усложненной структуры.

Таблица

13

Диктант с подготовкой.

Упр. 22 «Притча о сибирских цветах».

14

Работа над ошибками

Раздел IV. Лексика и лексическая стилистика (4ч.)

15

Слово как единица

лексической

системы.

Лексика-раздел науки о языке. Слово лексическая единица (значения, многозначность, в связи слов по значению).

Таблица

16

Проблемы развития и функционирования лексической системы

Исконные и заимствованные слова. Активная и пассивная лексика. Безэквивалентная, коннотативная лексика.

«Школьный словарь иностранных слов».

17

Зачет по разделу IV.

Раздел V.Фразеология (4ч.)

18

Источники фразеологизмов.

Исконные и заимствованные фразеологизмы. Сопоставление образной специфики фразеологии языков.

Фразеологичес кие словари.

19

Практическое занятие

Работа со словарями

Фразеологичес кие словари

20

Контрольный диктант за I четверть.

Раздел VI. Состав слова и словообразование (Зч.)

21

Изложение с творческим заданием

22

Морфемика и словообразование

Морфемика. Словообразование. Стилистическая роль суффиксов. Национальная специфика русского словообразования (уменьшительно- ласкательные суффиксы).

Словообразова

тельные

словари.

23

Практическое занятие

«Этимология слов»

Раздел VII. Грамматика и грамматическая стилистика. Вводная часть (4ч.)

24

Понятие о грамматике.

Грамматические категории, значение. Роль грамматики.

25

Морфология и стили речи.

Происхождение слова морфология. Расхождения в морфологическом строе руского и других языков. Лингвисты. Стилистические средства морфологии.

Виноградов, Н.К.Дмитриев)

26

РР Сочинение- рассуждение "Зачем нужно знать грамматику?"

Раздел VIII. Имя существительное (11ч.)

27

Имя

существительное.

Систематизация и дополнение знаний школьников. Имя существительное-

Табл. "Имя существительн."

28

Лексико-грамматические

разряды

Лексико-грамматические разряды Прецедентные имена собственные.

Портреты писателей, мастеров искусств и т.д.

29

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Трудные случаи распознавания одушевленных существительных. Понятие об отвлеченных собирательных и вещественных существительных

Таблица "Имена существительные".

3031

Категория рода имен существительных.

Трудные случаи определения рода существительных (несклоняемые, существительные общего рода, обозначение лиц женского пола по роду занятий, существительные на-ь, заимствованные слова, сложносокращенные слова).

31

Число имен существительных

Способы образования множественного числа существительных. Нестандартные, трудные случаи образования. Существительные, имеющие одну форму числа.

32

Употребление несклоняемых имен существительных.

Падежные формы существительных. История существования падежей.

33

Имена

существительные в речи и в художественном тексте.

Роль существительного в речи и художественном тексте. Обращение, средство создания тематической целостности текста, основа метафоры, передача национального своеобразия культур.

Табл."Тропы и фигуры"

34

РР Изложение "Мелодия курая"

35

Трудности в употребление имен прилагательных.

Трудные случаи употребления прилагательных(согласование с существительными, полные и краткие формы, степени сравнения).

Табл. "Имя

прилагательное

36

Правописание имен прилагательных.

Степени сравнения прилагательных. Прилагательные-паронимы, синонимы, антонимы.

Табл."Степени сравнения прилагательных"

37

Употребление имен прилагательных в художественном тексте.

Прилагательное как основа тропов (эпитет, оксюморон, метафора, антитеза).

Табл. "Тропы и фигуры".

38

Практическое занятие по теме "Имяприлагательное"

39

Сочинение-описание"Чудодейственные уголки природы".

40

Имя числительное. Повторение.

Имя числительное как часть речи.

Табл. «Имя числительное».

42

Трудности в употреблении и написании имен числительных.

Основные трудности в употреблении и написании числительных.

42

Роль имен числительных в речи.

Этимология числительных. Словообразования числительных.

46

Урок-конференция "магическая сила чисел".

44

Употребление

местоимений в речи.

Общая характеристика и сопоставление

местоимений с другими частями речи.

Табл."Местои-

мение"

45

Текстообразую-щая роль местоимений наоснове анализахудожественноготекста.

Местоимение как средство связи

предложении в тексте.

Текстыхудожественных

произведений.

46

Практическое занятие по теме.

47

Трудности в

употреблении

глаголов.

Основные трудности в употреблении глаголов четыре группы форм глаголов (инфинитив, личные формы, неспрягаемые формы: причастие, деепричастие).

Табл. "Глагол".

48

Употребление глаголов в связной речи.

Богатство глагольного словаря, семантические группы глаголов (движения, речи, чувства и т.д).

49

Употребление в речи форм времени.

Участие видо-временных форм глагола в создании динамики текста.

50

Глаголы-синонимы,антонимы, омонимы,многозначные

глаголы.

Глаголы-синонимы, антонимы,

омонимы.

Словарисинонимов,

антонимов,омонимов.

51

Глаголы вхудожественном

тексте.

Глагол-основа олицетворений.

Табл. "Тропы и фигуры".

52

Изложение с творческим заданием.

53

Правописание причастий.

Повторение изученного о причастии.

Табл. "Причастие"

54

Употребление причастий в речи.

Причастия в разных стилях речи. Придаточные определительные предложения и причастные обороты.

55

Практическое занятие.

56

Трудности в

употреблении

деепричастий в речи.

Роль деепричастий в устойчивых

сочетаниях пословицах,

художественных текстах. Не с деепричастиями.

Табл."Деепри-

частие"

.57

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Пунктуационнные навыки выделения деепричастий и обособленных деепричастных оборотов на письме.

58

Практическое занятие по теме "Деепричастие"

59

Сочинение "Образ коня в фольклоре и литературе".

60

Роль наречий в

художественном

тексте.

Роль наречий в создании временного и пространственного единства текста.

61

Контрольный диктант

62

Производные и

непроизводные

предлоги.

Использование производных предлогов в письменной речи.

63

Союз. Разряды союзов, их роль.

Роль союзов как средства связи частей предложений и предложений в составе текста.

64

Диктант.

65

Правописание частиц.

Правописание частицы не с разными частями речи. Роль частицы в художественном тексте.

66

Междометия в связном тексте.

Роль междометий в связном тексте (выражение различных чувств).

67

Концепт "Язык".

Высказывания и тексты о языке русских писателей и общественных деятелей и писателей других народов нашей страны.

68

Слово как концепт культуры.

Понятие "Слово как концепт культуры" слова-реалии, слова с дополнительным экспрессивным значением, понятие о ключевых словах культуры.

69

Концепты "Родина", "Добро".

70

Концепты "Хлебосольство",

"Дом", "Очаг", «Девушка»

E:\Сканер справка\img126.jpg