Козлова Светлана Васильевна

Козлова Светлана Васильевна

РОЛЬ ПОЭЗИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений.
Ценность детского фольклора заключается в том, что они позволяют развивать коммуникативные навыки у детей раннего возраста, а так жес их помощью взрослому легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, мы забавляем его песенками и короткими пестушками. Их значение вызвать у ребенка радостные эмоции. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, потешек и колыбельных. Затем, сказок, скороговорок, небылиц, закличек, считалок, дразнилок, загадок, частушек.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
В работе с детьми раннего возраста по программе чаще всего используются потешки и колыбельные. Остановимся более подробно на потешках. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к повторению текстов и звукоподражаниям.
Наши уточки с утра
Кря-кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га-га!
А индюк среди двора
Бал-бал-бал-бал!Балды-балды!
Наши гуленьки в верху
Грру-грру-у-грру-у
Наши курочки в окно-
Кко-кко-ко-ко-ко!
А как Петя петушок
Рано-рано по утру
Нам споет Ку-ка-ре-ку!
Так с помощью потешок возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н. С. Карпинская, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко).
Следует отметить, что особая роль отводится маламу фольклору в режимных моментах. Так как они могут помочь воспитателю организовать, заинтересовать, успокоить, отвлечь детей. А так же с помощью потешек можно провести игру, занятие, встретить ребенка, успокоить не в меру разыгравшихся малышей.
Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, распознавать «добро» и «зло».
Давайте сейчас с вами рассмотрим примеры использования различных потешок в режимных моментах.
Во время приема детей за частую дети плачут, у многих еще идет адаптационный период.
Кто у нас хороший
Кто у нас пригожий
Ванечка- хороший,
Ванечка- пригожий.
Любой воспитатель на собственном опыте понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна "вернуться" в реальный мир как можно спокойнее. Русский человек позаботился об этом, создал потешки на сон грядущий, потешки после сна.
Баю-Баюшки-Баю,
Не ложися на краю
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток
К нам, волчок не ходи
Нашу Машу не буди.
Ну вот, дети встали. Впереди умывание и кормление.
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели
Чтоб кусался зубок
Чтоб смеялся роток.
За окном солнечный денек. Время гулять! Но сначала - одеться. Для многих не секрет, что маленьким детям не нравится одеваться и чтобы облегчеть этот процесс, мы используем наши любимые потешки и песенки.
Маша варежку одела
Ой, куда я пальчик дела
Нету пальчика, пропал
В свой домишка не попал.
Маша варежку сняла
Посмотрите ка нашла.
***
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
Во время прогулки, совместно с детьми, уже в этом возрасте, мы начинаем наблюдать за природными явлениями, любуемся их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…
Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошечко
Солнышко нарядись
Красное покажись.
При организации игровой деятельности фольклор в раннем возрасте не заменим. Игровые потешки используются достаточно широко.
Тише, мыши! Тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше
Старый кот, толстый кот
Громко песенку поет
Прячьте в норки поскорей
Наших маленьких детей.
Во сремя самостоятельной свободной деятельности бывает, так что дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых бывает плохое настроение и хочется поплакать. А другие расшалились и не как не могут успокоиться. Что ж, можно приласкать и рассказать потешки для тех, кто плачет или шумит.
Не плачь, не плачь
Куплю калач
Не плачь, дорогой
Куплю другой
Не плачь, не кричи
Куплю тебе три.
Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений.
* Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах, только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.
* Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями.
* Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
* При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно – образное мышление.
* Отбирая произведения фольклора для детей раннего возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.
Любовь к родине начинается с малого, может быть с познания быта родного народа, родственных связей, ощущения своих предков…

Добавить запись

Защита от спам-роботов