Аттестация

Чинаева Наталья Петровна

Материалы по аттестации

Портфолио https://yadi.sk/i/mpE94BNg558yTA

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение на уроках математики

с элементами здоровьесберегающих технологий.

Публичное представление собственного педагогического опыта

преподавателя математики ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

 отделение Дубенское

 Чинаевой Натальи Петровны

2019-2020г г.

«Деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

К.Д.Ушинский

Педагогическая проблема, над которой планируется работать в течение 5 лет - «Личностно-ориентированное обучения на уроках математики с элементами здоровьесберегающих технологий».

Личностно-ориентированное обучение - это обучение направленное на развитие индивидуальности, развитие личности, формирование личности.

1.Актуальность и перспективность

Сама жизнь, происходящие социально-экономические преобразования, изменение объема, состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к процессу воспитания и образования обусловили необходимость коренного обновления системы образования.

Школа должна развить у ребенка потребности и интересы к обучению, сформировать у него ценностное отношение к своему развитию и образованию.

Поэтому главной стратегической линией образования является личностно ориентированный подход.

Актуальность темы несомненна. Использование личностно-ориентированного подхода позволяет выработать в процессе обучения на уроках математики индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а это акцентирует внимание на особенностях личностного восприятия им предмета, реализует потребности каждого обучающегося в особом подходе, средствах обучения, повышает уровень собственных достижений и возможностей в процессе усвоения знаний на уроке и при выполнении домашнего задания.

Наша задача, задача родителей, образовательного учреждения помочь развитию личности обучающегося. Где, как не на уроках, во время изучения предмета можно помочь развиться, сформироваться личности?

2. Условия личностно-ориентированного учения:

Каждый урок должен быть построен так, чтобы

  1. учитель показал, как это воплощается в жизни

  1. учитель создал ситуацию, требующую знаний по теме

  1. учитель реально (с переживанием и чувствами) проявлял свои человеческие качества во взаимодействии с учениками

  1. учитель принимал ученика таким, какой он есть

Одним словом, "Принять, понять, помочь!" Не сделать за него, не списать, а помочь ему , что бы в силу своих возможностей, потребностей, интересу своему, он сделал САМ!

Какими способами?

3. Способы достижения:

Вот это задача, которая не имеет единственного решения.

Еѐ решение- суть всей работы каждого учителя в отдельности и всей школы в общем. Ведь, очевидно, всѐ ученики разные, похожих нет:

  • одни быстро усваивают информацию, другие- долго

  • одним необходимо общение, другим нужна полная тишина,

  • одни быстро устают на уроке, другие только к  концу урока начинают активно

работать, значит, при построении урока просто необходимо всѐ это учитывать. Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Главной целью использования личностно-ориентированного подхода считаю обеспечение обучающихся такими условиями на уроках математики, которые позволили бы им раскрыть свои природные способности в полной мере, что проявилось бы в высоком качестве обученности детей.

Мой опыт работы пока небольшой, но по воле судьбы я работала со средним звеном обычной общеобразовательной школы, поработала с детьми разного возраста ( и старших классов в том числе), так вот,

  1. В каждом звене для определения личных возможностей и способностей должна проводиться индивидуальная работа с каждым учеником. (в самом начале работы особенно)

Она включает в себя самостоятельные, контрольные работы, личные задания, которые ориентируют не только на стандартный подход к выполнению заданий, но и на свой поиск решения, которые активизируют творческий потенциал развивают интерес к выполнению задания.

  1. Выполнение задания обязательно должно стимулироваться (индивидуально) баллами, оценками, плюсами и т. д.

Это позволяет не только активизировать работу на занятиях, но и нацеливать его на поиск своего собственного решения, нестандартного. Стимулирование обязательно не только на уроках, но и при выполнении домашнего задания.

  1. В процессе ЛО подхода в обучении разрабатываются индивидуальные задания, позволяющие активизировать учебный процесс по математике каждого ученика в той степени, в какой он способен реализовать свой внутренний потенциал по данному предмету

  1. Направление собственных идей учеников по определѐнным заданиям проводится в индивидуальном порядке для поиска самостоятельных путей решения (в том числе и нетрадиционных)

Система ЛО обучения способствует не только развитию интереса каждого ребѐнка к изучаемому предмету, но и способствует повысить уровень самостоятельности в принятии решений (и в жизни), а так же повысить самооценку каждого ученика.

Почему я ставлю тему ЛО образования в план самообразования?

  1. Беспокоит то, что падает интерес школьников к обучению в школе вообще и обучению математики в частности

  1. исходя из 1) идея рассматривать обучение как обеспечение права каждого ученика на индивидуальное развитие, которое не противоречит возможностям, склонностям, интересам

  1. Эта идея актуальна, она отвечает потребностям нашего времени. Наша задача сделать существенным итогом пребывание учащегося в образовательном учреждении-сформировать личность, такие еѐ качества, которые необходимы ученику для успешного обучения не только сегодня , но и завтра.

  1. Но и, конечно, предмет математика имеет широкое практическое применение в различных сферах жизнедеятельности. Но часто получается, что ученик, имея знания, не владеет ими. А, как известно, первый компонент развития - умение применять полученные знания на практике. Это умение невозможно сформировать, если человек не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Поэтому очень важный компонент личностно ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности.

4. Из личного опыта:

Ведь по З. Фрейду "Личность - это звено между мотивацией и еѐ реализацией". Надо иметь в виду, что интерес это синоним учебной мотивации. По И.С. Якиманской цепочка обучения выглядит так: хочу - могу - выполняю с интересом - личностно значим каждому. Интерес стоит в центре этого построения. Как его сформировать?

Я пытаюсь повышать интерес учащихся через самостоятельность и активность. Задача учителя при ЛО подходе к обучению научить детей делать правильный выбор (в жизни- как поступить правильно, где пройти и т.д.), отвечающий его психологическому статусу.

Математика как ни какой другой предмет учит жизни. Вопросы по решению математической задачи те же, что и при решении каких-либо жизненных ситуаций, а жизненные ситуации у каждого свои и разные, то есть требуется личное их решение.

Планирование достижения цели- это выбор определѐнной последовательности действий, ,ведущих к цели, необходимых для этого средств и этапов.

Для организации работы планирования по достижению цели я использую вопросы-исследователи:

  • На каком этапе достижения цели мы остановились?

  • Что планируем сделать на следующем уроке?

  • По какому плану выполняем?

  • С чего начнѐм работу(как вы думаете?)

  1. Необходимо с самого начала урока заинтересовать, нацелить, заострить внимание на том, чем будем заниматься. Сразу после орг. момента вкрадчивым голосом:

"когда то кто то почему то верхушку пирамиды снѐс

что получилось? что приключилось? -ответить надо на вопрос.

  • пирамида,стройность потеряв, вдруг стала удручѐнная

и стала называть себя просто - (говорят сами )усечѐнная."

  • дальше: тема, что для этого уже знали , чему научимся и т.д...

или на тему теоремы Пифагора:

если дан нам треугольник да ещѐ с прямым углом то квадрат гипотенузы мы всегда легко найдѐм

катеты в квадрат возводим. сумму степеней находим и таким простым путѐм

  • результату мы придѐм!

  1. Активно использую на уроках фразы-помощники, выражения:
  • ты так думаешь

  • это твоѐ мнение

  • ты молодчина

  • как ты много сделал

  • это правильный подход

  • мне нравится как Вы работаете....

вместо:

  • не верно

  • неправильно

  • не думаешь

  1. Урок одной задачи.

Решаем одну задачу весь урок различными методами, а потом выбираем лучшее решение, самое короткое, самое рациональное и т.д...

  1. Письмо другу. (соседу, преподавателю, президенту)

Темы самые разнообразные: я узнал по теме..., я думаю, что эту задачу надо решать так потому что..., я применяю знания по теме(где)...

  1. Индивидуальные задания по мере приобретения знаний.

  1. Диктанты с самооценкой, с оценкой соседа, своей подписью.

  1. Использование технологий: Здоровьесберегающие технологии.(ЗОТ)

Что бы сделать процесс обучения личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребѐнка на самооценку, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразных и интересных для него деятельности.

Учитель не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания. Главное- не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем, с другими учениками с целью получения знаний.

Ученик учится учиться, активно и самостоятельно участвовать в процессе обучения, а учитель обеспечивает познавательность и самостоятельность.

Одним из важных направлений решения названных задач является разработка и внедрение новых технологий.

Технологический подход к образовательным процессам неуниверсален, он лишь дополняет научные направления.

Особой из всех технологий, я думаю, является технология здоровьесберегающая.

  • во-первых, ЛО технологии ставят в центр всего образования личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий еѐ развития, еѐ природных способностей.

  • во-вторых, учащийся в рамках технологии не субъект, он- цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечѐнного.

Отмечено, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю

последующую жизнь.

Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов. По данным НИИ педиатрии:14% детей практически здоровы; 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 35—40% детей страдают хроническими заболеваниями. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, с нервно-психическими расстройствами увеличивается с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. Далее, табак, алкоголь, наркотики, возрастание количества ВИЧ инфицированных детей и подростков.

Обучающиеся проводят в образовательном учреждении значительную. часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги.

  • образовательном учреждении должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство.

Я сегодня не говорю о качественной организации сбалансированного горячего питания(для всех, проводящих большую часть дня в учреждении) . медицинском обслуживании, спортивных занятиях. Я говорю о рациональной организации обучения, реализации образовательной программы, обучающим навыкам здорового образа жизни., о реализации здоровьесберагающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьесберегающая технология - это технология, показывающая насколько решается задача здоровья учителем ученика, это сертификат безопасности для здоровья, это совокупность принципов, приѐмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

  • системе образования можно выделить 3 уровня ЗОТ:

  1. уровень района, города

  1. уровень школы

3.        уровень класса, обеспечиваемы работой на уроке.

Здесь, на третьем уровне , учитель, выполняя учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнѐрские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Таким образом, главная задача реализации ЗОТ - это такая организация образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание не сопровождается нанесением ущерба их здоровью- задача очень сложная, трудная.

Какие методы могут быть использованы при реализации ЗОТ?

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. средства двигательной направленности(психогимнастики и тренинги)

  1. силы природы (занятия на свежем воздухе)

  1. гигиенические факторы (санПин, личная гигиена, проветривание)

  1. ценностные отношения к здоровью (психопрофилактика)

Средства педагог выбирает в соответствии с условиями работы: Ребѐнок здоров, если:

  • умеет преодолевать усталость

  • проявляет хорошие умственные способности

  • любознателен

  • хорошо работает воображение

  • самообучаем

  • честен

  • самокритичен

  • коммуникабелен

  • уравновешен

Медицинское определение здоровья- совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация в окружающей среде. Термин ЗОТ появился недавно. Возникновение его связано с системой образования, созданием условий для учащихся, обеспечивающих их здоровье.

ЗОТ реализуется но основе ЛО подхода. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта, формировании ответственности за своѐ здоровье и здоровье других.

ЗОТ - отсутствие стресса адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания.

ЗОТ - учѐт особенностей возрастного развития и разработка (отсюда) стратегии соответсв. особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности.

ЗОТ - это создание благоприятных эмоционально-психологического климата в процессе.

ЗОТ - зрительно пространственное восприятие. отдельно зрительного . отдельно пространственного., способность скопировать простые геометрически фигуры, сочетание фигур, пересекающие линии, соблюдение размеров, масштабов.

Одно из требований ЗОТ - регулярное проведение экспресс диагностики состояния учащихся, отчѐт о полученных результатах. Неожиданные смешные ситуации вызывают искренний смех. Непринуждѐнная весѐлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

Итак, создать здоровый климат в группе, здоровое отношение друг к другу, к учителю, к делу, вот то, что мы можем собственным примером (как в жизни) без равнодушия, с сопереживанием.

Л.Н. Толстой сказал: "Человек есть дробь. Числитель -сравнительно с другими - достоинства человека. Знаменатель - оценка человеком самого себя. Увеличить числитель - не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель, своѐ мнение о себе и этим приблизиться к совершенству. Совершенство - единица."

Считаю, что самое главное  при работе с детьми, это принять -понять-помочь и не

навредить!



Предварительный просмотр:

ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» отделение Дубенское

Конспект урока по математике

тема урока: «Логарифм числа и его свойства»

Специальность «Механизация сельского хозяйства»

Группа 11, курс 1

Преподаватель математики Чинаева Наталья Петровна

Дубенки, 2019 г.

Конспект урока по математике «Логарифм числа и его свойства» с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка учебного занятия по математике «Логарифм числа и его свойства» с применением технологии проблемного обучения.

Описание материала: данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Понятие логарифма и его свойства» студентами 1 курса средних специальных заведений. Данный материал будет полезен преподавателям математики в старших классах и средних специальных учебных заведений. Урок построен с применением методов проблемного обучения.

Методическая разработка учебного занятия по математике «Логарифм числа и его свойства» с применением технологии проблемного обучения.

Тип урока: комбинированное, занятие усвоения новых знаний

Цели занятия:

Образовательные:

- сформировать понятие логарифма, десятичного и натурального логарифмов;

- рассмотреть основные свойства логарифма, научить применять их при нахождении значений выражений;

- развивать умения применять теоретические знания при решении практических задач.

Развивающие:

- формирование аналитического и логического мышления студентов;

- развитие навыков исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ, обобщение);

- развитие познавательного интереса студентов к математике;

- развитие навыков коммуникативной компетенции

Воспитательные:

- способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию;

- воспитывать культуру общения, культуру труда, навыки самоконтроля.

Основные методы обучения: фронтальный, проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход занятия

1. Организационный момент

- приветствие студентов;

- проверка отсутствующих;

- проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Проводится фронтальный опрос (вопросы и правильные ответы высвечиваются на доске):

1. Продолжите формулы:

 

2. Возведите в степень:

3. Самостоятельная работа по слайду презентации с последующей проверкой и обсуждением результатов:

Вычислите значения выражения:

3. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, цели урока

Мотивация может быть основана на необходимости решения уравнения вида ax=b при условии, что правая часть не представима в виде степени. Такие  уравнения могут быть получены при решении следующих задач:

1. Однолетнее растение дает 100 семян, из которых на следующий год прорастает половина. Через сколько лет прорастут 10000 семян?

2. Банк начисляет на вклад 10% в год. Через какое время вклад вырастет в 10 раз?

Математические модели данных задач имеют следующий вид: 50x=10000;  1,1x = 10

Проблема, которую предстоит решить,  можно сформулировать следующим образом: «Как с достаточной степенью точности решить уравнение вида ax=b?».

Тема урока «Логарифм функции».

Цель урока – определить понятие логарифма, изучить его свойства, научиться применять их при нахождении значений выражений

4. Изучение нового материала

4.1. Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов с целью установления связи между производной функции и ее монотонностью.

Решаем показательное уравнение 2x =8 . Так как 8 = 23, то 2х = 23. Уравнение имеет единственное решение х=3. А теперь рассмотрим аналогичное уравнение 2x =6.

Учащиеся с преподавателем ищут ответы на следующие вопросы:

- Что представляет собой левая часть уравнения?

- Что представляет собой правая часть уравнения?

 - Какие способы решения уравнений известны?

- В чем заключается графический способ решения уравнения?

Применяя графический способ решения, по чертежу устанавливаем, что уравнение так же имеет единственное решение (по чертежу видим, что он заключен в промежутке от 2 до 3).  Однако в отличие от предыдущего уравнения это решение является числом иррациональным. Поэтому для обозначения такого корня вводится новое понятие и новый символ – логарифм.

Очень часто приходится решать подобную задачу: известно, что ax=b. Необходимо найти показатель степени х, то есть решать задачу, обратную возведению числа в степень. При нахождении этого показателя степени х и возникает понятие логарифма числа b по основанию а. Обозначается x = logab. Даем определение логарифма.

Далее, анализируя общий вид уравнения ax=b, устанавливаем, каким условиям должны удовлетворять параметры а и b?

Определение: Логарифмом числа по основанию называется показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число b. Это число обозначается символом logab .

Из определения следует .

Это равенство называется основным логарифмическим тождеством.

Операцию нахождения логарифма числа называют логарифмированием.

Предлагается студентам по слайду презентации прочитать определение логарифма вслух и про себя.

Далее студентам предлагается вернуться к проблемной ситуации и решить задачи, используя понятие логарифма.

4.2. Объяснение свойств логарифмов (по слайдам презентации)

Рассмотрим  основные свойства логарифмов.

1.

Пример:

2.

Пример:

3.

Пример:

4. Логарифм произведения положительных чисел равен сумме логарифмов множителей.

  где а > 0, а≠ 0, b>0,c>0.

На примере посмотрим ,как применяется данное свойство.

1).

2)

Рассмотрим второе свойство:

5. Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя.

, где a>0,a ≠ 0, b>0, c> 0.

Примеры:

1)  .

6) .

6. Логарифм степени с положительным основанием равен показателю степени, умноженному на логарифм основания.

, где  a > 0, a ≠ 0, b >0 ,

5. Этап закрепления знаний

5.1 Решение задач с целью усвоения понятия логарифма.

Студентам  предлагаются следующие задания:

1.Записать следующие равенства в виде логарифма:

2. Записать следующие равенства в виде показательных:

При выполнении задания мы встретились с логарифмом, имеющим основанием число 10. Такие логарифмы называются десятичными и имеют специальное обозначение lg. Например: lg100 = 2, .

3. Записать числа -3, -1, 0, 1, 3 в виде логарифма с основанием 2.

4. Найдите х:

5.2.  Решение задач с целью усвоения свойств логарифма.

Найдите значение выражения:

Для тех, кто быстро и верно решает, подготовлены дополнительные задания на карточках:

Вычислите:

 

6. Домашнее задание

1. Учебник А.Н. Колмогоров Алгебра и начала анализа c. 216-220, № 445, 446, 448

2. Подготовить исторический материал о понятии логарифма, о применении логарифмов в науке и практике.

7. Рефлексия

 На этом этапе проговариваются выводы, сделанные учащимися в ходе работы, отмечаются позитивные моменты урока, и, обязательно, надо отметить то, что каждый ученик на уроке занимался исследовательской деятельностью, создавая свой интеллектуальный продукт.