Описание опыта работы.

Рамиля Мавлавиевна Абзалова.

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Тема: «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

Воспитатель: Абзалова

Рамиля Мавлавиевна

п. Малиновский

Введение

Готовность ребенка к получению новых знаний, а так же легкость и быстрота их усвоения зависит в первую очередь от развития умственных способностей ребенка, т. е. умение ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно анализировать происходящее.

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Формирование грамматического строя речи особенно тесно связано с освоением детьми навыков предметной и игровой деятельности, расширением ориентировки в окружающем, а также с овладением звуковой стороны речи, обогащением и активизацией словаря. Закономерности усвоения детьми грамматического строя языка: овладение синтаксической и морфологической сторонами речи.

Если смысл грамматических форм остается ребенку, непонятен, он будет затрудняться в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.

Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис - словосочетания и предложения.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский называл грамматику «логикой языка». Ребенок дошкольного возраста, осваивая грамматические законы родного языка, совершенствует не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.

Первоначально морфологические формы заменяются из речи взрослых в том виде, как слышатся. Но затем усвоенный материал в процессе языковых игр подвергается анализу путем экспериментирования. При этом верные в грамматическом отношении формы заменяются на ошибочные, но «правильные» с точки зрения языковой системы, т.е. на «хорошие ошибки».

Р.Г. Левина, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова и другие ученые считали, что ребенок не может научиться грамматической правильности, не пройдя этап нарушения «правильности». Следовательно «языковые эксперименты» - закономерное явление, это детский способ обследовать слова, его формы и семантические отношения между словами. Если у детей не исправлять речевых ошибок, то изжить их из речи детей впоследствии будет трудно.

Педагог - специалист по дошкольному воспитанию А. Г. Арушанова в своих работах отмечает, что в процессе занятий, дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием дети обучаются тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения:   согласованию прилагательных и местоимений с существительными в роде; образованию трудных форм глаголов; форм существительных родительного падежа множественного числа и другие.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития и его подготовки успешному обучению в школе.

Начав работать воспитателем в младшей группе детского сада и общаясь с ними, поняла, что не все дети понимают смысл сказанного (например: ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). После беседы с родителями пришла к выводу: родители, воспитывающие своих детей, не задумываются над вопросами формирования грамматического строя речи.

Передо мной встала проблема: как организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей.

Взяв во внимание опыт ведущих педагогов, решила углубленно работать над темой «Игры и игровые упражнения в формировании грамматического строя речи у дошкольников».

Перед собой поставила такую цель: Создание системы работы по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

1. Изучение литературы по данному вопросу.

2. Создание и реализация системы работы по развитию грамматического строя речи через игры и игровые упражнения.

3. Диагностика развития грамматической правильности речи у детей дошкольного возраста.

Новизна данного опыта заключается в том, что развитие грамматического строя речи детей осуществляется не только в непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.

Предполагаемый результат при выпуске детей в школу:

Умеет пользоваться грамматическими средствами:

  • Морфологией (изменение слова по родам, числам, падежам).
  • Словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью приставки и суффикса).
  • Синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

Описание опыта работы

Созданная мною система работы состоит из дидактических игр и игровых упражнений по развитию грамматического строя речи. Педагогические условия для реализации системы работы:

- учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников, создание развивающей среды в группе (подбор, изготовление и приобретение дидактических игр);

- использование игр по развитию грамматического строя речи детей на занятиях и в повседневной жизни;

- привлечение родителей в процесс развития грамматического строя речи детей.

Для организации работы по этой теме мною была подобрана и изучена необходимая литература. Составлены перспективные планы на вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы ,изготовила картотеку дидактических игр.

Начиная работать по разработанной системе работы, старалась больше уделять внимания дидактическим играм и упражнениям. В подгрупповые занятия по развитию речи и в индивидуальную работу с детьми включала дидактические игры и игровые упражнения, способствующие более качественному усвоению материала. Занятия проходят более интересно, у детей появился интерес к ним.

Формирование грамматической стороны речи ребенка постоянный непрерывный процесс. Таким образом, развивать речь детей нужно не только на всех занятиях, но и в режимных моментах, постоянно помогая детям осваивать нормы родного языка. Стала интегрировать дидактические игры по развитию грамматического строя речи в другие виды деятельности: игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение.

Во время дежурства (в игре «Таня накрывает на стол») дети закрепляют наименования предметов посуды. Учатся образовывать новые слова.

В сюжетно - ролевых играх («Семья», «Детский сад», «Больница») развивается язык ребенка, грамматически оформляется речь. Дети учатся составлять предложения простые нераспространенные и распространенные.

Во время прогулок в д./и «Прятки» дети упражняются в употреблении пространственных предлогов (в, на, около, перед, под) тем самым они обучаются правильному произношению разных падежных форм.

Продолжая повышать свою компетентность по данному вопросу, в 2006 году в НОУ «Образовательный центр» г. Пермь прошла курсы повышения квалификации по теме «Основы предшкольного обучения», где развитие речи читала Гризик Т. И.

На сегодняшний день обучаюсь на дистанционных курсах повышения квалификации О.С.Ушаковой по теме: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития».

Постоянно интересуюсь новинками методической литературы по развитию речи; посещаю открытые занятия других педагогов, методические объединения воспитателей.

Разработала консультации  для воспитателей: «Использование работы по грамматической правильности речи вне занятий», «Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе». Разработала и провела занятия: открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи.

  1. Тема «Как животные готовятся к зиме» (с использованием ИКТ - 2010»)
  2. Итоговое занятие «Экскурсия Лунтика по городу и поездка в деревню».

С целью охвата всех участников воспитательно-образовательного процесса, взаимодействую с родителями. Использую традиционные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания)

Провела родительское собрание по теме: «Как работать с ребенком дома над развитием правильной речи» и консультацию «Развиваем речь ребенка на прогулке, на кухне, на даче».

Анализ результативности опыта работы

Для определения уровня развития у детей грамматического строя речи, руководствовалась критериями, разработанными О.В. Чиндиловой. Диагностика проводилась со второй младшей группы по старшую.

Согласно проведенного обследования детей были выявлены следующие результаты:

Высокий уровень у 4 детей

Средний уровень у 12 детей

Низкий уровень у 3 детей

Подводя анализ своей работы, пришла к выводу, что при систематической работе с детьми более успешно решаются следующие задачи: образовывать имена существительные обозначающие детенышей животных, использовать пространственные предлоги; согласовывать слова в роде, числе и падеже; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; употреблять предлоги (в, на, из, с, под, над).

Необходимо большое внимание уделять обучению детей в подборе синонимов и родственных слов и стараться исключать односложные ответы детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Заключение

Анализируя проведенную работу с детьми, сделала вывод, что уровень развития грамматического строя речи у детей значительно повысился. Сейчас дети без затруднений могут:  образовывать имена существительные, обозначающие детенышей животных, использовать пространственные предлоги, согласовывать слова в роде, числе и падеже; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; существительные множественного числа; употреблять предлоги (в, на, из, с, под, над) и т.д.

Отмечая положительные стороны проделанной работы, нужно отметить и трудности, с которыми пришлось столкнуться.

Во-первых, в каждой возрастной группе есть дети, отстающие в речевом развитии. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, что затрудняет обучение детей.

Во-вторых, родители, воспитывающие своих детей дома не задумываются над вопросами формирования грамматического строя речи у детей. На предложения поиграть с ребенком, мотивировали свой отказ недостатком времени. С такими родителями проводили индивидуальные беседы, информировали наглядно - письменными консультациями.

В дальнейшем предполагаю продолжать работу по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры; повысить желание и интерес родителей к развитию грамматического строя речи у детей.

Список литературы

1.Арушанова А. Г. Речь речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. - М.: Мозаика - Синтез, 2005г.

2.Гризик Т. И., Тимощук Jl. Е. Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2005г.

3.Смирнова Jl. М. Занятия с детьми 5-6 лет - М.: «Мозаика - Синтез», 2006г.

4.Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Зимняя одежда и обувь. СПб.: Паритет, 2006г. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).

5.Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Мамин день. СПб.: Паритет, 2006г. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).

6.Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями, - Екатеринбург: Из-во «Литур» 2000г.

7.Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий. - СПб.:  «Детство-Пресс» 2005г.

8.Новиковская О. А. «Логопедическая грамматика для малышей»

Пособие для занятий с детьми 2-4 лет, 4-6 лет, 6-8 лет. ООО «Корона принт», Санкт-Петербург. 2004г.

9.Ю.Нищева Н.В. Будем говорить правильно. - СПб., ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006г.