Методическая копилка

методические разработки, выступления, статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_teatralnyh_kukol.docx74.22 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей»

Путешествие по стране театральных кукол

сборник учебных занятий

                                        Авторы: Семенова Наталья Анатольевна,

                                                         педагог дополнительного                

                                                         образования,

                                                         Кузьмичева Надежда Николаевна,

                                                         методисты

Тяжинский 2014

Пояснительная записка

              Кукольный театр  - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол. Они приходят в дом, прежде всего с экрана телевизора; часто малыши приобщаются к ним в детском саду, в семье, где воспитатели и родители по мере сил, талантов и возможностей устраивают маленькие кукольные представления. Позже, когда ребёнок подрастает и становится школьником, он часто меняет роль пассивного зрителя на роль активного создателя кукольного спектакля. Это происходит в студиях, творческих объединениях, кружках учреждений дополнительного образования.

      В настоящее время множество обучающихся вовлечено в  кукольное творчество, и они испытывают естественную потребность, и желание узнать о театре кукол и театральном искусстве как можно больше. А удовлетворить эту потребность и желание можно через посещение занятий кукольного театра, которые описываются в данной методической разработке.

      Методическая разработка  представляет собой обобщенный материал по проведению открытых учебных занятий. Открытые  занятия разработаны в процессе реализации  образовательной программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Куклы вокруг нас». Цель программы – развития творческой личности воспитанника средствами театрального искусства.

       Сущность  занятий составляет организация педагогам разнообразной работы  обучающимися по усвоению ими  знаний, умений и навыков, в ходе,  которой осуществляется   культурное и творческое развитие ребенка.      Открытые занятия содержат  игры, творческие задания, тренинги, упражнения на развитие слухового внимания, речи, речевого аппарата, развитие мышления.   Темы занятий подаются в интересных интерактивных формах, что приносит обучающимся  радость. Их рекомендуется проводить не только в творческом объединении, но и в музее, парке, театре. Главное – связать театральную работу с окружающей действительностью, живописью, историей, музыкой, т.к. театральное искусство не может существовать в вакууме.  Дети должны чувствовать гармонию мира, а не его расчленённость. Эти занятия способны содержательно и интересно заполнить досуг школьника, дать возможность проявить и выразить индивидуальность каждой личности.

     К методической разработке прилагаются презентации для наглядного обеспечения проводимого занятия.

Методическая разработка предназначена   педагогам дополнительного образования, учителям образовательных учреждений, воспитывающим подрастающее поколение и нередко использующим кукольный театр как средство воздействия на ребёнка, как способ развития его творческого потенциала, художественного вкуса, нравственных начал, его самоопределения в дальнейшей жизни.

Открытые занятия в учреждении дополнительного образования детей

     

                                                                             Занятие – праздник для детей,

                                                                          родителей и педагогов. 

    Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы педагога.

     Но в отличие от школьного урока в УДО существенно меняется форма организации занятия: главным становится не просто сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. Отсюда вытекают главные задачи педагога дополнительного образования при проведении занятия:

  • добиться максимальной активности детей,
  • включить в творческий процесс всех воспитанников,
  • сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,
  • побудить получать знания и приобретать конкретные умения. 

     Занятие является частью квалификационных или конкурсных испытаний, а также формой выявления передового педагогического опыта и обмена им.

      При методической разработке занятия педагог должен показать как свои профессиональные, так и личностные качества:

  • знание преподаваемого предмета;
  • умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными целями;
  • коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;
  • способность к импровизации;
  • умение слушать воспитанников, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;
  • способность управлять своими эмоциями. 

     Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и планировании.

     Для этого необходимо:

  • определить тему занятия;
  • поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);
  • отобрать соответствующие поставленным целям и особенностям детского коллектива  содержание обучения и способы работы;
  • четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;
  • правильно решить методическое и техническое обеспечение;
  • создать благоприятный микроклимат на занятии;
  •  пробудить активность каждого воспитанника. 

     Всё это отражается в плане (плане-конспекте). План представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

     При составлении плана-конспекта педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия.  Главное – чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности педагога и обучающихся. 

    Очень важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздник творчества.    

План – конспекта занятия

«Речь – как средство передачи мыслей и чувств»

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний

Форма занятия: игровая

Год обучения: первый год

Возрастная категория: младший школьный возраст

Цель занятия: раскрытие значения речи как важнейшего средства общения.

Задачи:

Обучающие:

1. Раскрыть последовательность этапов речевого развития.

2. Научить  четкости дикции, интонационной

    выразительности речи.    

3. Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);

 Развивающие:

  1. Развивать правильное речевое дыхание.
  2. Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.

Воспитывающие:

1. Создать атмосферу активности  на занятии;

2.Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи

 Педагогические технологии: здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества, игровая технология.

Методы обучения: информационный, объяснительно – иллюстративный,                                      игровой,  метода мотивации и стимулирования.

Методическое обеспечение: 4 кубика(20*17) на сторонах которого, располагаются:

1. рисунки кукол: перчаточной, тростевой, марионетки, поролоновой;

2. Надписи: Куклы, ширма, пьеса, речь.

3.Надпись: дыхание, голос, дикция, интонация

4. Надписи: «Риторика – наука, обучающая искусно говорить,

 а «ритор»-  красноречивого человека.

5.Слова  К.С. Станиславского: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим».

6.Таблички: как правильно дышать, виды дыхания, звукоряд «И, Э, А, О,У, Ы…», буквы «звукоподражателя».

  Оборудование и материалы:  музыкальный центр, аудиозаписи, ширма, куклы, декорации, фломастеры.

Подготовительная работа:

1. Изучение научно - методической литературы

2. Просмотр интернет сайтов

3. Написание конспекта урока

4. Изготовление дидактического материала

5. Подбор музыкального оформления

Ход занятия

I.Организационный этап

Педагог: Добрый день, ребята! Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. Помните, как в поется в знакомой нам песне?(звучит песня)   Я буду начинать предложения, а вы его продолжите.

« От улыбке хмурый день светлей,

 От улыбки в небе радуга проснется,

 Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернется»

  Давайте  ребята и мы «поделимся» нашими улыбками со всеми кто находится в нашем кабинете. Повернемся и улыбнёмся им. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.

(Обучающиеся рассаживаются на свои места)

II. Основной этап 

Педагог: (повторение пройденного материала)

 Ребята, вы когда-нибудь играли в кубики? (ответ)

А у кого из вас они были? (ответ)

А  какие кубики у вас были?  Что на них было изображено? (ответ)

А для чего вам родители покупали их? (ответ)

Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в кубики. Только  вам они помогали: выучить алфавит, научиться складывать и вычитать, познакомиться с животным миром и т.д. А нам наши кубики помогут познакомиться с новой темой. И так,  вы готовы познакомиться с моими кубиками? (ответ)

Тогда слушайте условия нашей игры: Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит  кубик. На этом кубике вы найдете ответы на мои вопросы. Кубики с ответами  мы будем складывать на столе. Команды получите кубики. Итак, начинаем раскладывать кубики.  Ребята! За тот период, что мы с вами занимаемся, вы немало узнали о кукольном театре.  

Давайте  вспомним:

 1.  Какие куклы живут в нашем кукольном театре?

(1сторона - дети находят на кубке  виды кукол и выкладывают их на столе)

- Почему эти куклы так называются?

- Какие из них относятся к верховым и напольным?

2. А скажите, если бы  кто-то из вас решил поставить кукольную сказку, что вам для этого понадобилось? Найдите на кубе.

(2сторона -  воспитанники находят ответы: куклы, ширма, пьеса, речь) Педагог: Тема нашего занятия «Речь – средство передачи мыслей и чувств»

       Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да ещё  и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных  - на нашу  речь.  И нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать нашей речью: и переливы музыки и плеск воды, шум деревьев и детский лепет. Речь дает возможность нам  поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом, печалью. С помощью слов мы общаемся и понимаем друг друга.  

«Эка невидаль!» – сказал Мишка. «У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два качается, а я всё равно говорю правильно! Вот послушай: Хыххки! Что, … правда здорово – хыхки! Вот  у  меня легко выходит: хыхки! Ой, хыхечка зелёная. Боюсь,  уколюсь  я». Но Алёнка как закричит: «Ты говоришь не правильно. Надо говорить не  хыхки, а сыски!»

- Догадались, какое слово произносили Миша и Алёнка? (ответ)

    Нам кукольникам,  приходится много произносить разного  текста.  Порой встречаются очень трудные слова. Вот попробуйте за мной произнести несколько таких слов:

  1. Взяточничество
  2. Тупогубоширокорот
  3. Дифференцированный
  4. Переосвидетельствовать
  5. Дендроны из Дендрария

А порой и тексты:

  (читать  четко, спокойно, выговаривая каждое слово)

«Из – под  Костромы, из - под Костромищи,  везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева;  мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил,  скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

       Чтобы справляться с любыми сложностями в нашей речи, надо постоянно тренировать её, развивать  и тренировать речевой аппарат, и совершенствовать свойства голоса.

С чего же мы сегодня будем  начинать тренировку  нашей речи?

Будьте  внимательны, я вам буду подсказывать. А помогать мне будет скороговорка «Карл у Клары украл  кораллы»

Педагог: Что  которое дает силу голосу?

Обучающиеся: Дыхание

Педагог: Все звуки, произносимые нами,  образуются на выдохе.

Поэтому очень важно во время речи уметь правильно дышать.

Правильно дышать – это значит:

а)  незаметно для окружающих делать вдох,

б) вовремя «запасаться» воздухом,

в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.

Существует  4 типа дыхания: верхнее, грудное, диафрагмальное,

диафрагмально, рёберное

Педагог: А теперь давайте попробуем поработать над дыханием.

Упражнение  1.   Для отработки дыхания без звука.

-Вдох, выдох/ 2 раза

- Вдох  пауза  выдох

-«Лепестки роз» - сдуть с ладони воображаемые лепестки.

 - «Имя» - Вдох, на длинном выдохе написать своё имя.

- «Художник» - Вдох, на выдохе рисуем любую картинку.

 Упражнение  2.  Для отработки дыхания со  звуком «Звукоподражатель»

- «Самолёты  взлетают» - звук  «У-У-У»

- «Машины едут»  -  звук  «Ж-Ж-Ж»

- «Ползет змея » - звук  «Ш-Ш-Ш»

- «Муха бьется в стекло» - звук  «З-З-З»

- «Лошадки проскакали – «ЦОК-ЦОК-ЦОК»

Упражнение  3.  Для тренировки  диафрагмы.

Произнести данный ниже  текст, не закрывая рта. Представьте, вам

Произнести данный ниже  текст, не закрывая рта. Представьте, вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот.

«Идет бычок качается

Вздыхает на ходу…»

 Педагог:  Что обладает громкостью, силой, выразительностью?

Обучающиеся: Голос

Педагог:  Большую  половину времени мы говорим. Если дышим мы автоматически, то голосом мы должны  управляем. Красивый голос  обладает силой звука, гибкостью, полётностью, тембром, широтой диапазона.

 Голосовые упражнения.

  1. «Баюканье» - (убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы)    «М»- « Баю, баюшки , баю,

                           не ложись  на краю,

                           придет серенький волчок

                           и утащит за бочок….»

  1.  «Подсказка» и  « На другом берегу»  (текст пословицы)

-  Произнести текст так, как  будто вы зовёте кого-то,  который находится на другом берегу.

-  Представьте, что вы подсказываете своему однокласснику.

3)  Постепенно с каждой строчкой  повышать  голос.

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,….»

Педагог:  Отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков,

слогов и слов в речи. Что это?

Обучающиеся:  Дикция

Педагог:  Слово «дикция» в переводе с латинского языка  обозначает «произношение». Мы будем работать над произношением.

Упражнение 1 «Звукоряд», «Игра в бадминтон». На выдохе произносить звукоряд.

И         БИ        БИБ          БИ-БИ-БИ  - БИП

Э         БЭ         БЭБ          БЭ-БЭ-БЭ  -   БЭП
А         БА         БАБ          БА-БА-БА  -  БАП
О         БО         БОБ         БО-БО-БО  -  БОП
У         БУ         БУБ          БУ-БУ-БУ  -  БУП
Ы        БЫ        БЫБ        БЫ-БЫ-БЫ – БЫП

Для отработки дикции будем использовать  стишки:

Упражнение 2     «Барабанный бой»

Пара барабанов,  пара барабанов,

пара барабанов,  била бурю.

Пара барабанов,  пара барабанов,

пара барабанов,  била бой»

Упражнение  3      «Весёлые свинки»

« Как на пишущей машинке,

Две хорошенькие свинки

И постукивают и похрюкивают,

Туки, туки, туки, тук

Хрюки, хрюки, хрюки, хрюк»

Упражнение  4    «Собачъи радости»    

Произнести текст увеличивая скорость.

«Что в тарелке ? – суп, суп, суп.

А кому? -  псу, псу,  псу»

Педагог:  Ритмико-мелодичное и логическое членение речи. Что это?»

Подсказка:

 -  Наши кукольные герои используют её в своей речи?

 - Произнести слово  «Здравствуйте» (весело, плаксиво, зло, высокомерно, ехидно)

Обучающиеся: Интонация

Педагог:  Речь идёт об интонации. Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее, придает ей индивидуальный характер. Сейчас и вы в этом сами убедитесь.

Задание 1: Произнести с разными  интонациями фразу:  «Я получил  два»

   (с утверждением, удивлением, восхищением, со злостью, со страхом, с  ленью, с разочарованием, с грустью, с угрозой, с обидой,  задумчиво, весело, горестно)

Задание 2: «Концерт»   Произнести  от имени героя отрывок стихотворения используя  разные интонации

Педагог: А знаете ли вы?   Очень давно, 250 лет тому назад, в школе изучали науку, которая учила говорить. Как она называлась? Попробуйте найти на кубике это название риторика.  Найдите, как риторика учила говорить? (искусно). На уроках риторики учили говорить: сообщать, призывать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

- Если  риторика – учит искусно говорить, то как называли человека, владеющего этой наукой?

- Найдите на кубе это название ритор

- Как же переводится «ритор» с греческого языка?

- Красноречивый человек.

- Он должен уметь  говорить как?

- Отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, точно, умело, искусно

Вы видите, как важно для нас кукольников, иметь хорошую, четкую и понятную речь.  Но на этом знакомство с речью у нас не заканчиваются. Посмотрите,  у нас есть на кубиках  вопросительные знаки.  Они познакомят вас с тембром  голоса, темпом  речи, жестами  и мимикой, артикуляционной гимнастикой. Об этом мы узнаем на следующих занятиях.

  III. Подведение итогов

Педагог: Постройтесь, пожалуйста, в наш традиционный полукруг.

(Дети выполняют задание)

Педагог:  Наше занятие подходит к концу. Начали мы его с улыбки, а вот какое настроение у вас сейчас – мы узнаем. Каждый из вас получит вот такой рисунок. На нём не хватает одной детали, которая придаст ему, то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце занятия. Ваши рисунки помесите на свободной стороне вашего куба.

(Дети  рисуют, отвечая на вопрос педагога)

Педагог:  Закончить нашу беседу я хочу словами К.С. Станиславского:   «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим»

(Педагог переворачивает последнюю сторону кубиков)

        «Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво …»     (К.С.Станиславский).

План – конспекта занятия

«Тростевая кукла»

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний

Форма занятия: интегрированное

Год обучения: второй год

Категория участников: средний школьный возраст

Цель занятия:   ознакомление и   изготовление тростевой  театральной куклы.

Задачи:

Обучающие:

- расширить знания обучающихся  о  кукольном  театре и театральных профессиях;

- познакомить с тростевой куклой;

-  дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы;

- предоставить  возможность самостоятельно изготовить тростевую куклу.

Развивающие:  

 - развивать  воображение, фантазию, художественный вкус, самостоятельность, творческую активностью.

Воспитывающие:  

- формирование положительного климата в детском коллективе;

- приобщение обучающихся к нравственным и культурным ценностям.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие,  ИКТ, педагогика сотрудничества.

 Методы обучения: словесный  (объяснение нового материала, рассказ о кукольном театре в г. Кемерово и театральных профессиях; беседа с детьми по учебному материалу; наглядный  объяснительно- иллюстрированный;   демонстрационные материалы (образцы  кукол); практический (изготовление тростевой куклы).

Методическое обеспечение занятия:

  • иллюстрации,  
  • технологические карты,  
  • презентация, театральные куклы, 
  • заготовки для изготовления тростевой куклы,
  • игра «Складные картинки» по тростевой кукле,
  •   смайлики с улыбками.

Оборудование и материалы:  сундук, ширма,   музыкальный центр, мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

1. Изучение научно- методической литературы

2. Просмотр интернет сайтов

3.  Написание конспекта урока

4. Изготовление дидактического материала

5. Подбор музыкального оформления

Ход занятия

  1.  Организационный этап

Педагог: Добрый день, мои друзья! Начинаем наше занятие традиционно, полукругом.  

Эмоционально - психологический настрой

Педагог: Знаете,         что         произошло         сегодня         утром?
Я шла в наш центр  и собирала улыбки. (звучит песня «От улыбки»)
Я по улице шагала, и улыбки собирала
: (Приложение 1)
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего села,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.

От улыбок других  менялось моё настроение. И сегодня своим настроением я хочу поделиться с вами(раздаёт улыбки-смайлики)

-   А теперь улыбнитесь друг-другу и   пожелайте удачи.

-Улыбнитесь гостям и поделитесь с ними хорошим настроением (дарят смайликов)

 Проверочный этап (Постановка темы занятия.  Повторение пройденного материала)

Педагог: С таким настроением нам никакие трудности не страшны. И мы можем приступать к  нашему занятию. Мы будем продолжать знакомство с кукольным театром.  Поэтому  тема нашего занятия-   ……...

Что такое?(смотрит на стол)

Ничего понять не могу. Куда всё подевалось. Я всё здесь приготовила. Ребята вы всё здесь убрали?

(Звучит музыка – шарманки)

 Вопросы: (Повторение пройденного материал).  

1. Как называется ширма, за которой я любил выступать на ярмарках?

2. К какому виду кукол относится моя любимая  куколка?

3.  Как одевается перчаточная кукла?

4.Что такое чистая  перемена в кукольном спектакле?  

5. Назовите старинный  музыкальный  инструмент, который  часто сопровождал  мои выступления?

Педагог: Ребята, здесь несколько коробок. Помогите мне. С какой начнём?

(дети отвечают)

(обучающийся, принимавший активное участие в мини-викторине,  открывает сундучок. Из него он достаёт тростевую куклу)

Педагог: А вот и тема нашего занятия (Приложений 1)

Обучающиеся: «Тростевая кукла»

 Педагог:  Сегодня на занятии мы должны:

 Познакомиться с  тростевой куклой, научиться   по  изготовлению  простой тростевой  куклы из бросового материала. 
    Для этого я предлагаю отправиться в гости к профессиональному кукольному театру.  Кукольный  театр – это  удивительный волшебный мир. Ведь только там рождаются, «оживают»,  играют и живут эти необычные театральные куклы.

   - Кто из вас, ребята был на спектакле профессионального кукольного театра?

 - А кто знает, в каких городах нашей области есть профессиональные кукольные  театры? (Новокузнецк «Сказ», Топки «Чебурашка», Кемерово)

  1. Основной этап

Педагог: К  кемеровскому  областному  театру  кукол им. Аркадия Гайдара  мы и отправимся.  Создан он  был во время  Великой  Отечественной  войны.     Новосибирский театр «Красный факел» был временно переведен в город Сталинск (ныне Новокузнецк). В феврале 1942 года группа артистов показала детский кукольный спектакль — сказку-оперу «Волк и семеро козлят». Из участников этого спектакля была организована самостоятельная «детская группа», которой  в  июне 1942 года   присвоен статус театра. В первые годы жизни театр вел «кочевой» образ жизни. Только в сентябре 1953 года получил помещение  в здании   на   ул. Кирова. А через восемь лет, в 1961 году,  труппы обосновалась в Кемерово, в жилом доме по улице Весенней.

Педагог:   Как вы думаете, какие должности есть в кукольном театре?

Обучающиеся:  (ответы детей)    

 Педагог:  Директор театра — выпускник Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Дмитрий Сергеевич Вихрецкий, который является членом Международного союза кукольников.      В труппе театра 16 артистов. В труппе есть   заслуженная артисты России, заслуженный работник культуры РФ.  Труппа театра  неоднократно награждались премиями фестивалей «Кузбасс театральный», актёрскими премиями Администрации г. Кемерово, благодарственными письмами регионов и другими наградами  

Одной из актрис этого театра является Дементьева Ирина,          в прошлом, выпускница нашего кукольного театра, сегодня она, актёр Кемеровского кукольного  и драматического театров. В её репертуаре уже более….. сыгранных ролей.

 Ирина была участником:

- I Всемирного  фестиваля школ кукольников(г. Санкт-Петербург) в 2011г. 

- Фестиваля  театров кукол «Соломенный жаворонок» (г. Челябинск, октябрь 2012г.)

Награждена:

- в  городском конкурсе 2011-2012 г "Лучшая роль сезона    в театре";

-дипломом Администрации Кемеровской области  «За творческие достижения в театральном сезоне 2012/2013 годов.  
Педагог: Одной из необходимой в театре  профессий  является профессия художника-кукольника,  т.е  Мастер по изготовлению кукол и декораций.

    Профессия художника-кукольника предполагает художественные способности, богатое воображение, умение подмечать характерные или необычные черты в  окружающих, склонность к работе руками, настойчивость,  чувство юмора. 

 Педагог:  Работа мастера по куклам трудная, но очень интересная, творческая. Чтобы сделать куклу мастеру приходится многое изучать: костюмы разных эпох, внешность людей разных стран, флору и фауну всего мира, оружие, историю всех времен и народов. А еще он должен уметь пользоваться разными инструментами,  быть художником, скульптором, портным, сапожником, столяром, сварщиком  и не только. Каждый материал сам подскажет, какое ремесло пригодится в изготовлении куклы.   Благодаря мастерству художника – кукольника в кукольном театре живёт огромное количество самых разных кукол. 

Педагог: Всех их можно поделить на два вида. Каких?  

Обучающиеся: Верховые и низовые

 Педагог: Назовите эти виды кукол, которые актёр-кукольник держит над ширмой?

Обучающиеся: (ответы  детей)

Педагог: К верховым куклам относится и тростевая кукла. Она  получила  свое название от тростей,  которые приделаны к рукам куклы. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы. Трости могут быть открытыми,  видимые глазу зрителя, то есть находиться вне корпуса кукла         или замаскированные в складках одежды куклы (в ее широких рукавах или накинутом на плечах плаще), или скрытые внутри туловища куклы. Голова тростевой куклы  насажена на трость (так называемый гапит), которую кукольник держит в руке. 

-Кукла на гапите может активнее поворачивать голову. Кроме того, гапит увеличивает рост куклы, а следовательно, и  все ее пропорции.  Во время представления актер поднимает куклу над ширмой с помощью гапита. Получается, что во время спектакля у кукловода одна кукла занимает сразу две руки. Гапиты могут быть как простые, так и механизированные.

Педагог: (Приложение 1). Вот как выглядят гапиты внутри кукол. (Из истории тростевой куклы). Тростевые куклы родились на острове Ява в Индонезии, были популярны в Китае, Японии. Яванские кукольники  даланги не держали  куклу в  руках во время  представления,  гапит  втыкался  в мягкий  банановый ствол, лежащий вдоль ширмы, и кукла, неподвижно закрепленная,  лишь жестикулировала   руками. Иногда, когда кукла должна выполнять в спектакле сложные движения, к ней прикрепляют много тростей и управлять такой куклой под силу нескольким актерам. Как назывался этот театр? Это предстоит вам узнать. Разбиваемся на две группы. Каждая группа должна собрать на магнитной доске картинку – куклу из этого театра. Собрав её, сможете прочитать   название индонезийского  кукольного театра.

(Собирают  слово – «ВАЯНГ»)

Педагог: Ваянг.                  Виды индонезийского народного театра: ваянг кулит — теневой театр плоских кукол, вырезанных из кожи буйвола, ваянг голек — театр тростевых деревянных кукол,    ваянг топенг — театр актёров в масках.

Тростевая кукла 

Куклы на тростях  в нашей стране начали появляться с первых шагов деятельности советских кукольных театров. Сперва  это были  эпизодически в петрушечных спектаклях. Так появился «дедушка Крылов» у старейших советских кукольников Ефимовых (1918),  потом возник «городовой» в спектакле «Каштанка» Государственного Центрального театра кукол (1935). 
Впервые целый спектакль был осуществлен при помощи тростевых кукол Н. Я. и И. С. Ефимовыми, поставившими в 1933 году «Макбета» Шекспира. С тех пор конструкция тростевых кукол непрерывно совершенствуется. 

Вот мы и познакомились с тростевой куклой и с теми,  кто помогает ей.  

 Педагог: Как вы думаете, из каких материалов можно сделать театральную куклу?

Обучающиеся: Бумага, ткань, дерево, пенопласт, пакеты, овощи и т. д. Педагог: Театральную куклу, возможно, сделать из любого материала. Главное, чтобы у мастера было время и желание ее сделать.

 Бабушкин сундук -  сокровищница для кукольника, для того  чтобы сделать театральную куклу. В нём целый склад палок, веток, и газет, есть и ветошь и платья, вышедшие из моды, веревки, использованные пакеты. Богатств таких не счесть.

Педагог: Давайте попробуем создать своими руками вот такую куклу (Приложение 2).  Это кукла тростевая, верховая. При её изготовлении мы не будем пользоваться иголкой. Нам понадобятся: ножницы и клей.  Подготовим рабочие места.

Педагог:  Прежде чем начать нашу работу, давайте вспомним:

     Какие правила безопасности при работы с ножницами вы знаете?

Обучающиеся: 

- рабочее место нужно содержать всегда в порядке, все инструменты должны находиться на своих местах;

-  в не рабочем состоянии ножницы должны находиться справа, кольцами к себе;

- передавать ножницы следует сомкнутыми концами, кольцами вперёд;

- если вам нужно встать из-за стола, оставляйте ножницы на рабочем месте.

Педагог:   1.Создавать куклу будем с головы. Для этого в  основу куклы мы возьмем палку. Мы - кукольники ее называем? (ответ  воспитанников -  гапитом). На палку прикрутим головку.

2.Для этого сформируем вокруг гапита шарик из ваты, синтепона     На шар накину белый лоскут ткани, разравняю его, чтобы личико было гладкое без морщинок.  Крепко - крепко примотаю концы ткани нитью к палке. Голова готова. Платье для куклы сделаем из цветного лоскута ткани. Посередине для горловины ножницами сделаем небольшие надрезы крест на - крест.

Педагог:     Заготовку платья наденем снизу на палку, и уголки горловины очень крепко примотаем нитью. Тут потребуется помощь друг другу. Ладошки рук соорудим из пробок. И прикрутим их нитью к противоположным углам заготовки платья. Тесьмой желательно задекорировать шейку и запястья куклы.

Педагог: Наша театральная кукла – тростевая, поэтому трости  для неё мы сделаем из шпажек для шашлыка. Чтобы   было безопасно играть, концы у шпажек с одной стороны обмотаем скотчем в несколько слоев. А острые концы шпажки аккуратно вкрутим внизу ладошек.     Кукла тростевая в принципе готова.  

Педагог: Прическу можно соорудить из пряжи или просто нарисовать фломастерами.  На  ладонь  необходимо  накрутить  пряжу

 20 - 30 витков. Затем пряжа закрепляется нитью посередине и перерезается с двух сторон и приклеивается на головку клеем.

Педагог: Но чтобы у куклы появился характер ей надо нарисовать лицо. Для этого у нас приготовлены фломастеры.Вот и готова ваша кукла – первая, тростевая. Пока вы дружно работали, я смотрела, как здорово, да как слаженно у вас все спорится.  И какие замечательные куклы у вас получились.

 5. Подведение итогов

  Педагог:   Наше занятие заканчивается. Но каждое наше занятие – это знакомство с удивительным миром кукольного театра, где вы постигаете азы мастерства, приобретая знания, совершенствуя умения. Хотелось бы узнать, что сегодня  вы для себя взяли   в свою копилку. В этом нам поможет «Лестница знаний». Каждая ступенька её это тот  маленький багаж, который каждый из вас  сегодня приобрел  на занятии.  А что именно,  вы нам сейчас расскажите («Лестница         успеха»)
Обучающийся помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку

            - Сегодня я узнала…
—         -  Мне было интересно…

            - Теперь я могу…
—         - Я приобрела…
—         - Я научилась…
—         - Я смогу…
—         - Меня удивило…
—         - Я попробую…
—         - Для меня было открытием, что …

Педагог: Посмотрите, как мы,  приобретая знания,  прошли путь  от перчаточной куклы до  тростевой. Молодцы!

Педагог: А сейчас хотелось бы запечатлеть этот радостный миг. Мы сделаем фото на память. Покажите,  как вам понравилось занятие.

(фото детей с их куклами)

Педагог:  (Дети сидят в рабочем полукруге)  Куклу, которую вы сегодня сделали своими руками, приобрела жизнь при помощи вашего воображения и труда. Она несет тепло ваших рук, в ней чувствуется душа, от нее теплеет взгляд и сердце наполняется нежностью. Такую куклу можно подарить, играть самой, или начать составлять коллекцию кукол. Современные куклы невероятно разнообразны: они ходят, говорят, кричат, закрывают глаза. И всё-таки каждому из нас подчас мила не самая дорогая кукла, а кукла, сделанная своими руками.

Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Но главное то, что вы были дружны и всегда протягивали друг другу руку  помощи. Только в дружном коллективе  получаются хорошие работы, будь то куклы, или спектакли.

Вот поэтому вы трижды молодцы!!!

 

План – конспекта занятия

«Ступени мастерства»

Тип учебного занятия:  проверка, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Форма  занятия: урок – творчества

Год обучения: третий год

Категория участников: средний школьный возраст

Цель занятия:  закрепление знаний, умений и навыков по программе

Задачи:

Обучающие:

1. Обобщить знания обучающихся по разделам программы.

  1. Закрепить знания детей об афише, как части художественного оформления спектакля

Развивающие:

  1. Развивать творческую активность, фантазию, воображение и образное  

     мышление.

  1. Развить у обучающихся осмысленный подход к работе: самооценка, настойчивость, сравнение, мотивацию к познанию и творчеству.

Воспитывающие:  

     1. Побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;

      2. Создать творческую атмосферу на занятии.

Педагогические технологии: игровая и проектная технология.

Методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный, учение через обучения, метод мотивации и стимулирования, информационные технологии.

Оборудование и материалы: ширма, столы, декорации, магнитофон, доска, куклы детей, тростевые куклы, ватман карандаши, фломастеры, картинки животных, деревьев, домов, таблички с надписями разделов программы и заданий, афиши представлений, ноутбук,

Подготовительная работа:

1. Работа с литературой.

2. Разработка и написание конспекта.

3. Подбор музыкального оформления.

4. Индивидуальная работа с воспитанницей кукольного театра

 Михайлиной Я.

Ход занятия

I.  Организационный этап

Педагог: Добрый день ребята! Все наши занятия  начинаются с традиционного полукруга. Подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к занятию. Посмотрите, друг другу глаза, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому.

                                      ( Обучающиеся  выполняют задание)

II.  Основной этап

                                                  (Звучит музыка)

Педагог: Сегодня мы подведем итоги нашего учебного процесса. Ещё немного и  закончится учебный год. За плечами 8 месяцев нашей кропотливой творческой  работы. За это время, вы на наших  занятиях многое узнали, многому научились.       Каждое занятие вы приобретали знания, навыки и умения, которые помогали вам подниматься по ступенькам Мастерства. Всё, чему вы научились в течение этого    времени, вы  вложили в раскрытие образа своего героя в итоговой работе на спектаклем «Часы с кукушкой» автора С. Прокофьева.   Что же это за ступени Мастерства.   Давайте вспомним их.

(На доске висят четыре листа, возвышаясь один над другим, как ступеньки. Педагог снимает чистый лист с первой ступени и читает надпись)

Педагог: «История театра кукол»

    Этот раздел расширил ваши знания о куклах и познакомил вас с тростевой куклой. Он с историей театра кукол «Петрушка», с русскими  бродячими петрушечниками и с  народными кукольными мастерами. Вы узнали

многое о  кукле и можете хорошо ориентироваться в её видах. Назовите, к какому   виду относятся эти куклы (Приложение 1).

Педагог:  А сейчас прошу ответить на мои вопросы. (Вопросы по разделу) Вы научились    делать кукол не только из бросового материала, но и сделали            своих кукол  техникой папье-маше

(Педагог показывает перчаточные куклы, сделанные руками ребят)

Педагог: И мы переходим к  следующей  ступени  Мастерства. Это – «Основы   сценической речи».   Зачем   кукольнику необходима сценическая речь?

Обучающиеся: Чтобы громко, четко произносит текст.

Педагог: Правильно. Текст, который приходится произносить вам в спектакле от имени   своих героев должен звучать: громко чтобы было слышно его в любом зале (большом или маленьком); четко и внятно - чтобы его могли понять не только взрослые но и маленькие зрители.

Педагог: Учитывая все эти моменты, мы включили в занятия разные игры, упражнения, гимнастики, массажи, которые помогли нам сформировать правильное четкое  произношение. На ширме находятся те задания, которые мы проходили.     Ваша задача – выбрать и объяснить их.

               (Каждый ребенок  берет одно из заданий и объясняет его)

Педагог: А сейчас мы вспомним некоторые упражнения.

               (Дети вместе с педагогом проводят небольшую разминку)

Практическая часть: 1. Проводятся упражнения на дыхание: 

                                        вдох, выдох, задержка дыхания, сдуть пушинку;

                                         упр-е «Лопнувший шар (С)».

    2.Упражнения артикуляционной гимнастики

        «Кошечка», «Расчестка»;

         «Маятник»,

       «Карамелька», «Болтушка».

  3. Упражнения звуковой разминки 

       И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю.                                 

     

      Биб

       Дид

       Мим

       Гиг

       Рир

     

       - Пара барабанов, пара барабанов

          Пара барабанов била бурю,

          Пара барабанов, пара барабанов

          Пара барабанов била бой.

         

       - Как на пишущей машинки,

         Две хорошенькие свинки,

         И постукивают, и похрюкивают.

         Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк,

         Туки-туки-туки-тук.

Педагог: Как кукловоду самому привести свой речевой аппарат к работе? Обучающиеся: (ответы детей)

Педагог: Вы хорошо справились с заданием, и мы можем шагнуть на  следующую   ступеньку – «Игрового тренинга».

В этот раздел включены игры, которые помогали вам развивать необходимые    для кукловода качества.

Педагог: Выберите из всех перечисленных игр, те с которыми вы знакомы и почему они      нам необходимы.

                                (Обучающиеся  отвечают на вопросы педагога)

Педагог: Как вы справляетесь с этими заданиями, мы сейчас увидим

( проводится  игры «Пристройка», «Что изменилось»)

Педагог: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Ну,  а мы продолжаем двигаться   по  ступенькам Мастерства. Следующая ступенька не простая.  На ней поместилось очень  много вопросительных знаков. Все они -  маленькие   секреты одного большого раздела «Секреты театра кукол»

   Как двигается кукла? Как она поёт, танцует, прыгает, смеётся и плачет?

 Постигли ли вы эти секреты, вам сейчас предстоит показать. Но, прежде чем вы  пойдете за ширму,  давайте вспомним  о правилах  работы кукловода за ширмой.

              Итак, отрывок из сказки «Часы с кукушкой»

                                          (Показ отрывка сказки)

Педагог: Ну,  вот ребята, чтобы подготовить кукольное представление, сколько надо знать и многому надо научиться. Казалось бы, всё, можно поставить точку,  но    ещё есть один  нерешенный вопрос.

    Поможет нам с ним справиться наша воспитанница, Мастер-кукольник  Михайлина Ярославна. Ей я предоставляю своё место.

Ярославна: Ребята! Ответьте, каким образом все узнают о том или ином спектакле или   представлении (дети отвечают) Да, это как бы реклама спектакля.     В старину любая реклама осуществлялась зазывалами. Специальные люди – зазывалы ходили по городам, деревням и зазывали зрителей на представление.      Перед входом в театральное помещение для привлечения публики на специальных подмостках разыгрывали мини – спектакли, короткие сценки. Афиша является как бы частью спектакля, вынесенной на улицу.      Задача афиши – подготовить зрителей к спектаклю, дать общее о нем представление, возможно просто заинтересовать.   Текст афиши рассказывает о спектакле и исполнителях, а изобразительная     часть символизирует основной смысл спектакля. Изображение и текст   должны  составлять единое. На нашей ширме есть несколько таких афиш.      

  Практическая часть: 

   Сегодня мы с вами должны сделать афишу для вашей  сказки. И она тоже займет место среди этих афиш. Только делать будем в   разном исполнении. Каждая группа  предложит свой проект афиши.

         1 группа -  будет её рисовать,

        2 группа – использует более простой способ. Они будут составлять

          комбинированную афишу – из картинок и дорисовывать её.

        3 группа – я и двое моих помощников будем набирать её на ноутбуке.

                                                Творческой вам работы.          

          ( По окончанию работы каждая группа защищает проект афиши)                                        

III.  Подведение итогов

Педагог:     Вот мы и поставили последнюю точку. Посмотрите, как  много вы узнали, какой богатый опыт вы приобрели, осваивая  ступени - Мастерства.  Вы уже не те девчонки и мальчишки, которые в первый раз  пришли к нам в кукольный театр,  не умея владеть куклой. Вы прошли  путь   от «Ученика» до « Бакалавра кукольных наук». И сегодня мы вам вручаем  этот   знак отличия.

          (Обучающимся  вручаются эмблемы «Бакалавр кукольных наук»)

Педагог:  И хочу вручить вам свой подарок.

   (Педагог  вручает детям коробку в красивой  упаковке и  просит её

          открыть. Из коробки дети достают  поролоновую куклу)   

Педагог: Сегодня вы получили звание  «Бакалавра», но вот чтобы стать «Магистром»  вы должны заставить эту куклу танцевать, двигаться,

петь. А ещё посмотрите,  на нашей ширме осталось много табличек                   с  названиями,  которые вам предстоит открыть для себя в                              следующем году.

Педагог: Вот и подошло наше занятие к концу. Вы хорошо поработали. А, как и полагается в театре по завершению представления звучат аплодисменты. Вот и сейчас, по вашим аплодисментам я определю,  понравилось оно вам или нет.  Спасибо за занятие.

План – конспекта занятия

«Петрушка – народный ярмарочный герой»

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Форма проведения занятия: Экскурсия по кукольному музею

Год обучения: четвертый год

Категория участников: средний школьный возраст

Цель занятия:  формирование первоначальных знаний о главной кукле  российских театров – Петрушке.                                                            

 Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить  обучающихся с происхождением главного героя российских   театров, с его «родственниками»  в разных странах;                                                                                                                                                                                         2.Познакомить с чертами характера этой куклы.

Развивающие: 

  1. Развивать наблюдательные, познавательные и творческие способности воспитанника.
  2.  Развивать творческую активность, фантазию, воображение и образное мышление.
  3. Развить у обучающихся осмысленный подход к работе: самооценка, настойчивость, сравнение, мотивацию к познанию и творчеству.

Воспитывающие: 

1.Побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;

2.Создать творческую атмосферу на занятии.

Педагогические технологии:     ….

Методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный,  игровой, метод мотивации и стимулирования, информационные технологии.

Методическое обеспечение занятия:

  • оформленные мини – галерея с различными портретами народных кукол – любимцев;
  • иллюстрации сцен из постановок;

Оборудование и материалы: аудиозаписи, куклы: Петрушка, цыган, лошадь, круглая ширма, краски, фломастеры, альбомные листы, плакат, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты, одежда Петрушки, пищик, ширма(рабочая и круглая)   .

Подготовительная работа:

1.Работа с литературой.

2.Разработка и написание конспекта.

3.Подбор музыкального оформления.

4.Подготовка иллюстративного и наглядного материала.

5. Подготовка ширм и кукол.

6. Подготовка кабинета к занятию.                

Ход занятия

I. Организационный этап

Педагог: Добрый день ребята! Мы начинаем наше занятие традиционно, с рабочего полукруга. Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа. И поэтому, давайте пожелаем друг другу то, что  помогло бы нам хорошо по работать на занятии.

(Педагог первый протягивает ладонь и называет пожелание. К нему подходят по очереди  дети  и кладут свою ладонь на его, говоря пожелание.)

II.Основной этап

Педагог: Сегодняшнее занятие я начну со стихов:

«Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улице Бассейной!»

«Мистер Твистер

Бывший министр,

 Мистер Твистер,

Делец и банкир,

 Владелец заводов,

Газет пароходов,

Решил на досуге,

Объехать мир»

Педагог:  Ребята! Вы знаете, кто такой С. Я. Маршак?

Обучающиеся: Детский писатель

Педагог: А какая существует связь между прочитанными мной стихами и детским писателем  С.Я  Маршаком?

Обучающиеся: Он является автором прочитанных стихов.

Педагог: А кто из вас может еще прочесть какие-нибудь стихи С.Я Маршака

(Дети читают стихи)

Педагог: Молодцы! Вы много знаете стихов этого писателя?

А вот слышали ли вы вот такие его стихи:

«Здравствуйте, мои юные зрители!

А подраться со мной не хотите ли?

Выходи человек сто –

Целым не уйдёт никто,

Выходи человек двести –

Всех уложу на месте!»

Педагог: Что можно  сказать  исходя из этих строк о характере  этого героя?

Обучающиеся: (ответы детей)

Педагог: Как вы думаете,  какому герою подходят такие черты характера? Я вам дам подсказку -   этот герой есть и в нашем театре.

(Если дети не смогут ответить, то им задается дополнительно загадка)

Педагог: В ярко красном пиджаке,

               Он с бубенчиком в руке.

               Развесёлая игрушка

               А зовут её …(Петрушка)

Обучающиеся: Петрушка

Педагог: Тема сегодняшнего занятия: «Петрушка –  народный ярмарочный герой» Для этого я приглашаю вас на экскурсию в наш кукольный музей. Все его экспонаты помогут нам лучше узнать нашего героя.  Итак,  я приглашаю вас в первый наш зал «По дорогам  истории»

(На ширме – иллюстрации Петрушки, ширмы-юбки, шарманки, одежда куклы, мешок с куклами, свисток-пищик, палка)

Петрушка - замечательная кукла русского театра. Никто не знает о том, каким был Петрушка и его представления в прошлом веке. Но до наших дней он дошел вот в таком виде: колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый и горбик за плечами, а в руке палка. Его любили все. В старые времена Петрушка выступал и в деревне и в городе во дворах и на площадях, но в  здания театров и в дома дворян и знати вход Петрушки и кукольникам был закрыт, потому что считалось это искусство не настоящее.

 Вот поэтому Петрушка и его собратья- куклы все время находились в дороге. Он переезжал с места на место,  из губернии в губернию, из города в город. Идет по дороге кукольник  и несет на плече складную ширму и мешок с куклами, а  вместе с ним  музыкант. Вдвоем веселее идти. Музыкант несет  шарманку. Это такой музыкальный ящик (рисунок шарманки). Звук у неё очень мелодичен.

(Звучит музыка, произведение «Шарманка»)

 (на фоне музыки) Придут, ширму расставят, кукольник за неё спрячется, а музыкант перед ширмой усядется, будет на шарманке играть(звучит шарманка) и народ зазывать. Но вот на ширме появился Петрушка и сразу становится шумно, потому что у Петрушки голос особенный: он пищал, так как у кукольника во рту был «пищик», такое особое устройство для писка, чтобы  народ на его голос  сбегался.

(Педагог одевает куклу и заходит за ширму)

Петрушка:

Здравствуйте, господа!

Вот я пришел к вам сюда

Ушел я утром рано.

От хозяина балагана.

Расплатился он со мной вчистую,

Дал мне копилку пустую.

Уплатил за сутки –

День да ночь, Я и ушел прочь.

 Потому что с ним плохи шутки.

Экий он, право, урод.

А он орет «Вон!»

Хорошо, я промолчал, Слово ему не сказал.

Только палкой поддал – Ррраз!

Получай, Карабас Барабас!

Педагог: (выходя из-за ширмы) В конце каждой сцены он бьет своих собеседников – кукол палкой. Для того, чтобы продолжить знакомство с Петрушкой надо перейти в следующий зал.

Педагог: Переходим в следующий зал «Ярмарочных гуляний»

(На круглой ширме- иллюстрации выступления Петрушки и рисунки  из его постановок; куклы - доктор, цыган, купец; лоток с товаром; музыкальные и шумовые инструменты; русская рубаха, фуражка)

                   

Педагог: Петрушка хитер,  остроумен и задирист, а ещё он обожает всяческие проказы. За это Петрушку любил больше всего простой народ. А сам Петрушка очень любил выступать на  шумной и веселой ярмарке, на ярмарочной площади. Послушайте, как бойко гудит и веселится ярмарка!

(Звучит музыка «Театральные шумы»)

Педагог: Что вы услышали на ярмарке? Что делал народ на ней?

(Обучающиеся: веселился, гулял, продавал, зазывал, торговал, покупал…)

Педагог: У нас есть экспонаты, которые использовались на ярмарке: лоток с товаром, музыкальные инструменты (объясняет детям)

Педагог: А давайте попробуем разыграть ярмарку и ярмарочное представление.

Педагог: Сейчас представим, что мы находимся на ярмарочной площади. Кто-то из вас зазывает на ярмарку, кто-то торгует, кто-то покупает, кто-то играет на балалайке, а маленький мишка танцует.

(Звучит плясовая музыка, дети изображают ярмарочное гуляние)

Педагог: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник (дети садятся на стулья). У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой. В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря, обучался солдатскому делу, сражался с чертом…Всего таких сцен было больше двадцати. И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.

(Педагог выбирает из детей на роль Петрушки и цыгана. Разыгрывается отрывок из сценки.)

 Петрушка: А вот и ребятишки!

                  Девчонки и мальчишки!

                  Бонжур, славные девчушки,

                  Быстроглазые вострушки!

                  И вам бонжур, нарумяненные старушки,

                  Моложавые старички.

                  Я ваш знакомый – мусью фон- гер-Петрушка.

                  Пришёл вас позабавить

                  И с праздником поздравить!

(На ширме появляется цыган с лошадью. Сценку  озвучивают и обыгрывают обучающиеся)

Сценка

Цыган: Здравствуй, мусью Пётр Иванович! Как живёшь – поживаешь? Часто ли хвораешь?

Петрушка: А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?

Цыган: Не бойся я не доктор… Я цыган, из хора, пою басом, запиваю квасом.

Петрушка: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да мимо проезжай!

Цыган: Мой знакомый француз Фома, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна.

Петрушка: Это, брат, дело. Мне лошадь давно заводить приспело. Только хороша ли лошадь?

Цыган: Не конь, а диво: бежит-дрожит, спотыкается, а упадёт-не подымается.

Лошадь: Иго – го!

Петрушка: Ого – го! Вот так лошадь. Какой масти? Цыган: Пегая с пятнами, золотая, с гривою лохматою, кривая, горбатая – аглицкой породы с фамильным аттестатом.

Петрушка: Ого – го! Такую – то мне и надо! Дорого ль стоит?

Цыган: По знакомству недорого возьму: 3.000.000.

Петрушка: Больно дорого просишь. Лошадь совсем молодая! Ни одного зуба во рту ещё нету. Ой, сяду – упаду.

Цыган: Скоро ли упадёшь?

Петрушка: Через 20 лет прямо в обед. Да зови лекаря скорей.

Цыган: Сейчас приведу(уходят)

(Обучающиеся занимают места на стульях)

Педагог: Молодцы наши кукольники! Позабавили петрушечники  народ. Давайте похлопаем им.

Физкультминутка

Задание: А сейчас  проведем среди вас конкурс на самого крикливого, веселого и задиристого Петрушки. Надев колпак,  вы должны произнести текст так,  как его бы сказал наш герой (проводится конкурс)

Педагог: Нас ждет следующий зал «Родословная Петрушки»                                       

«Родословная» - это когда ты хочешь узнать какие у тебя были предки. У нашего Петрушки очень богатое прошлое. Это Маккус – популярный персонаж  античной комедии. Он стал прототипом нашего героя. Можно сказать его дедушкой. Итальянцы создали свою театральную куклу по имени Пульчинелла. А у Пульчинеллы появились новые имена.

(Портреты Петрушки и его родственников за рубежом)

Во Франции – Полишинель

 в Англии – Панч,

в Германии – Каспер,

в Чехии – Кашпарек.

Перед вами портреты разных народных любимцев, у них и  имена разные.  Но все они являются родственниками нашего Петрушки.

Педагог: А знаете ребята, что у нашего Петрушки  есть  фамилии. Но она необычная. Попробуйте  отгадать её. Вот варианты ответов:

(Вывешивается список фамилий. Дети выбирают правильный ответ из предложенных вариантов и помещают его под портретом Петрушки)

Пётр Петрович Кислый

Пётр Фёдорович Горчица

Пётр Иванович Уксусов (правильный вариант ответа)

Пётр Николаевич Солёный

В некоторых пьесах вы встретите вот такие фамилии Петрушки.

Самоваров,

Ванька Ро-то-туй

Ванька  Ру-тю-тю

(Кадр с презентации «Знаменитые герои театра. Картинная галерея состоит из портретов: Петрушки, Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, Каспера, Кашпарек, Маккусса;  картин, где изображён кукольник на ярмарке с ширмой – юбкой).

Педагог: Вот и закончилась наша экскурсия. И сейчас я вас приглашаю занять свои места за столами. Мы многое узнали о Петрушке, о его характере. Я думаю, вам не будет трудно, нарисовать его портрет. А свои готовые рисунки вы поместите в нашей картинной галерее.

(Звучит пьеса «Петрушка» А. Роули, обучающиеся рисуют)

III. Подведение итогов

Педагог: Ребята вам от Петрушке пришло необычное послание. Прочесть его сможете тогда,  когда соберете все детали вместе и  правильно. Подставить свою деталь сможете тогда, когда назовете то, что интересного вы узнали сегодня.

(Обучающиеся выполняют задание. Собрав все детали вместе, на обороте читают текст приглашения на новогоднюю елку)

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Но знакомство с Петрушкой и его представлениями мы продолжим на следующем занятии. Спасибо вам за работу. Мы с Петрушкой говорим вам до свидания.

План – конспекта занятия

«Изготовление бумажного кукольного театра»

Тип учебного  занятия: комбинированное

Форма занятия: защита проекта

Год обучения: пятый год

Возрастная категория: старший школьный возраст

Цель занятия: изготовление бумажного кукольного театра по социальному  

                          заказу на основе полученных знаний и умений

Задачи:

Обучающие: сформировать систему знаний,  умений и навыков, необходимых для осуществления творческого процесса при проектировании и изготовлении бумажных кукол

Развивающие: развитие творческих и коммуникативных способностей, наблюдательности, фантазии, воображения

Воспитывающие: способствовать  воспитанию эстетической культуры, терпения, настойчивости в достижении поставленной цели  

Педагогические технологии: проектная

Методы обучения:

Методическое обеспечение занятия: таблички: с видами театров кукол, условиями заказа;  проектные папки, названиями групп;  образцы кукол.

Материалы и оборудование:  цветной и белый: картон, бумага;, карандаши, циркули, линейки,  ножницы,  фломастеры, ластик, клей.

Ход занятия

I.Организационный момент 

(Совместный  поиск  проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявление желания участников её исследования).

Педагог:  Здравствуйте, ребята.

Давайте начнем  наше занятие с традиционного полукруга. Возьмемся за руки и отправим импульс пожелания на предстоящую работу друг другу. Посмотрите, как засветились ваши глаза. С хорошим настроением, любая работа спорится. А работа у нас сегодня предстоит  большая  и  от вас требуется  внимание, аккуратность, терпение и взаимовыручка (садятся на стулья, расположенные  полукругом в центре зала)

- Ребята, к нам поступил заказ, от педагога дополнительного образования МОУДОД ЦДО - Бычковой Людмилы Ивановны на изготовление  кукольного театра по сказке «Колобок», срок выполнения заказа:   до 1- го марта  2012г .

- Людмила  Ивановна руководит школой раннего развития  «Филиппок» - это   самые маленькие наши кружковцы. Им по шесть лет. Они любят не только смотреть кукольные представления, но и сами любят рассказывать сказки. Нас они просят помочь сделать им для занятий простой кукольный театр. А какой? – Это предстоит решить нам. Вспомните, с какими видами кукольных театров мы уже знакомы?

(Обучающиеся перечисляют виды кукольных театров, а педагог вывешивает таблички с названиями на доску)

Педагог:  Но по просьбе заказчика, данный театр должен быть  (педагог вывешивает условия…):

                       1 – прост  в управлении,

                       2 – малогабаритен,

                       3 – экономичен,

                       4 – минимум  играющих.

Педагог:  Давайте, проанализируем: «Какой из этих театров, нам лучше всего сделать для малышей?  И  почему? Обоснуйте  свой  ответ».

(Обучающиеся анализируют, педагог поочерёдно снимает          таблички, остаётся одна с названием темы)

Педагог: Вот и определилась тема нашего проекта: изготовление бумажного кукольного театра

          II. Основной этап (Коллективное обсуждение реализации проекта, поиск         источника для исследования)

Педагог: Чтобы разыграть с детьми какую - ни будь сказку не обязательно иметь ширму и специально оборудованное место. Сказку можно разыграть и на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Наш  бумажный театр мы  тоже  расположим  на   столе.  Итак, что  для  этого  нам надо? Давайте вспомним, сюжет сказки «Колобок» и определимся, каких героев и декорации  нам надо сделать (дети отвечают). Вот мы и определили, что для сказки нам необходимо  разработать и сделать 7 героев и декорации: домик, лес .

-   На предыдущем занятии вы получили задание:

1- собрать и проанализировать информацию о бумажных кукольных театрах, о бумаге и бумажных куклах, о декорациях (домах и деревьях)

2- выбрать один  из вариантов своего задания

3- разработать по нему  эскиз (что это такое), технологическую карту (что это такое), сделать шаблоны и составить экономические расчеты.

Педагог: Для этого мы разбились на три группы: кукольников, строителей и лесников.  Каждая группа  выполняла свою часть проекта. Организовывала и координировала  работу групп – Михайлина Ярославна. Она – руководитель проекта. За каждой группой  были  закреплены консультанты, которые  помогали  вам в работе.

(Педагог ставит на столы таблички с названиями групп.  Обучающиеся по желанию выбирают группы)

  1. «Кукольники» -   конструировали  кукол,
  2. «Строители» - «сооружали»  дом,
  3. «Лесники» - «занимались   озеленением».

Педагог: Сейчас каждая группа поделится с нами собранной информацией и представит выбранный ими вариант, определив необходимые материалы и инструменты.

(Группы информируют о  проделанной работе и предоставляют материал по   выбранному варианту.)

Педагог: Итак, наш бумажный театр будет состоять из: семи конусных кукол; плоского домика с крыльцом  и  открывающимися  ставнями; плоского фона леса и плоских и объёмных деревьев (берёзами  и ёлками).

Делать мы будем всё это, используя технику аппликации, так как вы с ней знакомы. Работы должны получиться яркими и  аккуратными.

Педагог:  Для работы мы будем использовать цветную бумагу и  картон, клей ПВА, фломастеры, а так же  инструменты: карандаш, линейку и ножницы. При работе с ножницами  соблюдаем правила техники безопасности.

- При  изготовлении  нашей сказки важно соблюдать пропорции и  колорит.

                        (Вывешиваются таблички с расшифровкой этих слов)

III. Изготовление изделия

Педагог: В практической части нас будет консультировать специалист  моделирования и конструирования, педагог дополнительного образования  Ерёмина В.А.(обучающиеся  приступают  к  работе).

Педагог: Уважаемые гости! Вам  тоже предстоит  принять участие в нашем проекте. Пока  группа кукольников  изготавливает  героев, вы будите конструировать для  этих  героев  одежду.

В папках  находятся: шаблоны одежды  и цветная бумага. Выберете, понравившийся вам цвет и по шаблону  изготовьте  элементы  одежды. Так как наши герои из сказок, то вы можете придумать  мотивы узоров, которые будут характерны только им, нарисовать их  или  вырезать  из бумаги  и  наклеить. Изготовленную одежду передать кукольникам.  Кукольники оденут своих героев.

(По шаблонам  дети  изготавливают  детали. Проводится сборка изделия.   Готовые части проекта: дом, деревья и герои выставляются на столе. Обучающиеся  разыгрывают с ними  сказку «Колобок») 

IV. Подведение итогов

 Педагог: Вот мы и сделали кукольную сказку. А на следующем занятии ребята, нам с вами,  предстоит защитить наш проект перед самыми маленькими воспитанниками, т.е. перед нашими заказчиками, которые и оценят нашу работу.                          

Но, а сегодняшнее наше занятие я хочу закончить словами из русской народной сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам – урок»

А какой же урок вы получили сегодня от занятия?

      Педагог: Вы сегодня хорошо поработали. Научились делать из бумаги и картона  простой кукольный театр. Своей работой вы принесёте ещё и  большую радость нашим маленьким кружковцам. Занятие окончено.

До свидания!

Список литературы

  1. Антина,  А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. Е. Антина. – М.: Просвещение, 2003. – 120 с.
  2. Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В. Бачурина. – М.:  Владос, 2007. – 173 с.
  3. Волков,  И.  Л.  Приобщение школьников к творчеству [Текст]: методическое  пособие / И.  Л.  Волков. – М.: Просвещение, 2003. – 120 с.
  4. Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.:   Лада, 2003. – 269 с.
  5. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования  [Текст]: методическое пособие / Г.Б. Голуб – Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176с.
  6. Давидовски, М. Веселые куклы [Текст]: практическое пособие / М. Давидовски. – М.: Дом XXI век,  2003. – 62 с.
  7. Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение,  2000. – 145 с.
  8.  Лопухина, И. С. Речь, ритм, движение [Текст]:  пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1999. –   253 с.
  9.  Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS, 2002. – 208 с.

13.  Разумовский,  В.  Г.  Развитие творческих способностей учащихся  [Текст]:  практическое  пособие / В. Г. Разумовский. – М.: Просвещение, 2000. –   145 с.

15. Трифонова, Н. М. Кукольный театр своими руками [Текст]: учебно – практическое пособие / Н. М. Трифонова. –   М.: Знание, 2001. – 180 с.