Мои разработки

Дорожкина Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Цент развития ребёнка - детский сад» г. Нурлат Республики Татарстан

Индивидуальный план повышения  профессионального уровня учителя - логопеда Дорожкиной Н.В.

Тема самообразования: «Формирование правильного звукопроизношения  дошкольников  посредством игровых технологий  и авторских разработок».

Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2010 года  по  30 декабря 2015 года.                                                                                         Актуальность: Преодоление  нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана.  Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

- развитие моторики речевого аппарата;

- формирование правильного произношения звуков;

- автоматизация и дифференциация звуков в речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

     Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков, которая  возникает по разным причинам:

- недостаточное развитие артикуляционной моторики;

- недоразвитие фонематического восприятия;

- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;

- отклонения в нервно-психической сфере;

- снижение уровня познавательной активности;

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Направления работы:

  1. Организационно – методическая деятельность
  2. Работа с педагогами
  3. Работа с детьми
  4. Работа с семьёй, с родителями и лицами, их заменяющими.

Концепция: Самовыражение, индивидуальный и творческий подход, уважение и любовь к детям, использование инновационных технологий и программ.

Цель: Формирование развивающего стиля деятельности логопеда, отвечающего реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики коррекционно – развивающей направленности в работе.

Задачи:

- повышать профессиональное мастерство коррекционно – педагогической деятельности с целью обеспечения помощи детям в полноценном речевом развитии;

- проводить динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, выявить структуру дефекта  и потенциальные речевые возможности;

- развивать правильное звукопроизношение, фонематические процессы у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи посредством игровых технологий, авторских  разработок и традиционных логопедических методик;

- вовлекать семьи и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями в коррекционно – образовательный процесс;

- совершенствовать сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада в коррекции речевых и сенсомоторных нарушений дошкольников.

-  пропаганда своих профессиональных достижений.

Система логопедической работы в блоках:

  1. Диагностический блок – выявление особенностей и трудностей в речевом развитии ребёнка. Условия:

- систематичность изучения состояния речи дошкольников;

- чёткая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур;

- разнообразие методов и источников сбора информации  (наблюдение за ребёнком, изучение истории раннего развития и условий семейного воспитания, беседы с родителями, привлечение педагога – психолога, невропатолога и др.)

- оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов в «Речевой карте» в количественных и качественных характеристиках;

- разработка индивидуальной программы коррекционно – речевого развития.

  1. Профилактический блок – методическое содействие детям в своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития. Условия:

- совместная деятельность ребёнка со взрослым и сверстниками;

- окружающая среда (правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка);

- правильная речь взрослых (в соответствии возрасту, развитию детей, опора на их опыт, точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, размеренность темпа, громкости).

  1. Коррекционно – речевой блок – своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков в речевом развитии:

- изолированные недостатки фонетической стороны речи, ФФНР, ОНР, недостатки просодической (мелодико – интонационной и темпо – ритмической) организации речи.

      Реализация задач: в ходе образовательной деятельности с квалифицированной помощью логопеда, в совместной деятельности педагогов с детьми и работы с родителями воспитанников.

     Формы работы: индивидуальные, подгрупповые.

Этапы работы:

- Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных звуков – индивидуально.

- Этап автоматизации звука в речи в словах, текстах – в подгруппах из 2-4 детей со сходными проблемами.

- Этап дифференциации в той же последовательности, что и автоматизация.

Индивидуальный план повышения  профессионального уровня

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Предполагаемый уровень  реализации

Участники коррекционно - образовательного процесса

Перечень конечной продукции

1

Участие в районных методических объединениях учителей - логопедов, творчески работающих воспитателей

г. Нурлат Республики Татарстан

 2010-2015г.г.

по плану МО

Район, город

Учителя – логопеды, руководитель МО

Фотоматериал.

Сценарии мероприятий.

Протокол МО

2

Участие в экспертной комиссии по аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций г. Нурлат РТ

В аттестационный период учебного года

Образовательное учреждение.

Район, город, межрегиональный уровень

Педагоги

Приказ.

Протокол заседания итоговой аттестационной комиссии

3

Курсы повышения квалификации

Один раз в три года

Республиканский, федеральный уровень

Учителя - логопеды

Удостоверение

4

4.1. Участие  в творческих коллективах, группах:

- «Совместная деятельность воспитанников, педагогов, родителей в проектной деятельности».

- «Огоньки» по работе с ЮИД.

- «Игрушки своими руками».

- «Театр и дети».

4.2. Участие в экспертных комиссиях:

- Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности.

- Работа в составе  районной психолого – медико - педагогической комиссии г.Нурлат по специальности «Учитель – логопед».

- Эксперт аттестационной комиссии.

- Тематический контроль «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС».

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение, город

Образовательное учреждение.

Район.

Межрегиональный уровень

Педагоги

Годовой план МБДОУ «ЦРР - детский сад» за учебный год.

Аналитическая справка. Приказ.

5

Распространение педагогического опыта:

5.1. Проведение  открытых  занятий, мероприятий:

- неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»;

- проведение ОД по теме «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»;

- «Создание педагогических пособий, коррекционно-развивающих игр с помощью современных мультимедийных средств»;

- «Логопедический массаж  при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

5.2. Проведение,  участие в семинарах,  конференциях, проектах, форумах:

- Региональный семинар для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений Республики Татарстан.

- «Эффективные формы логопедической работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

- «Мастерство педагога: проблемы, поиск, находки»

В межаттестационный период с 2010 по 2015г.г.

Образовательное учреждение.

 Город, район.

Межрегиональный уровень

Дети, родители

План работы учителя – логопеда на учебный год.

План работы детского сада на учебный год.

Фото, видео-материал, сценарии мероприятий, отчёт о выполненной работе.

6

Методические публикации:

-  Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательства  «Первое сентября» г. Москва;

- в СМИ авторского материала: рабочая программа кружка «Весёлый Язычок»;

- электронный  Всероссийский журнал  «Академия дошкольного образования»; 

- журналы «Логопед», «Обруч»

2010 - 2015г.г.

Республиканский, федеральный уровень

Педагоги

Сертификаты публикаций

7

Участие в конкурсах,  в грантах:

- районный смотр - конкурс

«Инновационные технологии в дошкольном образовании», «Педагогический калейдоскоп»;

-Всероссийский дистанционный  конкурс с международным участием в номинации «Лучшая методическая разработка»;

- Республиканский конкурс «Воспитатель года Республики Татарстан – 2010» в номинации «Учитель – логопед»;

- районный конкурс «Лучший учитель общеобразовательных учреждений Нурлатского муниципального района». Грант Главы г. Нурлат

2010 - 2015г.г.

Район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный уровень

Педагоги, дети, семьи воспитанников

Сертификаты. Дипломы. Грамоты.

8

Экспериментальная и инновационная профессиональная  деятельность: - «Исследование гармоничного соединения современных технологий с традиционными средствами развития и коррекции речевой деятельности детей 5 – 7 лет», участие во Всероссийской экспериментально – творческой группе педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство»;

- разработать и внедрить в логопедическую практику, получить рецензию на авторскую программу «Весёлый язычок»;

- участвовать  в разработке инновационной площадки ДОУ;

-  осуществлять инновационную деятельность  на региональной инновационной площадке по теме «Гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития при выявлении и  коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет»

2014 – 2015 учебный год

Образовательное учреждение

Дети, педагоги, родители

Свидетельство, экспертное заключение на экспериментальную работу.

Рецензия на авторскую программу

9

9.1.Участие воспитанников в  конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях,  мероприятиях, проектах по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме:

-  Всероссийские  детские конкурсы «Мечтай! Исследуй! Размышляй!», «Весёлый и находчивый», «Вспышка», «Простые правила».

9.2.Работа за рамками тарифицированных часов (кружковая деятельность):

- «Логоритмика»  (совместно с музыкальным руководителем)

- «Весёлый язычок».

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение.

Республиканский, федеральный уровень

Дети, педагоги, родители

Материалы,  подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов).

Презентация кружка «Весёлый язычок».

Рецензия на авторскую программу

«Весёлый язычок»

10

Эффективность работы с родителями воспитанников и лицами, их заменяющими:

консультации по профилактике  речевых нарушений детей, конференция «На пороге школы», концерты «В мире звуков и букв», «Знайки  и Всезнайки», семинары «Играем всей семьёй», «Развивающие упражнения для старших дошкольников», заседания Круглого стола «Уроки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков»,  совместные развлечения «Звуки изучаем – здоровье укрепляем», методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников, индивидуальные консультации по запросу через интернет – ресурсы, информационные буклеты «Использование современных компьютерных технологий в развитии речи детей», «В гостях у шипящих звуков», «Артикуляционная гимнастика».

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение,

город,  район

Родители, дети, педагоги

Аналитическая справка по итогам работы за учебный год.

Анкеты.

Фото, видео-материал, сценарии мероприятий, консультаций.

11

Организация развивающей предметно – пространственной среды:

11.1. Разработка методических материалов по темам: «Лучший педагогический проект», «Формирование навыков анализа и синтеза звуко – слогового состава слова у детей», «Игры на развитие речевого дыхания», «Интерактивные игры в практике логопеда», «Пальчиковые игры»

11.2.  Изготовление дидактических пособий  (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы, лепбуки): «Говорящие лучики»,  «Птицы нашего края», «Экскурсия по городу Нурлат», «Звуковой поезд», «Читаем по картинкам», «Ёлочка», «Собери цветок».

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение, район

Дети, педагоги, родители воспитанников

- Конспекты, сценарии, буклеты, брошюры, рекомендации,  проекты.

- Развивающие игры, пазлы, лото, карточки с речевым и наглядным материалом, раздаточный материал, модели, схемы. Флэш - игры, флэш- карты.

- Лэпбуки.

- Фотоматериал.

12

Использование современных  информационных технологий, мультимедийных средств в  профессиональной  деятельности, образовательной практике:

- мотивация детей, актуализация их знаний: применение аудио-  и видеозаписи  героев сказок , фрагментов мультфильмов;

- проведение тестирования родителей, педагогического мониторинга, учебно – методическое документирование: программы Word,  Excel,  Power Point;

- обогащение творческой лаборатории электронными презентациями, учебными программами: «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко, Москва, 2008), «Игры для Тигры» (Л.И. Лизунова, Пермь,2004), «Весёлая читайка»,  «Баба Яга учится читать»,  аудиозаписи «Трудные звуки», «Музыка для массажа», «Песни Железновых», видеоряд на закрепление звуков, видеозапись «Сам себе логопед» (курс самокоррекции речи для взрослых),  флэш-карты, интерактивные игры и упражнения на закрепление свистящих, шипящих, сонорных звуков речи.

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень

 Дети, педагоги, родители воспитанников

- Личный кабинет в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан». 

- Презентации методического опыта.

- Результаты мониторинга.

-  Обогащённая творческая лаборатория.

- Фотоматериал.

- Перечень интернет – ресурсов в паспорте логопедического кабинета.

13

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования, коррекционной педагогике

2010-2015г.г.

Республиканский, федеральный, международный уровень

Педагоги. Родители воспитанников

Перечень ЭОР. Список нормативных документов.

14

Изучение учебной и научно-методической литературы по вопросам выявления  и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста. Журналы: «Логопед»,  «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,  «Дошкольная педагогика», «Обруч»; газета «Дошкольное образование», Всероссийский электронный журнал «Академия дошкольного образования», сайты: Logoportal.ru , Дошколёнок. ру. Электронное образование в РТ edu.tatar.ru.

2010-2015 г.г.

Республиканский, федеральный  уровень

Педагоги. Родители воспитанников

Картотека.

Список изученной литературы.

15

Изучение новых программ и педагогических технологий в логопедии:

- «Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с  нарушениями речи» (Вакуленко Л.С.), «Развитие речи, движения и мелкой моторики» (Лифиц Е.А.), «Комплексная коррекция нарушений слоговой структуры слова» (Крупенчук О.И.),  «Логоритмические занятия в детском саду» (Картушина М.Ю.), «Играй, слушай, познавай» (Постоева Л.Д.)

2010-2015 г.г.

Республиканский, федеральный уровень

Педагоги.

Родители

воспитанников

Перечень ЭОР с указанием ссылок по изучению.

Список изученных программ и новых технологий

Литература:

1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед 2004. №4.

2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.

3. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Интернет ресурсы:

1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm; 2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ 

(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками.  Болта Галина Николаевна).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

развития  профессиональной деятельности учителя-логопеда

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

 «Центр развития ребёнка – детский сад» г. Нурлат Республики Татарстан

Дорожкиной Натальи Викторовны

на 2020 - 2025 г.г.

Содержание:

1

 Цель. Задачи  работы по самообразованию

1

2

Обоснование выбранной темы. Актуальность.

2

3

Ожидаемые результаты

2

4

Источники самообразования

3

5

Изучение научно-методической литературы

3

6

Распространение и обобщение педагогического опыта

4

7

План работы  с детьми, родителями,  педагогами и организационно-методической деятельности на период с 2020 по 2025 г.г.

5

8

Выход темы (каждый учебный год)

10

9

Литература, источники информации

11

 

Тема самообразования: Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством современных технологий в коррекционно - логопедической работе.

                                               

Дата начала работы над темой:   декабрь 2020 г.

Предполагаемая дата окончания работы:  декабрь 2025 г. 

1.Цель. Задачи  работы по самообразованию:

Цель:  Повышение профессиональной компетенции по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях работы логопункта.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой психолого-педагогической и методической литературы, посещения РМО, семинаров регионального уровня, дистанционного обучения на вебинарах и курсах повышения квалификации.

2.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопункта развивающими играми и пособиями для оптимизации логопедической работы по формированию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста.

3.Разработать учебно-методический комплект: картотеки игр и упражнений, специальные тренажёры, игры, сценарии мероприятий, рекомендации родителям и воспитателям.

3. Развивать фонематический слух и восприятие детей в индивидуальной и подгрупповой работе, используя современные игры и специальные тренажёры.

4. Подбирать игровые задания в зависимости от индивидуального развития, возможностей и особенностей детей на логопункте.

5.Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития фонематических процессов  детей  старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

   2. Обоснование выбранной темы. Актуальность.

       В современное время в мире овладение речью является приоритетной задачей для ребёнка дошкольного возраста.

      Речь это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носителя памяти, информации, средство самопознания, то есть полиморфная деятельность. Осуществляется речь с помощью условных символов и знаков, имеющих тот или иной смысл. Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребёнок улавливает некоторые дифференциальные признаки речевых символов и знаков. Но такое явление возможно благодаря отсутствию нарушений в развитии фонематических процессов.

      Фонематические процессы протекают на двух уровнях:

- восприятие и анализ единичного звука, выделенного из группы или данного изолированно;

- восприятие и анализ комплекса последовательных звуков, оказывающих интерферирующие влияние друг на друга.

      Условно эти уровни называют фонематическим слухом и фонематическим восприятием. Оба эти процесса осуществляются на базе слухового восприятия, когда звук, их группа или слово предъявляются устно и анализируются с проговариванием. Но они могут проходить и без опоры на слух, по внутреннему фонематическому представлению либо с участием артикуляторных движений (но без голоса), либо без таковых (т.е. по представлению и фонематическому и артикуляторному).

      Недоразвитие фонематических процессов приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу. Дети стараются избегать трудной для них деятельности, либо занимаются ею с неудовольствием.

      Таким образом, актуальность и перспективность проведения исследования по данной теме обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематических процессов и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Отсутствие или недостаточность мотивации у детей с недоразвитием речи к обучению отрицательно влияют на результаты процесса коррекционно – развивающего обучения данной категории детей и требуют поиска новых путей повышения эффективности логопедической работы. А также определение возможных путей использования современных технологий работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов коррекционной образовательной деятельности, а также в процессе логопедизации всех режимных моментов в группе.

        Кроме этого, данная работа способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), дальнейшему совершенствованию практики коррекционно-логопедической работы; поможет учителям-логопедам и воспитателям преодолевать недоразвитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.

3. Ожидаемые результаты:

1.Обогащена развивающая предметно-пространственная среда дидактическими играми, тренажёрами, пособиями, картотеками для оптимизации логопедической работы по формированию фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  

2. Повышен уровень сформированности фонематических процессов у детей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством современных технологий в коррекционно - логопедической работе.

3. Повышена собственная педагогическая компетентность и компетентость родителей (законных представителей) в вопросах развития фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

4. Источники самообразования:

  дистанционные курсы повышения квалификации, профессиональные группы в социальной сети «Интернет», подписки  в  блогах  «Инстаграмм», профессиональные сообщества «ВКонтакте»;  методическая                                                                             литература по логопедии, дефектологии; журналы «Логопед», «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Дошкольник», «Дефектология»,  онлайн -вебинары, семинары, конференции, онлайн мастер-классы, просмотр мероприятий коллег, обмен опытом в коллективе и с коллегами других дошкольных учреждений.

5. Изучение научно-методической литературы в межаттестационный период

                                                      с 2020 г. по 2025 г.

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

1

Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – Сфера, 2010. Серия Библиотека логопеда.

Декабрь 2020 г.

Январь –февраль 2021 г.

2

 Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет Пособие к рабочей тетради «От слова к звуку»ФГОС ДО –Изд.БИНОМ/Ювента, 2020.

Март  - 2021 г.

3

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические  рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М.: Школьная Пресса, 2002.- 32с.

Апрель – май 2021 г.

4

Жукова Н.С. Уроки логопеда. – М.: «Эксмо», 2008

Сентябрь - Октябрь 2021 г

5

Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, Изд-во Детство-Пресс, 2019.

Ноябрь – декабрь 2021 г.

6

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. Изд-во Детство-Пресс, 2019.

Январь - март 2022 г.

7

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. Изд-во Детство-Пресс, 2019.

Апрель-май 2022 г.

8

Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. М., 1999.

Сентябрь – октябрь 2022 г.

9

Скворцова И. Логопедические игры. –М.: Олма медиа групп, 2008

Ноябрь – декабрь 2022 г.

10

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-

Январь – март 2023 г.

11

 Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. -М.: АПО, 1996.

Апрель-май 2023 г.

12

Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. 11. 11. Волковой,- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Сентябрь – октябрь 2023 г.

13

Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать,- СПб.: «Паритет», 2003.

Ноябрь – декабрь 2023 г.

14

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной - М.: АРКТИ, 2003

Январь – март 2024 г.

15

Максаков А. И., ТумаковаГ. А. Учите играя. М., 1998.

Апрель-май 2024 г.

16

 Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие /Под ред. Н. В. Дуровой. М., 1998.

Сентябрь – октябрь 2024 г.

17

Изучение материалов на сайтах:

Ноябрь – декабрь 2024 г.

18

Детский портал "Солнышко"

Январь – март 2025 г.

19

«Речецветик»

Апрель-май 2025 г.

20

 Журнал "Логопед" 

Сентябрь – октябрь 2025 г.

21

Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/

Ноябрь – декабрь 2025 г.

           

6. Распространение и обобщение педагогического опыта:

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

1

Участие в Российских конкурсах (Развивающего центра дошкольников «Совенок» в г.Чебоксары).

2022, 2023, 2024

2

Участие (очная форма) в научно-практических семинарах, мастер- классах, конференциях, заседаниях круглого стола

 на городском, зональном и региональном уровнях (г.Чистополь, г.Альметьевск, г.Нижнекамск, г.Набережные Челны, г.Казань)

Систематически в период с 2021 по 2026 год (один-два раза в год)

3

Участие в педагогических конкурсах методических разработок  Городского, Республиканского и Федерального уровней.

Систематически в период с 2021 по 2026 год

4

Участие в работе МО учителей-логопедов г. Нурлат, г.Чистополь, г.Альметьевск, г.Нижнекамск, г.Набережные Челны, г.Казань

Систематически в период с 2021 по 2026 год (один-два раза в год)

5

Участие  во всероссийских дистанционных конкурсах учебно-образовательных материалов («Воспитание»  Центра  Педагогических Инноваций им. К.Д.Ушинского).

Систематически в период с 2021 по 2026 год

6

Публикация статей на логопедических сайтах в сети «интернет» по  теме самообразования: Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Систематически в период с 2021 по 2026 год

7

Курсы повышения квалификации в Республике Татарстан (по графику, см. в личном кабинете в системе «Едутатар»):

- ИРО РТ МО и Н РТ

- МО и Н РТ «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»

 Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Сентябрь 2023 г.

8

Дистанционное повышение квалификации (Чебоксарский педагогический университет, сайт «ЛогоПрофи», «Учмет», «Все вебинары», «Педагоги России» и др.)

Систематически в период с 2021 по 2026 год

9

Участие в работе региональной инновационной площадки и (или) международной экспериментально-творческой группы педагогов ЦПТ им. К.Д.Ушинского

В период с 2021  по 2025 г.

7. Индивидуальный план профессионального развития на период с 2020 по 2025 годы

Месяц

Работа с детьми

С родителями

С педагогами

Организационно - педагогическая (методическая) деятельность

Сентябрь

1.Мониторинг состояния речевого развития  с использованием специального электронного обследования в игровых заданиях (флэшка «Логоблиц», сайт «Мерсибо»).

2.Беседы.

3.Индивидуальные игровые ситуации с картинками и игрушками в кабинете логопеда.

4.Наблюдения в свободной игровой деятельности детей, на прогулке, в специально созданных ситуациях общения.

1.Родительское собрание «Итоги логопедического обследования детей 4-7 лет».

2.Индивидуальные встречи, беседы по результатам логообследования.

3. Сбор анамнеза (при заполнении речевой карты ребёнка)

1.Родительское собрание «Итоги логопедического обследования детей 4-7 лет».

  2.Учёт полученных результатов логообследования при построении работы на учебный год, перспективном планировании фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, индивидуальных маршрутов развития.

1.Изучение  литературы и интернет - ресурсов  по теме.

2.Подготовка диагностического инструментария.

3.Изготовление игр на различение и определения гласных звуков среди других звуков, в слогах, в словах.

4.Разработка и утверждение годового плана работы учителя- логопеда в соответствии с методической темой.

5. Заполнение речевых карт по итогам логообследования детей.

Октябрь

1.Индивидуальные  и подгрупповые занятия в кабинете учителя – логопеда,

в музыкальном зале с применением демонстрационного экрана и проектора для показа электронных  презентаций и игр.

2. Кружок «Весёлый Язычок» для детей 4-7 лет с 1 октября по 30 мая

3. Игры в интерактивной песочнице

1.Консультация : «Как организовать логопедические занятия дома?»

 

2.Индивидуальные встречи. Сбор анамнестических данных.

3.Практикум: «Логокубики для автоматизации поставленных звуков»

 

4.Игровой тренинг «Секреты Логобизиборда»

1..Консультация «Значение настольных игр в развитии правильной речи»

2.Рубрика:

 «Весёлые уроки» (лэпбук с сюрпризом)

3.Беседа: «Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр, игровых  упражнений»

4.Консультация «Дифференциация звуков С-Ш»

1.Подготовка игрового оборудования, кабинета  к проведению игровой коррекционной деятельности в индивидуальной и подгрупповой форме работы.

2.Подготовить фотоколлаж «Звуки, звуки, слышим вас, не уйдёте вы от нас»

 3. Оформить выставку творческой мастерской «Игры в конвертах».

4. Разработать  буклет «Фонематическое восприятие»

Ноябрь

1.Игровой калейдоскоп : «Свистелочки» и «Звенелочки», «Цоколочки»,  «Шипелочки», «Жужжалочки» «Рычалочки»

 в индивидуальной

и подгрупповой работе

2. Игры в сенсорной комнате на песочном столе , мелкими игрушками из «киндер сюрпризов», на массажных ковриках.

1.Папки-передвижки с материалом и с разработанными комплексами игр

«О развитии речи детей 4-5 лет»

2.Мастер- класс «Играем в лото и закрепляем звукопроизношение у детей»

3.Круглый стол «Картинки с хитринкой».

1.Консультация «Организация картотеки по речевым играм»

2.Практикум: «Роль дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

3. Игра в конверте «Звуковое дерево: подбери листочки»

1.Оформление картотеки «Звуки К,КЬ, Г,ГЬ»

2.Оформить  лэпбук  «Играем и различаем звуки С-Ш, З-Ж»

3.Изготовить буклет для родителей «Секреты звуков С -З»

4.Подготовить стендовый доклад «Развиваем фонематический слух у детей 5-6 лет»

Декабрь

1.Индивидуальная работа, в подвижных микрогруппах.

2.Интегрированное  мероприятие «Звуки слышу и правильно   нахожу»

3. Индивидуальные игры с минибассейне с мелкими предметами

1.Проведение совместного мероприятия «Домики для звуков речи»

2.Показ видео фрагментов индивидуальных занятий по различению звука в словах «Трудный звук, ты наш друг!»

3. Индивидуальные консультации

 

1.Проведение тренинга «В гостях у шипящих звуков»

2.Индивидуальные игровые ситуации «Собери пазлы» - звуки (Л).(ЛЬ).

 3.Картотека «Чистоговорки в картинках»

4. Электронная презентация игр для формирования фонематического слуха у детей

1.Изготовление игры  «Помоги Гному-Эконому запомнить звуки в словах»

2.Оформление игры «Звуковые гармошки»

3. Изготовление игрового тренажёра с прищепками «Найди нужную картинку»

4. Подготовить видеоролики с фрагментами работы с детьми

Январь

1.Промежуточный мониторинг «Состояние звукопроизношения у старших дошкольников»

2.Индивидуальные игровые ситуации с картинками и игрушками в кабинете логопеда.

 3.Развлечение «Прогулка по парку Весёлого Язычка»

1.«Открытые площадки» (по принципу «Дней открытых дверей»)

2.Совместные индивидуальные занятия «Игры в кабинете логопеда»

3.Мастер - класс «Звуковые шапочки»

 4.Творческая мастерская «Игры сделаем мы сами и будем занимать с малышами»

1.Выступление в рамках педагогического совета по теме «Значение  дидактических игр в формировании правильной речи дошкольников»

2. Консультация «Игры на закрепление поставленных звуков своими руками»

3.Обзор игры  «Собери цветок» (автоматизация и дифференциация  звука Ч в словах и фразах)

1. Корректировка индивидуальных программ развития речи детей на логопункте.

2. Изготовление дидактического альбома  «Путешествие по островам красивой речи»

3. Получить рецензию на авторскую разработку.

4.Разработка сценария мероприятия с детьми.

Февраль

1.«Игры Весёлого Язычка» в индивидуальной и подгрупповой форме.

2.Игры из интерактивныхлэпбуков

3.  Кружок «Весёлый Язычок» для детей 4-7 лет с 1 октября по 30 мая

1.Оформление папки-раскладушки «Трудный звук Л- ты наш друг!»

2.Рубрика «Полезные недельки с логопедом»:

3.Игра «Составь предложение по картинкам» (автоматизация звука во фразах по игровым картам формата А4)

 4.Знакомство с дидактической игрой «Собери слово»

1.Тематическая выставка «Настольные игры своими руками»

 2.Консультация «Полезные игры Ирины Лебедевой»

3.Рубрика:

 «Весёлые уроки» (альбомы с интерактивными заданиями)

1.Изготовить лэпбук «Учим звуки Л и Р».

2. Подготовить публикацию в сборник методических разработок (республиканский уровень).

3.Просморт вебинаров на сайте «Логопрофи» по «трудным» звукам речи.

4. Разработать сценарий совместного мерприятия с родителями и детьми.

Март

1Индивидуальные беседы

2.Игровые ситуации общения с  «Весёлым Язычком»

3.Индивидуальные игровые занятия в кабинете логопеда

4.Подгрупповые занятия в рамках логопедического кружка

1.Мастерская по изготовлению игр «Очумелые ручки мамочки моей»

2.Семинар-практикум «Учимся играя»

3.Игра «Мишки-сладкоежки» на автоматизацию шипящих звуков

4.Работа рубрики «Полезные недельки с логопедом»:

1.Игровой практикум «Мы цветочки собираем и со звуками играем»

2.Оформление папки-передвижки с материалом и с разработанными комплексами игр

«О развитии речи детей 5 – 6 лет»

3.Игра «Конфеты для Ромы» (закрепление звука Р в словах и фразах)

1. Подведение итогов за полугодие и корректировка индивидуальных маршрутов, планов детей

2.Подготовить и опубликовать презентацию по теме самообразованияв сборнике республиканского уровня.

3.Подготовить выступление с целью распространение опыта работы на районном методическом объединении учителей- логопедов г. Нурлат.

Апрель

1.Итоговый мониторинг.

2. Определение проблемных моментов с целью корректировки задач логопедической работы с детьми и подборки наглядности  по звукам.

3.Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с печатными и электронными развивающими материалами

1.«Настольные игры из бросового материала:  игра «Занимательные крышечки»

2.Совместные индивидуальные занятия «Игры в кабинете логопеда»

3.Обзор комплекта игр «Один- много»

4.Рубрика «Полезные недельки с логопедом»:

 1.Студия «Превращайки»: игра «Звуковая  ёлочка»

2.Семинар-практикум «Учимся играя»

3.Пополнение и оформление «Картотеки по автоматизации звуков речи»

4.Работа рубрики «Полезные недельки с логопедом»

1. Разработать материал (проектную работу) по работе с родителями для участия в конференциях районного, зонального и республиканского уровней.

2. Организовать выставку для воспитателей «Кладовая логопедических игр»

 3.Пополнить собственный «Банк инноваций» современным эффективным материалом для работы с детьми

4. Провести итоговую диагностику с детьми

5.Внести корректировку в план работы с детьми на май месяц (по итогам диагностики на конец учебного года).

Май

 1.Беседы

2. Игровые ситуации

3. Корректировка индивидуальных заданий по итогам логопедической работы с детьми.

1.Тематическая выставка «Настольные игры «Шипелочки»»

2.Совместные индивидуальные занятия «Игры в кабинете логопеда»

3.Игра в конверте «Домик для букв и картинок»

4.Рубрика «Полезные недельки с логопедом»:

1.Индивидуальные консультации по вопросам развития фонематических процессов у детей в игровых ситуациях

2.Работа «Инновационного банка идей" («Где живёт звук в слове?» «Различаем звуки С-Ш, З-Ж, Р-Л »)

3.Мастер-класс «Дидактические кубики с буквами и картинками- своими руками»

4. Практикум: «Зонтики для ежа»

1.Подготовить отчёт о проделанной работе по теме самообразования за учебный год.

2. Выступить на заседании педагогического совета с итогами работы за учебный год (по теме самообразования).

3. Подготовить план работы по теме самообразования на следующий учебный год.

 

 4. Отправить материал в интернет- конкурс

Республиканского, российского и международного уровней.

8. Выход темы:

Учебный год

Работа с детьми

С родителями

С педагогами

Организационно- методическая работа

2020-2021

Видеофрагменты игровых ситуаций

Встреча за круглым столом

«Мастерская красивой речи»

Творческая мастерская «Язычок- Звуковичок»

Проектная работа по теме самообразования, получение рецензии (в ИРО, КФУ г. Казань).

2021-2022

Совместное занятие  «Уроки Весёлого Язычка»

Тренинг «Играем дома с детьми в полезные игры»

Мастер-класс для педагогов «Нескучная логопедия»

Оформление картотеки (по теме самообразования) для работы с детьми

2022-2023

Праздник красивой речи «Принцесса Фонема»

Фотовернисаж

«Наши игры дома и в саду»

Практикум «Интерактивные игры из картона и бумаги для развития фонематических процессов у дошкольников»

1.Пополнение «Банка настольных логопедических игр» в кабинете логопеда с целью обновления современной развивающей среды в кабинете учителя- логопеда

2023-2024

Игровой калейдоскоп «Звуки, звуки, слышу  вас»

Электронные презентации  для развития фонематических процессов

Круглый стол «Встреча с логопедом «Секреты правильной речи»

2.Разработать рабочую программу по формированию фонематических  процессов у детей с нарушениями речи.

2024-2025 (по декабрь 2025 г)

Фестиваль красивой речи

«Трудный звук, ты мой друг»

Проектная работа с семьями воспитанников «Мы вместе играем и звуки изучаем»

Творческий отчёт по теме самообразования за учебный год и за весь межаттестационный период с декабря 2020 по 2025 год на итоговом педагогическом совете (в мае 2025 г.)

9. Литература, источники информации:

  1. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
  2. Косинова,Е.М. Уроки логопеда: Игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М.: Эксмо, ОЛИСС, 2011. – 174 с.
  3. Лалаева,Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. -  Ростов-на-Дону: "Феникс", СПб: "Союз", 2004. – 224 с.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М.: «Просвещение», 2010
  5. Статья Кабаченко Н.А., Кабаченко Е.И. «Современные технологии в работе учителя-логопеда» - интернет сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.su»
  6. Интернет – ресурсы
  7. Сетевые интернет-сообщества:
  8.          «Логопедические игры» https://vk.com/club103707997
  9.         «Логопедические пособия»  https://vk.com/logoped.deryzhenya
  10.         «Логопедическая игротека» https://vk.com/club81203200