ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ В АРТ-СТУДИИ «ПЛЮШЕВЫЙ КОТ»

Введение

Большую роль в формировании интереса к учению по мнению играет создание проблемной ситуации. При «плотности общения» чрезвычайно возрастает внутренняя и внешняя активность учащихся. Чем активней методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Наиболее продуктивна технология Мастерской построения знаний, творческая мастерская, педагогическая мастерская разработанная психологами П. Ланжевеном, А. Валлоном, Ж.Пиаже и др. В которой главное, не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы.

Основные идеи: в самостоятельном «открытии» знания путем исследования его генезиса и структуры «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения. миссия преподавателя- мастера заключается в разблокировании способностей ребенка, в создании условий для раскрытия и реализации его творческого потенциала

Основной стратегией обучения провозглашен личностно - деятельностный подход, когда в центре стоит личность учащегося, учитываются его способности, возможности, склонности и интересы.

В связи с этим возникают определённые проблемы:

1.Недостаточно эффективное использование способностей обучающихся к овладению творческими навыками и творческому мышлению в целом. 

З.Низкая деятельностная составляющая обучения не способствует формированию самостоятельности в решении учебных задач.

4.Недостаточность теоретических знаний по технологии не позволяет учащимся проектировать и выполнять грамотные творческие работы.

В докладе описаны способы использования технологии на занятиях нетрадиционного прикладного творчества, и результаты этой деятельности.

 

История возникновения технологии педагогических мастерских

В 1920-х годах у научно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания педагогической общественности была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность ребенка, искали пути ее развития.

В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги — Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивные методы обучения и воплотить эти методы на практике.

В своем манифесте «Французская группа нового образования» заявила, что ее цель — воспитание свободно и критически мыслящей личности. Отмечалось, что движение «Новое образование» выступает «за интеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех». При этом подчеркивалось, что GFEN не отвергает напрочь идей педагогов, творивших до них. Представители этого движения утверждали, что основой их философии являются «мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма — всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации». Они предложили тезис о том, что «знание — это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми». При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей к творчеству. В конце XX века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы — представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии — «Мастерской»:

1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.
2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая,ответственная, конструктивно вооруженная личность.

3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.

4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.

5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.

6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.

Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов представителями GFEN была предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы которая получила название "Мастерская".

 

Сущность метода педагогических мастерских и основные принципы

           Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Есть много определений технологии мастерских, но больше всего я согласна с определением В.М. Монахова: "педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя".

Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.

Миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение воспитанников в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

Обобщение опыта работы технологии мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

1. Педагог создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий педагог обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Педагог работает вместе с детьми, он равен воспитанникам в поиске знания.

4. Педагог не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у воспитанников.

6. Педагог исключает официальное оценивание работы воспитанника

(не ругает и не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки воспитанника, её изменения, самокоррекции.

Этапы работы технологии мастерских

1. «Индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого воспитанника, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок, схема и т. д. - всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» - построение этих элементов группой.

4. «Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» - выставка «изделий» - работ учеников и Мастера (схем, проектов, готовых изделий) в кабинете и ознакомление с ними - все ходят, смотрят, обсуждают и дают свою оценку.

6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у воспитанников в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена воспитанникам в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

Закон мастерской - делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому и нет "точных методик" по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.

 

Особенности использования технологии на занятиях прикладным творчеством.

Занятия в студии «Плюшевый кот» проходят по различным направленностям прикладного творчества. Дети занимаются по программе «Интерьерная миниатюра», которая рассчитана на 3 года и по программе «Модный образ» на 2 года. Программа «Интерьерная миниатюра» разработана для детей в возрасте от 6 до 11 лет. По программе «Модный образ» занимаются дети в возрасте от 10 до 14 лет.

Важное условие использования технологии педагогических мастерских заключается в наличии основных знаний и умений у обучающихся по предмету, поэтому для использования технологии подходят только старшие группы.  Например, необходимо знать основы технологии швейных работ, особенности работы с клеем и красками чтобы самостоятельно без вмешательства педагога выполнять творческие задания.

На примере занятия, включенного в программу «Модный образ» по созданию броши из бисера можно рассмотреть основные этапы работы. Поскольку занятия всегда имеют исключительно практический вид деятельности, то не все этапы можно реализовать, однако некоторые реализуются весьма успешно.

В начале занятия происходит актуализация уже имеющихся знаний: повтор видов ручных швов и процесс их выполнения. Повтор основных терминов также важный элемент в формировании профессиональной грамотности обучающихся.

Следующий этап работы – индукция. Здесь задача педагога – это мотивация детей на работу. Заинтересовать разнообразием и красотой образцов изделий, создать эмоциональный настрой в группе.

На этапе самоконструкции каждый обучающийся создаёт свой проект работы. Сюда входит выбор идеи, творческого источника, создание эскиза, выбор материалов.

Этап социоконструкции предполагает работу в парах. На этом этапе участники процесса делятся друг с другом своими соображениями по поводу выбора материалов и приёмов ручных работ. Есть возможность поделиться своими знаниями и представлениями. Так можно стимулировать творческое мышление обучающихся. В процессе самостоятельной работы Обучающиеся сами выбирают оптимальные пути решения и продолжают работать над проектом сообща.

Этап афиширования подразумевает работу в малых группах, но это не актуально для данного ТО, потому что количество детей в группе не превышает 10 человек. Эта форма заменена просмотром готовых работ друг у друга всеми участниками процесса.

Разрыв – это этап оценки разницы прежнего творческого опыта и нового, полученного на занятии. В данном случае опыт изготовления изделия является новым и сравнить можно ожидания в начале работы с конечным результатом.

Рефлексия даёт возможность оценить эмоциональный настрой всей группы и подсказывает педагогу пути дальнейшей работы. Когда ученики видят результат работы, выполненной самостоятельно – это является  для них наибольшим вдохновением.

На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога — помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение . духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

 

Заключение

В процессе использования элементов технологии на занятиях повысился уровень самостоятельности обучающихся. Возросло взаимодоверие между педагогом и учениками. Удалось добиться индивидуального взгляда на работу и ухода от шаблонных результатов. Для педагога появилась возможность оценить нестандартное детское мышление, ещё не оформленное в рамки жестких требований.

Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.

 

Список использованной литературы

 

1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 2009. -№1.

2. Педагогика наших дней / Сост. В.П.Бедерханова. - Краснодар, 1999.   Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. - Спб, 2012.

Литература: 
3. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002 

4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986. Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.

6. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М.: Просвещение, 1988.

7. Загашев И.О., Заир-Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс дельта, 2013.

8. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе- магнитогорск,2006