Одаренный ребенок

Зотова Анна Николаевна

ТЕСТ

КРЕАТИВНОСТИ (ВИЛЬЯМС)

Инструкция: Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет  и оценивает  как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.

Тест состоит из трех частей:

  • 1.Тест дивергентного (творческого) мышления;
  • 2. Тест личных творческих характеристик (опросник для детей);
  • 3. Шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).

1. Тест дивергентного (творческого) мышления

Для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

Время выполнения теста 25 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению.

Например «На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка. Работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появились вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_dlya_roditeley.docx30.32 КБ
Файл karta_odarennogo_rebenka.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

(СИЗАНОВ А.Н.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.

Инструкция: С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

  • Мой ребенок инициативный, живой, подвижный._________
  • Он с готовностью откликается на все новое._____________
  • Любит все загадочное и непонятное.___________________
  • Часто нуждается в поддержке старших_________________
  • Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.______

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

Одаренный

  • Его интересы достаточно стабильны._______________
  • Его любознательность устойчива._________________
  • Любит задавать и решать трудные вопросы._____________
  • Часто не соглашается с мнением взрослых._____________
  • Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.____________
  • Начатое дело всегда доводит до конца._______________________
  • Настойчив в достижении поставленной цели.__________________
  • Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.____________

Ответы «да» на все вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одаренность

  • Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, творчестве проявляет свою одаренность.________________
  • Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.________________
  • Всегда ищет самостоятельные решения.______________
  • В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.________________
  • Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.____________
  • Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым._____________
  • Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание._________

Положительные ответы на эти вопросы дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  • Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.____________
  • Стремление освоить незнакомое дело.______________
  • Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи._____________
  • Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания._____________
  • Выражена потребность помечтать в одиночестве._________________
  • Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.____________
  • Способность к творческому воображению, созданию нового.___________


Предварительный просмотр:

Карта одаренного ребенка

Ф. И. О. ребенка _Плешаков Владислав_

Возраст ребенка: _7 _ лет

Медицинское заключение (последний профосмотр):

1 группа здоровья.

Сведения о родителях:

  • Мать: _Плешакова Ольга Петровна. 40 лет
  • Отец: Плешаков Иван Михайлович 35 лет

Состав и структура семьи: __Полная из 4-х человек

Мать; Ольга. Домохозяйка

Отец; Иван, Военнослужащий

Дочь; Юлия __9 лет уч-ся 3 класса. ГБОУ СОШ № 203 г. СПБ

Сын; Владислав 7 лет. Воспитанник подготовительной группы ГБДОУ детский сад № 95 «Ромашка»

Взаимоотношения в семье: Гармоничные, доверительные. Взаимопомощь друг другу.

Наличие отклонений от норм поведения в семье: Нет.

Культурный уровень семьи: Нравственно – этические ориентиры (уважение к старшим, забота младших).

Воспитательный потенциал семьи: Гибкость и адаптивность. Атмосфера доверия.

Результаты психологической диагностики: Сильно развито чувство справедливости, Легко уязвим, имеет развитое чувство юмора.

Результаты педагогической диагностики: Ребенок может заниматься сразу несколькими делами, любознательный, имеет отличную память, сам решает трудные задачи, наделен ярким воображением, имеете большой словарный запас, многое понимает и чувствует без слов.

Результаты социометрического исследования: Ребенок общительный, легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, умеет договариваться, эмоционально отзывчив, признает право другого на иное мнение.

Область одаренности: Повышенная познавательная потребность.

Признаки одаренности: Проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, способность к самообучению

Диагностика одаренности: Комплексный подход. (тесты, наблюдение, карточки)

Выводы и рекомендации: Использовать комплексный подход, анализировать поведение ребенка в различных сферах деятельности, подключить к оценки одаренности ребенка экспертов, использовать методы, которые помогают выявить виды одаренности.

Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

План программы «Сопровождение одаренного ребенка»

Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.  

 Задачи:  -Составление и реализация программы сопровождения такого ребенка

-Создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.

В программе принимают участие:

  • психолог;
  • воспитатели;
  • другие субъекты педагогической деятельности;
  • родители. 

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Этапы

Задачи

Методы

Сроки

Участники

Результат

Мониторинг развития

Выявление признаков одаренности.

Анализ продуктов деятельности, широты кругозоров

Диагностика

Наблюдение Анкетирование Собеседование

сентябрь

Воспитатели Специалисты

Составление психологической характеристики и индивидуального маршрута развития ребенка

Развитие способностей ребенка, социальная помощь, развитие коммуникативных способностей

Формирование у ребенка адекватного самовосприятия. Развитие форм конструктивного общения со сверстникам и. Оказание помощи в адаптации в окружающем мире.

Расширение кругозора ребенка в определенно й сфере интересов.

Творческие задания -Развивающие упражнения и игры -Практикум коммуникативного общения. -Собеседование -Мозговой штурм -Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальны е консультации

Октябрь-апрель

Воспитатели Специалисты

Повышение общих интеллектуальных умений -Активизация творческого мышления -Овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками -Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей и педагогов

Мониторинг одаренности

Отслеживание динамики развития одаренности ребенка

Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной, коммуникативной сфер.

май

Воспитатели Специалисты

Составление психолого-педагогического портрета ребенка. -Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка.