Одаренный ребенок
ТЕСТ
КРЕАТИВНОСТИ (ВИЛЬЯМС)
Инструкция: Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.
Тест состоит из трех частей:
- 1.Тест дивергентного (творческого) мышления;
- 2. Тест личных творческих характеристик (опросник для детей);
- 3. Шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).
1. Тест дивергентного (творческого) мышления
Для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста 25 минут.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению.
Например «На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка. Работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появились вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.32 КБ | |
| 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
(СИЗАНОВ А.Н.)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.
Инструкция: С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
- Мой ребенок инициативный, живой, подвижный._________
- Он с готовностью откликается на все новое._____________
- Любит все загадочное и непонятное.___________________
- Часто нуждается в поддержке старших_________________
- Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.______
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.
Одаренный
- Его интересы достаточно стабильны._______________
- Его любознательность устойчива._________________
- Любит задавать и решать трудные вопросы._____________
- Часто не соглашается с мнением взрослых._____________
- Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.____________
- Начатое дело всегда доводит до конца._______________________
- Настойчив в достижении поставленной цели.__________________
- Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.____________
Ответы «да» на все вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность
- Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, творчестве проявляет свою одаренность.________________
- Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.________________
- Всегда ищет самостоятельные решения.______________
- В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.________________
- Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.____________
- Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым._____________
- Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание._________
Положительные ответы на эти вопросы дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка
- Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.____________
- Стремление освоить незнакомое дело.______________
- Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи._____________
- Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания._____________
- Выражена потребность помечтать в одиночестве._________________
- Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.____________
- Способность к творческому воображению, созданию нового.___________
Предварительный просмотр:
Карта одаренного ребенка
Ф. И. О. ребенка _Плешаков Владислав_
Возраст ребенка: _7 _ лет
Медицинское заключение (последний профосмотр):
1 группа здоровья.
Сведения о родителях:
- Мать: _Плешакова Ольга Петровна. 40 лет
- Отец: Плешаков Иван Михайлович 35 лет
Состав и структура семьи: __Полная из 4-х человек
Мать; Ольга. Домохозяйка
Отец; Иван, Военнослужащий
Дочь; Юлия __9 лет уч-ся 3 класса. ГБОУ СОШ № 203 г. СПБ
Сын; Владислав 7 лет. Воспитанник подготовительной группы ГБДОУ детский сад № 95 «Ромашка»
Взаимоотношения в семье: Гармоничные, доверительные. Взаимопомощь друг другу.
Наличие отклонений от норм поведения в семье: Нет.
Культурный уровень семьи: Нравственно – этические ориентиры (уважение к старшим, забота младших).
Воспитательный потенциал семьи: Гибкость и адаптивность. Атмосфера доверия.
Результаты психологической диагностики: Сильно развито чувство справедливости, Легко уязвим, имеет развитое чувство юмора.
Результаты педагогической диагностики: Ребенок может заниматься сразу несколькими делами, любознательный, имеет отличную память, сам решает трудные задачи, наделен ярким воображением, имеете большой словарный запас, многое понимает и чувствует без слов.
Результаты социометрического исследования: Ребенок общительный, легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, умеет договариваться, эмоционально отзывчив, признает право другого на иное мнение.
Область одаренности: Повышенная познавательная потребность.
Признаки одаренности: Проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, способность к самообучению
Диагностика одаренности: Комплексный подход. (тесты, наблюдение, карточки)
Выводы и рекомендации: Использовать комплексный подход, анализировать поведение ребенка в различных сферах деятельности, подключить к оценки одаренности ребенка экспертов, использовать методы, которые помогают выявить виды одаренности.
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
План программы «Сопровождение одаренного ребенка»
Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.
Задачи: -Составление и реализация программы сопровождения такого ребенка
-Создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.
В программе принимают участие:
- психолог;
- воспитатели;
- другие субъекты педагогической деятельности;
- родители.
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Этапы | Задачи | Методы | Сроки | Участники | Результат |
Мониторинг развития | Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности, широты кругозоров | Диагностика Наблюдение Анкетирование Собеседование | сентябрь | Воспитатели Специалисты | Составление психологической характеристики и индивидуального маршрута развития ребенка |
Развитие способностей ребенка, социальная помощь, развитие коммуникативных способностей | Формирование у ребенка адекватного самовосприятия. Развитие форм конструктивного общения со сверстникам и. Оказание помощи в адаптации в окружающем мире. Расширение кругозора ребенка в определенно й сфере интересов. | Творческие задания -Развивающие упражнения и игры -Практикум коммуникативного общения. -Собеседование -Мозговой штурм -Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальны е консультации | Октябрь-апрель | Воспитатели Специалисты | Повышение общих интеллектуальных умений -Активизация творческого мышления -Овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками -Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей и педагогов |
Мониторинг одаренности | Отслеживание динамики развития одаренности ребенка | Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной, коммуникативной сфер. | май | Воспитатели Специалисты | Составление психолого-педагогического портрета ребенка. -Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка. |
