"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Нигматуллина Юлия Ирековна

Тема моей инновационной деятельности "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК "Начальная школа XXI века ".

УМК «Начальная школа XXI века» — результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования (руководитель проекта — Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).

Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова). Пять авторов УМК «Начальная школа 21 века» являются разработчиками нового ФГОС НОО.

1. УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.

2. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

3. Учебник по русскому языку Иванова в достаточной мере обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий. В учебнике содержится материал для групповой, самостоятельной, коллективной работы.

4. Система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности.

5. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.

6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.

7. В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет.

8. В учебнике русского языка в рубрике «игра» дети учатся различать объективную трудности и субъективную сложность задачи.

9. УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума.

10. Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя» (литературное чтение).

11. УМК создает условия для мотивации ученика к учению. УМК побуждает ребенка идти вперед, помогая и направляя его.

12. Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта — союзники и сотрудники и учителя, и ученика.

13. В комплекте существуют коррекционные тетради «Учусь писать без ошибок» и «Дружим с математикой», которые обеспечивают индивидуальное развитие учащихся.

В систему УМК «Начальная школа XXI века» входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования: - Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О. - Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. - Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. - Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В. - Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. - Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. - Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. - Технология. Автор: Лутцева Е.А. - Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. - Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. - Английский язык «FORWARD» (2-4 классы). Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2011-2012 учебный год. Учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов «Начальная школа XXI века» выпускает издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Управление познавательной деятельностью обучающихся осуществляю через системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

2. Использование активных и интерактивных методик;

3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

4. Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Обучающиеся:

- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры обучающихся. Резко возрастает роль познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся:

- готовность к разрешению проблем,

- технологическая компетентность,

- готовность к самообразованию,

- готовность к использованию информационных ресурсов,

- готовность к социальному взаимодействию,

- коммуникативная компетентность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное название образовательной организации

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

420029, Республики Татарстан, г. Казань, ул. 8 Марта, д.10

Тел. +7(843)-272-15-14; +7(843)-272-15-25; +7(843)-272-66-66

Сайт школы: https://edu.tatar.ru/sovetcki/sch15

Школьная почта:  sch114@yandex.ru, s15.kzn@tatar.ru

Личная почта:  nigma-yuliya@yandex.ru

Тема инновационной разработки

Интегрированный урок курсов окружающего мира и ИЗО в 1 классе по теме "Человек и домашние животные"

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Нигматуллина Юлия Ирековна

Краткое описание инновационной разработки

Цели деятельности педагога:

  1. создать условия для развития умения классифицировать животных (домашних, диких), представления о домашних животных, месте их обитания, питания;
  2. способствовать воспитанию заботливого отношения к животным;

Планируемые результаты образования:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ: научиться сравнивать диких и домашних животных, приводить примеры домашних животных, характеризовать животных разных классов: название, особенности, внешний вид, место обитания.
  2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ(критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

планирование - выполнять задания в соответствии с целью.

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ:

инициативное сотрудничество -  сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; устанавливать очерёдность действий , осуществлять взаимопроверку;

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

информационные - осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

предметные - знать, в чем состоит различие между дикими и домашними животными; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питания;

логические - классифицировать животных по признаку "дикое - домашнее";

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ:
  • нравственно-этическая ориентация - выражают эмоционально-положительное отношение к животным;
  • самоопределение - следуют моральным нормам и этическим требованиям в поведении;

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Сведения о распространении инновационного опыта

Республиканский семинар в рамках стажировки преподавателей учителей биологии "Формирование УУД и система оценивания образовательных и личностных результатов при интеграции предметов естественно-научных дисциплин в условиях ФГОС"

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/11/28/urok-okruzhayushchego-mira-v-1-klasse-po-teme

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика)

ФИ учащегося

Тема олимпиады ,

кем организована, дата

Уровень

Результат

1

Аникина Кира

Дистанционная олимпиада "Экологическая тропа",

Автономная некомерческая организация "Центр дистанционных творческих инициатив Радиус",

09.02.16

Всероссийский

Диплом победителя

2

Хайбрахманова Василя

8-я олимпиада по окружающему миру для 1-4 классов "Рыжий котенок",

Центр дополнительного образования им. Я.А.Каменского, образовательный портал "Рыжий кот",  23.03.16

Всероссийский

Диплом 1 место

Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях

ФИ учащегося, класс

Тема конференции, , кем организована, дата

Тема выступления

Уровень

Результат

1

Коллектив 1а класса:

Корчагина Александра

Ахметова Анна

Туксина Самира

экологический форум «Зилантенок»    Научно-исследовательское направление,

Управление образования ГДЭБЦ, 09.04. 2016

Помоги зимующим птицам

Городской

Грамота 2 место

2

Югашкина Майя

Мамедова Мариам

Габдрахманов Рузаль

Садыков Азат

Научно-практическая конференция "Спасибо деду за Победу"

презентации

Школьный

Участие

Результаты участия обучающихся в конкурсах, проектах, соревнованиях

ФИ учащегося, класс

Тема конкурса, кем организована, дата

Уровень

Результат

5

Аникина Кира

дистанционный экологический проект «Старая вещь – новая жизнь» Номинация «Поделки из картонных коробок»,  Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы               ГПБУ «Росприрода» Экоцентр «Воробьевы горы», 20.01.2016

Всероссийский

Диплом

3 место

6

Ахмерова Алина

дистанционный экологический проект «Старая вещь – новая жизнь!» 2015-16 г. номинация «поделки из остатков швейного мастерства»,  Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы               ГПБУ «Росприрода» Экоцентр «Воробьевы горы», 19.04.2016

Всероссийский

Диплом  1 место

7

Корчагина Александра

дистанционный экологический проект «Старая вещь – новая жизнь!» 2015-16 г. номинация «поделки из остатков швейного мастерства», Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы               ГПБУ «Росприрода» Экоцентр «Воробьевы горы», 19.04.2016

Всероссийский

Диплом  2 место

8

Аникина Кира

дистанционный экологический проект «Старая вещь – новая жизнь!» 2015-16 г. номинация «поделки из остатков швейного мастерства»,  Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы               ГПБУ «Росприрода» Экоцентр «Воробьевы горы», 19.04.2016

Всероссийский

Диплом  за активное участие

9

Виноградова Изольда

дистанционный экологический проект «Старая вещь – новая жизнь!» 2015-16 г. номинация «поделки из остатков швейного мастерства», Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы               ГПБУ «Росприрода» Экоцентр «Воробьевы горы», 19.04.2016

Всероссийский

Диплом  за активное участие

10

Мамедова Мариам

дистанционный экологический проект «Старая вещь – новая жизнь!» 2015-16 г. номинация «поделки из остатков швейного мастерства», Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы               ГПБУ «Росприрода» Экоцентр «Воробьевы горы», 19.04.2016

Всероссийский

Диплом  за активное участие

11

Коллектив 1А

Конкурс природоохранных отчетов в рамках орнитологического проекта «Феникс», Общероссийская общественная организация «Союз охраны птиц России», апрель 2016

Всероссийский

Диплом 2 место

12

Югашкина Майя

конкурс творческих работ «Сохраним природу Татарстана», Республиканский олимпиадный центр  МБУ ДО «ГДЭБЦ» г. Казани Март 2016

Республиканский

Диплом  3 место

13

Курицына Алина

конкурс творческих работ «Сохраним природу Татарстана», Республиканский олимпиадный центр  МБУ ДО «ГДЭБЦ» г. Казани Март 2016

Республиканский

Диплом   3 место

14

Опарина Регина

конкурс творческих работ «Сохраним природу Татарстана», Республиканский олимпиадный центр  МБУ ДО «ГДЭБЦ» г. Казани Март 2016

Республиканский

Диплом  поощрение

15

Аникина Кира      

детский фотоконкурс «Парк, который я люблю», МБУДО «Городской детский эколого-биологический центр»,  19.11.2015

Городской

Диплом поощрение

Форма представления инновационной деятельности

Открытый урок по инновационной деятельности на уровне республики



Предварительный просмотр:

Тема: ЧЕЛОВЕК И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Цели деятельности педагога:

  1. создать условия для развития умения классифицировать животных (домашних, диких), представления о домашних животных, месте их обитания, питания;
  2. способствовать воспитанию заботливого отношения к животным;

Планируемые результаты образования:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ: научиться сравнивать диких и домашних животных, приводить примеры домашних животных, характеризовать животных разных классов: название, особенности, внешний вид, место обитания.
  2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ(критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

планирование - выполнять задания в соответствии с целью.

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ:

инициативное сотрудничество -  сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; устанавливать очерёдность действий , осуществлять взаимопроверку;

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

информационные - осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

предметные - знать, в чем состоит различие между дикими и домашними животными; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питания;

логические - классифицировать животных по признаку "дикое - домашнее";

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ:
  • нравственно-этическая ориентация - выражают эмоционально-положительное отношение к животным;
  • самоопределение - следуют моральным нормам и этическим требованиям в поведении;

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор,  интерактивная доска,  раздаточный материал, ручки, карандаши цветные, презентация, конверты с заданиями для детей

        ХОД УРОКА:

1. ОРГ. МОМЕНТ

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться , а трудиться!

Работаем старательно.

Слушаем  внимательно.

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

(на партах лежат по 1 конверту с картинками)

- Достаньте картинки из конверта, посмотрите и скажите, что объединяет все эти картинки?

- Как сказать одним словом? (ПРИРОДА) слайд

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … природа.

- На какие группы можно разделить объекты природы? (живая, неживая) слайд

- Разделите картинки на живую и неживую природу.

(дети работают в парах)

- Назовите признаки живой природы. (рост, дыхание, питание, размножение, развитие)

- Кто остался?

- Проверьте, посмотрите на слайд. 

- Уберите объекты неживой природы в конверты.

- Посмотрите на картинки  живой природы и скажите на какие группы их всех можно разделить. (Человек, животные, растения) слайд

- Оставьте на партах только картинки с изображением животных. Посмотрите на них и скажите, можно ли их разделить на группы по образу жизни?

- На какие группы? (домашние и дикие животные) слайд

- Ребята подумайте и скажите , каких животных мы называем дикими? (Дикие живут в природе, сами борются за выживание, от человека не зависят)

- Чем домашние животные отличаются от диких? (Домашние животные живут рядом с человеком и полностью от него зависят.

- Уберите картинки с изображением диких животных в конверты.

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Картинки каких животных остались у нас на партах? (Домашние животные) слайд

- Посмотрите  на слайд и назовите тему сегодняшнего урока. (домашние животные)

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

- Кто из вас знает, откуда появились домашние животные?

- Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Древним  

людям было голодно, очень редко они находили себе пищу, и поэтому они охотились на диких

животных, чтобы использовать их мясо в пищу. Иногда люди загоняли часть стада диких

животных в построенный загон. В загоне у диких животных рождались детёныши. Со временем эти животные становились ручными, не боялись людей. Их потомство (детёныши) также вырастало ручным, и вскоре появлялось стадо домашних животных. Люди ухаживали за стадом

- Как человек  заботится о животных?

1.Строит специальное жильё.

2.Кормит.

3.Охраняет от нападения диких животных

4.Заботится о потомстве животных.

- Угадайте загадку, назовите домашнее животное и какую пользу приносят он людям.

  1. Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (КОРОВА) слайд

- Пищевые продукты: Мясо, Молоко, Жир.  

- Непищевые продукты: Кожа Навоз (органическое удобрение).

  1. Один раз в год её стригут,

И круглый год её пасут,

В отаре ходит по горам,

А шубка вновь растёт сама! (ОВЕЧКА) слайд

- Пищевые продукты: Мясо,  Жир.

- Непищевые продукты: Шкура,  Шерсть.

  1. Вместо носа - пятачок,
    Вместо хвостика - крючок,
    На спине растет щетинка.
    Кто же это? Это...
    (СВИНКА) слайд

- Пищевые продукты: Мясо.

- Непищевое использование: Кожа, Медицинские исследования, Домашний питомец - минипиг.

  1. Зёрнышки она клюёт.
    Яйца вкусные несёт.
    Слышно на всю улицу
    Как кудахчет…
    (КУРИЦА) слайд

- Пищевые продукты: Мясо, Яйца.

- Непищевые продукты:  Пух,  Перо,  Помёт.

- Люди каких профессий ухаживают за домашними животными? (животноводы, конюхи, птичницы, доярки, оленеводы, пастухи и т.д.) слайд

5. ФИЗМИНУТКА

6. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ (ИНТЕГРАЦИЯ С УРОКОМ ИЗО)

-А теперь мы отправляемся .... Куда мы отправляемся, вы узнаете из загадки:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия ,вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (Зоопарк.)

- Правильно, мы отправляемся в зоопарк.

- Большинство домашних животных, приносящих людям пользу,  живут в сельской местности.  Жители сёл и деревень каждый день ухаживают за домашними животными, заботятся о них. А так как  мы с вами живём в городе и у нас нет возможности общаться со всеми домашними животными, то для нас открыли особенные зоопарки, где мы можем потрогать, поиграть, покормить и даже поухаживать за домашними животными.

- Как называется этот зоопарк? (трогательный)

- Почему он так называется?

- Почему в простом зоопарке животных трогать нельзя, а в трогательном можно?  

- И так... отправляемся. слайд

(на доске изображение территории трогательного зоопарка)

- Посмотрите на доску. ОЙ, что случилось?

- Чего не хватает на картинке? (животных)

- Перечислите, какие животные могут жить в трогательном зоопарке?

- Надо что-то срочно сделать. Зоопарк не может существовать без животных.

ЗАДАНИЕ:
- Посмотрите,  у вас на партах лежат листочки с изображением животных. Но и тут неудача. Животные потеряли свой окрас и перепутались. Но мы поможем и приведём всё в порядок.

- И так, каждый из вас должен найти  и выбрать среди всех животных  одно домашнее животное, раскрасить его и поселить в нашем трогательном зоопарке.

(дети работают, звучит песня про зоопарк)

9. САМООЦЕНКА

- У вас на партах лежат карточки «настроения» - солнышко и тучка.

- Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой «солнышко», если не очень то поднимите карточку с картинкой «тучка».

Спасибо всем за урок.  слайд