Классное руководство

Ибрагимова Динара Тлеукабуловна

Классные часы, внеклассные мероприятия, родительские собрания и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Мнение друзей для вашего ребёнка важнее вашей точки зрения. Почему?»

 

Цель: формирование у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми

Задачи:

  1. Выявить основные причины непонимания «отцов и детей»
  2. Научить родителей, как приобрести доверие ребёнка

Форма: беседа

 

Содержание:

Знакомство.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарна вам за то, что вы нашли время принять участие в нашей беседе. Меня зовут Динара Тлеукабуловна – я учитель истории Аулкошкульской ООШ. Прежде чем начать разговор мне хотелось бы с вами познакомиться и немного узнать о ваших детях, какие они? А для этого я прошу вас  назвать ваше имя и какое-либо яркое  качество характера вашего ребенка. Например, меня зовут Динара, мой сын Рамазан  очень активный.

Целеполагание

Ситуация 28

Источник: Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. психология и педагогика. — Спб.: Питер, 2002. — 432 с.

— Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, — говорит отец девятикласснику. — ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?

— Мне так нравится, — отвечает сын.

— Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, — возражает отец.

— Ну и что?

— Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, — парирует в ответ отец.

— Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, — отвечает сын в свою очередь.

— Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? — не перестает убеждать отец.

— Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, — говорит сын.

— Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, — замечает отец.

— Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям эта прическа нравится — особенно девчонкам.

—Я не могу на тебя смотреть вот такого, — отец не теряет надежду переубедить сына.

— Ну тогда и не смотри, — уходя, небрежно бросает в ответ сын.

 -Давайте попробуем определить проблему, которая лежит в основе данной ситуации.

 «Мнение друзей для вашего ребёнка важнее вашей точки зрения. Почему?».

- Тема сегодняшнего собрания подсказана жизнью. Наши дети взрослеют, утверждают себя, а мы родители обременены своими проблемами и не замечаем, что теряем доверие и взаимопонимание с детьми. А дети, отдаляясь от нас, ищут поддержку у друзей.

Мое предложение: построить беседу так, чтобы в ходе совместного обсуждения проблемы и причин, которые лежат в ее основе, мы все-таки смогли найти способы решения, а, возможно, выработать  рецепт благополучных отношений между родителями и детьми.

Проблема

Ф. Тютчев

Бывают роковые дни

Лютейшего телесного недуга

И страшных нравственных тревог;

И жизнь над нами тяготеет

И душит нас, как кошемар.

Счастлив, кому в такие дни

Пошлёт всемилосердый бог

Неоценимый, лучший дар –

Сочувственную руку друга,

Кого живая, тёплая рука

Коснётся нас, хотя слегка,

Оцепенение рассеет

И сдвинет с нас ужасный кошемар

И отвратит судеб удар, –

Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,

И верит сердце в правду и любовь.

1873

- А у вас есть друзья?

- Как вы их выбирали?

 - А из чего складывается дружба? (поддержка, общие интересы, положительные эмоции).

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Сократ

- Умение дружить, действительно, очень важное качество для человека, и, возможно, у каждого из нас есть рядом близкий друг детства, или теплые воспоминания о нем. И как здорово, если у наших детей тоже будут такие друзья.

-  По этому поводу, я хочу рассказать вам одну притчу: «Жил один старец. Однажды кто-то постучал ему в дверь». Кто? – спросил старец. – это богатство. Не открою, в моей жизни уже было богатство, сейчас я в нем не нуждаюсь. Следующий раз опять постучали к нему в дверь, и это была любовь. Нет, не открою, в моей жизни я уже испытал любовь пылкую, страстную, сильную, а сейчас она мне не нужна. Третий раз раздался стук в дом старца, и это была дружба. Старец открыл дверь со словами другу я всегда рад».

- Какая основная мысль данной притчи?

- Т.е. Дружба остается актуальной в любом возрасте. Даже   когда ребенку всего  3 года и дружеские симпатии только проявляются, это вызывает интерес и восхищение.

А уже по мере взросления – этот вопрос становится наиболее актуальным и острым.

Мы учителя часто можем наблюдать, как ведут себя девчонки и мальчишки при встрече. Девочки восхищаются внешним видом, улыбаются, делятся секретами. Мальчишки обсуждают последние достижения в компьютерной игре или в спорте.

- А как вы встречаете своих детей?
- Сколько времени вы с ним проводите? (о себе могу сказать честно не более 2-3-х часов в день и то в перерывах между домашними делами)

- Что вызывает отрицательные эмоции при общении с людьми?

(осуждение, негодование, запреты)

- А для друзей это характерно? (нет)

 - Т.е. Друзья в данной ситуации выглядят более выгодно. И мы с вами постепенно отдаляемся от наших детей.

- Может ли родитель стать другом?

 -  Но все-таки давайте попробуем более четко сформулировать те причины и следствия, которые лежат в основе того, почему же, все-таки произошло так, что мнение друга для вашего ребенка стало более важным, особенно, если дружба вызывает беспокойство. В какой момент происходит надрыв наших отношений с детьми.

Ситуации:

Ситуация 1. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день света получила по истории «пять».

 Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.

- Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила! Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:

- Молодец.

- Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила.

- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай. Света бросается к матери:

- Мам! А у меня сегодня «пятерка»!

- Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.

Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

СИТУАЦИЯ 2:Девочка приходит домой с мыслью, что сейчас она расскажет все свои новости приехавшей из командировки матери. Но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет дочь делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Ситуация 3: Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Комната. Мать и отец сидят у телевизора.

Мать. Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов.

Отец. Сейчас придет.

Мать. Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну куда он пропал?! Надо позвонить Жене. Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну, господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?

Пплачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова она ударила его по лицу.

Все ваши точки зрения были верны и актуальны, кроме них психологи выделяют еще несколько. Обратите внимание на доску, ствол дерева символизирует проблему, ветви причину и листья следствия.

  1. Дефицит общения
  2. Непонимание  
  3. Карьера
  4. Авторитарность
  5. Разногласия в семье

А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам тест, используя который каждый из вас оценит свою способность понимать собственного ребенка. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Из трёх ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего. А, Б или В. (родители сами оценивают себя)

(результат на экране, читаю по блокам)

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности

Б – это тип родителя, признающего право ребёнка на личный опыт, даже на ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки

В – тип родителя, не пытающего понять ребёнка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

- Вы для себя определили, к какому типу родителя относитесь. Назовите самый агрессивный из предложенных?

-  Конечно же, авторитарный. (слайд)

- А теперь давайте попробуем выявить негативные последствия из обозначенных проблем. Вам необходимо соотнести каждую проблему с нужным следствием с помощью слов-карточек , находящихся на ваших столах. 
- Пожалуйста, назовите. 
- Дефицит общения приводит к замкнутости. 
- Непонимание своего ребёнка ведёт к «воспитанию улицей». 
- Карьерный рост родителей часто приводит к педагогической запущенности их детей. 
- Следствием авторитарности являются детские комплексы

- Какие пути решения вы видите?

- Дефицит общения приводит к замкнутости, что может являться решением данной проблемы? (умение слышать и слушать)

- Непонимание своего ребёнка ведёт к «воспитанию улицей». Что может объединить вас с ребёнком? (общность интересов) 

- Карьерный рост родителей часто приводит к педагогической запущенности их детей. - какой вы видите выход из данной ситуации? (планирование времени)

- Следствием авторитарности являются детские комплексы. Что поможет вам? (толерантность).

Решения:

1.        Научится слушать и слышать ребенка, выражать положительные эмоции, трепетные чувства, стать для него другом.

2.        Общие интересы, прогулки, посещение театров, традиции

3.        Планирование своего времени

4.        Толерантность и терпимость

5.        Во главу угла ставить семейные ценности и интересы детей, любить ребенка без всяких условий.

- Я рада, что все вы интересуетесь жизнью своих детей, и в ваших семьях все складывается благополучно.

- Спасибо вам  за мнения и те пути решения проблемы, которые мы наметили.

А теперь я предлагаю вам немного отвлечься

Но, обратите внимание, все цветы, сделанные вами – разные, как вы, как ваши дети и те проблемы, которые встречаются в их жизни.

 Нет одинаковых детей и нет одинаковых путей решения проблемы, и только любящее родительское сердце способно выбрать золотую середину, опираясь на свою мудрость.

Конечно же, оставлять жизнь ребенка без внимания нельзя, доверяй, но проверяй, но и диктовать условия и требовать их неукоснительного выполнения повлечет за собой негативные последствия. Сколько родителей – столько и способов взаимодействия со своими детьми.

- Но иногда в решении таких проблем неплохо бы иметь небольшой рецепт благополучных детско-родительских отношений. Давайте мы его составим, опираясь на то, что мы уже проговорили. Я предлагаю взять вам из чаши один листок. А теперь зачитаем советы, которые предлагают нам педагоги-психологи. (Чуйкова Анастасия Александровна, Смирнова Анна Александровна, Римма Теперик)

  1. Интересоваться жизнью ребенка.
  2. Знать его друзей, быть к ним приветливыми.
  3. Влиять, но не запрещать.
  4. Вовремя переключить интересы ребенка.
  5. Слушать и слышать ребенка.
  6. Любить своего ребенка без условий и ограничений.
  7. Принимать его таким, какой он есть.
  8. Признавать за ним право выбора.
  9. Быть ответственным родителем.
  10. Обладать любящим родительским авторитетом.

-  Вот видите достаточно просто: "Взять принятие, добавить признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправить любящим отцовским и материнским авторитетом.» а сейчас разрешите зачитать вам стихотворение неизвестного автора, которое называется: «родителям…»

- Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник -

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии -вот лучшая из школ.

И если все мне показать -

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Я благодарна вам за беседу и на память о нашей встрече прошу принять в подарок буклеты  с советами .

Будьте счастливы!

 

«Семья - это первое признание для каждого человека. Не ради же работы мы родились на свет, исключение только для гениев и высокоодаренных», - вот высказывание М.Боярского.

— Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, — говорит отец девятикласснику. — ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?

— Мне так нравится, — отвечает сын.

— Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, — возражает отец.

— Ну и что?

— Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, — парирует в ответ отец.

— Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, — отвечает сын в свою очередь.

— Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? — не перестает убеждать отец.

— Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, — говорит сын.

— Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, — замечает отец.

— Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям эта прическа нравится — особенно девчонкам.

—Я не могу на тебя смотреть вот такого, — отец не теряет надежду переубедить сына.

— Ну тогда и не смотри, — уходя, небрежно бросает в ответ сын.

Ситуация 1. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день света получила по истории «пять».

 Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.

- Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила! Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:

- Молодец.

- Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила.

- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай. Света бросается к матери:

- Мам! А у меня сегодня «пятерка»!

- Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.

Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

СИТУАЦИЯ 2:Девочка приходит домой с мыслью, что сейчас она расскажет все свои новости приехавшей из командировки матери. Но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет дочь делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Ситуация 3: Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Комната. Мать и отец сидят у телевизора.

Мать. Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов.

Отец. Сейчас придет.

Мать. Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну куда он пропал?! Надо позвонить Жене. Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну, господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?

Пплачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова она ударила его по лицу.

Тест «Пытаетесь ли вы понять своего ребёнка?».

1. Ребёнок капризничает, не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

А) дадите ему другое блюдо;

Б) разрешите выйти ему из-за стола;

В) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока он не съест всё.

2. Ваш ребёнок во дворе крупно поссорился со своими сверстниками. Вы:

А) идете во двор и разбираетесь с детьми;

Б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

В) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребёнок смотрит фильм, вместо того чтобы делать уроки. Вы:

А) начнёте его ругать, кричать;

Б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки; возможно, сядете рядом и разберёте вместе с ним домашнее задание;

В) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребёнок скрыл от вас полученные двойки. Вы:

А) в гневе и за двойки, и за сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

Б) пытаетесь помочь исправить положение;

В) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (-ась) домой. Вы:

А) не выяснив причины, начинаете ругать;

Б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

В) накажете.

Анализ результатов теста:

Подсчитайте, каких ответов – «А», «Б», или «В» - у Вас больше всего и определите свою способность понимать собственного ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Мнение друзей для вашего ребёнка важнее вашей точки зрения. Почему?» Ибрагимова Динара Тлеукабуловна, учитель истории МБОУ Аулкошкульская ООШ 2015г РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Слайд 2

Бывают роковые дни Лютейшего телесного недуга И страшных нравственных тревог; И жизнь над нами тяготеет И душит нас, как кошемар . Счастлив, кому в такие дни Пошлёт всемилосердый бог Неоценимый, лучший дар – Сочувственную руку друга, Кого живая, тёплая рука Коснётся нас, хотя слегка, Оцепенение рассеет И сдвинет с нас ужасный кошемар И отвратит судеб удар, – Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь, И верит сердце в правду и любовь. Ф. Тютчев . 1873

Слайд 3

Как здорово когда есть ДРУГ! Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Сократ

Слайд 4

Почему?

Слайд 5

Дефицит общения ПОЧЕМУ??? Дефицит общения Непонимание Карьера Авторитарность Разногласия в семье

Слайд 6

Способность понимать собственного ребенка А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности Б – это тип родителя, признающего право ребёнка на личный опыт, даже на ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки В – тип родителя, не пытающего понять ребёнка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Слайд 7

Дефицит общения ПОЧЕМУ??? Дефицит общения Непонимание Карьера Авторитарность Разногласия в семье Замкнутость Педагогическая запущенность Комплексы Чувство ненужности Улица- воспитатель

Слайд 8

5.Во главу угла ставить семейные ценности и интересы детей, любить ребенка без всяких условий. Решения: 1.Научится слушать и слышать ребенка, выражать положительные эмоции, трепетные чувства, стать для него авторитетом. 2.Общие интересы, прогулки, посещение театров, традиции 3.Планирование своего времени 4.Толерантность и терпимость

Слайд 9

ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ РЕБЕНКА. ЗНАТЬ ЕГО ДРУЗЕЙ, БЫТЬ К НИМ ПРИВЕТЛИВЫМИ. ВЛИЯТЬ, НО НЕ ЗАПРЕЩАТЬ. ВОВРЕМЯ ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА. СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА. ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА БЕЗ УСЛОВИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ. ПРИНИМАТЬ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. ПРИЗНАВАТЬ ЗА НИМ ПРАВО ВЫБОРА. БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ РОДИТЕЛЕМ. ОБЛАДАТЬ ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЬСКИМ АВТОРИТЕТОМ. Советы психологов

Слайд 10

Спасибо за внимание!