Конкурс «Педагог-психолог – 2023»

Абдульманова Гузель Зафировна

Участвую в муниципальном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2023» в номинации "Педагог-психолог - 2023" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика профессиональной деятельности участника муниципального  этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере  образования «Педагог-психолог-2023»

Абдульмановой Гузель Зафировны

  1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.

Образование высшее. В 2006 году окончила ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет» в г. Уфа. Присвоена квалификация «Педагог-психолог», по специальности «Педагогика и психология».

В мае 2020 года прошла профессиональную переподготовку в «АНО ДПО «ИРРО» в г. Тюмень. Присвоена квалификация «Воспитатель дошкольной образовательной организации».

В соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", Гузель Зафировна постоянно проходит обучение на курсах повышения квалификации:

  • 16.10.2020г. – 30.10.2020г. – «Современные образовательные технологии в организации индивидуального обучения и коррекционно-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС», 72 часа – ООО «Центр непрерывного образования и инноваций», Санкт-Петербург.
  • 09.11.2020г. – 24.11.2020г. – «Песочная терапия: Организация психологической помощи, современные методы терапии для детей», 72 часа – ООО «Столичный учебный центр», Москва.
  • 31.03.2021г. – 12.04.2021г. – «Медиация в системе образования школы с учетом ФГОС ООО и ФГОС СОО», 72 часа – АНО ДПО «Гуманитарно-технический университет», Ростов-на-Дону.
  • 18.10.2021г. – 13.12.2021г. – «Организация деятельности педагога-психолога в системе общего образования: психолого-педагогическое сопровождение и межведомственное взаимодействие», 72 часа – ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва.
  • 23.05.2022г. – 28.05.2022г. – «Основы психологического консультирования», 36 часов – АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», Ханты-Мансийск.
  • 03.12.2022г. – 18.12.2022г. – «Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутизмом в условиях образовательного процесса», 72 часа – АНО Центр ДПО «Веста», Сургут.
  • 15.02.2023г. – 07.04.2023г. – «Обучение и социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивной и коррекционно-развивающей среды в образовательных организациях в соответствии с ФГОС», 144 часа – Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании», Екатеринбург.
  • 23.05.2023г. – 01.06.2023г. – «Технологии сопровождения развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Особенности организации ранней помощи», 36 часов – АУ ДПО «Институт развития образования», Ханты-Мансийск.

Гузель Зафировна определила тему самообразования «Применение методов арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Работая по данной теме, на своих занятиях она применяет такие методы арт-терапии, как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия.

II. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Основная цель профессиональной деятельности конкурсанта:  психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, оказание психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и испытывающим трудности в освоении федеральных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации.  

В соответствии с поставленной целью, Гузель Зафировна реализует следующие профессиональные задачи:

  1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической и коррекционной помощи, создание благоприятных психолого-педагогических условий для их гармоничного развития.
  2. Содействие устранению или ослаблению недостатков в познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой и личностной сфер воспитанников коррекционно-развивающими средствами воздействия.
  3. Оказание психологической помощи воспитанникам в условиях адаптационного периода и на каждом возрастном этапе развития, а также их родителям и педагогам.
  4. Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет в период подготовки к школьному обучению.
  5. Формирование у педагогов позиции отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия воспитанников; консультирование по вопросам развития воспитанников, практического применения психологических знаний и умений для решения педагогических задач; повышение уровня социально – психологической компетентности педагогов.
  6. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, ответственности законных представителей за психоэмоциональное благополучие детей; оптимизация детско-родительских отношений.

Практическая деятельность по решению данных задач реализуется  Гузель Зафировной в трех направлениях: взаимодействие с воспитанниками, взаимодействие с педагогами и администрацией образовательной организации, взаимодействие с родителями (законными представителями).

В соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» к направлениям профессиональной деятельности конкурсанта относятся:

  • Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации образовательных программ в образовательном учреждении;
  • Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды;
  • Психологическое консультирование субъектов образовательных отношений;
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми;
  • Психологическая диагностика;
  • Психологическое просвещение;
  • Профилактическая работа.

Психологическая диагностика

Работа в диагностическом направлении позволяет Гузель Зафировне получить информацию, на основании которой ею разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные программы развития. Конкурсанткой создан банк данных диагностического инструментария для определения уровня готовности воспитанников к началу школьного обучения, уровня актуального развития, изучение особенностей эмоционально-волевой, личностной сфер, внутрисемейных отношений, психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного учреждения.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

По результатам диагностических обследований, а также по запросам родителей (законных представителей), педагогов и администрации, Гузель Зафировна проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Данные занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой  и личностной сферы воспитанников как с ОВЗ, так и других, испытывающих трудности при освоении федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

С целью  повышения психологической компетентности воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) и администрации Гузель Зафировна регулярно проводит консультации по таким проблемам, как:

  • Консультирование детей по проблемам самопознания, вопросам взаимоотношений в группе и другим вопросам;
  • Консультирование администрации, педагогов и других работников школы по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
  • Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития и другим вопросам;
  • Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогических работников, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.

Психологическое просвещение Гузель Зафировна реализует с родителями и педагогами через мастер-классы, семинары-практикумы, лектории, посвященные актуальным вопросам воспитания и развития дошкольников, их психическим и возрастным особенностям, а также образования в целом. Старается включать в такие мероприятия теоретическую и практическую часть для того, чтобы участники образовательного процесса могли не только получить новые знания, но и отработать навыки и умения, полученные в ходе практикума.

Профилактическая работа. В течение всего периода работы Гузель Зафировна является активным участником и разработчиком всех актуальных проектов образовательной организации. Входит в состав Службы медиации. Принимает участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью деятельности образовательной организации. Гузель Зафировна входит в состав следующих рабочих групп СОШ п.Верхнеказымский:

  • Участие воспитанников в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.
  • Консультативная работа с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольное учреждение.
  • Работа по региональной инновационной площадке «Детский город профессий «Талантвиль».
  • Работа по федеральной инновационной площадке «ТехноМир: развитие без границ».

Регулярно проводит тренинги, мастер-классы по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Для воспитанников подготовительной группы организует занятия по подготовке к обучению в школе, а для детей младшей группы профилактические занятия по адаптации к условиям  образовательного учреждения.

III. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности

Среди разнообразия существующих в психолого-педагогической практике форм, методов, приемов и технологий, Гузель Зафировна выбирает оптимальные технологии обучения и воспитания дошкольников, соответствующие их возрастным и психофизическим особенностям.

п/п

Направления

деятельности

Применяемые психолого-педагогические технологии

1

Психологическое просвещение

  • Тренинговые технологии, мастер-классы, семинары- практикумы, групповые консультации.
  • Создание тематической психологической электронной библиотеки для воспитанников, педагогов, родителей по актуальным проблемам.

2

Психологическая профилактика

  • Комплексные психопрофилактические программы: Н.Ю. Куражевой, И.А. Козловой.
  • Рабочая программа по оптимизации социальной адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Счастливое детство».
  • Проектная деятельность.

3

Психологическая диагностика

  • Для изучения индивидуальных особенностей познавательной сферы воспитанников использует  экспресс-диагностику Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко. Проводит мониторинг результатов с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Диагностику уровня готовности воспитанников к началу школьного обучения проводит по методике Г.Ф. Кумариной. Диагностику развития детей раннего возраста с помощью методики Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста».
  • В работе с воспитанниками, исходя из индивидуальных ситуаций, применяет тесты: проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен), Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур), тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», «Домик» (Гуткина Н.И.), Цветовой тест Люшера, наблюдение, беседы и прочие. Так же использует рисуночные тесты («Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой), «Моя семья», «Несуществующее животное, «Дом, дерево, человек», «Я в детском саду»).
  • Для исследования детско-родительских отношений применяет опросник родительских отношений Варги – Столина.
  • Для изучения психологического климата в педагогическом коллективе использует опросник Л.Н. Лутошкина.
  • Для определения уровня эмоционального выгорания педагогов использует методику «Диагностика профессионального выгорания» К Маслач, С. Джексон; методику В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»; методику оценки агрессивности педагога А. Ассингера.

4

Психологическое консультирование

  • Информационные технологии:
  • организация дистанционного консультирования целевых групп;
  • организация форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет.
  • Техники группового консультирования, семейное консультирование, метафорические ассоциативные карты.

5

Психологическая коррекционно- развивающая работа

  • Психогимнастика, которая способствует развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, сохранению и укреплению психического здоровья.
  • Особое внимание Гузель Зафировна уделяет применению методов  Арт-терапии, которые позволяют символически хорошо прорабатывать всевозможные эмоции – страх, гнев, агрессию и т.д., не ограничивая человека определенными рамками.
  • Песочная терапия – уникальный метод психотерапии, оказывающий благотворное влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
  • Акватерапию – эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы детей.

IV. Перечень разработанных конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов.

Учитывая требования ФГОС ДО и специфику дошкольного учреждения, Гузель Зафировна принимала участие в разработке следующих документов:

  • Положение о центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации в СОШ п. Верхнеказымский;
  • Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк).
  • Положение о школьной службе медиации (примирения).
  • Положение о работе с одаренными детьми дошкольных групп СОШ п.Верхнеказымский.
  • Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, утвержденная приказом директора СОШ п.Верхнеказымский № 525-о от 30.08.2023 г.;

Программы коррекционно-развивающей направленности:

  • Рабочая программа по оптимизации социальной адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Счастливое детство».
  • Рабочая программа сопровождения детей младшей группы, испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 3-4 лет.
  • Рабочая программа сопровождения детей средней группы, испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 4-5 лет.
  • Рабочая программа сопровождения детей старшей группы, испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 5-6 лет.
  • Рабочая программа сопровождения детей подготовительной группы, испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 6-7 лет.
  • Рабочая программа по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «В школу – с  радостью!»
  • Индивидуальная коррекционно-развивающая программа сопровождения детей дошкольного возраста, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы. Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.
  • Программа эмоционально-личностного развития дошкольников средствами арт-терапии «Радуга детства».
  • Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка» (на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления»).

Гузель Зафировна реализует проектную деятельность:

  • Проект «Мама, папа, я – дружная семья», целью которого является формирование положительных установок о психолого-педагогической культуре взаимодействия в рамках социальных ролей «ребенок» и «взрослый».
  • Проект «Сказка в гости к нам пришла», направленный на тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.  
  • Творческий проект «Песочная сказка»  с целью развития эмоциональной сферы, творческого мышления, фантазии, воображения, уверенности в своих силах у детей дошкольного возраста.

К   медиапродуктам   можно   отнести   созданную личную страничку   профессиональной деятельности педагога-психолога https://nsportal.ru/guzelya-zafirovna

V. Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние три года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения

На основании приказа СОШ п.Верхнеказымский № 540 от 30.08.2023г. Гузель Зафировна является непосредственным руководителем группы кратковременного пребывания «Малышок» для детей в возрасте от 1 до 3-х лет. В группе осуществляется адаптационная и психолого-педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие детей раннего возраста, на основе современных методов организации игровой деятельности и обеспечивается присмотр, уход, оздоровление, воспитание и обучение детей. А также ГКП «Малышок» помогает наладить взаимодействие сотрудников СОШ с родителями детей, которые скоро станут посещать детский сад и создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

На протяжении всего периода адаптации с детьми младшей группы Гузель Зафировна реализует рабочую программу по оптимизации социальной адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Счастливое детство». Благодаря совместной деятельности педагогов СОШ п.Верхнеказымский и родителей, на протяжении последних лет адаптация детей проходит успешно (Таблица 1).

Таблица 1

Учебный год

Степень адаптации

Количество детей

2020-2021

Лёгкая степень

6 (55%)

Средняя степень

5 (45%)

Тяжёлая степень

0

2021-2022

Лёгкая степень

8 (53%)

Средняя степень

7 (47%)

Тяжёлая степень

0

2022-2023

Лёгкая степень

10 (77%)

Средняя степень

3 (23%)

Тяжёлая степень

0

По итогам реализации программы «Радуга детства», направленной на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии зафиксированы следующие положительные изменения:

  • воспитанники понимают  разнообразие своих эмоциональных состояний и состояний окружающих людей;
  • знают способы выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  • способны управлять своими чувствами и эмоциями соответственно возрасту;
  • развиты коммуникативные навыки;
  • у детей снизился уровень тревожности;
  • повысился уровень самооценки.

В своей профессиональной деятельности Гузель Зафировна уделяет особое внимание сопровождению воспитанников с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями здоровья.  Ею разработаны и реализованы индивидуальные образовательные маршруты сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, РАС, ТНР, УО), которые были направлены на  формирование полноценной социализированной личности ребенка, имеющего нарушения интеллектуального и психофизического развития, на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

Гузель Зафировна в системе применяет на практике знания, полученные в рамках дополнительного профессионального образования: она разработала и успешно реализует рабочие программы, сценарии тренингов и занятий для педагогов и родителей. При разработке программ учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей.

Конкурсантка регулярно проводит родительские собрания, групповые консультации и семинары-практикумы, направленные на повышение психолого-педагогической грамотности. Осуществляет семейное консультирование, которое, по её мнению, является наиболее эффективным. В ситуации семейного консультирования основной акцент делает на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов. В практике Гузель Зафировны консультирование становится первым шагом на пути раннего выявления ребенка с дизонтогенезом.

Является постоянным участником Недель педагогического мастерства, Ярмарки педагогических идей, проводимых на базе школы. Систематически транслирует опыт своей профессиональной деятельности  на педагогических советах, заседаниях МО воспитателей и РМО педагогов-психологов, размещает полезные материалы на своей странице в социальной сети.

Гузель Зафировна регулярно участвует в семинарах, вебинарах и конкурсах профессионального мастерства различных уровней и имеет следующие награды:

  • Почётную грамоту Комитета по образованию администрации Белоярского района «За успехи в воспитании детей дошкольного возраста, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей, многолетний добросовестный труд, в связи с празднованием Дня воспитателя и всех дошкольных работников»;
  • Диплом III степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов им. К.Д.Ушинского в номинации «Мультимедийная презентация»;
  • Диплом  победителя (2 место) Международного профессионального конкурса в номинации «Работа психолога»;
  • Диплом победителя (3 место) Всероссийского конкурса «Доутесса»;
  • Диплом победителя (1 место) во II Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лидер российского образования» в номинации «Программа»;
  • Диплом победителя (2 место) в III Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Моё призвание – педагог-психолог» в номинации «Публичное выступление».

В рамках психолого-педагогического сопровождения детей, участвующих в конкурсах творческой и интеллектуальной направленности, Гузель Зафировна реализует программу «Развивай-ка» (на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления»). В задачи программы входят:

  • создание правильного психологического настроя детей, участвующих в конкурсах, мероприятиях, психологической установки на успех;
  • формирование у участников представления о фестивале, конкурсе как о празднике, совместной деятельности детей и взрослых, интересном мероприятии, возможности проявить свои способности и талант, порадовать зрителей;
  • стабилизация эмоционального состояния выступающих, формирование навыков конструктивного реагирования на различные непредсказуемые ситуации путём знакомства с упражнениями  для снятия стресса;
  • создание условий для тренировки психических процессов.

Благодаря совместным усилиям педагогов и Гузель Зафировны на протяжении последних лет воспитанники нашего образовательного учреждения являются победителями в конкурсах различного уровня (Таблица 2):

Таблица 2

Год

Название конкурса

Уровень

ФИО, результат

2020

Олимпиада для дошкольников

«Мои первые шаги в математике»

Всероссийский

Гладий Я.Г.,

1 место

2020

Олимпиада для дошкольников

«Мои первые шаги в математике»

Всероссийский

Березняк С.А.,

2 место

2020

Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!»

Международный

Булдаков Федор,

1 место

2020

Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!»

Международный

Крот Елизавета,

1 место

2020

Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!»

Международный

Макарова Алёна,

1 место

2020

Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!»

Международный

Ращупкин Игорь,

2 место

2020

Интеллектуальный конкурс «Светлячок», «Скоро в школу!»

Международный

Тагильцев Арсений,

3 место

2020

Конкурс для детей и молодёжи «Достижения юных»

Всероссийский

Булдаков Федор,

2 место

2020

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста

«Я – исследователь»

Муниципальный

Крот Елизавета,

1 место

2021

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста

«Я – исследователь»

Муниципальный

Бусыгина Мирослава 1 место

2022

Конкурс «Зарядка для ума»

Международный

Кашникова Виктория, 1 место

2022

Конкурс чтецов среди детей старшего дошкольного возраста «Воспитателя люблю и стихи ему дарю»

Муниципальный

Бусыгина Мирослава

3 место

2023

Конкурс чтецов среди детей старшего дошкольного возраста «Воспитателя люблю и стихи ему дарю»

Муниципальный

Андреева Мирослава

3 место

С сентября 2020 года Гузель Зафировна является наставником молодого специалиста, которому оказывает помощь в профессиональной деятельности согласно плану работы.

Также она является членом комиссии по осуществлению тематических проверок: «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» и «Адаптация детей младшей группы». Неоднократно была членом жюри в конкурсах на базе образовательного учреждения. Принимает активное участие в деятельности экспертного совета СМИ «Альманах педагога», оказывает профессиональную помощь в оценке работ Всероссийских мероприятий, проводимых на сайте издания.

Показатели эффективности психолого-педагогической деятельности Гузель Зафировны являются:

  • повышается уровень психологической компетентности родителей, что заметно при более осознанном формировании темы запроса на консультацию;
  • ежегодно более 77% воспитанников адаптируются к условиям образовательного учреждения в легкой степени;
  • 93 % выпускников готовы к началу школьного обучения;
  • возросло количество педагогов и родителей, обращающихся за консультативной помощью к педагогу-психологу по вопросам развития, воспитания и взаимодействия с детьми;
  • уровень социально-психологического климата в педагогическом коллективе соответствует стабильно-благоприятному показателю.