День славянской письменности и культуры

Шаповалова Ольга Владимировна

Открытый урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуре

Цели  учебного занятия:

 Образовательные:

  • познакомить с создателями славянской письменностью;

Развивающие:

  • развивать литературную речь обучающихся;
  • развивать наблюдательность, память обучающихся;
  • формировать умение анализировать материал и делать верные выводы;
  • развивать образное мышление;
  • развивать  поэтический вкус, художественную интуицию.

 Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку;
  • расширять представления обучающихся о жизненных ценностях.

             

Оборудование:

мультимедийное оборудование, презентация, славянская азбука

Продолжительность: 45 минут.

План урока:

1. Ориентировочно-мотивационный этап.
2. Операционально-исполнительский этап.
3. Рефлексивно-оценочный этап.

ХОД УРОКА

Звучит гимн, посвященный Кириллу и Мефодию.

1. Ориентировочно-мотивационный этап (2 мин.)

Слово преподавателя: Добрый день! Сегодня мы проведем урок, посвященный Дню  славянской письменности и культуры! Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день вспоминают создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия. (слайд 1, слайд 2)

2. Операционально-исполнительский этап (25 мин.)

1-и чтец:

Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

1-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности. (слайд 3)

2-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.

2-й ведущий: Братья - Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам. (слайд 4)

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными. Кирилл приложил много усилий, чтобы разобраться в написанном.

2-й ведущий: Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом. (слайд 5)

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом. (слайд 6)

2-й ведущий: После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. (слайд 7)

1-й ведущий:  В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание! (слайд 8)

2-и чтец:

(Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица) (слайд 9)

             Так вот они – наши истоки,

             Плывут, в полумраке светясь,

             Торжественно – строгие строки,

             Литая славянская вязь.

             Так вот где, так вот где впервые

             Обрёл у подножия гор

             Под огненным знаком Софии

             Алмазную твёрдость глагол.

             Великое таинство звука,

             Презревшее тленье и смерть,

             На синих днепровских излуках

             Качнуло недвижную твердь.

             И Русь над водой многопенной,

             Открытая вольным ветрам,

            «Я есмь!» - заявила Вселенной,

            «Я есмь!» - заявила векам.

2-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения. Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. (слайд 10)

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии. (слайд 11)

2-й  ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку,  но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди, М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо… (слайд 12)

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. (слайд 13)

Преподаватель: Обратите внимание на следующие слайды. На них представлены различные написания старославянских текстов: уставом, полууставом и скоропись.  (слайд 14, 15, 16)

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы) (слайд 17)

2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

1-й ведущий: В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jа]-я, [jу]-ю. (слайд 18)

1-й ведущий:  Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. (слайд 19)

3-и чтец:

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

4-и чтец:

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии!

5-и чтец:

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит гимн.

3. Рефлексивно-оценочный этап (15 мин.)

Преподаватель: На закрепление материала давайте проведем викторину по жизни и деятельности Кирилла и Мефодия.

Викторина (слайды с 20-31)

1.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

2.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

3.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл? (Константин)

4.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

5.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

6. Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

7.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

8.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

9.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

10.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

11. Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил III)

12.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка.

Преподаватель: Для лучшего запоминания Азбуки болгарские книжники - ученики Кирилла и Мефодия создали "Азбучную молитву", которая считается первым славянским стихотворением.

Аз - Аз есмь свет миру

Буки - Бог есмь прежде всех век

Веди - Ведаю всю тайну в человеце и мысль

Глаголь - Глаголю людям закон Мой

Добро - Добро есть творящим волю Мою…(слайд 32)

До сих пор ученые всего мира бьются над точной расшифровкой послания, заложенного в славянском алфавите. Существует много трактовок и предположений, а может быть смысл послания  в следующем:

"Я буквы ведаю, чтобы говорить добро…"(слайд 33)

Преподаватель: А теперь давайте посмотрим, какова кириллица на практике. (слайд 34)

Заключение (3 мин.):

24 мая - праздник славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.

        Сегодня на занятии хорошо поработали…. Спасибо ведущим и чтецам, которые помогли провести урок.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День славянской письменности и культуры 24 МАЯ

Слайд 2

День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия

Слайд 3

История праздника 1986 г. – возрождение праздника 1991 г. – утвержден как государственный праздник Во всех городах проводятся фестивали, концерты

Слайд 4

О жизни Кирилла и Мефодия Кирилл ( род. в 827 г. , до принятия монашества – Константин) и Мефодий ( род. в 815 г., мирское имя неизвестно) родились в семье византийского военачальника из г. Фессалоники ( Греция)

Слайд 5

Св. Кирилл Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из Отцов Церкви – Григория Богослова ( IV в.)

Слайд 6

Св. Мефодий Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку

Слайд 7

О жизни Кирилла и Мефодия

Слайд 8

О жизни Кирилла и Мефодия В 863 году посольство правителя Великоморавской державы (Чехия, Словакия, часть Австрии и Венгрии) князя Ростислава просило у императора Михаила прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране

Слайд 10

«Мы тянули с тобой, брат, одну борозду, как супруг волов, и вот, я падаю на гряде, кончаю жизнь свою. Я знаю, ты очень любишь свой родной Олимп. Смотри же, не покидай даже ради него наше служение…» 14 февраля 869 в возрасте 42 лет Кирилл умирает в Риме

Слайд 11

Благодаря деятельности св. Мефодия, и чехи, и поляки вступили в военный союз с Моравией, противостоящей влиянию немцев. Мефодий предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 г. После смерти брата Мефодий продолжает евангельскую проповедь среди славян «Я не молчал из страха и всегда бодрствовал на страже»

Слайд 12

В славянской азбуке примерно такое соотношение Веди ( веде ) - «познал» Есть ( есте ) - «быть» Живете - «жить в труде» Мыслете - «мыслить, постигать разумом» Рцы ( рци ) - «говори, изрекай» Ферт, ф ( ъ ) рътъ - «оплодотворяет» Цы ( ци,цти ) - «точи, проникай, вникай» Ять (яти) - «постичь, иметь»

Слайд 13

КИРИЛЛИЦА

Слайд 14

Кириллическое письмо Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены"

Слайд 15

Кириллическое письмо С середины XIV столетия получил распространение полуустав , который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова

Слайд 16

Кириллическое письмо В XV веке полуустав уступает место скорописи Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка

Слайд 17

Кириллическое письмо Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский

Слайд 18

А Б В Г Д Е Ё а бэ вэ гэ дэ е ё Ж З И Й К Л жэ зэ и й ка эль М Н О П Р С Т э м эн о пэ эр эс тэ У Ф Х Ц Ч Ш у эф ха цэ че ша Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я щ а ы э ю я

Слайд 19

По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. 24 мая - Праздник славянской культуры и письменности в России

Слайд 20

1.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? Викторина

Слайд 21

2.Почему Кирилла и Мефодия называют « Солунскими братьями»?

Слайд 22

3.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?

Слайд 23

4. Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий ?

Слайд 24

5 . Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?

Слайд 25

6 . Как называли Кирилла за ум и прилежание?

Слайд 26

7 . Какой язык является древнейшим литературным языком?

Слайд 27

8. В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»?

Слайд 28

9 . Сколько букв стало в современной азбуке после революции?

Слайд 29

10. Какие буквы придумали в X VIII веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?

Слайд 30

11 . Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?

Слайд 31

12. Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка.

Слайд 32

АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА Аз - Аз есмь свет миру Буки - Бог есмь прежде всех век Веди - Ведаю всю тайну в человеце и мысль Глаголь - Глаголю людям закон Мой Добро - Добро есть творящим волю Мою…

Слайд 33

РАСШИФРОВКА ПОСЛАНИЯ "Я буквы ведаю, чтобы говорить добро…"

Слайд 34

Реши примеры ҃ ҃ ҃ ҃ ҃ ҃ Запиши славянскими буквами Найди закономерность, запиши славянскими буквами 1, 5, 9… __, __, __, __, __, __, __, __ … в + г = а + д = и - з = 6 + 4 = 7 - 2 = 20 - 10 =