3. Профориентационная работа. Планы, графики
Вниманию посетителей Методического кабинета профориентации предоставляются:
1. Организация профориентационной работы в школе.
2.Комплексный план профориентационной работы МБОУ "СШ № 39".
3.План работы кабинета профориентации.
4. График работы кабинета профориентации.
5. Циклограмма профориентационной работы, 1-11 классы
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
профориентационной деятельности
в МБОУ «СОШ№39» на 2015-2016 учебный год.
- Общая тема профориентационной работы в 1 классе «Профессии школьной жизни».
- Общая тема профориентационной работы во 2 классе «Профессии моих родителей».
- Общая тема профориентационной работы в 3 классе «Профессии в моем городе».
- Общая тема профориентационной работы в4 классе «Профессии Заполярного филиала НГМК «Норильский никель».
- Общая тема профориентационной работы в 5 классе «Мир профессий».
- Общая тема профориентационной работы в 6 классе «Человек и мир профессий».
- Общая тема профориентационной работы в 7 классе «Мои возможности».
- Общая тема профориентационной работы в 8 классе «Мои желания».
- Общая тема профориентационной работы в 9 классе «Я выбираю профессию- мои профессиональные намерения».
- Общая тема профориентационной работы в 10-11 классе «Мое будущее».
№ п\п | Мероприятия | cроки | классы | ответственные |
СЕНТЯБРЬ.
Функционирование «Календаря профессиональных праздников».
1. | Анкетирование родителей, учителей и учащихся по составлению плана работы на 2011-2012 учебный год. | 07.09-12.09. | 8-9-10-11 классы, родители, учителя. | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Опрос родителей о возможности экскурсии на собственные предприятия. | 12.09.-30.09. | Родители 9-11 классов | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов. | 02.09- 20.09. | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. кл. руководители. |
4. | Анализ анкет 9 класса по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения с целью выявления учащихся, не имеющих профессионального плана или не определивших пути получения выбранной профессии. | 12.09.-30.09. | 9-А,9-Б классы | Профориентатор Бородуля Л.М. кл. руководители. |
5. | Сопоставление и обсуждение плана профориентациооной работы на новый учебный год. | 30.09. | Зам. директора по ВР, профориентатор, кл. руководители, психолог, соц. педагог. | |
6. | Оформление кабинета профориентации. | В течение учебного года. | Учащиеся, родите- ли, шефы. | Профориентатор Бородуля Л.М. |
7. | Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками | Сентябрь-октябрь | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
8. | Предусмотреть введение курса по профориентации для учащихся 9 классов. | Сентябрь-май | 9-А,9-Б классы | Зам. директора по УНР Пономарева Е.Н. |
9. | Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. | В течение месяца | 5 классы | Зам.директора по ВР Шурдова Е.Б. Профориентатор Бородуля Л.М. |
10. | Предусмотреть в планах классных руководителей проведение целенаправленной работы по профориентации. | В течение месяца | кл.руководители | Зам.директора по ВР Шурдова Е.Б. |
11. | Оформление на каждого учащегося профориентационной карты.Создание портфолио учащихся. | Сентябрь- декабрь | 9-11 классы | Кл.руководители, профориентатор. |
12. | Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. | в течение учебного года | 5-11 классы | Библиотекарь Яковлева С.А. |
13. | Родительское собрание «Пути получения профессиональ- ного образования после 9 класса». | В течении месяца | 9 классы | Директор, кл. руководители, профориентатор. |
14. | Провести совместное совещание руководителей школы и шефского предприятия на тему « Совместная работа школы и предприятия по профориентации учащихся» | В течение месяца | Директор школы, представители рудника «Комсомольский» | |
15. | Экскурсия –беседа «Они трудятся в нашей школе» | 21-27 сентября | 1-А,1-Б классы | Кл. руководители. |
16. | Экскурсия в корпоративный университет «Норильского никеля» | 17.09. | 9-А | Профориентатор Бородуля Л.М., учитель физкультуры Ершов В.Г. |
17. | Старт научно- технического марафона «ARKTIK.PRO» (первый этап) | 21.09.-21.10 | 7-10 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
18. | Маркетинговое исследование: опрос уч-ся и их родителей по предоставлению услуг КПС (профориентация) | В течение месяца | 8-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
19. | Консультация для учащихся по вопросам профессиональ- ного самоопределения. | В течение месяца | 1-11 классы | Психолог, соц.педагог, профориентатор. |
20. | Анкетирование девиантных детей по вопросу выбора профессии. | 14.09-30.09 | учащиеся | Соц.педагог, профориентатор. |
ОКТЯБРЬ.
Функционирование «Календаря профессиональных праздников».
1. | Информационно-методическое совещание для ответственных за профориентационную работу. | 13.10. | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
2. | Разработка планов реализации профориентационной работы МБОУ «СШ №39». | до 03.10 | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
3. | Конкурс журналистов « Я выбираю профессию» | В течение месяца | 7-11 классы | Кл.руководители, профориентатор Бородуля Л.М. , руководитель пресс –центра Сеймуратова Ж.Б. |
4. | Конкурс «Мечтая о будущей карьере!» | 15.10- 25.11 | 9 -11классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
5. | Классный час «Мама, папа на работе» ( знакомство с профессиями родителей). | 5.10-10.10. | 2-А,2-Б классы | Кл.руководители |
6. | Классный час «Труд людей родного города». | 12.10-17.10 | 3-А,3-Б классы | Кл.руководители. профориентатор |
7. | Классный час «Труд людей родного города» ( Знакомство с профессиями , преобладающими на территории г.Норильска) | 26.10-31.10 | 4-А,4-Б. классы | Кл.руководители, профориентатор. |
8. | День открытых дверей Политехнический колледж ФБГОУ ВПО «Норильский индустриальный институт» | 24.10 | 9-А, 9-Б классы | Профориентатор Бородуля Л.М., Кл. руководители. |
9. | Диагностика : анкета «Каким я себя вижу» | 22.10. | 3-А,3-Б классы | Профориентатор Бородуля Л.М., психолог, кл. руководители |
10. | Классный час «Кто помогает нам учиться?» | В течение месяца | 1 классы | Кл. руководители. |
11. | Классный час «Профессии вокруг- карта профессий» | В течение месяца | 5-классы | Кл.руководители. |
12. | Диагностика 9-х классов (предпрофильная подготовка) (1 этап). | В течение месяца | 9-классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
13. | Диагностика 10 классов. (профильное образование) | В течение месяца | 10- классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
14. | Классный час «Личность и профессии» | В течение месяца | 6-классы | Кл.руководители. |
15. | Классный час «Мои возможности». | В течение месяца | 7 классы | Кл. руководители. |
16. | Избрать редколлегию газеты «Кем быть», организовать регулярный выпуск газеты. | В течение месяца | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
17. | Анализ анкет 11 класса по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения с целью выявления учащихся, не определивших пути получения выбранной профессии. | 03.10-28.10 | 11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
18. | Провести семинар на тему: «Роль учителя в изучении личности школьника в целях профконсультации». | В течение месяца | учителя | Профориетатор Бородуля Л.М. |
19. | Классный час «Мои желания» | В течение месяца | 8-й класс | Кл. руководители. |
20. | Классный час «Мое будущее» | В течение месяца | 10-класс | Кл.руководители. |
21. | Осуществление взаимодействия с учреждениями ЦО-2, Центром занятости, доп. образования. | В течение года | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л,М. |
22. | Классный час «Современный рынок труда». | октябрь | 11 классы | Кл.руководители. |
23. | Лекция «Профессиональный тип личности» ( по профессиям «Человек- техника»). Игра «Профконсультации по рабочим профессиям». | 27.10 | 8- классы | Кл.руководители. |
24. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора учебного заведения. | В течение учебного года, по запросам родителей. | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
25. | Профориентационные мероприятия в рамках работы школьной библиотеки | 03.10-27.10 | 1-11 классы | Библиотекарь Яковлева С.А. |
26. | Семинар для родителей « Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда» | В течение месяца | 9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
27. | Краевое родительское собрание « Выбор профессии – выбор будущего». | 29.10 | 9-11 классы | Профлориентатор Бородуля Л.М., Кл.руководители, приглашенные специалисты ЦЗ, учебных заведений г.Норильска. |
НОЯБРЬ.
Функционирование «Календаря профессиональных праздников».
1. | Городской конкурс профессионального мастерства «Nаш Nавигатор – профориентатор!» | 05.11-01.04 | 1-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Научно- технический марафон « ARKTIK.PRO» 2 –ой этап. | 13.11-14.11 | 8-10 классы | Профориентатор, Кл. руководители. |
3. | Защита проектов участников профориентационного конкурса «Мечтая о будущей карьере!» | 13.11 | 10 –А Черникова Ольга | Профориентатор Бородуля Л.М.. |
4. | Интерактивная программа «Музейная ночь» ( волонтерская площадка МБОУ «СШ№28» | 18.11 | 5-А,5-Б классы 15 чел. | Кл.руководители |
5. | Региональная научно- практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования» Норильский техникум промышленных технологий и сервиса. | 18.11 | 9-11классы | Зам. директора по ВР Шурдова Е.Б. Профориентатор Бородуля Л.М. |
6. | «Совещение «Профессиональный ориентир « по обсуждению взаимодействия Техникума промышленных технологий и сервиса и ОУ города Норильска. | 19.11 | 9-11 классы | Директор школы Кабакова В.В. |
7. | Организация социальных практик профессионально сориентированных школьников 10-11 классов «Моя будущая профессия». | В течении года | 10-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
8. | Организация профессиональных проб для обучающихся 9-классов. | В течении года | 9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
9. | Взаимодействие с учреждениями НПО, СПО, ВПО находящимися на территории МО г. Норильск | В течении года | 9-11 классы | Кл. руководители, профориентатор. |
10. | Проведение анкетирования родителей школьников г.Норильска | в течение месяца | 11 -классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
11. | Презентация профессий КГБОУСПО «Норильский педагогический колледж» | в течение месяца ( по отдельному графику). | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
12. | Диагностика 9 –классов (2 этап) | В течение месяца | 9 классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
13. | Психологический час «Я- реальное, я- идеальное, Мое будущее» | В течение месяца | 6- классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
14. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора будущей профессии учащимися. | в течение учебного года, по запросам родителей. | 8-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
15 | Финал городского профориентационного конкурса «Мечтая о будущей карьере!»!» | 25.11 | 10-А, 9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
16. | Классный час «Куда пойти учиться…» | в течение месяца | 11 классы | Кл.руководители. |
17. | Профориентационный фестиваль «Абитуриент» ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» | 20.11 | 9-11классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
18. | Городской профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошел!» | 25.11-11.02 | 8-9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
19. | Организовать проведение радиопередач по профориентационной тематике. | в течение года | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
20. | Научный семинар по экономике Норильский индустриальный институт. | 28.11 в 15.00 | 9-11 классы | Профориентатор , учителя –предметники. |
21 | Систематически пополнять кабинет профориентации разработками внеклассных мероприятий по профориентации. | в течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
22. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора будущей профессии учащимися | в течение учебного года, по запросам родителей | 8-11 классы | Профориетатор Бородуля Л.М. |
ДЕКАБРЬ.
Функционирование «Календаря профессиональных праздников».
1. | 2-ой этап городского профориентационного конкурса «Я б в рабочие пошел!» | 08. 12. | 8-9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Презентация положения об Олимпиаде по экономике . | 05.12 | 11 классы | Учителя – предметники, профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Освещение мероприятий в городских СМИ и через школьные пресс-центры, сайты МБОУ, «Норильский профиль», «Никелька» и др. | В течении года | 9-11 классы | Пресс-центр МБОУ «СОШ №39» |
4. | Привлечение обучающихся к работе сайта «Норильский Профиль». | В течении года | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
5. | Первый этап Олимпиады по экономике . Норильский индустриальный институт. | В течении месяца | 11 классы | Учителя – предметники , профориентатор Бородуля Л.М. |
6. | Профориентационный декадник «Мир профессий» ( в рамках Декады инвалидов) | 01.12- 10.10. | Учащиеся с ОВЗ, родители | Профориентатор Бородуля Л.М. Кл.руководители. |
7. | Единый день работы добровольцев – профориентаторов – «Найди свой путь» (в рамках Международного дня волонтера) . | 05.12. | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
8 | Практический этап конкурса «Я б в рабочие пошел!» | 07.12- 12.02 | 8-9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
9. | Тренинг «Как правильно ставить и добиваться целей» | В течение месяца | 7 -классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
10. | Классный час «Особенности национальной карьеры» | В течение месяца | 11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
11. | Семинар для родителей «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда». | В течение месяца | 11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
12. | Поддерживать тесное сотрудничество с шефами школы. | В течение года | Зам. директора по восп. работе Шурдова Е.Б. | |
13. | Проведение консультаций по вопросу выбора профессиональных учебных заведений для реализации профессиональных планов учащихся. | В течение учебного года | 9-11 классы | профориентатор Бородуля Л.М. |
14. | Профессиональное просвещение учащихся ( информация о мире профессий через информационный стенд). | В течение учебного года | 8-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
15. | Инфориационное обеспечение страницы на сайте МБОУ «СОШ№39». | В течение учебного года | Для всех категорий | Профориентатор Бородуля Л.М. |
16. | Классный час « Профессии, которые окружают нас». | В течение месяца | 1- классы | Кл.руководители. |
17. | Занятие – праздник «Ощущение чуда : нравственно-эстетическое восприятие окружающей среды». Знакомство с профессиями флориста, садовника. | В течение месяца | 7-классы | Кл. руководители. |
18. | Классный час « Знакомство с профессиями наших мам и пап». | В течение месяца | 2-классы | Кл.руководители. |
19. | Деловая игра «Один день из жизни». Помогающее общение в профессии «человек- человек». | В течение месяца | 9-классы | Кл.руководители. |
20. | Классный час «Труд людей родного города». | В течение месяца | 3-классы | Кл.руководители. |
21. | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации. | В течение года | 1-11 классы | Библиотекарь Яковлева С.А. |
ЯНВАРЬ.
Функционирование «Календаря профессиональных праздников».
1. | Дискуссия с электронной презентацией «Рабочие профессии, востребованные на рынке труда» | 18.01 | 9- классы | Кл.руководители. |
2. | Деловая игра «Один день в жизни компании «Виктория». | 27.01 | 8-классы | Кл.руководители. |
3. | Практический этап городского профориентационного конкурса «Я б в рабочие пошел!» | В течение месяца ( по отдельному графику) | 8-9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
4. | Направление информации о проведении профмероприятий в КГКУ «ЦЗН» | Ежемесячно (до 25 числа каждого месяца) | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
5. | Конкурс профессионального мастерства координаторов профориентационнной работы «Nаш Nавигатор – профориентатор». | В течение месяца по отдельному графику | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
6. | Диагностика 9-х классов ( предпрофильная подготовка)(3 этап) | В течение месяца | 9-классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
7. | Родительский клуб « Мой ребенок и его будущее» | В течение месяца | Родители 8 -классов | Психолог Матюшонок Т.В. |
8. | Тренинг «Карта моего внутреннего мира» | В течение месяца | 8-классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
9. | Виртуальная экскурсия « Норильский вернисаж» (знакомство с профессиями, связанными с изобразительными образами : художник, реставратор, оформитель, дизайнер). | 22.01 | 7-классы | Кл.руководители. |
10. | Классный час «Рынок образовательных услуг НПР» | 29.01 | 11- классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
11. | Семинар « Твоя профессиональная Карьера» | 30.01 | 9-классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
ФЕВРАЛЬ.
Функционирование «Календаря профессиональных праздников».
1. | «Таймыр измерили шагами» .(рассказ о профессии геолога). | 04.02. | 9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Классный час «Кем быть?» | 06.02 | 6 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Классный час «Уважение к людям труда» | В течение месяца | 3-классы | Кл.руководители. |
5. | Классный час « Есть такая профессия –Родину защищать» | В течение месяца | 4- классы | Кл.руководители. |
6. | Семинар –практикум «Моя будущая профессия – экономист». | 11.02. | 8- классы. | Кл.руководители. Профориентатор Бородуля Л.М. |
7. | Классный час «Все работы хороши». | В течение месяца | 5-классы | Кл.руководители. |
8. | Организация профессиональных проб по рабочим профессиям для обучающихся 9-11 кл. Норильский техникум промышленных технологий и сервиса | В течение месяца | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
9. | Классный час « Познавательная деятельность и профессия» | В течение месяца | 6-классы | Кл.руководители. |
10. | Классный час «Интеллект как многогранное свойство» | В течение месяца | 7-классы | Кл. руководители. |
11. | Презентация вузов для школьников. | В течение месяца | Обучающиеся 11 классов, родители | Профориентатор Бородуля Л.М Кл.руководители |
12. | Классный час «Жизненные трудности» | В течение месяца | 8-классы | Кл.руководители |
13. | Профориентационный декадник «Путь к профессиональной карьере». | 16.02- 26.02 | 9-11 классы | ЦЗ г.Норильска, профориентатор Бородуля Л.М., Кл.руководители. |
14. | Конкурс профессионального мастерства координаторов профориентационнной работы «Nаш Nавигатор – профориентатор».-практический этап | В течение месяца по отдельному графику | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
15. | Классный час «Как стать профессионалом» | В течение месяца | 10 -классы | Кл.руководители |
16. | Тренинг «Профильное обучение, как определиться в ситуации выбора. Роль родителей в профессиональном самоопределение ребенка». | В течение месяца | 9-классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
17. | Профориентационный тренинг «Тренинг жизненных целей. Я в мире профессий» | В течение месяца | 7-8 классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
18. | Книжная выставка «Профессии комбината». | В течение месяца | 1-11 классы | Библиотекарь Яковлева С.А. |
19. | «Рейтинг профессий будущего»: знакомство с рейтингом самых востребованных профессий будущего и места в нем профессий типа «человек-человек». | 21.02 | 9- классы | Кл.руководители. |
20. | Заочная экскурсия в мир профессии кинолога и ветеринара. «Человек находит друга» | 21.02. | 7-классы | Кл.руководители. |
21. | Городской профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошел!» творческий этап «Фестиваль рабочих профессий» - финал | 26.02 | 8-9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
22. | Второй этап Олимпиады по экономике. Норильский индустриальный институт. | 27.02 | 11 классы | Учителя – предметники, профориентатор Бородуля Л.М. |
МАРТ.
Функционирование «Календаря профессиональных праздников».
1. | Классный час «Все работы хороши, а я еще учусь» | 04.03. | 2 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Семинар для родителей «Профессиональное самоопределе- ние». | 02.03,10.03 | 9.11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Ярмарка образовательных услуг. ( День открытых дверей) | По плану | 9,11 классы | Зам.директора поУВР , Профориентатор , Кл.руководители. |
4. | Единый день профессиональной ориентации «Профессия – путь к успеху» | 12.03 | 1-11 классы | Зам .директора по ВР Профориентатор Бородуля Л.М. Кл. руководители |
7. | Классный час « Умею ли я продавать и презентовать?» | В течение месяца | 7-классы | Кл.руководители. |
8. | Организация профессиональных проб по рабочим профессиям для обучающихся 9-11 классов Норильский техникум промышленных технологий и сервиса. | В течение месяца | 9-11 классы | Профориентатор, Кл. руководители. |
9. | Экскурсия на Механический завод . | 25.03 | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М., учитель физической культуры Ершов Г.В. |
10. | Городской профориентационный конкурс агитбригад «Мы – будущее «Норильского никеля» | март | 8-11 классы | Зам. директора по ВР. Профориентатор Бородуля Л.М. |
11. | Конкурс «профессиональный калейдоскоп моей семьи» «Дерево профессий» | В течение месяца | 9-11 классы | Зам.директора По ВР , профориентатор, Кл. руководители. |
12. | Классный час « Все работы хороши…» | В течение месяца | 2- классы | Кл.руководители. |
13. | Психологический семинар : «Особенности развития целеполагания учащихся 1-11 классов, использование Портфолио». | В течение месяца | 1-11 классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
14. | Психологический тренинг «Я сам строю свою жизнь. Менеджмент времени.» | В течение месяца | 5 классы | Психолог Матюшонок Т.В. |
15. | Тренинг-игра «Самопрезентация личных и профессиональ- ных качеств». Обучение навыкам самопрезентации с целью получения рабочего места. | 24.03 | 9- классы | Профориентатор Бородуля Л.М. Кл.руководители |
16. | Ролевая игра «Музыкальная шкатулка» ( знакомство с профессиями, связанными с музыкальными и театральными образами: композитор, дирижер, певец, музыкант, актер, клипмейкер). | 22.03 | 7- классы | Кл.руководители |
17. | Индивидуальные консультации для учащихся по вопросу выбора будущей профессии ( тестирование учащихся). | В течение года | 8-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
АПРЕЛЬ.
Функционирование «Календаря профессиональных праздников».
1. | Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» по профессиям и истории «Норильского никеля» | апрель | 8-10 - классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Дни открытых дверей учебных заведений начального и среднепрофессионального образований. | В течение месяца | 9 классы | Профориентатор Бородуля Л.М |
3. | Урок- размышление : «Я б в рабочие пошел…» | 07.04 | 9 -классы | Кл.руководители. |
4. | Встреча с людьми успешной карьеры. | 11.04-20.04 | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
5. | «Из камня и глины». Урок- представление профессий архитектора, скульптора, лепщика, гончара, игрушечника. Конкурсно- развлекательное мероприятие «Люди разные нужны». | 16.04 | 7-классы | Кл. руководители. |
6. | Дни открытых дверей учебных заведени высшего образова- ния. | В течение месяца. | 11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
7. | Профориентационная игра «Угадай профессию» («Брейн-ринг). Круглый стол «Я и рабочие профессии вокруг меня» | 19.04. | 8-классы | Кл.руководители. |
9. | Встреча с представителями ВУЗов ( круглый стол) | 13.04-17.04 | 11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
10. | Финал конкурса «Наш Новигатор – Профориентатор!» | 26.04 | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
11. | Межшкольные мероприятия по профориентации | В течение месяца | 9-11 классы | Зам. Директора по ВР , кл. руководители. |
12. | Конкурс прикладного мастерства. | В течение месяца | 5-8 классы | Зам.директора по ВР, кл.руководители. |
13. | Подготовка к ТОШ. | В течение месяца | 8-10 классы | Соц.педагог. |
15. | День открытых дверей ПТК ГОУ ВПО «НИИ» | В течение месяца | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
16. | День открытых дверей КГБОУ СПО «НПК» | В течение месяца. | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
19. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора учебного заведения. | В течение месяца по запросам родителей. | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
20. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора будущей профессии учащимися. | В течение месяца по запросам родителей. | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
МАЙ.
Функционирование « Календаря профессиональных праздников» .
1. | День открытых дверей ПТК ГОУ ВПО «НИИ» | В течение месяца | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | День открытых дверей Норильский техникум промышленных технологий и сервиса. | В течение месяца | 9-11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Индивидуальные и групповые консультации. | В течение месяца | 9- 11 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
4. | Книжная выставка по профориентации для выпускников школы . | В течение месяца | 9-11 классы | Библиотекарь Яковлева С.А. |
5. | Классный час «Твоя учеба и выбор профессии» | В течение месяца | 6- классы | Кл.руководители. |
6. | Конкурс чтецов «Работы всякие нужны, работы всякие важны». | В течение месяца | 5-8 классы | Кл. руководители. |
7.. | Оформление выставочных профессиограмм. | В течение месяца | 9-10 классы | Профориентатор Бородуля Л.М. |
Предварительный просмотр:
План работы профориентационного кабинета МБОУ СОШ№39 на 2015-2016 учебный год.
№ п\п | Мероприятие | Аудитория | Срок | Ответственный |
I.ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. | Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов. | сентябрь | Бородуля Л.М.-профориентатор, кл. руководители. | |
2. | Анализ анкет 9 класса по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения с целью выявления учащихся, не имеющих профессионального плана или не определивших пути получения выбранной профессии. | 9-А,9-Б классы | сентябрь | Бородуля Л.М. кл. руководители. |
3. | Анализ анкет 11 класса по вопросу выбора ими профессии и учебного заведения с целью выявления учащихся, не определивших пути получения выбранной профессии. | 11-А, 11-Б классы | октябрь | Бородуля Л.М, кл.руководители. |
II.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1. | Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. | сентябрь | Зам. дир. по восп.работе Шурдова Е.Б. Профориентатор Бородуля Л.М кл. руководители,психо- лог, соц.педагог. | |
2. | Оформление кабинета профориентации | учащиеся, родители, шефы | В течении года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками. | 9-11 классы | Сентябрь- октябрь | Профориентатор Бородуля Л.М. |
4. | Избрать редколлегию газеты «Кем быть», организовать регулярный выпуск газеты. | учащиеся школы | октябрь | Редколлегия, профориентатор Бородуля Л.М |
5. | Осуществление взаимодействия с учреждениями ЦО-2, Центром занятости, доп. образования. | учащиеся школы | В течении года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
6. | Поддерживать тесное сотрудничество с шефами школы | В течение года | Зам.дир. по восп. работе Шурдова Е.Б. Профориентатор Бородуля Л.М. | |
7. | Организовать проведение радиопередач по профориентационной тематике | учащиеся школы | В течение года | Цуркан В.С. |
8. | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации . | учащиеся | В течении года | Библиотекарь Яковлева С.А. |
9. | Предусмотреть введение курса по профориентации для учащихся 9 классов. | 9-А,9-Б классы | Сентябрь-май | Зам. дир. по УНР Пономарева Е.Н. |
10. | Оформление и обновление стендов «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться» | учащиеся школы | Ноябрь-январь | Профориентатор Бородуля Л.М. |
11. | Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | В течение года | Зам дир. по восп. работе Шурдова Е.Б. | |
III.РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ.
1. | Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. | сентябрь | Зам.дир. по восп.работе Шурдова Е.Б. Профориентатор Бородуля Л.М. | |
2. | Постоянное знакомство учителей с инструкциями, приказами, положениями , решениями по профессиональной ориентации. | учителя школы | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам организации профориентационной работы в классе. | учителя | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
4. | Провести семинар на тему: « Роль учителя в изучении личности школьника в целях профконсультации» | учителя | октябрь | Профориентатор Бородуля Л.М. |
5. | Предусмотреть в планах классных руководителей проведение целенаправленной работы по профориентации. | кл. руководите- ли. | сентябрь | Зам.дир. по восп. работе Шурдова Е.Б. |
6. | Систематически пополнять кабинет разработками внеклассных мероприятий по профориентации | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
7. | Предусмотреть в плане работы методобъединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения. «Система образования в России»; «Система профориентационной работы в городе, в школе.» «Работа с учащимися по интересам». | учителя | В течение года | Руководители МО |
8. | Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. « Исследование готовности учащихся к выбору профессии» «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся». «Изучение склонностей и интересов» «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся» | 5-6 классы 7-8 классы 9-11 классы | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М.. |
9. | Организовать помощь в разработке классных часов. | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М | |
10. | Подготовка рекомендаций кл.руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе. | кл. руководители. | В течение года. | Психолог Матюшонок Т.В. |
11. | Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. | В течение года | Зам. дир. по восп. работе Шурдова Е.Б Профориентатор Бородуля Л.М. |
IV.РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.
1. | Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения. | 9-11 классы | По графику | Профориентатор Бородуля Л.М |
2. | Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности. | 6-11 классы | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации. | 8-11 классы | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
4. | Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений. | 9-11 классы | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
5. | Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся. | 6-11 классы | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
6. | Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии. | 1-11 классы | В течение года | Зам. по восп. работе Шурдова Е.Б. Профориентатор Бородуля Л.М. |
7. | Проведение классных часов по профориентации (ознакомительных). | 1-4 классы | По графику ВР классных руководителей | Кл.руководители |
8. | Проведение классных часов, игр по профориентации | 5-11 классы | По графику ВР классных руководителей | Кл.руководители. |
9. | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
10. | Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости». | 9-11 классы | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
11. | Организация экскурсий в ЦО-2, помощь в определении профиля обучения. | 9 классы | Октябрь- ноябрь | Профориентатор Бородуля Л.М. |
12. | Оформление на каждого учащегося профориентационной карты. Создание портфолио учащихся. | 9-11 классы | Сентябрь -декабрь | Кл. руководители. Профориентатор Бородуля Л.М. |
13. | Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение | 5-11 классы | В течение года. | Библиотекарь Яковлева С.А. |
14. | Защита проектов профориентационной направленности | 8-11 классы | В течение года | Кл.руководители |
V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1. | Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессии учащимися. | Родители, учащиеся. | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Родительское собрание «Пути получения профессиональ- ного образования после 9 класса». | Для родителей 9 классов. | сентябрь | Директор, кл.руководители, профориентатор. |
3. | Тематические родительские собрания по профориентации с привлечением представителей учебных заведений. | 9-11 классы | Февраль- март | Кл.руководители. профориентатор Бородуля Л.М. |
4. | Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля обучения в 10 классе | Родители учащихся 9 -классов | январь | Профориентатор Бородуля Л.М. психолог Матюшонок Т.В. |
5. | Проведение встреч учащихся с их родителями- представителями различных профессий. | учащиеся | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
6. | Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения. | 9-11 классы | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
7. | Привлекать родителей к работе по оформлению и оснащению кабинета профориентации. | родители | В теченне года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
VI.РАБОТА С ШЕФСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
1. | Провести совместное совещание руководителей школы и шефского предприятия на тему «Совместная работа школы и предприятия по профориентации учащихся» | сентябрь | Директор школы, представители предприятий. | |
2. | Привлечь представителей предприятий к организации массовых мероприятий по профориентации. | учащиеся | По плану | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Привлечь шефское предприятие к оформлению кабинета профориентации. | учащиеся | В течение года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
VI.ПО ГРАФИКУ РАБОТЫ КАБИНЕТА ПРОФОРИЕНТАЦИИ (в течение учебного года).
ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. | Систематическое информирование учащихся о профессиях . | 8-9-10-11классы | В течение учебного года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Сбор информации о днях открытых дверей в учебных заведениях г.Норильска и доведение ее до сведения учащихся. | 9-10-11 классы | В течение учебного года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
3. | Информационное обеспечение страницы на сайте МБОУ «СОШ №39 «Твой выбор» | Для всех категорий | В течение учебного года | Профориентатор Бородуля Л.М |
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.
1. | Проведение консультаций по вопросу выбора профессиональных учебных заведений для реализации профессиональных планов учащихся. | 8-9-10-11 классы | В течение учебного года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
2. | Профессиональное просвещение учащихся ( информация о мире профессий через информационный стенд) | 9-11 классы | В течение учебного года | Профориентатор Бородуля ЛМ. |
3. | Организация встреч учащихся с представителями профессиональных учебных заведений ( профориентационное сотрудничество). | 9-11 классы | В течение учебного года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
4. | Организация экскурсий учащихся в профессиональные учебные заведения на дни открытых дверей. | 9-11 классы | В течение учебного года | Профориентатор Бородуля Л.М. кл. руководители. |
5. | Индивидуальные консультации для учащихся по вопросу выбора будущей профессии (тестирование учащихся) | 8-9-11 классы | В течение учебного года | Профориентатор Бородуля Л.М. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора учебного заведения. | В течение учебного года, по запросам родителей | Профориентатор Бородуля Л.М. | |
2. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам выбора будущей профессии учащимися. | 8-9-11 классы | В течение учебного года, по запросам родителей | Профориентатор Бородуля Л.М. |
Предварительный просмотр:
Организация профориентационной работы
в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения
в МБОУ СШ № 39
I. Общие положения
1.1. Основные этапы и цели профориентационной работы в МБОУ:
1.1.1. Начальная ступень получения образования (1-4 классы)
Цель: Формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Общая тема профориентационной работы в 1 классе – «Профессии школьной жизни» (формирование первоначальных умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике, воспитание уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека).
Общая тема профориентационной работы во 2 классе – «Профессии моих родителей» (углубление представлений обучающихся о разных профессиях, формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности; обучение установлению отношений в трудовых группах, освоение различных умений и навыков трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережного отношения к результатам своего и чужого труда).
Общая тема профориентационной работы в 3 классе – «Профессии в моем городе» (продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями; выработка навыков организации своей работы и работы товарищей, проявления активности и инициативы в поисках полезных дел; воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы).
Общая тема профориентационной работы в 4 классе – «Профессии Заполярного филиала «ГМК «Норильский Никель»» (обобщение и развитие представлений о труде, полученных учащимися в 1-3 классах; расширение и углубление представлений о профессиях и отраслях перерабатывающей промышленности, связанных с использованием природных ресурсов Норильского промышленного района; начальное знакомство с технологией переработки и организаций производств; воспитание уважительного отношения к людям данных профессий и бережного отношения к природным ресурсам).
1.1.2. Основная ступень получения образования
- 5-7 классы
Цель: Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; развитие представлений о профессиях, о собственных интересах, возможностях в области тех или иных профессий (формирование образа «Я») и соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре и др. через формирование трудовых и коммуникативных навыков. Расширение познания перечня профессий.
Общая тема профориентационной работы в 5 классе – «Мир профессий» (ознакомление с профессиями различных отраслей, понятие профессиограммы, типов профессий («человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»), роль интересов и их развития интересов для успешного профессионального самоопределения, обсуждение значимости различных профессий профессии для общества).
Общая тема профориентационной работы в 6 классе – «Человек и мир профессий» (ознакомление с понятиями индивид, личность, индивидуальность, направленность (мотивы и потребности); составление простых профессиограмм с учетом составляющих структуры личности; введение понятий темперамент, характер, способности, познавательные психические процессы; обзор познавательных психических процессов и рекомендации по их развитию, по развитию творческих способностей).
Общая тема профориентационной работы в 7 классе – «Мои возможности» (изучение собственных возможностей, рекомендации по их развитию, ознакомление с понятием интеллекта, видами интеллекта по Гарднеру (пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, лингвистический, логико-математический, межличностный, внутриличностный), формирование навыков самопрезентации).
- 8-9 классы
Цель: Оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки и помощи в формировании и принятии осознанного решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего получения образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда; создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению через факультативные занятия и другие курсы по выбору, групповые и индивидуальное консультирование, социальные и профессиональные пробы, знакомство с рынком труда и востребованными профессиями.
Общая тема профориентационной работы в 8 классе – «Мои желания» (различение понятий «мечта» и «цель», примеры трансформации детских увлечений в «прибыльное дело»; изучение способов реагирования в случаях возникновения препятствий на пути к цели, моделирование затруднений в достижении профессионального успеха; определение личностных качеств, свойств, способностей и умений, позволяющих справляться с жизненными трудностями).
Общая тема профориентационной работы в 9 классе «Я выбираю профессию – мои профессиональные намерения» (уточнение образовательного запроса, формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения в рамках освоения программы занятий профориентационной и информационной работы (34 часа), группового и индивидуального консультирования, участия в мероприятиях плана по предпрофилю, прохождение профпроб).
1.1.3.Старшая ступень получения образования
- 10-11 классы
Цель: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, самореализации, формирование профориентационных компетенций, профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Общая тема профориентационной работы в 10-11 классах – «Мое будущее» (развитие мотивов самоактуализации, ознакомление с особенностями современного рынка труда, современными критериями оценки специалистов; анализ профессиональных учебных заведений, изучение юридических аспектов поступления, прохождение профпроб).
1.2. Настоящие Рекомендации регулируют подходы к организации и осуществлению Профориентации (1-11 классы) и имеют своей целью обеспечение равных условий для профессионального самоопределения обучающихся.
1.3. Профориентация – целенаправленная социально-психологическая и педагогическая деятельность, направленная на оказание обучающимся личностно-ориентированной помощи в сознательном и обоснованном профессиональном самоопределении, формировании потребности и готовности к труду с учетом социально-экономических условий.
1.4. Профессиональное самоопределение – процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, позволяющий успешно адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
1.5. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс (включая занятия в группе продленного дня в начальной школе), внеурочную и внешкольную работу.
1.6. Основной целью Профориентации является создание эффективных условий для профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со своими возможностями, способностями и склонностями, а также с учетом рыночных отношений.
1.7. Основными задачами Профориентации являются:
- Формирование профессиональной ориентационной компетентности у обучающихся через педагогическую, психологическую, информационную поддержку необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной или средней (полной) школы.
- Построение профориентационного взаимодействия взрослых и обучающихся как равноправного сотрудничества, направленного на оказание помощи обучающимся в использовании внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленных целей, планировании карьеры и необходимых шагов по реализации профессионального выбора.
- Обеспечение обучающихся способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрутов.
- Создание гибкой системы кооперации старшей ступени общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями, организациями, учреждениями (далее – Предприятия) города, края.
1.8. Профориентационная компетентность подростков выражается в готовности в процессе профессионального самоопределения:
- Испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения.
- Ставить и корректировать соответствующие ближние и дальние цели.
- Использовать внешние и внутренние ресурсы.
- Приобретать опыт создания личностно - значимых и профессионально-ориентированных образовательных продуктов.
- Противостоять внешним манипулятивным воздействиям.
- Овладевать способами решения вопросов о продолжении образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда.
- Обращаться за помощью к специалистам.
II. Основные направления и формы организации Профориентации
2.1. Профессиональное просвещение – ознакомление обучающихся с современными видами трудовой деятельности, с правилами выбора профессии, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, а так же информирование о кадровом запросе рынка труда. Профессиональное просвещение направлено на формирование у подростков мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание и соотнесение социально-экономических потребностей и своих интеллектуальных и психофизиологических возможностей.
Формы: Беседы, классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики, видеолектории о профессиях как в рамках внеклассной, так и в рамках преподавания учебных предметов (в процессе изложения учебного теоретического материала, при выполнении практических и лабораторных занятий, решения задач), экскурсии (на предприятия, организации, учреждения, профессиональные учебные заведения, и др.), рефераты по предмету, в которых используется информация о профессиях, производстве, профессиональные пробы, мастер-классы, детско-родительские игры, встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми специалистами и др.
2.2. Профессиональное консультирование – оказание индивидуальной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его интеллектуальным, психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Консультирование основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств. В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда.
Формы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности, индивидуальные беседы с профконсультантом, анкетирование, тестирование и другие виды диагностики (изучение профессиональных планов обучающихся) и на их основе разработка и предоставление рекомендаций о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, о возможных путях ее получения, профессиональные игры, ситуации, тренинги.
2.3. Психологическая поддержка – методы, способствующие адекватной самооценке личных способностей, склонностей и предпочтений, позитивному восприятию любых индивидуальных особенностей, снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем, разрешению межличностных и эмоциональных проблем, при необходимости, своевременной переориентации.
Формы: тьюторство, индивидуальные беседы и консультации, направленные на оказание социально-педагогической и психологической помощи при профсамоопределении и др.
2.4. Профессиональное воспитание – система мер по формированию профессиональных интересов и развитию склонностей и способностей обучающихся через вовлечение их в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Формы: Тематические родительские собрания, педагогические советы, семинары, предметные и познавательно-развивающие кружки, спецкурсы, элективные и факультативные занятия, профориентационные мероприятия муниципального уровня (Ученик года, Школа сотрудничества «Профиль», конкурсы юных художников, журналистов, фотовыставки и т.д.), социальные и профессиональные пробы, тематические вечера, клубы интересных встреч, ток-шоу профориентационной работы, вовлечение обучающихся в работу по оформлению кабинета профориентации, стендов, плакатов и др.
2.5. Профессиональная диагностика – система применения диагностических и профориентационных методик для выявления профессиональных интересов и склонностей, изучения личности подростков, процесса роста, формирования качеств, способностей, мотивов в профессиональной направленности.
Формы: профессиональные опросы и анкетирование, психодиагностическое тестирование, профориентационные карты и др.
2.6. Профессиональный отбор – специализированная процедура изучения вероятности оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей. В МБОУ в рамках Профориентации в этом направлении необходимо осуществлять деятельность, направленную на создание условий, способствующих формированию у обучающихся качеств, необходимых для работы по избранной ими специальности.
Формы: диагностирование, направленное на определение профессиональных приоритетов обучающих и выявляющее возможные противопоказания к выбранной профессии, анкетирование обучающихся, направленное на выявление приоритетов обучения, установление возможных ограничений по медицинским показаниям для определенных видов трудовой деятельности, профессиональные пробы, стажировка и практики.
2.7. Медицинская профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии, формы обучения и места работы с учетом возможного неблагоприятного воздействия на здоровье производственных факторов.
Формы: медицинские осмотры обучающихся с целью выявления отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, их коррекции и лечения, индивидуальные врачебные профессиональные консультирования, экспертные профессиональные заключения и рекомендации.
III. Обеспечение и сопровождение Профориентации
3.1. Нормативно-правовое обеспечение:
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
- Разработка и утверждение рекомендаций, положений, инструкций, регулирующих организацию Профориентации на территории МО город Норильск.
- Договора, соглашения с различными учреждениями, организациями и предприятиями, расположенными на территории МО город Норильск.
- Ежегодные планы работы УОиДО по ППиПО, профориентации, а также совместные планы УОиДО по профориентации с различными учреждениями, организациями и предприятиями, расположенными на территории МО город Норильск.
- Положение об учебно-методическом кабинете профориентации и информационного просвещения в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях муниципального образования город Норильск.
- Муниципальный рейтинг по итогам участия ОУ в профориенатционных мероприятиях в течение учебного года.
- Приказы и локальные акты МБОУ, регламентирующие профориентационную деятельность в МБОУ.
- Ежегодные планы работы МБОУ по профориентации.
3.2. Программно-методическое обеспечение:
- Программа по профессиональному самоопределению обучающихся 9-х классов «Профессиональный выбор».
- Циклограмма профориентационных внеклассных мероприятий на муниципальном уровне.
- Система классных часов в МБОУ с 1 по 11 класс.
- Базовый набор профориентационных методик, опросников, анкет, направленных на предварительное изучение интересов и склонностей учащихся с 3 по 11 класс.
- Типовая программа «Социальная практика», предусматривающая прохождение социальных практик в т.ч. и за счет часов учебного плана.
- Рекомендации по организации социальных практик для руководителей МБОУ МО город Норильск, соглашение о безвозмездном сотрудничестве в области организации социальной практики.
- Рекомендации по организации социальных практик для руководителей предприятий и учреждений.
- Профориентационные учебно-методические комплексы.
- Банк методических материалов, представленных в профориентационных кабинетах, кабинетах педагогов-психологов в МБОУ (профессиографические материалы, разработки занятий по профориентации и др.).
- «Календарь профессиональных праздников».
- Методические профиздания (газеты, журналы);
3.3.. Информационное сопровождение:
- Сборники справочных материалов об учебных заведениях различного уровня и др.
- Памятки (о возможностях непрерывного обучения, льготах и гарантиях для обучающихся без отрыва от производства, для поступающих в профессиональные учреждения получения образования и т.д.), разработанные специалистами КГКУ «Центр занятости г. Норильска», педагогами-психологами МБОУ и др.
- Беседы с медицинскими работниками о выборе профессий с учетом состояния здоровья (медицинские показания и противопоказания по выбранной профессии).
- Материалы сайта «Норильский профиль» и других профориентационных сайтов.
- «Дни открытых дверей» МБОУ, учреждений получения профессионального образования, расположенных на территории МО город Норильск.
- Материалы, расположенные на стендах по профориентации в МБОУ.
- Информирование общественности, обучающихся, родителей о профориентационных мероприятиях через СМИ МБОУ и МО город Норильск.
- Презентации, видеосюжеты о профессиях.
- Родительские собрания, классные часы, семинары в рамках профориентационной тематики.
- Информационные и профориентационные занятия с обучающимися 9-х классов, предусмотренные учебным планом МБОУ.
- Информация о подготовительных курсах и приезжающих на территорию МО город Норильск приемных комиссий различных высших учебных заведений и др.
1. Система профориентационной помощи предусматривает возможность использования ресурсов следующих социальных институтов: общеобразовательные учреждения, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и др.
2. В МБОУ Профориентация осуществляется под руководством заместителя директора по воспитательной и/или учебно-воспитательной работе (по распоряжению директора МБОУ), Профориентатором, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками и другими работниками МБ(А)ОУ.
3.5. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников:
Многоуровневая система диагностики, направленная на выявление уровня сформированности профориентационных компетентностей обучающихся, анализа потребности и возможности обучающихся и социума.
IV. Организация профориентационной работы
4.1. С целью эффективного и качественного подхода к реализации Профориентации в МБОУ целесообразно создание координирующего органа (Совета, кафедры по Профориентации), а также возможна организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках профориентационной работы.
4.2. Структура и функционирование соответствующего координирующего органа по Профориентации с учетом программы развития разрабатывается и утверждается в МБОУ.
4.3. Работа по Профориентации педагогическим коллективом осуществляется по годовому плану, разработанному с учетом комплексного подхода к данному направлению деятельности, скоординированному с планом работы УОиДО и утвержденному директором МБОУ.
V. Направления деятельности педагогических работников в рамках Профориентации
5.1. Координаторы деятельности:
5.1.1. Директор
Функции:
- Назначение приказом лиц, ответственных за проведение профориентационной деятельности МБОУ.
- Контроль процесса профориентационной деятельности и его результатов; привлечение к этой работе Профориентаторов (преподавателей и других работников МБОУ), утверждение плана, его корректировка (при необходимости), контроль хода проводимых мероприятий, анализ текущих результатов.
5.1.2. Научно-методический совет МБОУ
Функции:
- Анализ эффективности профориентационного просвещения; разработка предложений по совершенствованию данного направления деятельности, подготовка документации по установленной форме.
- Организация инновационной деятельности по актуальным вопросам профориентации обучающихся.
- Инициирование педагогических работников на повышение профессионального мастерства в рамках профориентационной работы, на участие в конкурсах и грантах.
- Обобщение и распространение профориентационного опыта.
- Утверждение дидактических и методических разработок педагогических работников МБОУ в рамках профориентационной деятельности.
5.1.3. Заместитель директора по воспитательной работе
Функции:
- Выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения обучающихся с целью согласования и координации их деятельности.
- Создание условий для организации договорных отношений МБОУ с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей ступени получения образования в МБОУ.
- Планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой МБОУ.
- Планирование и обеспечение условий для родительского всеобуча по вопросам семейного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
- Осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование).
- Оказание организационной, консультационной, методической поддержки педагогическим работникам в подготовке и проведении профориентационных мероприятий муниципального, краевого, федеральных уровней.
- Создание условий для организации профессиональных проб и социальных практик, летних трудовых отрядов обучающихся.
- Организация системы повышения квалификации классных руководителей, профориентатора, социального педагога по проблеме самоопределения обучающихся.
- Руководство работой по изучению, обобщению и внедрению передового опыта по профильному обучению.
- Осуществление функций контроля:
1) работы классных руководителей, профориентатора, социального педагога по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся;
2) организации и реализации профориентатором мониторинговых исследований эффективности профориентации в МБОУ.
- Оказание содействия классным руководителям, педагогам, родителям в профориентационной деятельности.
5.1.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Функции:
- Осуществление совместно с заместителем директора по воспитательной работе анализа, планирования, корректировки деятельности МБ(А)ОУ в рамках Профориентации, в том числе анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика, определение индивидуальной образовательной траектории).
- Организация и проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников.
- Организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня.
- Организация системы повышения квалификации тьюторов, учителей-предметников, педагога – психолога по проблемам самоопределения обучающихся.
- Контроль деятельности учителей-предметников, педагога-психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
- Организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
5.2. Профориентатор
Функции:
- Координация функционирования субъектов системы профориентации.
- Анализ перспективных возможностей МБОУ в области осуществления эффективной профориентационной деятельности.
- Планирование, ход и развитие проектов и программ по профориентационной деятельности.
- Планирование и организация (совместно с заместителем директора по воспитательной работе) мероприятий по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам профориентационной деятельности.
- Разработка и осуществление мониторинговых исследований по вопросам эффективности реализации Профориентации в МБОУ.
- Организация целенаправленной деятельности с обучающимися по подготовке к сознательному выбору профессии с учетом запросов обучающихся, родителей, ситуации на рынке труда (организация экскурсий, проведение конференций, круглых столов, встреч с различными специалистами в рамках Профориентации, оказание содействия для участия в профконкурсах и т.д.).
- Консультирование обучающихся, их родителей, классных руководителей, представителей социальных институтов, привлекаемых к сотрудничеству с МБОУ по вопросам профориентации обучающихся.
- Организация сотрудничества с социальными институтами, занимающихся профессиональной ориентацией и профессиональным самоопределением детей и подростков.
- Организация деятельности по установлению внешних связей МБОУ с различными организациями, предприятиями, учреждениями с целью эффективного осуществления проектов и программ по профориентации обучающихся.
- Разработка материала для проведения профбесед.
- Оказание содействия обучающимся в прохождении профессиональных проб и социальных практик.
- Информирование обучающихся о рынке труда, его особенностях в регионе, востребованных профессиях, о структуре общей региональной потребности в кадрах.
- Координация взаимодействия деятельности работников МБОУ и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам профориентации обучающихся;
- Участие в разработке нормативных документов для структур, участвующих в проектах и программах МБОУ по профориентации обучающихся; отдельных фрагментов программ развития МБОУ и других стратегических документов в рамках Профориентации.
- Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, способствующей реализации самоопределения планов и обучающихся.
5.3. Классные руководители
Функции:
- Планирование для конкретного класса (группы) педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающей разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся.
- Организация индивидуальных и групповых профориентационных бесед, диспутов, конференций.
- Выявление под руководством рекомендаций педагога – психолога психолого-педагогических склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов возможно фиксировать в индивидуальной карте обучающегося), ведение индивидуальных профориентационных карт обучающихся класса (группы).
- Оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, в формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии основного решения в выборе профессии; организация профессионального просвещения и консультирования учащихся.
- Оказание содействия обучающемуся в проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профильного обучения и профессионального становления, осуществление анализа собственных достижений, составления Портфолио.
- Организация посещения обучающимися «Дней открытых дверей» в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; тематических и комплексных экскурсий на предприятия.
- Оказание помощи педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения.
- Проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению.
- Организация встреч обучающихся с выпускниками МБОУ — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
- Организация работы с родителями (коллективной, групповой, индивидуальной) по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению, при необходимости, своевременной переориентации учащихся, по участию родителей в профориентационных мероприятиях и др.
5.4. Учителя-предметники
Функции:
- Создание условий для развития познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся через использование разнообразных форм и методов: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, спецкурсы, элективные и факультативные занятия, различного направления конкурсы и т.д.
- Обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у обучающихся МБОУ общетрудовых, профориентационных компетенций.
- Оказание содействия по формированию у обучающихся адекватной самооценки.
- Осуществление наблюдений с целью выявления склонностей и способностей обучающихся.
- Адаптация учебных программ в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся.
5.5. Педагог-психолог
Функции:
- Организация работы с родителями по получению согласия на проведение аналитико-диагностических исследований и профориентационной работы с детьми; по изучению родительских ожиданий в области профессиональных предпочтений детей, консультирование родителей по вопросам профориентации в семье обучающегося.
- Изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся.
- Осуществление мониторинга готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через опрос, тестирование, анкетирование подростков и их родителей.
- Обеспечение психологического просвещения обучающихся, родителей и педагогов в рамках профильного и профессионального выбора обучающихся.
- Проведение бесед, тренинговых занятий по профориентации с обучающимися и их родителями; организация психологических консультаций с учётом возрастных особенностей обучающихся.
- Осуществление психологического сопровождения профильного обучения: содействие в формировании у обучающихся адекватной самооценки; психологическая поддержка углубленной профориентации обучающимся, мониторинг и своевременная корректировка психофизического развития обучающихся.
- Оказание помощи классным руководителям, учителям-предметникам в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся.
- Формирование базы данных по профессиональной диагностике.
5.6. Социальный педагог
Функции:
- Оказание содействия в формировании у обучающихся группы риска адекватной самооценки.
- Оказание педагогической поддержки обучающимся группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения.
- Осуществление консультаций обучающихся по социальным вопросам.
- Оказание помощи классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения обучающихся.
5.7. Библиотекарь
Функции:
- Оказание содействия педагогическим работникам и обучающимся МБОУ по подбору литературы и методических материалов в рамках самоопределения обучающихся.
- Изучение читательских интересов обучающихся и организация систематических выставок соответствующей литературы о профессиях и других вспомогательных материалов (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, описания профессий).
- Проведение читательских диспутов-конференций на темы выбора профессий.
- Обобщение и систематизация методических материалов, справочных данных о потребностях трудовых кадров территории и края.
5.8. Медицинский работник
Функции:
- Оказание содействия в формировании у обучающихся установки на здоровый образ жизни через разнообразные формы, методы, средства медицинского просвещения;
- Проведение с обучающимися бесед о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- Консультирование по вопросам ограничений получения различных профессий по состоянию здоровья, а также по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.
VI. Подходы к определению эффективности Профориентации
Основой мониторинговых исследований оценивания эффективности Профориентации могут служить критерии (мотивационный, познавательный, деятельностно – практический) подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению и принципы (непрерывности, единства, интеграции, дифференциации и индивидуализации гибкости, открытости, активности, оптимизма) на основе которых осуществляется достижение поставленных целей и задач Профориентации.
Допустимые сокращения, используемые в документе:
ППиПО – предпрофильная подготовка и профильное обучение;
МБ(А)ОУ – муниципальные бюджетные образовательные учреждения;
МО – муниципальное образование;
Профориентация – профориентационная работа в рамках ППиПО в МБ(А)ОУ МО город Норильск;
УОиДО – Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска;
Профориентатор – педагогический работник, исполняющий функциональные обязанности профориентационного работника.