Шихова Анна Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЛИНГВО-ПОРТРЕТОВ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

Шихова Анна Николаевна,

 учитель-логопед МАДОУ

 детский сад №87.

 

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Внимание к формированию антропонимии в детском речевом сознании обусловлено особым положением имени собственного в языке. Личные имена, отчества, фамилии, прозвища людей, с одной стороны, являются частью лексической системы языка, функционируют в ее рамках, развиваются по языковым законам.

Детский антропонимикон – это целостная система, основанная на ряде  принципов: антропоним обладает сигнификативной ценностью, усвоение

Синонимов детьми сопровождается поиском внутренней формы слова, семантической мотивацией, имя выражает личностное отношение к номинанту, для идентификации субъекта в большинстве случаев дети ограничиваются однословными именами.

Антропонимы исследуются в самых различных аспектах: ономасиологическом, структурно-словообразовательном, историко-этимологическом, социолингвистическом, лингвокультурологическом, но материалом исследования многих работ становятся онимы, взятые сами по себе, вне их соотнесенности с языковым узусом носителя. Поэтому исследование тенденций формирования личностного антропонимикона и роли самого носителя языка в этих процессах является важным.

Детская речь – это относительно самостоятельная деятельность, характеризующаяся собственными целями, мотивами, собственным иерархическим строением. Средства этой деятельности внешне те же, что и у взрослых, однако по существу они резко различаются, главным образом, за счет различного функционального использования языковых элементов. Выявление механизмов осмысления, особенностей употребления и производства онимов в детской речи, изучение комплекса имен собственных в речи ребенка, прежде всего его антропонимической сферы, так как усвоение специфики личного имени занимает особое место в становлении языковой личности, исследование модификации антропонимикона в речевом сознании ребенка представляется нам актуальным.

Антропонимы являются составной частью общего лексикона ребенка.

Дифференциация в речевом сознании ребенка собственного и нарицательного, должна  проходит три ступени:

1) осознание любого наименования предмета как имени собственного, при этом имя неотделимо от предмета и специфические свойства антропонимов детьми не ощущаются. Обращение к именам собственным сопряжено у детей с определенным прагматическим удобством: они позволяют указывать на предмет как нерасчлененное целое, лишая необходимости выделять его важнейшие свойства.

2) формирование на основе понятийного представления имен нарицательных. Осознав, что имя обычно соотносится не с одним денотатом, а с классом однородных предметов, ребенок распространяет данное наименование на те денотаты, которые кажутся ему однородными.

3) дифференциация собственного и нарицательного сопровождается появлением в речевом сознании ребенка концепта того, что получает обозначение именем собственным. Ошибки в дифференциации собственного и нарицательного на этой ступени вызваны затруднениями в оперировании отвлеченной системой отношений, а также постоянным обменом между именами собственными и нарицательными.  Итак, дифференциация собственного и нарицательного в речевом сознании ребенка зависит от уровня когнитивного развития ребенка.

В обращениях к себе в ситуации свободного общения дети слышат разнообразные квалитативные формы своего имени, образованные при помощи различных суффиксов: Катечка, Катюша, Катюшка, Катюшечка, Катеринка, Катюня, Катюнечка, Катюра, Катюля, Катька, Катюха, что предоставляет возможность ребенку постигать правила и модели свободного варьирования имени в речи. Как показал наш материал, чем шире распространено имя в детском коллективе, тем больше квалитативных форм оно имеет, потому что детское восприятие эмоционально, оценочно, экспрессивно и отличается разнообразием средств и способов выражения, что реализуется посредством расширенного использования суффиксов субъективной оценки (Наташенька, Наташечка, Наташик, Натаня, Натуля, Натусик, Натулик, Натуня, Натанька, Натальюшка, Натаха, Натка, Натальюшка, Наталенок), употребления не только усеченной, но и оценочной формы имени в качестве производящей основы (Сергунчик, Сергунок от Сергуня, Ильюшонок от Ильюша), нарушением стилистической сочетаемости (Евгешка от Евгений).

Способами фонетического преобразования личных имен в детской речи, являются замены одних звуков и звукосочетаний другими вследствие фонетических и аналогических процессов (Занна вм. Жанна, Сфета вм. Света, Оксана Выколаевна вм. Оксана Николаевна, Леля вм. Юля, Татя вм. Таня, Ававав – Ярослав, Итина вм. Кристина), эпентеза (Маргво вм. Марго, Дзимуля вм. Димуля, Зонтик – Зотов), метатеза (Оскана, Федорновна, Лява, Нази, Язо, Нани, Рябо, Шагри).

С официальной формой личного имени ребенок знакомится на этапе овладения двусловной моделью именования «имя+отчество», однако соотнесение официальной формы имени и его гипокористических и квалитативных образований в единое деривационное гнездо осуществляется в детском речевом сознании только в возрасте шести лет, чему способствует формирование понятийного мышления.

У двухлетних и трёхлетних детей уже сильно развито чутье языка. На основании данных ребенку языковых предпосылок, он часто изобретает слова, которые уже есть в языке, но которые не известны ни ему,  ни окружающим.

Таким образом, ребенок самостоятельно переходит к формам языка, создаваемым народом в течение веков.

Первоначально ребенок осознает имена окружающих, соотнося имя с конкретным человеком, познание себя, своей личности происходит в процессе общения со взрослыми и сопровождается самонаименованием, при этом ребенок использует различные варианты собственного имени, почерпнутые им в процессе общения со взрослыми, имена детей, к которым проявляет симпатию, имена любимых литературных героев, кино - и мультфильмов, и только к трем годам появляется осознанное употребление собственного имени в соотношении с собственным «Я».

Цель исследования: дать антропонимический анализ образования личных имён у детей с алалией с общим недоразвитием речи III уровня.

Предметом нашего  исследования являются особенности состояния личных  имен у детей с алалией ОНР III уровня.

Объектом исследования -  процессы образования личных имён у детей с алалией ОНР III уровня.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по данной теме;

2. Изучить становление номинативных процессов у детей в норме;

3. Дать клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с  алалией ОНР III уровня;

4. Изучить состояние личных имён у детей с алалией при ОНР III уровня.

Обследование проводилось в детских учреждениях города Тюмени в МАДОУ детского сада №87 в логопедической старшей группе № 7 и  на базе ООО «Тюменский центр логопедии и развития речи».

В экспериментальную группу из детского садика вошёл  1  ребёнок (мальчик в возрасте 5лет – с диагнозом алалия ОНР III уровня).

В центре же нами было обследовано 7 детей (3 мальчика и 4 девочки в возрасте 5-7 лет). Источниками  описания формирования антропонимии в детском речевом сознании послужили личные наши наблюдения за речью детей от 5 до 7 лет. Всего было обследовано 8 детей из них 4 мальчика и 4 девочки 5-7 лет. Так же для сравнения и получения результатов, нами были исследованы и дети с нормой, 7 детей.

Респонденты были условно разделены на две группы: группа дети с нормой в возрасте от 5 до 7 лет и группа детей с моторной алалией ОНР III уровня в возрасте от 5 до 7 лет. Членение респондентов на группы позволило проследить этапы формирования антропонимии в детском речевом сознании.

Обследование проводилось по традиционной логопедической методике (использование уменьшительно – ласкательных слов), а также методика лингвистического эксперимента. Ребёнку были предъявлены следующие вопросы  из IV блоков, отражающие социальные отношения в семье, в детском саду, во дворе (с друзьями), учитывались предпочтения самого ребёнка.

Результаты получились следующие: практически все дети с алалией ОНР III уровня как девочки, так и мальчики смогли назвать образовать  от 2 до 4 собственного имени, с помощью суффикса - ечк, - очк.

В контрольной же группе, дети без нарушения, сумели образовать от своего имени 8 имён, так, например, Артём 6 лет – ответил на вопросы IV блоков следующим образом: Артём, Артёмка, Артемий, Тёма, Тёмочка, Артёма, Артёмочка, Тёмка.

Таким образом, мы пришли к выводу, что при работе с детьми с ОНР III уровня по формированию личных антропонимов требуется единая целенаправленная работа при прохождении блока словообразования и словоизменения мы планируем продолжить изучение данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.                     Гаврикова Э.О. «Формирование антропонимии в детском речевом сознании». Автореферат конд. диссертация, Тюмень 2005, - 18 с.

2.                     Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.

3.                     Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004, №6, с.64-68.

4.                     Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология - № 2, 2001.

5.                     Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., 1998.

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов