Моя инновационная деятельность.

Байбак Ирина Игоревна

Тема моей инновационной деятельности: «Изучение творчества Б.Ф. Спорова на уроках внеклассного чтения».

Она выбрана не случайно, так как одним из приоритетных направлений программы развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15»  «Наше общее дело – интеллектуальное воспитание учащихся» является гражданско-патриотическое. Изучение творчества Б.Ф. Спорова- благодатный материал для достижения этой нелегкой, но благородной цели: приобщить учащихся к духовным, культурным ценностям России, отражающим богатство общечеловеческой и национальной культуры Отечества; привлечь внимание школьников к истории своей страны, семьи; воспитать осознание того, что семья - основа основ.

Борис Федорович Споров — современный российский писатель и мыслитель.
Родился в 1934 году в Актюбинске. С 1948 по 1957 гг. работал на строительстве Горьковской ГЭС. В 1957 году был арестован и осужден по политической статье. В советскую эпоху по-разному складывались судьбы. Когда сверстники Бориса Спорова еще пионерами ходили в пятый класс, — он уже работал на заводе учеником слесаря. Когда его сверстники оканчивали школу, — он работал на строительстве Горьковской ГЭС. А в 1957 году, в период так называемой «оттепели», когда многие отцы его сверстников возвращались из сталинских лагерей, двадцатидвухлетний Борис Споров оказался в хрущевских лагерях по пресловутой 58-й статье. Это было в то время, когда его сверстники заканчивали вузы. А затем, уже после освобождения, Борис Споров все-таки поступил в Литературный институт им. Горького. Заочно получил и среднее, и высшее образование. Работал школьным учителем; журналистом в газетах; московских журналах «Наш современник», «Журнал Московской Патриархии»; издательствах «Современник», «Отчий дом» — в общем до 2005 года. Десятилетия литературной работы в стол, без какой-либо надежды на публикацию,- все это тоже испытал на себе Борис Споров, только в сорок девять лет он смог опубликовать свою первую книгу рассказов «Дуловские реалисты» (1983), в 1985 году появился роман «Выход», в 1987 году — книга повестей и рассказов «Антонов огонь» и, наконец, в пятьдесят три года (в 1987) он стал «молодым» членом Союза писателей СССР. В 1989 году в издательстве «Современник» вышла книга «Семь Касьянов». По десять, по двадцать лет пролежали все эти книги в столе (а некоторые до сих пор лежат!), однако не утратили своей актуальности и сегодня — факт примечательный. Жизнь идет, но с двадцатилетней пробуксовкой. Впрочем, в данном случае можно сказать и по-другому: писатель ушел вперед — и вот ждал, когда придет его время. Борис Споров — автор книг «Выход», «Семь Касьянов», «Антонов огонь», «После войны», «Наследники». «На пути к вере» и др. Поощрен литературными премиями и дипломами. Опубликовал ряд статей о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Достоевском, Толстом, Чехове и авторах советского периода. Сотрудничает с журналами «Москва», «Роман-журнал XXI век», «Родная Ладога» и другими периодическими изданиями.
В журнале «Москва» опубликованы две первые части романа «По грехам нашим» и несколько подборок стихов. Живет в Москве.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Б.Ф. СПОРОВА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. (СБОРНИК РАССКАЗОВ «КУКУШКИНЫ СЛЕЗКИ»)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Месяц

Название рассказа

Урок внеклассного чтения

Сентябрь

Знакомство с жизнью и творчеством Б.Ф. Спорова.

«Рыбалка»

«Рак-дурак и ремень в придачу»

В/ч …Посиделки у костра.

Рыбные истории.

Октябрь

«После дождя

В/ч «Поговорим о грибах и … о музыке»

«Водичка»

В/ч «И только память живет не старея…».

Ноябрь

«Сухое мясо»

В/ч «И жизнь, и слезы, и   вечная память».

Декабрь

«На Волхове»

В/ч «Николай Чудотворец»

В рамках православного чтения – знакомство со святым Николаем Чудотворцем.

Январь – Февраль

«Самые, самые»

В/ч «Закадычные друзья»

В рамках православного чтения знакомство со святым Серафимом Саровским.

Март

«Монах»

В/ч «Спешите делать добрые дела»

Апрель

«Серый»

В/ч «Зажги свечу…»

В рамках православного чтения знакомство со святым Сергием Радонежским.

Май

«Кукушкины слезки»

В/ч «Живые, помните о нас».



Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

    Иллюстративные возможности изучения рассказов Б.Ф. Спорова «Кукушкины слезки» на уроках русского языка и во внеклассной деятельности.

   Изучение на уроках русского языка рассказов Б.Ф. Спорова способствует совершенствованию и развитию навыков правильной выразительной речи, является замечательным материалом для литературного аргумента в части С ЕГЭ (11 класс).

   Внеклассная работа позволяет читателю общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений – читательских, музейных, музыкальных, от встреч с интересными людьми. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, то внеклассная работа импонирует ученику добровольной деятельностью, форм общения с искусством, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода…

Месяц

Название рассказа

Урок русского языка

Внеклассное

мероприятие

Сентябрь

Экскурсия в музей истории г. Заволжья, посещение экспозиции «Рождение г. Заволжья. 50-е годы ХХ века. Приметы времени.»

«Рыбалка»

«Рак-дурак и ремень в придачу»

7 класс

 «Я сижу на берегу» (упр.335)

Выставка фотографий «Ай да мы – рыбаки!»

Октябрь

«После дождя»

6 класс:

Правописание корней –гор-гар- (упр.150)

Творческие работы «Грибы, будьте добры: полезайте в кузовок, чтоб домой вас уволок»

Выпуск стенгазеты

«Водичка»

Изложение «Поговорим о бабушках»

-Конкурс монологов «Ох уж эта бабушка!»

-Творческие работы «Моя бабушка!»

-Фотография, на которой меня нет (проектная деятельность)

-Составление родословного дерева

-Концерт к Дню пожилого человека.

-Изготовление открыток для бабушек и дедушек.

Ноябрь

«Сухое мясо»

-Творческие работы «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»

-Р/р Описание внешности (описание матери писателя) 7 класс.

-Классный час «Загляните в мамины глаза»

-Конкурсная программа «Ох уж эти мамочки, мамули»

Декабрь

«На Волхове»

-Классный час «Зимние забавы – это весело и опасно!»

-Экскурсия «По святым местам малой родины: Николин ключ

(д. Белоглазово)»

Январь - Февраль

«Самые, самые»

-Сочинение – рассуждение «Друзья мои, прекрасен наш союз…»

-Экскурсия в Свято-Троицкий Серафимо Дивеевский женский монастырь (с. Дивеево).

-Классный час «Дорожите дружбой, дорожите…»

-Презентация классного альбома.

Март

«Монах»

Творческая работа «Я хочу рассказать об интересном человеке. Это…»

-Классный час, школьная гостиная – встречи с интересными людьми.

-Проектная деятельность (ветеран класса).

Апрель

«Серый»

-Творческая работа «Семья – это семь я!»

-Сочинение-рассуждение «Родители и власть, не заботящиеся о своих детях, рано или поздно понесут наказание…»

-«Семейная реликвия» (проектная деятельность).

Родительское собрание – круглый стол «Мы и наши дети!»

Май

«Кукушкины слезки»

-Творческая работа «Как воевал мой дедушка»;

-«История моей семьи в истории страны»;

-«Семейная реликвия» (проектная деятельность);

-«Я шлю тебе письмо из 45-го»

-Классный час «О героях былых времен…»;

-Составление военного родословного дерева»;

-Фотовыставка «Герой моей семьи»;

-Литературно-музыкальная композиция «Мы  рождены не для войны».



Предварительный просмотр:

КУКУШКИНЫ СЛЕЗКИ

История эта началась в краеведческом музее 'районного села Дно. Братья Вдовины, Андрей и Федя, в списке бойцов, погибших защищая село от немцeв во время войны 1941-1945 годов, увидели свою фамилию - рядовой Вдовин Д.

- А может, это наш дедушка? - предположил младший, Федя; ему исполнилось двенадцать лет, и он уже окончил пятый класс.

- Какой дедушка! Сам ты дедушка! - с насмешкой возразил старший четырьмя годами Андрей. - Наш дедушка недавно умер, я его помню.

- Ну и что? 3начит, папин дедушка. Где-то у нас и фотография его была.

- А что - верно, - теперь уже согласился Андрей. - Надо отца спросить, он, поди, знает... А ведь так, точно. Наш дедушка Василий Данилович, а в списке Вдовин Д., может быть, Даниил.

- То-то, сам ты дедушка! - Федя и рот скривил - так он обозначил свою правоту.

В тот же день, вечером, они подступились к отцу. Растолкуй: где 'твой дедушка погиб, когда, где похоронен и не он ли в музее значится. Но отец, умелый плотник, ничего этого не знал. Ему, наверно, было стыдновато за такое незнание, и он тотчас пошел на сыновей в атаку:

- Мне только дедушками и заниматься! Я вон как Андрюшка был, а уже плотничал вровень с мужиками... Мне прокормить бы вас да как-нито выучить! Контору нашу опять грозят закрыть. Вот и снаряжайся шабашить в Новгород... Нонче жизнь такая: о живых еще кое-как печемся, а покойники пусть уж сами о себе пекутся... И не трясите меня такими вопросами. Дед, прадед - что прадед? Воевал - убили. А уж где закопали - никому не известно...

И братья пошли к бабушке Кате. Жила она в ветхом собственном доме. И с внуками, бывало, нянчилась у себя дома. А теперь, когда внуки выросли, заботилась о себе и лишь изредка приходила в казенную квартиру к сыну, чтобы и здесь помочь по хозяйству. Была она старенькая, ей уже исполнилось шестьдесят пять лет.

- Ой, внучики, мне и всего-то ничего было, когда, значит, война началась, - что же я могу знать да помнить! Дедушко-то ваш, Василий Данилович, кое-что помнил. Дак он постарше меня на семь годов. Только то и знаю, что с его слов. Говорил он, что тятеньку призвали на войну, когда немец уже в Прибалтике был. Никуда их и не отправляли, здесь где-то и воевали. А уж где погребен и как - одному Богу ведомо... Школьники-то вон всё отыскивают да хоронят солдатские косточки... Господи, можно ли так: и убитых не погребли...

Послушали, послушали, но и здесь ничего не узнали.

- Федька, - позвал Андрей, - ты, что ли, спишь?.. Иди ко мне, что скажу...

Внешне они не были похожи на братьев: Федя невысокого роста, крепенький колобок, и лицо полнощекое; Андрей же - рослый, поджарый, а лицо худое и бледное. И только глаза - как одни, в пол-лица: карие и чуточку печальные.

Федя перекатился по комнате и скокнул к брату под одеяло. Так и раньше бывало, особенно зимой, обычно, наговорившись, братья засыпали вместе до утра.

- Ну что? Говори.

- Быстро захотел. - Андрей помолчал, подумал и наконец сказал тихо: - Ты мне сначала слово дай, что не проболтаешься.

- Никому... Век свободы не видать.

- Ладно... Я, значит, еще ходил в музей, мне там показали, где проходили бои в начале войны, - это левее болота, по сосновому лесу. Тогда этот лес был посадкой – вот там и бились. Там нашего прадеда, видать, и уложили. Свои, говорят, в начале войны погибли, а когда село освобождали - это уже шли наступающие войска. Люди чужих ищут, давай и мы прадеда искать... Как, как! А так - пойдем за брусникой. Запасемся едой и всем, что понадобится; там ручей по карте, вот и поставим за ручьем шалаш - и займемся поисками. А брусники между делом наберем. Погода сухая, теплая...

Федя затаил дыхание, даже грудь дрожала.

- А пустят? - спросил он еле слышно.

- Пустят. Не одного же. Со мной пустят, я ведь уже взрослый. Скажем, что пошли на порубку.

- Или на порубке ночуют? .. И еды надо брать. Хлеба там, картошки.

- И банок мясных -там ведь холодильника нету.

- А где, брат, денег возьмем на банки?

- Мама даст - мы ведь за брусникой. Жаль, гриб не слоится - сухо...

- Ага, а тащить как?

- Как-нибудь...

И долго, долго еще журчали в темноте голоса.

Родители согласились, что сыновья пойдут за брусникой в ближайшую порубку - не дальний свет. Пусть привыкают, пусть с ночевой идут - не малые дети, да и охота пуще неволи. Всё хоть делом займутся.

Несколько дней братья готовились в тайную экспедицию. Оказалось, что продуктами запастись легче, чем раздобыть все то, что могло понадобиться там, на «поле боя»: топорик, кинжал, саперную лопатку, мастерок, щетку, проволоку, пассатижи и что-то еще и еще. Когда наконец всё собрали, ноша получилась тяжелющая. И все-таки оставлять ничего не стали. Рано утром навьючились и отправились в путь - всего-то десять километров через приболотные луга, через поля, заросшие кустарником.

Сначала вели торные дорожки и тропы, затем умятые следы, но чем дальше уходили от села, тем труднее было идти. А когда минули ближнюю порубку, всё чаще стали попадаться замшелые кочки, дренажные канавы, пересохшие впадины и бочажины с непролазной болотной травой и камышом.

Уже в дороге стало ясно, что близко к болоту шалаш строить нельзя - комары живьем съедят. Взяли левее - подальше от болота. Проявились и характеры братьев: Андрей оказался не по возрасту предусмотрительным и расчетливым, Федя - на редкость выносливым. Он ни разу не пожаловался на бездорожье или усталость, а когда понял, что у брата ноша тяжела, то на привале переложил несколько банок себе в мешок.

В два часа пополудни вышли на гривку, откуда как на ладони предстал хвойный лес. И поняли братья, что вот этот лес и поднялся на фронтовой линии 1942 года. «3десь был бой за село», - решили братья. И прибавилось сил, и без отдыха прошли они последние километры.

Ручей не пересох - и это была первая удача: вода есть, и даже проточная. А когда перебрались через ручей и вышли на опушку леса, определилась и вторая удача: брусника здесь вызрела крупная и было ее много: всюду на припеке красовались розовые кисти ягод... Сбросили ношу и сами упали на землю, как будто враз ослабев. Но уже вскоре Федя проворчал сипло:

- Неча разлеживаться - ночью дрыхнуть будем.

Он поднялся, морщась, из-под козырька старенькой кепки огляделся вокруг и, видимо, не нашел ничего предосудительного - все хорошо. Отвязал от рюкзака алюминиевый чайник, сходил на ручей по воду; расчистил лопаткой место для костра; вырубил и вколотил две рогатины, повесил на поперечину чайник с водой; наломал охапку сушняка и развел под чайником огонь. И все это он делал сосредоточенно и даже хмуро, зато складно и ловко получалось. «Федя все умеет»,- говорили о нем и родители, и соседи. И Федя этим гордился. Когда же он вынул из рюкзака кинжал, завернутый в полотенце, чтобы нарезать травы, Андрей разлепил глаза и однозначно сказал:

- Положь, не твой струмент... Тяпай ветки на шалаш, много надо... Я сейчас...

Федя ни словом не оговорился: он положил кинжал на место, взял топорик и все так же сосредоточенно отправился делать то, что ему было велено.

Поднялся и Андрей. Работать он тоже умел - уже через час по берегу ручья нарезал столько полусухой осоки, что затем хватило и на шалаш, и на подстилку .

Чайник над костром кипел, крышка подпрыгивала и глухо побрякивала. И братья решили, что самое время пообедать.

- Шалаш поставим под дым, чтобы комары не лезли, сами не задохнемся, - распорядительно думал старший. - Сейчас поедим, я для шалаша всё вырублю, а ты поворошишь траву, чтобы к вечеру подсохла, а потом собирай сушняк для костра... да подальше от огня кучкуй, не то загорится...

В кипяток бросили брусники и зверобоя, и пока ели домашнюю картошку с мясом, зелье настоялось.

- Андрюха, а как по-твоему, - спросил Федя, - где были немцы, а где наши, ну, перед началом?

И вновь разложили старенькую карту района: змейкой извивался на карте ручеек, широкой полосой значилась посадка - по масштабу выходило около двух километров в ширину, дальше на запад значилась низина.

- Самое, поди, подходящее в посадке и встречать врага, потому как ему в горку идти, - рассудил Андрей.

- А я думал, за ручьем лучше. - Федя помолчал. - Тогда от шалаша веером и будем ходить в лес.

- 3автра и решим: прямиком лес перейдем и решим - куда и как?

- А кем наш прадед Данила воевал, а?

- 3деся, поди, все одинаки были: винтовка со штыком да пара гранат - и вали как знаешь.

- Ага. А у тех танки да пушки - всех наших тут и положили.

- 3намо дело - всех,- согласился Андрей.

Выпили по кружке завара с сахаром и вновь взялись за дело: времени оставалось немного, а ночевать все-таки лучше под крышей. Работали настолько слаженно и споро, что и сами удивились: еще и солнышко не упало на лес, а шалаш был готов - оставалось травой покрыть и укрепить траву ветками. Внутри настелили еловых веток, сверху травы, побросали куртки и рюкзак - дом готов. А Фединым мешком лаз завесили.

Андрей вынул из рюкзака завернутую в тряпицу маленькую иконку Божией Матери и укрепил на противоположной от лаза стенке.

- Ты что? - удивился Федя.- Или здесь вешают?

- Мама велела... Утром и на ночь «Богородицу» читать велено.

- Велено, велено, - проворчал Федя, - будто сами не знаем...

- Не брянчи, нуда... каждый что хочет, а вместе «Богородицу», - Андрей добродушно усмехнулся. - Сходим еще за дровишками, да бруснику отведаем...

К вечеру усталость валила с ног. И поесть толком не поели, засветло забрались в шалаш полежать: ткнулись в чем были - и уснули... Проснулись рано утром, до восхода, проснулись от холода и сырости - все вокруг заволокло низким болотным туманом с гниловатым запахом. И только тогда поняли, что оплошали: лаз не загородили мешком и одеяльцем стареньким не укутались.

- Дурни-то ведь каки,- ежась, ворчал Федя.

Развели костер, согрели чайник, поели, выпили по кружке горячего завара - и спать, под одеяльце. Покрутились, повертелись - уснули. Поднялись в девять - ни тумана, ни сырости, и солнце жаркое шалаш сушит.

Уже третий день братья бродили по лесу. Как лучами прожектора, направленными от шалаша, пересекали они шестидесятилетнюю посадку. И чем дольше они ходили, тем необычайнее представлялся людьми, вечно уходящими в неведомые края. Это днем не видно они ночью идут. В лесу на удивление мало было кустарника и лиственных соседей. Не то чтобы хмурый лес, но была в нем какая-то нечеловеческая обреченность. «Это погибшие солдаты в своем строю»,- сказал однажды Андрей, да так с тех пор и воспринимались братьями ряды уходящих деревьев.

Встречались деревья изуродованные, небольшие поляны, ямины и сволоки - и кто-то из братьев непременно замечал: «А здесь разорвался снаряд... а здесь колесил танк... а здесь наверно был блиндаж... а здесь саженцы попали под гусеницы, потому и выросли уродцами».

Ковыряли землю саперкой, заглядывали под ветви елей, надеясь увидеть останки прадеда; на полянах собирали в кузовок бруснику; и всякий раз морщились, когда вновь и вновь начинала куковать кукушка. Надо же, лес как будто без птиц, как будто мертвый, но в какой конец ни пойдешь - всюду кукушка. Или их так много, или одна выслеживает.

Под ногами нередко стелился мох, жесткий и прямой, он ершился как щетина. Встречалась зеленая клюква и переспелая черника. Но ведь не чернику есть пришли. И Андрей уже не раз говорил: наверно, зря ищем - иголку в сене... Федя обычно не отвечал на подобные рассуждения брата, отмалчивался. Он неутомимо шнырял по лесу, и только по вечерам возле костра сокрушенно вздыхал...

Сухая хвоя хрупала под ногами, потрескивали, ломаясь, мелкие веточки. Деревья как будто застыли - никакого движения. Солнце скрылось за тучкой, а велика ли тучка - не видно за деревьями. Когда же вышли на полянку, упали первые капли дождя. И вновь выглянуло солнце, а дождь моросил, серебрясь на солнце тягучими длинными нитями.

- Переждем чуток,- предложил Андрей.- В ботинок что-то попало. - Он сел под сосну и, помедлив, начал переобуваться.

Федя стоял рядом, молча обозревая полянку.

- Смотри, братан, вон туда, - он указал рукой на край полянки, - мох видишь? Дак цветом разный: посередке темный, а по краям светлый.

- Наверно, от солнца...

- Какое солнце - солнца нет! Тень.

- Значит, сорт другой.

- Какой другой! Сам ты другой... Сейчас, выдеру и посмотришь. - Федя прихватил двумя руками мха посветлее и без особого труда выдернул - корешки были короткие и как будто сухие.

- Кукушкины слезки, - определил Федя и взялся за мох потемнее. И на этот раз без труда, но корни мха оказались такими зацепистыми, что вытянули на себе шматок земли.- Во какая!

- 3емля разная.

- Дак ведь не за версту. Разная... все у тебя разное: то мох разный, теперь земля.

А дождичек моросил да моросил, и Андрей забеспокоился:

- Пошли, а то все у нас в шалаше дождем намочит.

- Кого там, еле брызгает... Ну-ка, я копну. Брось лопатку.

Федя еще и еще вырвал пучки мха, и только после этого копнул лопаткой - железо скрежетнуло обо что-то твердое.

- Камни, что ли, там! - Федя склонился и начал руками быстро разгребать землю... Неожиданно он замер, вскинул руки, повернулся к брату на коленях и тихо тягуче сказал: - Ко-ости...

Через час они уже сделали все, что им надо было сделать, и прикрыли останки мхом, окопали вокруг канавкой... Они нашли что-то похожее на крестик и на гильзу. Но только похожее. Все это настолько закисло и закирело в земле, что, казалось, стукни - и обратятся находки в прах, или окажутся сплошным камнем.

Братья не могли говорить, зуб на зуб не попадал. И, нелепо подпрыгивая, они молча побежали к шалашу.

Шалаш протекал лишь в одном месте. Подоткнули травы - и течь не стало. А дождь продолжал моросить. Сами промокли - не беда. Взялись за находки: и каково же было удивление, когда от легких ударов пассатижами наслоение, накипь, так и разрушилось. Ножом легко отскоблили и нательный медный крестик, и гильзу. Конец гильзы был сплюснут. Ребята знали, что солдаты перед боем закладывали в гильзу записку со своим именем и домашним адресом, прятали ее в карман гимнастерки - чтобы в случае смерти распознали убитого и сообщили родным. И Андрей осторожно начал катать острием ножа по гильзе. Под лезвием видна стала блестящая полосочка, и стоило десяток раз прокатать гильзу, как обозначился прорез... Андрей отложил дело - губы его дрожали - и сказал:

- Федя, давай «Богородицу» пропоем...

Они встали на колени и нестройно запели: «Богородице Дево, радуйся... » Но не получалось, срывались голоса. И тогда они перекрестились, и Федя просто прочел молитву.

Андрей взял гильзу за концы, надавил, и она лопнула в прорези. Из широкой части гильзы торчала скрученная бумага.

- Чайник, чайник неси...

Федя принес чайник, открыл крышку - так и обдало паром. Андрей вынул записку и подержал над паром.

- Бумагу и ручку - записать сразу, а то и потемнеет.

Федя был наготове, и Андрей начал раскручивать - бумага крошилась. И еще подержали над паром, и еще - наконец пошло. А вот и карандашная запись: «Иван Макарович Старостин. 1900 г., д. Малая Полынь»...

На следующий день выглянуло солнце - погода восстановилась. С утра взялись за бруснику - нельзя же с пустыми руками. Уже к обеду ведерная корзинка была полная... С вечера всё собрали и уложили. Утром двинулись в путь, домой.

Вот уж верно говорят: домой ноги сами идут. Топ-да-топ, топ-да-топ - подняли головы, а уже и село вдалеке обозначилось. Топ-да-топ, а из ума солдат Старостин не выходит. Нашли - тем и возложили на себя ответственность. Что-то теперь делать надо - а что?.. К отцу за советом не сунешься: отругает - и все дела. Мать, она ничем не поможет... В музей - лишь проверить, есть ли в списках погибших И.М. Старостин... Вот и оставалось единственное - ехать в Малую Полынь, попытаться найти родню Ивана Макаровича.

И все-таки прежде всего зашли в музей. Открывался он в десять часов утра. Но весь день туда никто не заходил. Зарплата у музейщиков копеечная, вот и осталась одна престарелая Вера Петровна - и за научного работника, и за уборщицу. Три дня в неделю она открывала музей, садилась за стол, включала электрический чайник - и бесконечно что-то из шерсти вязала, попивая заваренный зверобой со смородиной и мятой. Вечером она протирала влажной тряпочкой стол и уходила с чувством выполненного долга.

- Это ты, Андрей? А я думаю, кто это идет? Или еще чтой-то понадобилось? - Не глядя на руки, Вера Петровна быстро работала спицами и разговаривала - невольно удивишься.

- Список бы солдатский еще посмотреть, - Андрей сосредоточенно нахмурился, не хотелось объяснять - зачем да почему?

- Дак и возьми. Ты знаешь где - подними стекло и возьми.

Федя поднял стекло, Андрей вытянул из стола на скрепке список погибших - имени Старостина не значилось. И здесь о нем забыли.

- А что, Вера Петровна, если кого найдут незахороненным, что делать станут?

- С убитым-то что делать? Дак находили однажды: послали стройбатовских солдатиков от военкомата, собрали там косточки и погребли на нашем кладбище. А что еще-то?

- А какие вещи в музее есть от убитых?

- Какие уж там вещи? Все тлеет. Есть две гнилых винтовки, одна со штыком, гранаты есть - в поле колхозники нашли... Э, ребятки, побоище мамаево, так что и говорить об этом не хочется погибшим ни до чего. А мы уж, знать, тоже погибшие...

Федя толкал Андрея в бок и кивал на дверь.

- Ну чего ее слушать, она тут чаем упилась - и заговаривается, - сказал он уже на улице. - Айда на автостанцию, расписашку узнаем да сколько стоит.

В расписании значилось три рейса. Ехать до Малой Полыни примерно час. Все ясно: надо доставать на билеты денег - и ехать. Хотя бы на один билет вдвоем.

Поехали утром, на первом рейсе. Автобус был наполовину пустой. Билеты никто не проверял, так что братья пожалели, что взяли и один билет. Приткнулись друг к другу на сиденье и смотрели на родную землю, за стеклом бегущую навстречу. Вот речка Каменка, а в сторону за березовым колком Круглое озеро, сюда не раз ходили удить рыбу. А вот и мелкий соснячок - сюда за маслятами. Если ехать по проселку налево - там за версту боровой лес, туда всей семьей хаживали за грибами для сушки и солки. А как здорово всем вместе! Какие там поляны, а как здорово на поляне обедать! Лучше борового леса и на всей  земле не найдется... А потом и справа, и слева поля да поля - еще неубранные, утомленные - и приземистые деревеньки. Где-то здесь, в этих краях, мамина деревня Ратунино, но никакой связи не осталось отпали... Миновали овраг и перелесок - здесь и вовсе братья никогда не бывали... А автобус катился да катился, лишь менялись однообразные пейзажи: перелесок, поля, деревня. И люди потихоньку выходили и выходили. В автобусе оставалось и всего-то несколько человек, когда женщина, соседка по сиденью, сказала:

- А вот и Малая Полынь.

Братья уставились в окно, но никакой деревни на взгорке не было. Однако автобус остановился, и они вышли на утоптанную придорожную площадку, заплеванную окурками.

- Где же деревня, Полынь-то где? - пожимая плечами, Федя усмехнулся.

Вышедшая с ними женщина с сумками наперевес сказала с горечью:

- Была Малая Полынь, да вышла: остановка осталась. Неперспективная - и следа не оставили, голый бугор.

- Как же это не оставили? - Андрей растерянно поглядывал по сторонам. - Куда же люди делись?

- Кто куда. Кто умер, кто в город подался, а кто к нам в Никольское - вон туда, два километра отселя, - и она указала рукой на крыши утонувшей в низинке деревни.

- Ничего себе... а мы, дурни, ехали,- подосадовал Федя.

- А ехали зачем?

- Кого-нито из Старостиных увидеть хотели... да надо.

- Дак есть у нас Старостины из Малой Полыни. Макар с Раисой и есть Старостины... Дойдем до Никольского, так я и дом укажу.

И указала. И братья, постучавшись в дверь и не слыша ответа, вошли в дом Старостиных. Хозяин, мужик лет сорока пяти, видимо, намереваясь закусить, уже веселенький сидел за столом перед четвертинкой водки и ждал, когда жена поставит на стол закуску. Жена управлялась возле газовой плиты. Когда братья вошли в избу, Макар Старостин побед но воскликнул:

- Во, яж же говорил: нос чешется - гости будут! Вот и гости, хотя и не правские. Вам что, гости?

Андрей без указания конкретной цели объяснил, что хотели бы они увидеть родственников Ивана Макаровича Старостина, который погиб в районе Дна в начале 1942 года.

Макар Старостин даже присвистнул и засмеялся раскатисто:

- Ну, голуби, даете! Кто же теперь знает Макарова сына! В 1942 году! Да у нас Старостиных полдеревни было, а Иванов и того больше! А я вот и родился после войны через пятнадцать лет! Где мне знать Ивана Старостина - прошло-то сколько лет!

- Да хоть бы и сто - знать надо, - заметил Андрей.

- Да вы что, смеетесь? И зачем мне знать об нем... А кроме нас , Старостиных здесь и нету - и не шукайте. Да не только Старостиных, деревни-то нашей - и той нету...

Андрей пытался хоть что-то прояснить, но Макар Старости и говорил и говорил без остановки, а когда затормозился, то предложил:

- Закусывать станете? .. Ну, а водки я вам не налью - самому.

маловато.

Так и ушли братья ни с чем.

- А ничего не знаю и знать не желаю, - разводя руки в стороны, передразнил Федя, но это уже на пути в Малую Полынь.

Расстроенные, возвратились они домой, уже на обратном пути в автобусе решив, что надо все-таки посоветоваться с мамой, ведь она добрая, может быть, что-то и посоветует.

- Ты, мама, только папе не говори, а то он у нас крутой шибко: отругает. А кому хочется быть ругачему.- Андрей улыбался, а Федя хмуро бычился. - А мы с Федей тебе еще корзину брусники надерем... Тут, мама, такое дело: мы целый поход учинили, только вот нашли не то, что искали. А искали мы своего прадеда Даниила...

И Андрей рассказал всю историю их похода - всё без утайки.

- Вот и скажи, мама, как нам быть, чем порешить дело? Или оставить всё как было? Только ведь как-то и не по-людски.

Мать растерянно вздохнула:

- Какое уж по-людски, когда век прошел, а останки земле так и не предали... А что это вы, дети, к отцу своему родному с таким недоверием, будто он алкаш какой. Он же человек понимающий, извелся только с работой. А что касается серьезного, обо всем по правде и рассудит. Вы напрасно его обходите... А я что могу сказать по такому делу? Да ничего не могу - и как быть, не знаю. По мне, так пусть бы там в лесу и покоились его косточки забытые. Мать приложил а платок к глазам и тихо заплакала. - Вот и мой дедушка без вести пропал... Ничего не скажу я вам, сынки, не в силах я об этом рассудить... Вот что я вам скажу: идите вы к нашeмy батюшке, к отцу Петру. Он мудрый, он монах, он рядом с Богом живет - не даст соврать и по правде скажет. Он вас знает, поведайте ему всё как есть. Что отец Петр повелит, то и делайте.

И пошли братья в церковь, к отцу Петру.

- А, это Ондрюша с Федей, чада мои ленивые,- с улыбкой встретил батюшка. - Федя-то на Петра и Павла причастился молодец, а Ондрюша после Страстной и не бывал, - благословляя братьев и обнимая их за плечи, назидательно приговаривал отец Петр.- А я сегодня что-то устал. Вот здесь и сяду, а вы рядышком. Да у вас и ноженьки устали не знают; вот и поведайте, с чем пришли, а я, грешный: с Божией помощью и рассужу. Где вы только не бывали, что вы только не видали, дети мои милые...

И посмеивался батюшка добродушно, и щурился на братьев, как будто спрашивал: а ну-ка, герои, где вы сражались с врагами Отечества, расскажите мне, старому солдату?.. И уже через минуту братья успокоились и обо всех своих «подвигах» рассказали. Отец Петр вздыхал, сокрушенно покачивал головой, осенял себя крестным знамением, беззвучно шелестел губами молитву и глаза его слезились... А потом, склонив голову, задумчиво молчал, прежде чем рассудить:

- Не смущайтесь, дети, предосудительного вы ничего не сделали. Господь с вами... Начать с того, куда деть вещицы убиенного Ивана? Капсулу и записочку лучше сдать в музей - пусть хранят, пусть знают. Крестик нательный можно оставить у себя дома, можно принести и в храм - мы его в ковчежец и поместим, в память погибшим воинам. Господи, помяни убиенных... Как же поступить с останками? Собрать в гроб, отпеть в храме или на месте захоронения и предать земле. Говорите, нет ничего - кости и земля. Ничего и не должно быть. Бог сотворил человека из праха, в прах он и возвращается - и не смущайтесь, так и должно быть до Второго Пришествия Господа и Бога нашего Иисуса Христа... Предать земле можно и там, в лесу, - как ведь хорошо в тишине, под сенью деревьев. Но опять же зло может свершиться осквернят открытое захоронение... Оставлен был защитник Отечества на расклевание воронам. Ан нет, Господь позаботился прикрыл землицей прах от смущения и посрамления. И об этом не забыть... Можно упокоить и на нашем кладбище. И здесь хорошо: кто-то и помянет в храме, кто-то и вздохнет, и осенит могилу крестом... А можно захоронить и на месте Малой Полыни. Так посреди порушенной деревни и воздвигнуть крест, да и написать бы на памятной табличке: «Иван Макарович Старостин, погиб в 1942 году, защищая Малую Полынь». И такое напоминание не во вред. Убили солдата, и родину его малую с корнем вырвали, чтобы и памяти не осталось, - только безбожники и могут так поступать. По грехам нашим, по грехам - за отступничество... Только ведь и здесь могут осквернить...

Так вот, милые, мои дети, и подумайте, где захоронить останки солдата Ивана Старостина... Ведь и покойному потребны любовь и молитва живых. Как решите - так и будет. Приучайтесь сами принимать решения. Решите - тогда и я от Церкви приму участие. И гроб изготовят, и машину дадут. Вместе и отпоем. Обо всем этом я позабочусь. Вы только решите, правильно решите...

И отец Петр поднялся со стула и благословил братьев, и отечески обнял их. И добрым тихим светом светились его старческие глаза.



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы                                            Байбак И.И.

  Тема урока: «Память сердца». (по рассказу Б.Ф. Спорова «Кукушкины слезки»)

Класс: 8 «А»

Оборудование : - портрет Б.Ф. Спорова

                               -выставка, посвященная жизни и творчеству писателя

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

Познавательные: продолжить знакомство учащихся с творчеством Б.Ф. Спорова – писателя, члена Союза писателей СССР, строителя ГЭС.

Развивающие: способствовать развитию вдумчивого, выразительного чтения, повышению общего уровня культуры, совершенствованию полезных социальных навыков и умений (планирование деятельности, интервьюирование, анализ результатов); работать со словарями.

Воспитательные: привлечь внимание школьников к истории своей семьи; воспитать осознание того, что семья – это основа основ.

Эпиграф к уроку:

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

        Ф. Бэкон

Ход урока:

Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя.

Мир детства предстает иногда как нечто особенное, а мы, взрослые, любим говорить, что во времена нашего детства и люди были добрее, и трава зеленее, и небо выше, и книги интереснее…

А, может быть, отложить нам очень важные дела, долгие разговоры по телефону, компьютер… да и сесть, как раньше, в старые добрые времена, за «круглый» стол и почитать, почитать всей семьей книгу, а потом и побеседовать о прочитанном.

И тогда, я уверена, на нашей Земле будет меньше людей одиноких, обиженных, духовно опустошенных…

На протяжении нескольких лет мы с вами знакомимся с творчеством  Б.Ф. Спорова. Сегодняшний урок посвящен изучению рассказа «Кукушкины слезки».

2.Аналитическая беседа.

Давайте прочитаем эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания?

Задача нашего урока заключается в том, чтобы выяснить, что же мы, поколение 21 века, понесем на волнах своей памяти и бережно передадим потомкам?

Я думаю, самое время обратиться к тексту.

  • Выразительное чтение экспозиции рассказа.

 История эта началась в краеведческом музее 'районного села Дно. Братья Вдовины, Андрей и Федя, в списке бойцов, погибших защищая село от немцeв во время войны 1941-1945 годов, увидели свою фамилию - рядовой Вдовин Д.

- А может, это наш дедушка? - предположил младший, Федя; ему исполнилось двенадцать лет, и он уже окончил пятый класс.

- Какой дедушка! Сам ты дедушка! - с насмешкой возразил старший четырьмя годами Андрей. - Наш дедушка недавно умер, я его помню.

- Ну и что? 3начит, папин дедушка. Где-то у нас и фотография его была.

- А что - верно, - теперь уже согласился Андрей. - Надо отца спросить, он, поди, знает... А ведь так, точно. Наш дедушка Василий Данилович, а в списке Вдовин Д., может быть, Даниил.

- То-то, сам ты дедушка! - Федя и рот скривил - так он обозначил свою правоту.

  • Комментирование прочитанного.

- А может, это наш дедушка? Этот вопрос младшего из братьев и отправляет их на поиски истины.

- Ребята, скажите, когда в жизни возникает сложная ситуация, к кому вы обращаетесь за помощью, за советом?

- Что же в ответ мальчики слышат от своих близких?

  • Отец: «Нонче жизнь такая:  о живых еще кое-как печемся, а покойники пусть уж сами о себе пекутся».
  • Бабушка Катя: «Здесь где-то и воевал. А уж где погребен и как – одному Богу ведомо».

А сейчас мы на несколько минут оставим братьев Вдовиных и обратимся к названию рассказа – ведь в нем – основная мысль произведения и не случайно сборник назван одноименно.

Есть выражение «крокодиловы слезы». Что оно обозначает?

Крокодилова слезы – выражение, употребляемое в значении: лицемерные слезы, притворное сожаление.

Основано на древнем поверье, будто бы у крокодила перед тем, как он съест свою жертву, текут слезы.

- «Кукушкины слезки» - может быть это тоже фразеологизм?

Нет? Тогда давайте поработаем с толковым словарем и узнаем лексическое значение каждого слова.

  • Работа с «Толковым словарем русского современного языка» В.И. Даля

Кукушка, кукуша ж. – птица.  Зловещий человек. Беззаботная мать, покидающая своих детей. Пустое, глупое, неуместное слово на ветер.  

Слеза ж. – водянистая жидкость. Повисшая капля росы.

- Какой же мы можем сделать вывод?

Кукушкины слезки – это слезы скорби автора. Как это больно, как это страшно, когда взрослые люди безразличны к судьбе своих близких!

- Какую проблему  можно аргументировать этим рассказом?

Проблему исторической памяти

- А что такое «память»?

  • Работа с «Толковым словарем русского современного языка» В.И. Даля

Память ж.- способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить сознанье о былом.

  • Обобщение.

Академик Д.С. Лихачев сказал: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – это наше богатство!»

 Замечательно, что это понимают мальчишки, герои рассказа Б.Ф. Спорова «Кукушкины слезки».

- Какой план возникает у братьев?

  • Выразительное чтение.

 Уже третий день братья бродили по лесу. Как лучами прожектора, направленными от шалаша, пересекали они шестидесятилетнюю посадку. И чем дольше они ходили, тем необычайнее представлялся людьми, вечно уходящими в неведомые края. Это днем не видно они ночью идут. В лесу на удивление мало было кустарника и лиственных соседей. Не то чтобы хмурый лес, но была в нем какая-то нечеловеческая обреченность. «Это погибшие солдаты в своем строю»,- сказал однажды Андрей, да так с тех пор и воспринимались братьями ряды уходящих деревьев.

Встречались деревья изуродованные, небольшие поляны, ямины и сволоки - и кто-то из братьев непременно замечал: «А здесь разорвался снаряд... а здесь колесил танк... а здесь наверно был блиндаж... а здесь саженцы попали под гусеницы, потому и выросли уродцами».

  • Комментирование.

- Увенчались ли поиски Феди и Андрея успехом?

- Почему вместе с человеческими останками и медным крестиком они находят гильзу? (Солдаты перед боем в гильзу закладывали записку с ФИО и местом жительства, прятали в карман  гимнастерки, чтобы в случае смерти распознали убитого и сообщили родным.)

- Каково содержание записки? (Иван Макарович Старостин 1900 г. , д. Малая Полынь)

- Давайте на минуту каждый представит себя на месте ребят. Что бы вы сделали с находкой?

- А как поступают братья Вдовины?

  • Музейный работник Вера Петровна: «Погибшим ни до чего. А мы уж, знать, тоже погибшие».
  • Макар Старостин, мужчина лет 45: «Да у нас Старостиных полдеревни было, а Иванов и того больше. Где мне знать Ивана Старостина – прошло-то сколько лет!»

- Что на это риторическое восклицание отвечает Андрей?

Да хоть бы и сто – знать надо.

- Какими эпитетами мы можем охарактеризовать мальчиков?

А я хочу, чтобы вы запомнили слова великих людей:

«Совесть – это тоже память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного» (Д.С. Лихачев).

«Равнодушие – паралич души» (А.П. Чехов).

- Какое решение предлагает священник отец Петр?

  • «Предать земле можно и там, в лесу, - как ведь хорошо в тишине, под сенью деревьев. Но опять же зло может свершиться – осквернят захоронение.»
  • «Посреди порушенной деревни воздвигнуть крест, да и написать бы на памятной доске. Убили солдата, и родину его малую с корнем вырвали, чтобы и памяти не осталось.»
  • «Можно упокоить и на нашем кладбище: кто-то и помянет в храме, кто-то и вздохнет, и осенит могилу крестом.»

А закончил этот разговор отец Петр так: «Так вот, мои милые дети, и подумайте, где захоронить останки солдата Ивана Старостина… Ведь и покойному потребна любовь живых…» А еще память.

Человек подобен дереву на земле: ему необходимо чувствовать свои корни, чтобы знать, куда тянуться вершиной. Тем более, что все мы живем во Времени и подвластны его всеразрушающему бегу. Впрочем, и над Временем есть управа. Это Память поколений!

  • Звучит  песня из кинофильма «Офицеры.
  • Выходят учащиеся и на доске из военных фотографий своих родственников создают «Калейдоскоп памяти».
  • Слова учителя.

Я уверена, что в  семьях и в ваших сердцах хранится светлая память о прадедах, которые в грозную годину встали на защиту Родины. Вам слово.

  • Монтаж (Каждый участник держит зажженную свечу Памяти).

Гори, свеча, гори, не затухай, непреходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают, чей оборвался путь.

Кто из спокойных мирных дней шагнул в наземный ад,

И кто до роковой черты нес звание – Солдат.

Кто в восемнадцать с небольшим познал цену потерь.

Кто за Россию жизнь отдав, открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай, не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех, погибших на войне!

3.Подведение итогов.

Мне хочется надеяться, что рассказ Б.Ф. Спорова никого не оставил равнодушным, более того – у вас появилось желание обратиться к истории своей семьи, рода.

4.Домашнее задание: «Я шлю тебе письмо из 21 века».

Я предлагаю вам написать письмо прадеду, и лучшие ваши работы  будут участвовать в  конкурсе « Лучший урок  письма».



Предварительный просмотр:

ВОДИЧКА

    Бабушка любила Ваню, и Ваня любил бабушку. И всегда они оставались верными друзьями. Вместе ходили по магазинам, вместе гуляли  в парке, вместе шли в церковь, вместе  делали уроки и читали книжки…И только спал Ваня в другой комнате. Иногда, улыбнувшись, бабушка говорила:

- Вот умру, будешь в моей комнате жить…

При этом Ваня всегда смущался и хмурился. А разок даже ворчал в ответ:

- Ты умрешь – и я умру, и не нужна мне твоя комната…

Бабушка обняла внука, поцеловала в голову.

- Все в свое время умрем. А кто не умрет, тот и не воскреснет.   

     

    Ваня учился на втором курсе в институте, когда бабушка без болезни умерла. За месяц до того ей исполнилось восемьдесят четыре года. И все родственники говорили, что прожила она добрую и долгую жизнь. А Ваня в момент известия подумал: «Не успел курсовую бабушке прочесть». И заплакал, враз ощутив тяжесть утраты.

    Бабушку отпели в храме, и священник над гробом сказал мудрые слова любви и напутствия. И бабушку увезли далеко, навсегда.

    Вечером родственники собрались вместе помянуть бабушку – всех оказалось так много, что за столом трудно было вместиться. И тогда детей усадили за стол на кухне. А Ваня, горестно вздыхая, ушел в бабушкину комнату, которая по ее завещанию, действительно, будет оформлена на Ваню.

    Здесь было все так, как и пять, и пятнадцать лет назад: платяной шкаф, деревянная кровать за ширмочкой, небольшой письменный стол, несколько стульев, этажерка и полки с книгами, на стене картины и фотографии, под окном на скамеечке цветы, а справа от окна в углу на треугольной тумбочке кивот с иконами – здесь же крест и две лампадки. На полу небольшой коврик, чтобы при молитве удобнее было опуститься на колени. Вот и все ее богатство! А ведь бабушка сорок лет работала в школе учителем.

    И как же в этой комнате бывало занятно в любом возрасте! Какие здесь раскрашивали к Пасхе яички! Какие игрушки клеили для рождественской елки! А как рисовали! Какие писали сочинения! И какие только книги здесь не читали!.. Ване в этой комнате разрешалось все, и только в тумбочку под кивотом лазить не разрешалось – и Ваня ни разу не ослушался.

     - О Господи, - Ваня перекрестился на иконы, присел к тумбочке и открыл дверцы на обе стороны. Но и здесь ничего запретного не оказалось: знакомая с детства Библия, Евангелие, церковные свечи, в пакете крестильная Ванина распашонка; внизу лампадное масло, крещенская вода в трехлитровом бидончике, которую в этом году сам Ваня для нее и принес, и здесь же с десяток с чем-то пузырьков. Ваня взял один из них без выбора: на наклейке было написано: «Водичка, 1991 год». И он все понял… Водички оказалось за двенадцать лет! «Ну, бабушка, ну, бабушка», - прошептал Ваня. Он перекрестился, открыл самую давнюю «водичку», 1988 года, набулькал в чашку, глотнул раз, еще – вода, как вода, с привычным привкусом. И Ваня тихо засмеялся: ну, бабушка.

     А дело вот в чем.

     С тех пор, как Ваня помнил себя, каждый год в Крещенский сочельник бабушка говорила:

- Пойдем-ка, внучек, за водичкой. Завтра будет очередь, ой какая! А так-то мы с тобой и на службе побудем, и «Во Иордане» споем, а после службы и водички нам нальют в храме…

     И они начинали собираться. В это время, после Чернобыля, зим морозных и вовсе не было. Одевались полегче, чтобы в храме не тяжко было стоять. В сумку ставили трехлитровый бидончик и для Вани фляжку с закруткой и, прочитав молитву, шли в церковь. Пути минут сорок: вначале Ваня был мелкий, а когда он подрос и окреп – бабушка состарилась, так что вечные тихоходы.

      Праздничные службы особенно нравились Ване – много света, веселый хор, батюшки, отец диакон и служки – в ярком облачении, все улыбаются. А когда водосвятие с молебном и песнопением «Во Иордане» - Ване всякий раз становилось так радостно, что иногда и духа не хватало, чтобы петь… А потом из Иордана наливали водичку, серебряную, особую, крещенскую. Такой водички попьешь – и любая болезнь отскочит! Потому и ходили к бабушке сродники за водичкой -  она никому не отказывала, а на целый год хватало – не чудо ли!

       Так Ваня и думал до тех пор, пока не спросил:

       - Бабушка, а водичка в Иордан откуда течет?

       - Как откуда? Из водопровода, вот как  у нас на кухне водопровод…

       - Простая, из крана?! - изумился Ваня. – Это водичка-то – из Иордана!

       - Нет, - серьезно возразила бабушка, - это Господь был крещен в реке Иордан. Но с тех пор все воды земные в этот день освящаются. Простую воду из водопровода освятят, она и стоит целый год – не цветет и не задыхается. А поставь просто так воду – испортится вода. – Она еще долго объясняла, рассказывала, и Ваня все понял, но сомнения все-таки запали в его душу.

        Прошло немало времени, и однажды он сказал:

        - Бабушка, давай рядом с бидончиком с крещенской водичкой поставим воду из-под крана. Через год и посмотрим – испортится ли вода, а?

        Бабушка не сразу ответила. Она внимательно смотрела на внука. Наконец прикрыла глаза и тихо сказала:

         - Не надо, Ваня, не надо искушать Господа. Пьем водичку крещенскую и год спустя в свежем виде – и слава Богу… Вот вырастешь, тогда и проведешь опыт. А сейчас не надо, Ваня: пей водичку и радуйся…

         Он так и делал – радовался в сочельник на службе, радовался, когда после сна утром бабушка наливала ему крещенской водички, и верил, что теперь-то он не заболеет, - и не болел…

         

          С тех пор прошло двенадцать лет… Теперь вот и бабушки не стало, а водичка до сих пор в пузыречках стоит. Это для него бабушка и хранила водичку разных лет, чтобы и после ее смерти внук не усомнился …

          И Ваня вдруг почувствовал, что кто-то на него смотрит. Он медленно оглянулся – на кровати сидела бабушка. Ваня не удивился этому, он улыбнулся и сказал:

          - Вот, бабушка, не успел прочесть тебе курсовую …

          Бабушка заколыхалась и поманила внука рукой. Когда же Ваня подошел к кровати – бабушки не стало. Теперь она стояла перед иконами.

           - Бабушка, - сказал он, - помолись обо мне…

           Стукнула входная дверь – и бабушки не стало.

           - Ваня, ты здесь? – раздался голос матери. Иди к столу, сынок. Бабушку помянем.

           - А я уже – помянул, - тихо ответил Ваня.

     

   

     



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы                                            Байбак И.И.

Тема урока: «Все я помню, бабушка моя…» (по рассказу Б. Ф. Спорова «Водичка»)

Класс: 6 «а»

Оборудование: - портрет Б.Ф. Спорова

- выставка, посвященная его жизни и творчеству

Тип урока:  комбинированный

Цели и задачи:

Познавательные: продолжить знакомство учащихся с творчеством Б. Ф. Спорова – писателя, члена Союза писателей СССР, строителя ГЭС; повышение общего уровня культуры.

Развивающие: способствовать развитию вдумчивого, выразительного чтения, умения правильно, красиво излагать свои мысли; работать со словарями.

Воспитательные: приобщить учащихся к духовным, культурным ценностям православной России; привлечь внимание школьников к своей семье (особенно к старшему поколению); воспитать осознание того, что семья – это основа основ.

Эпиграф к уроку:

Вышитый рушник,

Крест, церковный лик,

И старый клен у плетня.

Лето босиком, сказки перед сном-

Все я помню, бабушка моя…

Тюльканов.

Ход урока:

Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Удивительная вещь – книга! А еще удивительнее – новая книга. Каждый книголюб замрет, увидев непрочитанное произведение.

А если знаешь, что автор – Б. Ф. Споров – член союза писателей – жил в Заволжье, участвовал в строительстве ГЭС, книга притягивает к себе, как магнит.

Откроем сборник рассказов «Кукушкины слезки». Экземпляр, подаренный Споровым музею истории г. Заволжье имеет посвящение такое простое и одновременно теплое; «Родному городу – и детям!»

Сегодня мы с вами обратимся к рассказу «Водичка»

2. Аналитическая беседа.

- Назовите главных героев рассказа. Бабушка… сколько в этом слове нежности, тепла, доброты, безмерной любви и заботы. Это бабушка расскажет вам на ночь сказку и споет колыбельную, угостит самыми вкусными пирогами, а если вдруг отругает, то потом обязательно пожалеет…

В литературе существует галерея русских бабушек.

  • Индивидуальное задание.

На формирование характера и умственное развитие ребёнка большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Эти две русские женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии. Но особое место в этом ряду хочется отвести няне поэта, Арине Родионовне. Эта женщина была для Александра Сергеевича второй мамой, она любила своего воспитанника, как родного сына, дарила ему ласку, окружала заботой и вниманием.
Саша Пушкин питал нежную любовь к своей няне. Особенно восхищало его знание няней множества народных песен, сказок, поговорок прибауток, которые органически влились в последующее творчество Пушкина.  «Была она настоящею представительницею русских нянь», – вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. Няня проживала  у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее  «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью. Александр Сергеевич  любил  добрую и ласковую нянюшку и посвятил ей свои произведения: «Няне», «Сон», «Вновь я посетил тот уголок земли», «Зимний вечер. В одном из лицейских стихотворений  «Сон» в 1816 году Пушкин так вспоминает о своей няне, называя её, как в старину, «мамушкой»:

Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…

Эти сказки няни пробуждали в мальчике творческую фантазию.

Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и  Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум.

  • Индивидуальное задание.

Елизавета Алексеевна Арсеньева - бабушка Лермонтова по матери. После смерти своей единственной дочери Марии Михайловны, в замужестве Лермонтовой, всю свою любовь Елизавета Алексеевна сосредоточила на внуке, в котором видела "единственный предмет услаждения остатка дней своих и совершенного успокоения горестного своего положения", как было сказано в ее завещании. Ни сил, ни средств не жалела она на его воспитание и образование. При всех обстоятельствах жизни Лермонтова в Москве и Петербурге Елизавета Алексеевна была рядом с ним, оставляя его одного лишь на короткое время, когда хозяйственные дела требовали ее присутствия в Тарханах. Разлука причиняла боль обоим. "Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки, - сообщал в одном из писем Лермонтов. - Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни одного существа, которое бы мною искренне интересовалось...".  

     Сохранившиеся письма Елизаветы Алексеевны полны трогательных свидетельств ее беспредельной любви к внуку: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем...". Она не только заботилась о материальных делах Лермонтова, давая ему возможность вести образ жизни, подобающий блестящему гвардейскому офицеру, но была в курсе и его литературных дел.   Прочтя очередное сочинение внука, сообщала ему: "Стихи твои, мой друг, я читала, бесподобные!»

    Известие о смерти внука застало Арсеньеву в Петербурге, и в конце августа 1841 г. она вернулась в Тарханы. О ее состоянии в это время писала М.А. Лопухина: "Говорят, у нее отнялись ноги, и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля, и никто не решается произнести в ее присутствии имя какого бы то ни было поэта".  

    Смерть Лермонтова лишила жизнь Елизаветы Алексеевны смысла. Оставшиеся силы ушли на хлопоты о получении разрешения на перезахоронение его праха в Тарханах. Последний раз Елизавета Алексеевна встретила внука на пороге родного, гнезда 21 апреля 1842 года, 23 апреля он был вторично захоронен в тарханской земле рядом с могилами матери и деда, а над их памятниками была возведена часовня.   Через четыре года после смерти внука умерла Е.А. Арсеньева. Похоронена она в фамильном склепе рядом с мужем, дочерью и внуком.

- А в романе «Мечтатель», автором которого является наш  земляк В.А. Чугунов, я прочитала такие замечательные строки о бабушках: «Почему все русские бабушки кажутся пришельцами из другого мира? Это какое-то Божье чудо, удивляющее нас с  самого раннего детства. Помню, как бабушка меня, «кашлюнчика этакого», много раз укутывала и увязывала своей колючей шалью. Оставляя одни глаза, прежде чем пустить на улицу. И я не в силах даже согнуться. Как часовой, стоял у калитки и каждому прохожему на его любопытный вопрос: «И кто это у нас там?» - сипло отвечал: «Я - а».

  • Выразительное чтение экспозиции
  • Прокомментируем  прочитанное

Обратим внимание на первое предложение.

Как можно охарактеризовать отношения бабушки и внука. Кто они?

Родственники, старый и малый, наставник и внук-ученик.

- Сформулируйте лексическое значение слова  друг, дружба.

  • Работа со словарями .

Давайте из определений выделим ключевые слова.

  • И вновь обратимся к тексту.  

Читаем первое  предложение:

И как же в этой комнате было занятно в любом возрасте.

- Все ли понимают значение слова?

Давайте подберем синонимы.

Интересно, здорово, познавательно , любопытно, классно.

-Чем же занимались друзья? 

- Раскрашивали  к пасхе яички

- Клеили игрушки для рождественской елки

- Рисовали

- Писали сочинения

- Читали книги

- Много говорили ( бабушка 40 лет проработала учителем).

Бабушка была интересным человеком, и Ваня, общаясь с ней, развиваясь как творческая личность.

- Рассказ называется «Водичка»  Почему? Что еще вместе делали бабушка и внук? (обращение к религиозной тематике рассказа)

- Есть у Вани родители? Думаю, что есть. Но в них речь в рассказе не идет. Можно сделать вывод, что бабушка была самым близким для внука человеком.

И вот она умирает.

- Первая мысль Вани? Не успел курсовую бабушке прочесть. И заплакал, в раз ощутив тяжесть утраты.

- Почему внук не идет к поминальному столу, а проходит бабушкину комнату? Здесь все напоминает о ней: платяной шкаф, деревянная кровать, письменный стол, полки с книгами, на стене картины и фотографии… Здесь в печальной тишине, она и «приходит» к внуку…

3. Подведение итогов

Слова учителя.

Как это важно, как это нужно, чтобы рядом был человек, который поймет тебя, простит, пожалеет, поможет…

Поэтессе Наталье Коноплевой принадлежат замечательные строчки:

Человеку нужен человек,

Чтобы душе в общении открыться,

И своим богатством поделиться,

Вобрать чужих сокровищ свет

Человеку нужен человек

Для многих из вас, ребята таким человеком и стала бабушка!

Давайте обратим внимание на наш «Калейдоскоп доброты». На доске фотографии бабушек учащихся с ярлычками (ФИО, эпитеты характеризующие бабушку, пожелания).

4. Домашнее задание: сочинение на тему: «Все я помню, бабушка моя.,.»



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы                                            Байбак И.И.

Тема урока: «Зажги свечу…»

(по рассказу Б.Ф. Спорова «Серый»)

Класс: 8

Оборудование: - портрет Б.Ф. Спорова;

                            - выставка, посвященная его жизни и творчеству.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

-познакомить учащихся с личностью Б.Ф. Спорова;

-совершенствовать навыки работы со справочной литературой, словарями;

-формировать систему нравственных ценностей, личностно значимых для ученика.

Эпиграф к уроку:

Семья – это маленькая страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена.

Э.А. Асадов

Ход урока:

Организационный момент (1 мин.)

I.Вступительное слово учителя (5 мин.):

  Удивительная вещь – книга! А еще удивительнее – новая книга. Каждый книголюб замирает, увидев еще не прочитанное произведение.

   А если знаешь, что автор – Б.Ф. Споров – член Союза писателей – жил в г. Заволжье, участвовал в строительстве  ГЭС, книга притягивает к себе, как магнит.

   Откроем сборник рассказов «Кукушкины слезки» и прочитаем такое простое и одновременно какое-то теплое посвящение:

«Родному городу – и детям!»

-О чем пишет Б.Ф. Споров?

Тематика его рассказов многогранна: о добре и зле, о черствости душевной, пустоте души, милосердии и сострадании, совести, чести, смирении, раскаянии, любви, любви к богу, любви к ближнему…

   Сегодня мы с вами обратимся к рассказу из сборника «Кукушкины слезки» «Серый».

II. Аналитическая беседа (35 мин.):

Выразительное чтение экпозиции с. 71-72.

Прокомментируем прочитанное.

   Знакомство с человеком начинается с внешнего облика.

-Какой Серый?

-Что поражает вас в описании лица мальчика, которому нет еще и 10-ти лет?

   Смеялся Серый редко, а если и смеялся, то рот его передергивался на одну сторону.

Работа со словарем.

Смех – хохот, невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа.

(Словарь В.И. Даля)

-Давайте подберем синонимы к этому слову. А затем и антонимы.

Смех.

Делаем вывод:

Смех – неотъемлемая составляющая счастливого детства.

-Что можно сказать о жизни мальчика?

   В свои короткие годы Серый испытал и пережил все: голод, холод, побои. (Градация).

  Как зрелый мужик, сбившийся с панталыку, он уже и водку пил, и курил, не раз глотал наркотики.

Работа со словарем.

Сбить – своротить с места, сдвинуть, опрокинуть, сокрушить, сломать ударом, сшибить, свалить.

Сбить кого с кону – одолеть или победить.

Сбить кого с толку, с пути – совратить, озадачить пересудами.

Сбиться с ноги – идти не в ногу с прочими.

(Словарь В.И. Даля).

Но никто, кроме Господа Борга, не знал, сколько слез он пролил, горьких, беспомощных, злых. (Градация).

Работа со словарем.

Зло – худое, лихое.

Злой – желающий, причиняющий зло другим; вредный, пагубный.

О человеке: у кого душа обратилась ко злу, противник всякого блага, добра, порочный, нечестивый, кто жесток, тешась страданиями других.

Разве я этого хотел?

В чем я виноват?

Вопиющий глас в пустыне, крик души мальчика звучит на страницах произведения.

III. А давайте вернемся в прошлое Серого.

СЕРЕЖА

         ОТЕЦ                                                                                  МАТЬ

-Какими эпитетами характеризует                Уже нигде не работала и у нее

автор его?                                                         появились друзья из московских

      молчаливый                                               бездомных «синяков».

     безвольный                                                                           матуха

        человек                                                     (бравое, залихватское, ласковое,

Мать на него вечно покрикивала                   домашнее)

и грозилась выгнать на улицу.

Не надо выгонять, я сам уйду, -                     Одинаково ли отношение

покорно повторял отец -                                  родителей к сыну?

Сергуньку вот жалко                                      

                                                                            Я тебя, шакаленок, съем.

                                                                           Сварю и съем.

Выразительное чтение с.73-75 по ролям.

-Бомж – лексическое значение?

-Давайте подберем синонимы.

Работа по словарем

Бродящий – не оседлый, без постоянного жилья, шатущий, шатовый, праздно или без призору шатающийся.

(Словарь В.И. Даля).

Бродяга – обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий (уменьшительное - бродяжка).

(Словарь С.И. Ожегова)

Слова учителя

   С этого момента стартует новый этап жизни подростка – бродяжничество. Если раньше его звали Сережа, то теперь в имени появилось что-то дикое, животное – Серый.

Чтение учителем

   И только теперь Сережа понял, что у него от голода болит голова и желудок.

-Дай, - и протянул руку.

-По-собачьи  полай.

И сам того не ожидая, Сережа жалобно тявкнул.

Где же теперь ночует мальчик?

в залах ожидания         в подвалах домов       в электричках         в переходе

на вокзалах                                                                                         метро

-Что изменилось в жизни Серого через год?

   Через год он уже сам ходил во главе стаи. Теперь и у него в кармане водился нож. Теперь и он организовывал добычу еды и определял место для ночлега. Теперь и он мог царственной рукой вытянуть из кармана десятку и сказать: «Иди купи!».

    Но в бессмысленном и жестоком круговороте жизни мальчик не задумывается над своими действиями, не вспоминает о прошлом, не задумывается над будущим!

-Почему?

Прошлое – сон, в настоящем нет ничего нового, будущего может не быть.

-Почему? Бомжей преследуют ловцы черного рынка – Черная рука.

Страшно.

Выразительное чтение с.76

В монастыре мальчик получил новое  имя – Сергий.

Индивидуальное задание: доклад «Сергий Радонежский».

Беседа:

Что нового принесла с собой жизнь в монастыре?

монастырское            трапеза                     послушание             православная

отдохновение,           (определенная         (выполнение             гимназия

тишина,                     еда в                          посильной

молитвы                    определенное           работы)

                                   время)

-Но что больше всего поразило беспризорника в монастыре?      

  К режиму и трапезе он скоро привык, но никак не мог привыкнуть к воде: с восторгом понял, какое великое благо – вода, особенно горячая.

Справедливо говоря, что

Вода пробудит, вода очистит,

Водя избавит от грязных мыслей.

Вода закалка, она живая,

Чем холодней, тем милей родная.

А раз живая, она запомнит,

Коли полюбишь, тебя заполнит

Своею силой, своею песней,

Своей стихией, своею вестью.

Так будем креститься живою водицей,

Чтобы воскреснуть и возродиться.

    Перед подростком автор ставит серьезный вопрос: КАК ЖИТЬ?

В душе беспризорника происходит внутренняя борьба.

  -Подтвердите мне это предположение цитатами текста.

А может смыться?-           Хотелось смыться от          Уверовал он и в

подумал и испугался.          этой нуды, где-нибудь на      промысел Божий –

                                               остановке насобирать          значит судьба!

                                                «бычков» и закурить.

Он так и хотел жить в умиротворении, но, как холодным ветром, обдували сомнения.

Символична встреча с Хмырем.

(Я думал, тебя в Америку на удобрение увезли. Пристегивайся назад).

 И вот Сергия, и так обуреваемого сомнениями, ждет новое испытание: у учителя украли зарплату.

Все грязные ручейки стекаются к нему.

Он меченый – имеющий на себе какую-нибудь метку, знак.

(Словарь С.И. Ожегова).

-Когда, ребята, когда вам плохо, случилась беда, кому вы можете рассказать, поплакать…

   Сергию обидно вдвойне: все подумали на него, а ведь он не брал…

Хоть бы какую маленькую родню, а ведь есть где-то родня, матуха. Только если ей не нужен – кому нужен?

 А рядом был отец Анатолий, человек, который радел душой за Сергия.

Выразительное чтение учителем с.83-84-85.

IV.Подведение итогов: (3 мин.):

Слова учителя:

   Как это важно, как это нужно знать, что на белом счете есть человек, который поймет тебя, простит, пожалеет и поможет. Зажги свечу в своем сердце, и пусть этот огонек излучает тепло, любовь, милосердие…

Не гаснет пусть свеча любовь,

Что радость жизни обретает,

Не нужно тех красивых слов,

Которых часто не хватает.

Спасибо, люди, что вы есть,

Я благодарна вам до боли.

Всей вашей милости не счесть

До бесконечной Божьей воли!

V. Домашнее задание (2 мин.):

Написать рассуждение на тему: «Родители и власть, не заботящиеся о детях, рано или поздно понесут наказание…»


Предварительный просмотр: