коррекционная программа по профилактики агрессивного поведения детей дошкольного образования

Почти в каждой группе детского сада, в семье встречается хотябы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение»Детский сад «Сказка№8»

Коррекционная программа по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

 "Будем дружить"

Выполнила: Клещерева Екатерина Ивановна   педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад№8 «Сказка», п. Майский

Майский 2014

Содержание

1.        Пояснительная записка  ……………………………………………………3                                                                    

1.1        Актуальность проблемы детской агрессивности…………………………3

1.2 Цель и задачи программы……………………………………………………4

1.3 Отличительные особенности данной программы………………………….6

1.4 Возраст детей, участвующих в реализации данной  программы………….6

1.5 Сроки реализации программы……………………………………………….6

  1.  Принципы………………………………………………………………………7
  2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…..7
  3.  Формы подведения итогов реализации  программы……………………….8

   2.Планировани…………………………………………………………………….9

   3. Содержание программы………………………………………………………13

   4. Методическое обеспечение ………………………………………………….16

   5.Список литературы…………………………………………………………….18

   6.Приложение…………………………………………………………………….19

1. Пояснительная записка

  1. Актуальность проблемы детской агрессивности

Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.

Родителям и педагогам не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.

Рассмотрим более подробно особенности проявления агрессивности у детей в старшем дошкольном возрасте.

Но, прежде, необходимо развести понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей .

Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению (т, е. в готовности с позиции определённых установок воспринимать, интерпретировать происходящее и воздействовать на него)

Виды агрессии:

  • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  • прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта
  • косвенная агрессия  –  действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся  не направленностью и неупорядоченностью  (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу)
  • инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели
  • враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

 На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки)
  • грубое, жестокое обращение с ребенком
  • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
  • просмотр боевиков, сцен  насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

  • Отказывается от коллективной игры.
  • Слишком говорлив.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Не понимает чувств и переживаний других детей

Одним из способов оказания психологической помощи детям 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в  условиях социально одобряемых форм поведения является реализация  коррекционной - развивающей программы.

1.2 Цель и задачи программы

   Цель данной программы: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

   Задачи:

  • Снизит уровень агрессивности и тревожности;
  • Обучить способам регуляции эмоционального поведения;
  • Обучить анализу своего внутреннего состояния;
  • Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

     1.3 Отличительные особенности данной программы

Отличительной чертой данной программы  является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии – мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образцами (А.Н. Леонтьев). Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д.Б. Эльконин и др.).

1.4 Возраст детей, участвующих в реализации данной  программы

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Также может использоваться для младшего школьного возраста.

1.5 Сроки реализации программы

Коррекционно-развивающая программа включает в себя 15 занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий – по 30 минут 1 раз в неделю в течение 4-х месяцев. Занятия проводятся по подгруппам до 10-ти человек.

         

  1.6 Принципы

  • Ценностно-ориентированный принцип: эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.
  • Принцип активности и свободы самовыражения ребенка
    - постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
  • Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
  • Системность организации психики ребенка: развитие
    эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон
    возможно воздействием на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение).
  • Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды детства — учет интересов детей, определенных их возрастом
  • Поэтапность педагогической работы: при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.
  • Принцип свободного участия: если упражнения интересные, занимательные, их будут выполнять дети.
  • Принцип взаимного уважения: не допускается унижение ребенка.
  • Принцип осознанности: пока то или иное действие, процесс и т. п. не будут осознаны ребенком, он не сможет реализовать их на практике.
  • Принцип рефлексии: для актуализации полученных
    знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.

1.7 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

    Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», наблюдением за поведением ребенка в группе в детском саду. Также проводится беседа с ребенком по поводу его отношений со сверстниками. В беседе с родителями психолог уточняет, изменилось ли поведение ребенка дома и в какую сторону.

Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые  поведенческие реакции:

  • Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
  • Преобладание положительных эмоций;
  • Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
  • Изменение характера детских рисунков.

  1.  Формы подведения итогов реализации  программы
  • словесные и подвижные игры на взаимодействие;
  • ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • психогимнастика (имитационные игры);
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • сказкотерапия;
  • метафорические этюды-релаксации;
  • беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • релаксация;
  • функциональная музыка;

2.Планирование

Тематический  план  реализации  программы

Тема

Цель

Дидактический материал

Сроки

1

 Наше 
настроение
 

Познакомить детей с 
понятием настроения и его 
проявлением; ввести 
наглядные образы, 
символизирующие 
настроения.

Плакат «3 
настроения», 
бумага, 
карандаши.
 
 

1-я неделя 
Ноября
 
 

2

Волшебные 
слова
 

 Знакомство детей с добрыми 
словами, закреплять умение 
определять эмоциональное 
состояние близких людей, 
знакомых, побуждать к 
оказанию помощи.

Золотой сундучок, 
 

2-я неделя
 ноября.
 

3

Злость.
 
 

Знакомство с чувством злости,
 тренировка умения различать 
эмоции.

 Пиктограмма с 
изображением 
злости, мелкая 
игрушка

3-я неделя 
ноября
 

4

 Как 
справиться с 
гневом.

Познакомить детей со 
способами выражения 
отрицательных эмоций и 
управления ими.
 

 Клубочек ниток, 
«Волшебный 
мешочек», 
мусорное ведро.

 4-я неделя 
ноября
 

5

Конфликтные 
ситуации и 
поступки.

 Учить детей анализировать 
собственное поведение и 
поступки других.
 

Фишки красного и
 черного цветов

1-я неделя 
декабря
 

6

 Прощение.

Учить детей 
снисходительному, 
понимающему отношению 
друг к другу.

 Фотографии двух девочек, музыкальный диск, карандаши, бумага.
 

2-я неделя 
Декабря
 
 

7

Наши 
переживания.
 

Побудить стеснительных 
детей рассказывать о своих 
заботах и проблемах.
 

Разные камушки.

3-я неделя 
Декабря

8

Какой я?

 Расширение представления о 
себе.
 

Иллюстрации или 
игрушка какого-
ни будь 
необычного зверя.
 

4-я неделя 
декабря
 

9

 Страх.
 

Учить детей узнавать чувство 
страха, развивать умение 
справляться с эти чувством.
 

Иллюстрация к 
сказке «Крошка 
Енот»

 2-я неделя 
января
 

10

 Страх 2.

 Преодоление неуверенности в 
себе, тревожности, страха 
самостоятельной деятельности.
 

Игрушки Зайчик, 
Белочка, бумага 
для оригами.

3-я неделя 
января

11

Неуверенность.
 

Преодоление неуверенности, 
чувства неполноценности при 
низкой самооценке.

Картинки с 
изображением 
ромашки и розы.
 

4-я неделя 
января
 

12

Дружба.
 

 Закреплять знания правил 
доброжелательного 
поведения, учить детей 
дифференцировать ощущения 
дружбы.
 

Фотография двух 
девочек.
 
 

 1-я неделя 
февраля
 

13

 Настоящий друг.
 

Учить правилам дружбы, 
развивать дружелюбие.

Камушек, доска, 
повязка для глаз.

2-я неделя 
февраля

14

 Послушание.
 

Дать детям представление о 
послушании.
 

Диск с музыкой, 
карандаши, 
бумага.

 3-я неделя 
февраля
 

15

 Чашка 
доброты.

 Осознание понятия доброты. 
Подведение итогов.
 

«Волшебный 
мешочек», 
конфеты.
 

4-я неделя 
февраля
 

3 Содержание программы

Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать  следующую последовательность этапов:

I-й этап – диагностический.

Цель: изучение уровня агрессивности у детей.

Диагностика:

  • Анкетирование родителей.
  • Опросник для воспитателей «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
  • Тест «Рука».
  • Проективная методика «Несуществующее животное».

II-й этап – информационный.

Цель: информирование и консультация родителей и педагогов образовательного учреждения о имеющихся нарушениях в развитии детей и необходимости психокоррекционной работы.

III-й этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция детской агрессивности.

IV-й этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Структура занятия выглядит следующим образом:

1.Вводная часть: 
Приветствие. Создание благоприятной атмосферы. Освобождение от телесных зажимов.
2.Основная часть. 
Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.). Целью этого блока упражнений является повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого.
3.Завершающий этап.
Отслеживание настроения детей в конце занятий. Анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывание детей.
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы.

  1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка – на успех у каждого ребенка.
  2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей.
  3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
  4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию.

Модули:

  1. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого.
  2. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью.
  3. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Разработанная коррекционно-развивающая программа позволяет психологам в условиях детского сада целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных детей и проводить эффективную коррекцию.

Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа способствует снижению уровня агрессивного поведения.

4 Методическое обеспечение

      В программу включены следующие диагностические методы:
     1.наблюдение;
     2.анкетирование;
     3.психологическое тестирование.

Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Для самовыражения ребенка занятия предусматривают рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуаций успеха и ощущения удовольствия. Слушание приятной музыки или использование веселых детских песен способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Взаимодействие с родителями.

Правила общения с агрессивными детьми:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. .Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. .Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10.  Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11.  Учить брать ответственность на себя.

Взаимодействие с воспитателями.

Напомнить о стилях воспитания, развивать у детей эмпатию, сопереживание к другим через театральную деятельность, прочтение книг. Необходимые игры с такими детьми: «Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Рубка дров», «Каратист», «Боксер» и т.д.

 Взаимодействие с физинструктором.

Развивать двигательную активность, устраивать соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее побежит». Прыжки на скакалке, различные эстафеты.

   

  5.   Список литературы

1.Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 

2. Осеева В. «Волшебное слово»

3. Муур Л. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

4. Осеева В. «Синие листья»

5. Максвелл А. «Вечерние рассказы»

 6.Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2008.