Общешкольное родительское собрание

Ченегина Елена Геннадьевна

Общешкольное родительское собрание

«Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики опасных зон воспитания.»

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня в этом зале мы собрали представителей всех классов нашей школы. И речь пойдет о самых трепещущих, остро стоящих проблемах воспитания наших детей. К вам, уважаемые родители, будет огромная просьба все, что здесь будет говориться передать родителям своих классов на ближайших классных родительских собраниях.

Современный мир предъявляет очень высокие требования к человеку, формирует идеал человека сильного, волевого, независимого, успешного лидера. Наше время требует от человека гибкости ума, легко и без страха осваивать и воспринимать нечто новое, причем в максимально короткие сроки. Школьная программа в рамках ФГОС вся нацелена на взращивание такого универсального человека. Это идеал, но реалии таковы, что соответствовать этим идеалам, хотя бы приблизительно, на сегодняшний день могут лишь единицы. 

В настоящее время перед обществом, учителями, педагогами дополнительного образования и в первую очередь перед родителями стоит множество проблем. Как вырастить ребенка? Но не только в этом вопрос. Не только как вырастить, а как воспитать здоровую, грамотную, адекватную, способную на добрые поступки личность. И, я думаю, все со мной согласятся, что в данном вопросе школа и семья должна быть единым звеном этой длинной цепочки. Ведь все мы заинтересованы в благоприятном будущем наших детей,  а значит и всей нашей страны. Наше российское общество за последние десятилетия очень изменилось и на смену старым идеалам пришли издержки современного общества: эгоизм, расчет, потребительство. Все это ставит родителей в жесткие рамки: или воспитывать детей или зарабатывать на жизнь. Это одна из проблем. Вторая, не менее важная – это высокий процент распада семей, а также ситуация вообще не создавания семей, так называемые гражданские браки. И как результат  - внебрачные дети или дети, воспитывающиеся в неполных семьях. Трудно взрослым, но куда труднее в этих условиях выживать нашим детям. И все – таки, в обществе, где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы - источником тепла, доброты, любви, человеколюбия, внимания должна оставаться семья.

         Итак, с какими проблемами воспитания сталкивается наше общество. Какие вопросы волнуют нас учителей и думаем и вас -  родителей.

1.     ПДД

  Кто из Вас не хочет видеть своих детей здоровыми и невредимыми? Каждому хочется думать, что уж его-то умный и рассудительный, так похожий на папу (маму) ребенок под колёсами автомобиля не окажется никогда. Ведь столько разговоров  на эту тему было… Однако избежать дорожно–транспортного происшествия порой совсем непросто.

     Статистика по детскому дорожно-транспортному травматизму неутешительная. Так за 2014 год количество ДТП с участием детей и подростков   составило страшную цифру – 21 148 аварий, погибло 872 ребенка, 22 407 получили ранения различной степени тяжести. За первый квартал 2015 года на дорогах страны погиб 151 несовершеннолетний, ранено 4826 детей.

Причины и условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

      Психофизиологическая система ребенка еще не достигла своего полного развития, в отличие от взрослого человека.  Координация движений, боковое зрение еще недостаточно развиты. У детей короче шаг и меньше сектор обзора, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды, вместо 0,8-1 у взрослых). В силу своих возрастных психологических особенностей, ребенок не всегда может правильно сопоставить скорость автомобиля и расстояние,  быстро оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге. 

       Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение за проезжей частью, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает «обработать» информацию и дать правильную команду к действию.

         Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек и  компьютерных игр. Только в игре машина может остановиться мгновенно, а в жизни – нет.

       Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.

       Иногда трудности в ориентации, связанны с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) Рост ребенка -  также серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге. У подростков и ребят старших классов это наушники в ушах.

       Большинство наездов на пешеходов совершается, когда водитель в силу различных факторов слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека. Основная указываемая причина – это плохая видимость объекта.

ДТП  становится   серьезнейшим  морально-психологическим потрясением для ребенка. Это настоящая трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим и должен быть заменён на опыт, накопленный обществом. Нельзя пугать ребенка опасностями на дороге. Ему не нужно жутко бояться проезжающих машин. Чувство страха вводит человека в оцепенение и чем сложнее ситуация, тем не правильнее будут, в таком случае, его действия. А вот о воспитании разумного чувства осторожности надо заниматься уже сейчас.

Как правило, уроки по ПДД в школе проводятся учителями,  классными руководителями. Это целая серия классных часов. С 1 по 8 класс – занятия на транспортной площадке, просмотры видеороликов, мультфильмов данной направленности, беседы с  участием сотрудников ГИБДД. 

Образовательный процесс по изучению основ безопасного поведения детей и подростков на улице и дорогах проводится преподавателем с учетом педагогических требований и предполагает решение следующих задач:

· развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;

· обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улице и дороге;

· воспитание законопослушного поведения по соблюдению правил дорожного движения.

      И все таки главным воспитателем и примером для подражания в этом вопросе были и остаетесь вы – уважаемые родители. Учите ребенка наблюдать за улицей и транспортом, анализировать возможные опасности.  Используйте любую возможность для обучения, не ходите по улице молча. Объясняйте, почему надо переходить через проезжую часть именно здесь и как это надо делать более безопасно. Покажите ему нарушителей-пешеходов. Чем больше вы будете рассуждать и обращать внимание на те или иные особенности дорожного движения, тем больше ребенок будет готов к участию в дорожном движении.  И никогда не нарушайте ПДД сами. Для детей родители – это объект любви и подражания. Если с папой или мамой можно – значит так можно вообще. Если ничего не случилось, когда перебегал через дорогу с папой или мамой – значит, ничего никогда не случится. Если так сделал папа или мама – значит так надо делать всегда. Самое действенное воспитание – пример взрослого. Детей надо учить не столько правилам, сколько культуре безопасного поведения. 

Кроме того, рекомендуем приобрести аксессуары со светоотражающими элементами, которые сделают вашего ребёнка заметными в вечернее, ночное время и в условиях недостаточной видимости. Особенно актуально это для школьников, которые часто возвращаются домой после уроков без сопровождения взрослых и иногда вынуждены переходить дорогу. Согласно исследованиям, водители обнаруживают пешехода, имеющего световозвращающие приспособления, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без таковых. Дети очень подвижны, из-за взмахов рук, движения тела при перемещении пешехода-ребенка фликеры создаются дополнительный  световой эффект, привлекающий внимание водителей.

          Убедите своих детей, что в интересах пешехода, переходя проезжую часть даже по пешеходному переходу, обозначить свое присутствие на дороге, дав возможность водителю вовремя затормозить. Светоотражающие элементы могут быть как самостоятельными изделиями — браслеты, подвески, наклейки, которые крепятся на одежде, так и деталью специальных жилетов, снабженных светоотражающими полосками.

Применение одежды со световозвращателями – дело для наших соотечественников непривычное, но в условиях сложной дорожной обстановки, заслуживающее самого пристального внимания. В странах, где использование такой одежды детьми стало традицией – значительно снизилось число дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

 

1.     Профилактика правонарушений среди подростков. Слово предоставляется инспектору ОП №1  - Илюшко Екатерине Николаевне.

Со своей стороны в этом направлении мы можем сказать, что администрацией, учителями школы в этом направлении ведется большая работа. Нашими силами, а также благодаря сотрудничеству с различными организациями проводятся классные часы правового направления, Дни правовых знаний, круглые столы с участием участковых ОП. Для учащихся среднего и старшего звена организуются правовые лекции с привлечением юристов.

И, все - таки, эта проблема существует. На внутришкольном учете на сентябрь месяц 2015 года состояли 11 учащихся ( в сентябре одна ученица была переведена в вечернюю школу). Причиной данной постановки являются нарушения Устава школы – это пропуски уроков без уважительной причины, курение, плохое поведение, нецензурная брань. Также среди числа «трудных» детей  находятся те, кто уже нарушил Закон РФ, и состоят на учете в полиции, а также в КДН. Таких в нашей школе 2 человека.  Это:

- распитие спиртных напитков несовершеннолетними – ученица 9 класса

- преднамеренная порча чужого имущества – ученица 11 класса.

И мы знаем, что в данном направлении нами и вами, уважаемые родители ведется большая работа. Но, к сожалению, существуют семьи - родители, которые также  уклоняются от воспитания своих детей – и тогда вся тяжесть родительского бремени ложится в лучшем случае на бабушек и дедушек, в худшем на социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей, который существует в городе Волжском. В нашей школе на учете в ЕГБД (для неблагополучных семей) состоит две семьи – в обеих семьях по причине распития спиртных напитков мамами. И с «трудными» семьями и «трудными» детьми ведется работа. Это и посещение данных семей на дому с целью составления социального паспорта семьи, выявления в каких условиях живет ребенок, контроля за обучением ребенка в домашних условиях, занятость во внеурочное время, а также установления адекватного ведения образа жизни родителями и другими членами семьи. Встречи администрации школы с данными детьми и их родителями в стенах школы с целью проведения индивидуальных бесед. А также вовлечение детей в городские и школьные кружки и секции. Но, конечно, данная работа не будет полной без вашей помощи. Ведь любое правонарушение легче предупредить, чем потом искать крайних и виноватых. И в этом нам очень нужна ваша помощь. Если вы знаете, что в вашем классе есть хоть какие-то семьи, вызывающие тревогу, обратите сами на них внимание, сообщите нам о происходящем.   

                Также хотелось бы обратить ваше внимание на такой аспект как проживание  детей, т.е. с кем и где живут дети. Очень часто стал иметь место факт, что родители, после развода, создав другие семьи, оставляют детей с бабушками и дедушками, а еще хуже, уезжая на заработки, оставляют их одних. Ни тот ни другой случай недопустим.    Во- первых, во избежание несчастных случаев (все мы слышали и знаем о пожаре, унесшем жизни 7 детей). А во-вторых, что ни бабушка, ни дедушка, ни какие-либо другие родственники, соседи и т.д. не являются законными представителями ребенка без юридически оформленных на то документов – Доверенность на предоставление интересов детей, заверенное у нотариуса.  Ведь всю ответственность за сохранность жизни и здоровья ребенка несут его законные представители. И здесь, конечно же, хотелось напомнить о статьях Конституции РФ

Ст. 4.5. – 4.6. – о нахождении детей, не достигших совершеннолетнего возраста без присмотра родителей

Ст.5.35 – ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. 

2.     Вторым направлением профилактической работы является профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании.  Собственно это направление  тесно связано с первым, т.к. является правонарушением, которое еще и влечет за собой вред здоровью.

По данным статистики, только за летний период рост наркомании в Волгоградской области среди подростков составил 40%. Это употребление и распространение как тяжелых наркотиков, так и СПАЙСов, хотя назвать их менее опасными нельзя. Они также разрушительно действуют на наших детей. В настоящее время среди молодежи получил распространение новый наркотик – СПАЙС – «буратино» - барбитурат натрия, который по действию идентичен героину.

 В школах нашего города и в нашей в том числе в сентябре месяце Комитетом образования Волгоградской области проводилось социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

 

Вот данные тестирования:

Возраст

Общее количество обучающихся

Количество обучающихся, прошедших тестирование

Всего

ГР(%)

до 15 лет

 204человека

 156 человек

 4,5%

15 и старше

 175человек

 118 человек

 4,9%

всего ГР(%)                                                  274человека

 9,4%

 

 

Как вы видите, что 9,4% человек, набравшие больше положенного баллы,  могут быть отнесены к группе риска по употреблению наркотических средств и психотропных веществ и нуждаются в профилактическом медицинском осмотре с целью уточнения ситуации по немедицинскому потребления наркотических средств и психотропных веществ.

         И снова, уважаемые родители, без вашей помощи, вашего контроля за своими детьми мы ничего сможем сделать, сколько бы и каких профилактических мероприятий мы не проводили.  Только вы видите своего ребенка в вечернее и ночное время, можете контролировать его пребывание дома и с друзьями. Ведите тщательный контроль где и с кем ваш ребенок находится, особенно недопустимы ночные уходы, или пребывание вне дома позже 21 часа. (Надписи на домах – закладки наркотиков)

 

3.     Третье направление профилактической работы – компьютерная зависимость.  Социальный педагог СМК «Свет» - Важинская Яна Викторовна.

В основную группу риска попадают дети от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернету. Наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые компьютерные игры. Именно они способны сформировать устойчивую психологическую зависимость с нарушениями в сфере психических состояний.  Реалистичная компьютерная графика, звуковые эффекты способны на время игры полностью заменить ребенку реальность. Он переносится в виртуальный мир, где получает острые и яркие впечатления. Пройти  игру для него становится, чуть ли ни смыслом жизни. самосохранения.

Играя в виртуальные игры, ребенок не только получает информацию, но и учится жестокости: он учит убивать других и умирает сам. Он не испытывает боли, видя виртуальную кровь, у него притупляется чувство страха, исчезает инстинкт. Возможно здесь, считают психологи, кроются корни детских и подростковых суицидов.

 Еще более усиливает подростковую компьютерную зависимость игра в глобальной сети, где подросток играет уже с  живыми людьми, которых он не идентифицирует за образами персонажей игры.

Чем привлекателен ребенку компьютерный мир?

- наличие собственного мира, в котором нет доступа никому окружающему

-  отсутствие ответственности, анонимность и невозможность проверки информации о себе в интернете

-полное абстрагирование от реального мира

- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток

- возможность самому принимать решения в рамках игры, вне зависимости от последствий

Симптомы компьютерной зависимости

- потеря контроля над временем, проведенным за компьютером

- утрата интереса к социальной жизни

- смешанное чувство удовлетворенности и раздражительности, а порой и гнева если по каким-то причинам время пребывания за компьютером уменьшено

- ночные кошмары, страхи

Последствия компьютерной зависимости

- нарушение функций зрения (ухудшение зрения, синдром «сухого» глаза)

- искривление позвоночника

-нарушение питания, гастрит, запоры

- хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха.

Возможно, что уход в виртуальный мир также связан с недостатком тепла, внимания и заботы со стороны родителей, семьи в реальном мире. Как помочь ребенку, у которого формируется или уже сформировалась компьютерная зависимость?

- Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить предельно допустимое время использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Ребенок не должен пребывать за компьютером более 1 - 2 часов в сутки. Причем в это время входит и подготовка домашних заданий – докладов и рефератов

- Ребенок не должен играть в компьютер перед сном, предложите как альтернативу совместную прогулку на свежем воздухе

- Займите свое чадо альтернативными делами: занятия в кружках и секциях, спорт, семейные походы, путешествия, чтение книг, обеды и ужины

- Ну и, конечно же, собственный пример: не сидите за компьютером чрезмерное количество времени, лучше уделите его семье, своему ребенку.

Удобная форма для обсуждения этой проблемы не резкие обвинительные высказывания и упреки, а добрая беседа – семейный совет. Беседу надо продумать так, чтобы ребенок понял, что компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Если же собственные усилия окажутся тщетными, то обратитесь за помощью к психологу. Но на этот поход надо ребенка настроить позитивно, что это не наказание, а скорее очередной познавательный момент.

 

4.     Жестокое обращение с детьми.

Слово предоставляется учителям начальных классов Монич Г.А., Вецель Н.В.

 

5.     Тревожность – Ворвулева Е.А.

6.      Суициды – Ченегина Е.Г.

Если вовремя не обратить внимание на тревожность, то со временем она перерастает в депрессию и, как следствие, итог – суицид.

Изучая данный материал, я нашла в газете «Аргументы и факты» статью, где опубликованы Распространенные мифы о подростковых самоубийствах:

1.     В России детских суицидов больше, чем в других странах.

Действительно, в нашей стране происходит втрое больше самоубийств среди подростков, чем во всем мире. Россия занимает одно из первых мест в мире по самоубийствам среди детей. Точную статистику суицидов установить трудно. Разные источники дают разную информацию, разные цифры. Но эти цифры шокирующие. По данным доклада Научного Центра здоровья детей российского Детского Фонда ООН от года в год по собственной воле уходят из жизни 20 человек из каждых 100 тысяч сверстников. В большинстве случаев никто шум не поднимает, и трагедии остаются внутри семьи. Но проблема есть и очень серьезная.

2.     Ребенок из благополучной семьи никогда не пойдет на суицид.

Достаток, культурный уровень семьи или другой показатель благополучия на вероятность подросткового суицида никак не влияет. Беда может прийти  в любой дом. Правда, если семья живет интересами ребенка, интересуется его жизнью, настроением, успехами и неудачами, то родители смогут увидеть тревожные нотки и предотвратить трагедию.

3.     Все самоубийства из-за компьютера.

Это не так. Компьютеры появились сравнительно недавно, а подростковые суициды – явление очень древнее. Конечно, в настоящее время компьютеры играют злую роль. Иногда эта роль двояка. Например, на страницах Интернета есть «сайты суицидников». Там рассказывается как можно уйти из жизни, в чем преимущества того или иного способа. На этих сайтах ребята знакомятся друг с другом, общаются, обсуждают свои намерения, а потом…. отказываются от своих планов. Они пугаются из-за физических последствий, которые произойдут с их телом после смерти. А большинство, поговорив и обсудив свой суицид, «перегорают» и решают дальше жить.

4.     Школа может и должна спасти потенциального суцидника

Это не так. Непрофессионалу вообще трудно тут оказать эффективную помощь. Учитель – специалист в педагогике, а не психологии и психиатрии. Другое дело, что суициды на ровном месте не возникают. Как правило им способствует затяжная депрессия. И обратить на нее внимание педагоги могут и должны, обратиться за помощью к школьному психологу, обратить внимание на данный факт родителей ученика.  

5.     Старшеклассники кончают жизнь самоубийством из-за ЕГЭ

Страх перед экзаменами на может быть истинной причиной суицида. В школе всегда были, есть и будут экзамены – да это нервы и стресс. Но основной причиной для ухода из жизни они не являются. Неразделенная любовь, даже ранние половые связи, что в настоящее время имеет место быть, страх перед будущей взрослой жизнью, депрессивный фон… И ЕГЭ становится последней каплей. Но если бы не было всего предыдущего, то эту каплю никто бы и не заметил. Ведь стресс для школьника – это любое соревнование, контрольная работа, ответ у доски, Олимпиада и т.д. Но к страху перед экзаменом толкаем его мы с вами уважаемые родители своими нравоучениями: не сдашь – выйдешь со справкой, не поступишь в престижный вуз – будешь двор мести, твоя жизнь будет искалечена и т.д. Все это так, но есть и масса примеров из жизни, когда тихий троечник в школе добивался больших успехов чем ученик – отличник… И наша задача не взращивать этот страх перед экзаменом и вообще дальнейшей жизнью, а мягко направлять и подсказывать верные пути. Но об этом чуть позже.

6.     Мы живем в такое время, когда самоубийство – нормальный поступок.

Это не так. Во все времена были свои трудности, которые надо умело преодолевать. Тем не менее, никогда и нигде самоубийство не поощрялось, а мировыми религиями его прямо запрещают. В наше время ничего глобально в этом вопросе не изменилось

7.     Если загрузить ребенка «по полной» кружками, секциями и прочими занятиями, ему некогда будет думать ни о чем плохом.

Отчасти это правда. Если подобрать ребенку занятия, интересующие его, жизнь его будет насыщенной, интересной, а это хорошая профилактика депрессий и, как следствие, суицидов. А вот избыток бессистемного досуга – безделия – глобально опасен. В таком состоянии трудно заниматься саморазвитием, самореализацией. Что же происходит в нашей школе…..

 

8.     Это все из-за наркотиков и алкоголя.

Это неправда, хотя наркотики и алкоголизм очень тесно связаны с суицидом. Все это разные формы саморазрушения. Но суицид – это итог, а наркомания и алкоголизм – своеобразная полумера.

9.     Чем меньше сообщать о детских суицидах в прессе, тем меньше их будет.

Это отчасти правда. Очень важно правильно подавать эту тему. Говорить надо о проблеме, а не о событии. То есть разговор о проблеме, аналитический, обсуждающий, рассказывающий, объяснительный навредить не может. А безоценочная новость способна запустить череду трагедий. Этого делать нельзя.

Ну и  последнее на что хотелось обратить ваше внимание, уважаемые родители – это на помощь вашу своему ребенку перед экзаменами. Будь то переводные или выпускные в 11 классе.

- Раз уж ЕГЭ неизбежен – не накручивайте своего ребенка и не нагнетайте ситуацию. Это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей. Ребенок должен знать, что экзамен – важный этап его жизни, но не последний! Задолго до экзамена обсудите с ребенком какие предметы ему сдавать и наметьте план подготовки.

- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок. А накануне экзамена вообще прекратите подготовку. Лучше дайте ребенку время на прогулку на свежем воздухе, вовремя лечь спать. Последние 12 часов должны уйти на физическую подготовку, а не умственную.

- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивной умственной работы ему необходимо правильное питание, сбалансированный комплекс витаминов.

- И все же, если ребенок получил оценку ниже, чем вы рассчитывали, или вовсе провалил экзамен, он должен знать, что вы его любите любым, просто за то, что он у вас есть, а не по результатам сданного экзамена.

 

Заключение:

         Уважаемые родители, мы сегодня постарались осветить лишь некоторые проблемы школьного и семейного воспитания. И в заключении хотелось бы сказать. Что бы мы ни делали, как бы ни воспитывали, какие бы слова и убеждения не находили, главное – это пробуждение человечности в нас самих и в наших детях. Ведь в каждом из нас живет человек, тот самый с заглавной буквы, большой, светлый и добрый. Главное уметь искренне проявлять эти добрые чувства по отношению к другим. Всего вам доброго.