Педагогические конкурсы

СЕКРЕТЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

Комментарии

Всё начинается с любви…
Для меня педагогика – это не профессия, а сама жизнь, которой я посвящаю себя уже 11 лет. К тому же для человека, выросшего в педагогической династии (общий педагоги-ческий стаж – 132 года), учительство, видимо, просто предопределено судьбой. Но я, ес-ли честно, пыталась сломать стереотипы, выбрав иную стезю, вопреки краснодипломному обучению в педагогическом вузе. Говорят: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». А планы мои со школой связаны не были. Педагогическое призвание во мне помогла раскрыть мой бывший классный руководитель. Она сказала только одну фра-зу, изменившую всю мою жизнь: «Ты же создана для работы с детьми! Попробуй, а уйти всегда успеешь». И я попробовала…
С первого дня работы в школе я поняла, или – скорее – почувствовала, что для того, чтобы всё получалось, нужно полюбить детей: всех вместе, и каждого в отдельности. Ибо «…Всё начинается с любви», тем более дети. Надо научиться их слышать, понимать и, как говорил Глеб Жеглов, узнать, чем живут, чем дышат… А самое главное – доверять друг другу. Ни слова фальши! Ведь дети чувствуют неискренность в несколько раз острее и хранят в памяти подобные разочарования всю жизнь. В лучшем случае они не перестанут доверять всем вокруг. Итак, два первых принципа – любовь и искренность – стали залогом наших отношений с учениками. И это было весьма несложно: не надо притворяться, а по-том изворачиваться, вспоминая, какую «правду» и кому говорил (кто из нас не сталкивал-ся с подобными вещами?). Но есть и третий обязательный компонент, необходимый для воспитания как своих собственных детей, так и учеников (хотя, искренне полюбив, ты пе-рестаёшь делить их на своих и «НЕ-своих»). Это личный пример. Для этого нужно не ка-заться, а стараться быть немного лучше, чем ты есть на самом деле; идти в ногу со време-нем, развиваясь и совершенствуясь во всём: в профессионализме, в работе над имиджем, включая чёткую и грамотную речь; быть интересной ученикам, быть готовой поговорить на любые темы, ответить на все вопросы, а если не знаешь ответа, то честно в этом при-знаться. И не надо заискивать перед ними, переходя на сленг или допуская некоторую фа-мильярность в общении. Если такое и оценится, то лишь сиюминутно. Задача истинного педагога – не спуститься на уровень ученика, а, подав руку, позволить ему подняться на ступеньку выше. Я всегда была уверена в себе, а значит, и в том, что могу стать достой-ным наставником для своих ребят. В силу психологических особенностей, подростки охотнее обращаются за советом не к родителям, а к друзьям. И потому я стараюсь быть своих учеников настоящим другом, не назидающим, а способным выслушать, понять и представить, что бы сделала я на их месте, в их возрасте. Я помню, как гордилась собой, когда родители учеников впервые обратились за советом, как найти общий язык с ребен-ком, сказав, что только меня он послушает. Здесь как раз и важно подобрать нужный клю-чик к сердцу и разуму маленького человека, постаравшись встать на его позицию и уже потом разъяснить ему точку зрения взрослых. А еще не надо стесняться обращаться за со-ветом к своим ученикам, т.к. в дружбе доверие должно быть обоюдным, поэтому не стоит сомневаться в том, что и нам, взрослым, есть чему поучиться у ребят. И, поверьте, для них это очень важно.
Результаты обучения становятся видны гораздо быстрее, чем результаты воспитания. Насколько искренней была дружба, получилось ли стать для детей больше, чем учитель, можно судить лишь по истечению какого-то времени. Но уже сейчас я горжусь тем, что мои ученики становятся моими коллегами, я почетный гость на свадьбе некоторых из них, и – самое почетное для меня событие – то, что я стала крёстной матерью для ребенка моей первой выпускницы. И это ли не высшая степень любви, искренности и доверия?

Маслова Анна Юрьевна
МОУ лицей г. Орехово-Зуево