Организация НОД

Организация непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в условиях преемственности начального и дошкольного уровней общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_nod.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация непосредственно – образовательной  деятельности в условиях преемственности начального и дошкольного уровней общего образования

Подготовила: старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Хрон Ольга Сергеева

Современный процесс образования в дошкольной образовательной организации – это  поиск и сотворчество воспитанника и педагога, в процессе которого дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную активную деятельность.

В условиях преемственности дошкольного и начального уровней образования наш детский сад ищет новые актуальные формы организации образовательной деятельности, отвечающих запросам общества и государства. Логику преемственности Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального уровней образования видим в динамике развития целевых ориентиров, тем самым создания условий для успешного формирования универсальных учебных действий у будущих первоклассников.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования  активных форм обучения.  Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность,  устанавливать причинно - следственные связи; ориентироваться в источниках информации.

Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы развивать   у старших дошкольников способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе системно - деятельностного подхода.

ФГОС начального общего образования определяет следующую классификацию универсальных учебных действий (УУД).

1) личностные УУД;

2) регулятивные УУД (включающие также действия саморегуляции);   3) познавательные УУД;

4) коммуникативные УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
смыслообразованиет.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентацияв том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование   -   предвосхищение   результата и   уровня   усвоения   знаний,   его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с  целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действияобщеучебные,  логическиепостановка и решение проблемы.

► Общеучебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и    результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
- знаково-символические действия  составляют особую группу общеучебных универсальных действий:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

► Логические универсальные учебные  действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с       восполнением недостающих компонентов;   
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствия;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждении;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

► Постановка и решение проблемы:

- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:

- умение слушать и вступать в  диалог;
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -   определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Наш коллектив разработал схему предпосылок формирования УУД для  занятий с детьми подготовительной к школе группы на основе структуры урока в первом классе.

Пошаговая схема формирования предпосылок                                                      формирования УУД у воспитанников в условиях НОД

Этапы НОД

Цели этапа

Вид деятельности

Ключевые фразы

Формируемые УУД

1. «Вызов интереса»

Создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель»)

Беседа, сюрпризный момент

- Хотите?

- Сможете?

Личностные УУД - включается механизм мотивации «надо – хочу - могу», вера собственные силы. Регулятивные УУД задаются свободным выбором цели, а не задаются сверху.

Коммуникативные УУД – высказывание своего мнения, формулирование ответа

2. Актуализация имеющегося опыта

Актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания

Предметная деятельность, дидактические игры

- Как?

- Каким образом?

Познавательные УУД - понимание инструкции, оперирование умениями, коррекция ошибок.

3. Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности

Создание условий для преодоления затруднений:

1. фиксация затруднений;

2. выявление его причин;

3. составление плана действий.

Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)

Беседа, разговор, диалог

- Смогли?

- Почему не смогли?

- Что сейчас вам надо узнать?

Личностные УУД – развитие способности к рефлексии, помогающие определить путь преодоления затруднений.

Коммуникативные УУД – способность слышать и учитывать мнение другого, способность изложить свою точку зрения

4. Самостоятельное открытие нового знания (способа действия)

Организация поиска необходимого знания, открытие нового знания.

Выбор метода, способа решения проблемы

Проблемные диалоги

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?

Познавательные УУД – поиск и извлечение информации.

Регулятивные УУД – способность согласовывать свои действия с требованиями ситуации

5. Включение нового знания (способа действия) в систему.

Создание условий для включения нового знания во внутренний опыт

Дидактические игры, работа в парах, в группах. Различные

- Что вы сейчас будете делать?

- Как будете выполнять

Личностные УУД – формирование положительной мотивации к познанию.

Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своѐ развитие на начальной ступени образования. Развитие предпосылок универсальных учебных действий как существенной психологической составляющей образовательного процесса обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей воспитанников, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. 

В  рамках реализации инновационной деятельности, которая функционирует в нашем СП с сентября 2014 года по теме: «Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования», педагогами  изготовлено пособие для старших дошкольников «ПОРТФЕЛЬ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ОТКРЫТИЯ»

Пособие состоит из комплекта дидактических материалов для детей дошкольного возраста и их родителей, в состав которого входят: списки рекомендованной литературы для свободного чтения с краткой аннотацией к каждой книге, творческие, увлекательные задания для самостоятельной исследовательской работы дошкольников, простые диагностические методики.

 На первых этапах кружковой работы педагог беседует с детьми о том, что в  течение многих столетий ученые и исследователи по крупицам собирали сведения об окружающем их мире, что наука - это та область человеческой деятельности, в которой они смогут проявить и свои знания, и таланты, и трудолюбие.

В портфеле для детей представлены увлекательные художественные книги великих писателей, которым удалось предсказать будущие открытия. Дети знакомятся с биографиями знаменитых ученых, узнают много любопытных фактов и, конечно же, экспериментируют. Детям дается установка не бояться быть любопытным и пытливым, фантазировать, выполняя задания! И даже самые неправдоподобные мечты сбудутся, если они будут настойчивыми!

Детям  даются рекомендации по работе с портфелем: прочитав книгу, они могут выбрать и выполнить к ней 1 любое задание, выполненное задание представить своему воспитателю или родителю, который отметит его выполнение специальным значком! Эту выполненную работу можно считать своим достижением. Следует стараться получить как можно больше значков на страничке в портфеле.

У каждого ребенка свой индивидуальный портфельчик юного исследователя, в котором он фиксирует свои заметки, зарисовки.

Работа организована с педагогом в детском саду и с родителями дома, так как серия опытов, например с электричеством, запрещена Сан Пином.

В примерном  план - конспекте  образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода» прослеживается преемственность реализации целевых ориентиров и формирования предпосылок УУД.

На 1 этапе ОД «Вызов интереса» детям загадывают загадку о воде, спрашивают, зачем нужна вода и для чего мы используем её, тем самым мотивируя детей на дальнейшую работу.

Целевыми ориентирами на этапе дошкольного образования выступают: 

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

А сформированность универсальных ученических действий в перспективе развития начального образования:

Личностные УУД - включается механизм мотивации «надо – хочу - могу», вера собственные силы.

Регулятивные УУД задаются свободным выбором цели, а не задаются сверху.

Коммуникативные УУД – высказывание своего мнения, формулирование ответа.

Целью 2 этапа  «Актуализация имеющегося опыта» является актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания и формируются в перспективе познавательные УУД - понимание инструкции, оперирование умениями, коррекция ошибок. И Т,Д