Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников

Балукова Дарья Евгеньевна

Театрализация как средство социализации обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д.Е. Балукова

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 810 (ВАО, Москва),

студент 4 курса очно-заочного отделения ИППО ГБОУ ВПО МГПУ

Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство способствующее формированию социально – эстетической активности личности.

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… » (Б. М. Теплов)

Театр – это особый вид искусства, он обладает своей спецификой: отражение действительности, характеров, событий конфликтов, их трактовка, оценка, утверждение определенных идей происходят в театре посредством драматического действия, возникающего в процессе игры перед публикой. [3]

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Во все времена известные философы, педагоги, искусствоведы (Платон, Т. Гоббс, Р. Тагор, В.А. Сухомлинский, Ф.М. Достоевский и др.) высоко ценили огромное воздействие чувство прекрасного на формирование глубокомыслящей, всестороннеразвитой личности, выделял при этом важность эстетического воспитания подрастающего поколения.

«Нравственность должна выступать в форме красоты». (Гегель).

Ещё древние греки полагали, что Красота, Мера, Гармония – это не только эталоны явлений природы, или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

Театр (в переводе с греческого – место для зрелища, зрелище) 1) род искусства; 2) представление, спектакль; 3) здание, где происходят театральные представления. [4]

Театральное искусство, как и другие виды искусства, является формой общественного сознания. Театр имеет первостепенное значение в жизни общества в качестве способа художественного отражения действительности и эстетического воспитания масс. Историческое развитие театра неотделимо от развития общества, а также от состояния культуры в целом.

Театр всегда был могучим средством идейного и эстетического воздействия на человека, а на ребенка в первую очередь. Воспитание художественного вкуса у младших школьников должно быть подчинено формированию их идейных и нравственных позиций.

Детство каждого проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать, как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

Театрализация, являлась наиболее распространённым видом детского творчества, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. [1]

Театрализованная деятельность в детском образовательном учреждении помогает:

• сформировать правильную модель поведения в современном мире;

• повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

• познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, прививать устойчивый интерес;

• совершенствовать навык воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов и мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность, является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе эмпатия определяется, как умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на место другого в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. [4]

В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка… заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи. Так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру, становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. [2]

Ошибочно думать, что все дети хотят играть на сцене. Я на собственном опыте выяснила, что некоторым интересно просто принимать участие в постановках, исполняя различные обязанности. Детям нравится быть сценаристами, режиссёрами, декораторами, ответственными за свет и звук. Работа над постановками прививает детям аккуратность, дисциплинированность, умение находить выход из затруднительных ситуаций.

Дети учатся на опыте своих товарищей и на собственном опыте. С детьми необходимо постоянно проводить рефлексию деятельности: «Что получилось лучше, чем на репетициях, а что нет? Почему? Как можно исправить создавшуюся ситуацию?»

В театрализованной деятельности не всё проходит гладко. Бывают моменты, когда во время выступления актёр выходит не вовремя (например, потому что не смог найти свой костюм), возникает пауза в диалоге (потому что партнёр забыл и не подал реплику). Все эти ситуации дисциплинируют детей и формируют у них чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. 

Исходя из собственного опыта, могу с уверенностью сказать, что многие современные дети не принимают общественные нормы и правила, которые взрослые пытаются до них донести с помощью собственного примера, бесед и т.д. Бесполезно что-то внушать такому ребёнку и ругать его. Добиться его внимания и принятия им каких - либо норм можно только в том случае, когда на него возлагается ответственность в той деятельности, которая интересна самому ребёнку. Театрализованная деятельность интересна всем детям, так как она близка к игре. При реализации задач этой деятельности ребёнок раскрепощается, примеряет на себя различные роли - «маски», ребёнок берёт на себя ответственность и очень боится, что его этой ответственности лишат, поэтому старается организовать и дисциплинировать себя, вести себя по-другому. Ребёнок благодаря собственному опыту создаёт новую, откорректированную модель поведения и следует ей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в начальной школе научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология и искусства/Под ред. М.С. Ярошевского. - М., Педагогика. 1987г. – 347 с.
  2. Международный образовательный портал МААМ http://www.maam.ru/]. URL.
  3. Психология: Словарь. Под общ. Ред. А.В. Петровского. - М., ПЕР СЭ. 2005 г. – 783 с.
  4. Театральная энциклопедия: том 4. - М.: Советская энциклопедия. 1994 г. – 296 с.