Конспект интегрированного занятия в средней группе "Путешествие в тундру".

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в тундру».

 

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Цель: расширять представления о Севере:  животном мире, природных явлениях.

 

Задачи:

-  Формировать у детей чувство сплочённости, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

- Учить высказывать свою точку зрения, решать проблемные ситуации, слушать сверстников, анализировать и делать выводы, развивать речь и отвечать на поставленные вопросы;

-  Закрепить в сознании детей представления о Севере, как суровом районе Земли, северном сиянии как явлении природы.

 -  Обогащать словарный запас детей (тундра, нарты )

 - Развивать чувство прекрасного через наблюдение за природными ланшафтами,  явлениями ; развивать активность детей  в разнообразных  играх, любознательность. Развивать мимику и пантомиму.

- Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к природе.

- Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки, игр-имитаций.

 

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Умка», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о животных и птицах Севера.

 

Оборудование: мультимидийное  оборудование, презентация «Бескрайний Север», мягкая игрушка «зайчик», поднос с корой деревьев, сухими веточка-ми,  листиками, зернышками, шишками, орехами; костюм для Умки, воздушный шар с телеграммой, аудиозаписи: песня «Увезу тебя я в тундру»,

 Звуки природы «Метель», рассказ Северного оленя – релаксация; фломастеры, ½ альбомного листа для каждого ребёнка.

ХОД  ООД.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

В.:  Ребята, с каким настроением вы пришли  в детский сад?

 У меня сегодня прекрасное  настроение и мне очень хочется поделиться им с вами. Давайте обнимемся и улыбнёмся друг другу, гостям.

В.:  Дети, вы слышали,     кто то стучал? Слышите? Там, за окном. (подходит к окну, открывает и обнаруживает шарик).

 

Здесь телеграмма!

« Дорогие ребята! Приглашаю Вас в гости. Умка».

 

В.:  Дети, кто нас приглашает в гости?

Д.:  Умка.

В.:   Кто это?

Дети: Медвежонок.

В.:  А вы знаете как он выглядит? (он белый, мохнатый)

В.:  А где живет Умка?

Д.:  На Севере.

Воспитатель: А что вы знаете о Севере ?

Дети: Там  холодно, много снега и льда!

В.: Тогда, давайте  оденемся потеплее. (имитация – одеваем тёплую одежду)

 Теперь мы  не замерзнем.

В.: А вот на чём мы с вами отправимся на Север, вы скажете сами:

* С крыльями и хвостом, но не птица.

* Быстро летит, громко гудит.

* Что это?    (самолёт)

В.:  Как вы догадались?

- Заводим моторы. (Дети выполняют действия).

- Полетели.

 

Под аудиозапись «Волшебный полет» дети бегут змейкой друг за другом, расставив руки в стороны.

 

Заходим на посадку. Садимся.( Слышится звук пурги (аудиозапись), слайд занесённой снегом тундры).

Воспитатель:  Ребята, а где это мы приземлились?  Посмотрите на эти бескрайние снежные просторы.

 

В.: А точнее в тундре, одном из самых суровых районов Земли. Зима здесь длится почти весь год, поэтому большая часть тундры  лежит в зоне вечной мерзлоты. Лето короткое и не такое жаркое как у нас. Но не смотря на это, здесь живут и трудятся люди, растут интересные растения, и, конечно же здесь обитают животные, с которыми  нам может быть посчастливится встретиться. Надо заметить ,ребята, они не боятся ни мороза, ни вьюги, ни ветра. Как вы думаете, почему? ( густая, тёплая шерсть).

В.: А ещё, толстый слой подкожного жира.

 

Воспитатель: А сейчас, давайте  посмотрим в бинокль, может  увидим кого- нибудь  и спросим дорогу к Умке.

Пальчиковая гимнастика « Бинокли».

Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечки.

Колечки подносят к глазам.

Воспитатель: Посмотрите направо, посмотрите налево. Никого не видно.

Все животные Севера испугались гула самолета и разбежались .

 Хотя  – нет! Посмотрите,  кто к нам летит? ( слайд с парящей в воздухе совой)

Воспитатель загадывает загадку:

 

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

 

Дети: Сова.

 

Воспитатель: Да, ребята, это совушка-сова, большая голова, не простая сова, а полярная, перышки беленькие.

В.: Здравствуй, совушка-сова.

Давайте спросим у неё, не видала ли она Умку? ( дети спрашивают)

 

Сова: Я видела, под кустиком сидит кто-то (под кустиком спрятался зайка)

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, да вот же он,  Умка! (показывает зайк

Дети: Нет, это не Умка!

 

Воспитатель: Почему, ведь он белый, шубка теплая, мягкая, хвост короткий?

 

Дети: Это зайчик, а мы ищем медвежонка Умку!

 

Воспитатель: А почему мы сразу не заметили зайчика?

 

Дети: Потому, что снег белый и шубка у зайчика беленькая.

 

Воспитатель: А дрожит он почему?

 

Дети: Волка боится.

 

Воспитатель: А как мы его за это называем?

 

Дети: Зайчишка – трусишка.

 

Воспитатель: Как мы можем успокоить нашего трусишку? (предложения детей). Давайте, ребята, поиграем с ним, он подумает, что мы зайчики и перестанет бояться.

 

П/Игра « Зайка по лесу скакал».

 

«Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал,

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается,

Кто-то по лесу крадется.

Зайка путает следы,

Убегает от беды!»

 

Дети прыгают, петляют, убегают.

 

В.:  Посмотрите, ребята, наш зайчик успокоился и что-то ищет. Он наверное проголодался и ищет себе корм. Давайте поможем зайке найти корм.

 

 Д/Игра « Покорми зайчика».

 

 

На подносе лежат сухие веточки, кора деревьев, зернышки, шишки, орехи, сухие листики. Предлагаю ребятам найти корм для зайчика, объяснить свой выбор.

 

 Молодцы, ребята. Помогли найти зайчику корм. Зайка пускай кушает, а мы продолжаем свое путешествие.

Где же нам Умку найти?

 

Давайте, еще раз посмотрим в бинокли. Что сзади, что впереди?

 

Пальчиковая гимнастика « Бинокли».

(слайд с изображением северного оленя)

Воспитатель: Посмотрите ,вы узнали, кто это?

Д.:  Северный олень.

В .:  А как вы думаете, чем он нам может помочь?

 

Северный олень нас быстро домчит к Умке. Открою один секрет: у этого животного Севера мощные копыта, которые состоят из двух  половинок, соединённых перепонкой. Благодаря этой перепонке  олень с лёгкостью передвигается по рыхлому снегу и болотистым местам.

Вы, когда нибудь, катались на оленьих упряжках?  (слайд «Олень в упряжке»)

Тогда, садимся в нарты, так называют на Севере сани, и поехали! (звучит аудио запись « Увезу тебя я в тундру»)

В.:  Послушайте, что нам расскажет Северный олень. (аудио запись)

 

 Прислушайтесь (звуки пурги). Упражнение на релаксацию. Ребята медленно опускаются на коврик , закрывают глаза.

« Воет пурга. Ветер несет снег. Трудно Умке пробираться сквозь пургу. Холодно. Устал Умка. Он ложится на льдину, закрывает лапой нос, чтоб не замерз, а ветер несет и кружит снег, и укрывает белоснежным покрывалом медвежонка.

 

(Звучит «Колыбельная»). И ему уже тепло, и снится ему его добрая и ласковая мама – медведица, которая зовет его: «Умка, Умка, Умка!» ».

Слайд белой медведицы.

В.: Кто это? Давайте поможем маме медведице, позовём Умку. (дети зовут Умку)

Появляется медвежонок Умка! (Ребенок старшей группы, одетый в костюм медвежонка).

Умка: Здравствуйте, ребята!

Я белый медвежонок. Зовут меня Умка!

Это я пригласил вас в гости! Я хочу вам показать вот это чудо природы!

(слайды «Северное сияние»)

В.:  Дети, вы знаете, что это такое?

Умка: Это северное сияние.

В.: Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы, или на всём небосводе с востока на запад вспыхивает многоцветный пульсирующий занавес.
Давным-давно люди верили в то, что игра красок на небесах ничто иное как танец богов.

Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы.

Северное сияние.

Выйдешь на улицу, глянешь на небо,
Ярко зелёная полоса
Перечеркнула от края до края
Эти тёмные небеса.
То замрёт, то помчится игриво,
Набирая цвет на бегу,
То уйдёт, то назад возвратится,
Говоря: “Без тебя не могу”.
Я иду и она со мной рядом,
Улыбнусь, а она подмигнёт,
Засмеюсь и, как будто награда,
Надо мной цветок расцветёт.
А пойду я домой – попрощаюсь
И она стоит, словно ждёт.
Я уйду, а она вдруг растает.
Друг о друге мы помним весь год.

В.: О чём это стихотворение? (ответ)

В.: Ребята, давайте все вместе скажем Умке СПАСИБО! За удивительные приключения, восхитительное зрелище – северное сияние и феерверк эмоций.

Друзья, но мы ведь не можем уехать и ничего не оставить о себе на память.

Предлагаю подарить Умке разноцветные рисунки своих ладошек.

(Дети садятся за столы и фломастерами обводят свою ладошку).

 

Воспитатель: Ну что ж  нам пора возвращаться назад, в детский сад.

 

Дети: До свидания, Умка!

 

В.:  Заводим моторы!

 

-Полетели.

Под аудиозапись « Волшебный полет» дети бегут змейкой друг за другом и возвращаются в группу.

В.: Ну вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие?  А что больше всего запомнилось? Каких животных Севера  вы встретили? Вы запомнили как называется природное явление, которое нам показал Умка?