Методические материалы

Бровко Екатерина Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема. И.А. Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне.

Тип урока:  усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.

Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета,  интереса к классической литературе, использование различных источников информации;  развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;                

Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков  выразительного чтения басни;формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник

Ход урока

1.Предварительная беседа о ранее пройденных баснях И.А.Крылова.

2.Историко-литературное вступление к басне «Волк на псарне».

В своих баснях И.А.Крылов не ограничивался обличением человеческих пороков. Особую группу в творчестве баснописца образуют так называемые исторические басни. Они связаны с Отечественной войной 1812 года. В них И.А.Крылов выступает как истинный патриот и показывает свою глубокую любовь к Отчизне, народу, уважение к великому полководцу М.И.Кутузову.

В связи с войной 1812 года И.А.Крылов написал шесть замечательных басен: «Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и кот», «Волк и Кот», «Обоз». Вершиной  же басенного творчества Крылова в 1812 году стала басня «Волк на псарне».

Ворвавшись в Россию с полумиллионной армией, Наполеон надеялся поразить Россию в самое сердце, заняв Москву. Когда же, наконец, завоеватель всей Европы очутился на Поклонной горе и увидел перед собой бесподобную по своей красоте «великую европейско-азиатскую красавицу» Москву, он торжествовал.

4-го сентября 1812 года Наполеон въехал в Московский Кремль, но вскоре вынужден был его оставить: Кремль оказался в кольце огня. Москва была объята пламенем.

Кутузов, оставив Москву без боя, сохранил силы и боеспособность армии, силы же Наполеона иссякли в Бородинском сражении. Наполеон понял это и три раза посылал своих послов с предложениями мира, но ответа не последовало. Нужно было спешно убираться восвояси, и 6 октября 1812 года, в 7 часов утра, Наполеон со своими войсками покинул Москву. Настроение у завоевателя Европы было тягостное и удручённое… Уходившего врага по пятам преследовали передовые части русской армии и партизанские отряды, изматывая и истребляя его силы. Так русский народ под руководством М.И.Кутузова отстоял свою независимость.

3.Выразительное чтение басни (аудиозапись).

4.Анализ басни. Беседа с классом по вопросам.

- Какие образы басни являются главными? (Волк и Ловчий)

- Почему? (Через них выражен основной смысл басни, отчего их имена и даны заглавными буквами)

- Что во внешнем облике и поведении Волка напоминает Наполеона? (Щёлкающий зубами Волк и его остро ощетинившаяся шерсть прозрачно намекают на враждебность Наполеона к русскому народу)

- Чем образ Ловчего напоминает нам Кутузова? (Внешне седины Ловчего вызывают в памяти образ престарелого  седовласого русского главнокомандующего, а мудрый ответ Ловчего Волку и расправа с ним ясно говорят об историческом решении Кутузова не мириться с Наполеоном, а бороться с ним до его полного разгрома)

- В каких словах басни дан намёк на партизанское движение против Наполеона? (Это ясно выражено в словах: «Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём»)

5.Язык басни.

Язык басни вполне соответствует её содержанию. Первая часть представляет собой повествование. В ней сообщается о вторжении Волка на псарню, показана быстрая, активная реакция на это событие всего псарного двора. Здесь много действия, оно дано в нарастающем порядке, что передаётся обилием глаголов, а существительные ещё более усиливают динамику и напряжённость события. Вторая часть басни описывает безвыходное положение Волка. Третья и четвёртая части представляют диалог и окончательно раскрывают идейный смысл басни. Здесь особенно интересна своим лицемерием речь Волка. Она отличается просительно-клятвенным тоном и находится в явном противоречии с характером Волка. Последняя, заключительная часть басни – краткая речь Ловчего и его расправа с Волком.

В процессе рассказа учителя ученики читают выразительно басню по частям.

6. Теоретическое понятие о басне как особом литературном жанре.

На материале басни «Волк на псарне» учитель совместно с учениками выделяет составные элементы басни как жанра литературы.

Рассказ

Аллегория

Сатира

Мораль

Строй речи

Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню и поплатился за это жизнью.

Под образом Волка подразумевается Наполеон, под образом Ловчего – Кутузов.

Осмеяние Наполеона,  задумавшего поработить Россию

«С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой»

Стихотворная рифмованная речь.

7.Итоги урока.

8.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение басни.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Повторение по теме: «Морфемика».

Цели: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Планируемые результаты: применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слова.

  • Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.
  • Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии  в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
  • Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
  • Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика,  орфография».

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, деятельностно-практический метод, фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, индивидуальная, обобщение, самостоятельная работа.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Слово учителя.

Ребята, у нас с вами сегодня не совсем обычный урок, сегодня мы      отправимся в путешествие по стране, название которой мы узнаем, когда ответим на несколько вопросов. Тот ,кто правильно ответит на вопрос получит букву, и потом из них  мы составим название страны, по которой нам предстоит путешествовать.

 

3.Беседа. Повторение основных понятий раздела.

1. Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)

2.  Какие части слова служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс)

3. Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)

4.  Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Приставка)

5. Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании. (Окончание)

6. Бывают ли части речи без окончания?

7. Как найти окончание?

8.Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (Корнем)

9. Я прочитаю пословицу, а вы назовите, какие «добрые» ласковые суффиксы любит народная речь. 

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка. (-ушк-, - к-)

Тот, кто ответил на вопрос, выходит и открывает букву на доске.

- Что такое морфемика?

-Зачем мы снова будем говорить о морфемике, ведь мы уже все изучили?

Определение целей урока. (Записать в тетрадь)

1 станция: «Не угоди в ловушку!»

- Распределите слова в три столбика. (Работа в тетрадях ).

Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, туманный,

неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.

 Самопроверка. Проверьте.

 Поднимите руку у кого всё правильно.

А кто из вас угодил в ловушку?

2 остановка.

А теперь послушайте сказку.

На лес налетел ураган. Со всех деревьев он посрывал листья и разбросал их

по поляне. Угадайте, все ли листья принадлежат дереву с корнем ХЛЕБ?

3 остановка.  Прятки.

Ребята! Буквы З и С предлагают вам сыграть с ними в прятки. Они уже, как вы видите, спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова. Но сначала давайте вспомним, в каком случае в приставках пишется буква З, а в каком С? В каких словах нет приставки,  и  они начинаются с З? (здесь, здоровье, здание). Перед вами карточка, вы вставляете  пропущенные буквы, выделяете орфограммы.

Бе…жалостный, и…портить,  ра…жимать,  в…порхнуть, ра…носить, бе…шумный, бе…цельный, и…кусать, ра…гадать, …дание,  …десь,   ра…будить,   во…петь.

Взаимопроверка.

4.Следующая станция «Назови одним словом» .

 Один ученик работает у доски.

Количество лет от рождения (возраст).

Человек, дающий деньги в долг под проценты (ростовщик)

Отдельная область знаний, производства ( отрасль)

Недавно появившийся из семени стебелёк (росток)

5.Станция «Подземелье злых ошибок».

- Ребята, а на этой станции нас поджидают злые и коварные ошибки.

Постарайтесь их избежать.

Буквы ё – о после шипящих в корне

Или  почему в щёчке – ё, а в крыжовнике – о?

Игра «Покажи движением и мимикой».

Ё – показываем щёчки, О – жующего человека, лакомимся крыжовником.

Слова: крыжовник, жёлудь, жёлтый, чёлка, шов, щётка, решётка, шорох.

6. В гостях у добрых бабушек Ы  и  И.

- Ребята, вы потрудились, устали. Предлагаю вам пойти в гости на чай  к добрым бабушкам Ы и И.

 1 вариант идет к бабушке Ы, а второй к бабушке И. Но не с пустыми руками!1 вариант  выписывает  со слайда  слова с Ы, а второй вариант выписывает слова с  И.

Лекц…я, гостинц…, иллюстрац…я, ц…кнуть, ц…клон, торговц…, ц…рк, ц…линдр, ц…пленок, ц…вилизац…я, ц…ганка, ц…фра, операц…я, на ц…почках, отличниц…, ц…фры.

Устная проверка.

7. Подведение итогов.

Достигли мы с вами цели или нет?

Какое задание было самым интересным?  Сложным?

Дом задание.

1. На  «4» составить вопросы по теме «Морфемика»

2.На  «5» составить карточки с заданием по пройденному материалу.

 



Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения

Задание 1. Определите значения следующих слов: бартер, консенсус, триллер, шоумен, гран-при, йети, ноу-хау, саммит, эксклюзивный, кемпинг, рефери, дефолт.

Задание 2. Каждое толкование замените одним словом.

  1. Краткая приветственная застольная речь.
  2. Настенный светильник из одной или нескольких ламп.
  3. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.
  4. Грубый, невоспитанный человек.
  5. Тоска по родине.

Задание 3. Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:

Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.

Задание 4. Подберите подходящие по смыслу антонимы:

Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.

Задание 5. Замените получившиеся словосочетания синоноимичными

Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).

Задание 6. Объясните значения следующих слов.

Бережный – бережливый, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.

Задание 7. Объясните различия в значении следующих паронимов.

Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор.

Задание 8. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.

… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный);… принадлежности, … бумага,(писчая, письменная); … район, мальчонка (соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный, эффективный).

Задание 10. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.

1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …

Задание11. Замените одним словом.

Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.

Задание 12. Замените свободное сочетание фразеологизмом.

1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.

Задание 13. Найдите ошибки и исправьте их.

Ткнул пальцами в небо. Сосед из него все жилы сосет. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу. Эта проблема гроша выеденного не стоит. Родители работали не покладая сил. Он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ № 1. Средства художественной выразительности

1. Лес, точно терем расписной…

…Стоит над светлою поляной.

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

3. Покатились глаза собачьи

золотыми звездами в снег.

4. Не то на серебре - на золоте едал.

5. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый.

6. Поет зима, аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

7…наметали стог выше тучи.

… вино лилось рекой.

8.Мальчик с пальчик…

9. О чем ты воешь, ветр ночной,

О чем так сетуешь безумно?

10. Как огромный навозный жук,

Черный танк наползал жужжа.

Тест № 2. Средства художественной выразительности

1. И погас он, словно свечечка,

Восковая, предыконная.

2. Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть!

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

3….талии никак не толще бутылочной шейки…

4. Перо его местию дышит.

5. Снова горе подымается,

Словно злая туча черная.

6. Не жалею, не зову, не плачу.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

7….колесом за сини горы

солнце тихое скатилось…

8. …а по двору метелица

ковром шелковым стелется…

9. Он был благодарен и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, как воин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето.

10… в сто сорок солнц закат пылал.

Задание. Вставьте буквы и знаки препинания. Раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

1. Лошади пустились вскачь но долго ск…кать (не)могли и опять п…бежали рысью.

2. Мертвые деревья часто обр…стают мхом.

3. Нужно было изл…жить все по порядку но Маша путалась. Она не умела еще связно изл…гать свои мысли.

4. Выр…с цветок пышно ра..цвел и увял.

5. Распол…гат…ся можно было только тут.

6.Сотни песен ск…заний былин сл…жил и сл..гает народ.

7. Наш пруд по водной глад…зар…стает ряской.

8. Путники предпо…лагали н…чевать в деревн… но их предпол…жение не …былось.

9. Ляля увид…ла на листке смородины огромного ч…рвяка с ужасом отброс…ла его и отск…чила.

Задание. Вставьте буквы и знаки препинания. Раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

1. Лошади пустились вскачь но долго ск…кать (не)могли и опять п…бежали рысью.

2. Мертвые деревья часто обр…стают мхом.

3. Нужно было изл…жить все по порядку но Маша путалась. Она не умела еще связно изл…гать свои мысли.

4. Выр…с цветок пышно ра..цвел и увял.

5. Распол…гат…ся можно было только тут.

6.Сотни песен ск…заний былин сл…жил и сл..гает народ.

7. Наш пруд по водной глад…зар…стает ряской.

8. Путники предпо…лагали н…чевать в деревн… но их предпол…жение не …былось.

9. Ляля увид…ла на листке смородины огромного ч…рвяка с ужасом отброс…ла его и отск…чила.

Ответы

Средства выразительности речи

1вариант

1.сравнение

2.эпитет

3.метафора

4.метонимия

5.метонимия

6.олицетворение

7.гипербола

8.литота

9.олицетворение

10.сравнение

2 вариант

1.сравнение

2.олицетворение

3.литота

4.метонимия

5.сравнение

6.сравнение, метафора

7.метафора

8.метафора

9.сравнение

10.гипербола



Предварительный просмотр:

Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка» для 6 класса
1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

2) «Повести Пушкина»

3) «Проза Пушкина»

4) ни в какой цикл не вошл

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов

2) Григорий Иванович Муромский

3) Владимир Берестов

4) Трофим

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов

2) Григорий Иванович Муромский

3) Алексей Берестов

4) Трофим


4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза                2) Акулина                         3) Настя             4) Маша

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?
1) Елизавета                  2) Лизонька                 3) Бетси                     4) Лиза

6. Сколько лет было дочери Муромского?
1) 16                      2) 17                      3) 18                      4) 19

7. О ком идёт речь?
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».
1) Лиза                 2) Настя                3) мисс Жаксон                  4) Акулина

8. Как называлось имение Муромских?
1) Прилучино              2) Тугилово                 3) Отрадное                      4) Лысые Горы

9. Как называлось имение Берестовых?
1) Прилучино               2) Тугилово                 3) Отрадное                    4) Лысые Горы

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:
«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».
1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов

2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами

3) прятки

4) прыжки через горящий костёр

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»

1) Иван Петрович Берестов

2) Григорий Иванович Муромский

3) Алексей Берестов

4) кузнец Василий


12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
1) красная роза                2) жёлтый тюльпан                 3) мёртвая голова                4) щит и меч

13. Кто сшил Лизе лапти?
1) Трофим                  2) Алексей Берестов                 3) кузнец Василий                  4) Настя

14. Какого цвета был сарафан у Лизы?
1) синий                 2) коричневый                3) красный               4) жёлтый

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?
1) в доме Берестова                  2) в доме Муромского                        3) в поле                  4) в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?
1) камердинером               2) кучером                3) барином                4) пастухом

17. Как звали собаку Берестова?
1) Сбогар                2) Барон                   3) Рэкс               4) Чопер

18. Укажите, о ком идёт речь:
«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».
1) мисс Жаксон                     2) Лиза                3) Настя               4) Акулина

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба

2) в старой кузнице

3) под большим камнем у дороги

4) под упавшим деревом в роще


20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?
1) Дал согласие на брак с нелюбимой.

2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.

3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.

4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

ОТВЕТЫ

1-1

2-1
3-2
4-1
5-3
6-2
7-3

8-1
9-2
10-2
11-3
12-3
13-1
14-1

15-4
16-1
17-1
18-2
19-1
20-2



Предварительный просмотр:

1.В какое время года происходят события, которое описано в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) лето             б) осень                в) зима              г) весна

2. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых                  б) шестерых                     в) пятерых               г) семерых

3. Самым старшим мальчиком был?

а) Илюша         б) Федя              в) Павлуша             г) Костя

4. Какой истории не было в рассказах мальчиков?

а) о Бабе-яге      б) о лешем                     в) о водяном            г) о русалке

5. Что готовили мальчики на костре?

а) уху             б) картошку                в) кашу              г) жарили рыбу

6. Как звали сестру Вани?

а) Маруся             б) Дуняша             в) Анюта            г) Варвара

7. Кого на орловщине называют казюли?

а) домового            б) маленького ребёнка          в) червяков         г) змей

8. Кто из мальчиков рассказывал историю про Ермилу?

а) Илюша           б) Федя                в) Павлуша           г) Костя

9. Определите жанр рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) быль             б) сказка                  в) очерк             г) повесть

Задания с кратким ответом

1.Узнайте героя рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой».

б) «На вид ему было не более двенадцати лет», «волосы всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой … тело приземистое, неуклюжее».

в) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить … маленького роста, сложения тщедушного».

г) «На вид мальчику было лет двенадцать», «лицо … довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».

д) «Этому мальчику было всего семь лет. Он лежал на земле, смирнёхонько … изредка выставляя свою русую кудрявую голову».

3. Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2. Как называются истории, которые рассказывали мальчики?

4. Кто из мальчиков рассказал больше всего историй?

5. Что такое «предвиденье небесное»?

6. Каким художественным приёмом пользуется Тургенев при описании облаков.

«Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым».

7. Как называется сборник рассказов И. С. Тургенева, в который входит рассказ «Бежин луг»?

Ответы

Задания с выбором ответа

  1. а) лето
  2. в) пятерых
  3. б) Федя
  4. а) о Бабе-яге
  5. б) картошку
  6. в) Анюта
  7. г) змей
  8. а) Илюша
  9. в) очерк

Задания с кратким ответом

  1. а) Федя б) Павлуша в) Костя г) Илюша д) Ваня
  2. Отправились в ночное, пасти лошадей.
  3. Былички.
  4. Илюша.
  5. Солнечное затмение.
  6. Сравнение.
  7. «Записки охотника».



Предварительный просмотр:

Рефлексия в конце урока

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

3.Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

4. «Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

 «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

5. «Комплимент».

 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

6. «Три лица».

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

8.«Пейзаж».  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

9.Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

10.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.

11. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

12. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде  схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

И т.д.

13.Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

14.Резюме, эссе, мини-сочинения.

15. «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

16.»График».

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

- личной активности.

17. «Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

18. Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

19. Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

20. "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

21."А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
  • Что не оправдалось и почему?
  • Мои и наши перспективы?

22."Ассоциация".

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

23.  "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

24.Оценочный лист.

Рефлексия

Выполнил ли я то, что задумал?

__________________________________________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Всё ли получилось так, как я задумывал?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано хорошо?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано плохо?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о  с к а з а л а  м а м а:

__________________________________________________________________

ч т о   с  к  а з а л а   у ч и т е л ь н и ц а:

__________________________________________________________________

к а к  о ц е н и л и  п р о е к т  д р у з ь я:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

В  ч ё м  я  с  н и м и   с о г л а с е н,  в  ч ё м  -  н е т ?

__________________________________________________________________

25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

26.«Волшебная палочка».

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

27.Анализ своих ошибок.

28. Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

29. Слова-напутствия.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

                                                                   К.Паустовский

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

                                                                      А.де Сент-Экзюпери

30.Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

31. Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

32. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

33. «Светофор».

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

34.«Яблоко и стрелы» .

35.Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

37. «Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

38."Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

39.Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

40. «Письменное интервью» - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

41. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

42. «Кто веселее?».

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

     

 

43.Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

44. «Одним словом». Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

45.Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

46. «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

47.Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

                                                                  ЗАЛИВ ПРАВИЛ

МОРЕ ЗНАНИЙ

48.Стихотворение.

Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремится и чего он жаждет,

О чем мечтает дома в тишине,

О чем порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждет,

И грезит вдруг какими миражами,

Какие замки строит он в мечтах,

О чем тоскует, мается, грустит,

Какими тайнами воспоминаний

Он раны сердца часто бередит.

Но, к сожаленью, это невозможно

Узнать, что человек в себе хранит:

Все чувства его спрятаны надежно,

И мир души не каждому открыт.

                                 Н.Петренко

-Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

                                  Б.Пастернак

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Ученики желают друг другу добра.

Нашим гостям.

Чтобы гости захотели

К нам на урок прийти опять.

Ученики приветствуют учителей.

49.«Кораблик».

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

50.«Лист самооценки».

  Узнал что-то новое                                                   Научился

  Расстроился                             Я                         Получил радость

  Удивился                                                                  Ничего не понял

51.«Акрослово».

Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.

М-манящая

О –огненно-купольная, отвергнутая Петром

С – святая

К – колокольная, краснокупольная

В – возвеличенная, вольная

А – алтарная.

52.«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

53.«Пожелание».

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:

-Избавляйся от…

-Будь всегда…

-Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

                 С.Маршак

54.«Подбор стихотворения».

Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я –

О, время, погоди!

Ф.Тютчев

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

М.Лермонтов

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И.Тургенев

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

А.Пушкин

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы.

В.Брюсов

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

К.Бальмонт

                              Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

                                    Анализ урока учащимися

Назовите, чем вы занимались на уроке?

Какие трудности ты испытывал на уроке?

Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная -                      работа в парах -

По карточкам -                             самостоятельная работа -

Работа в группах -                        коллективная работа -

Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -    

                 

                       

 Маятник настроения  

Маятник- подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того,  «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.

                                         

                          Цветик- многоцветик                                                                                                                          

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.    

                                           Мишень настроения

C:\Documents and Settings\Uzer\Рабочий стол\2010 год\лагерь-2010\P1090252.JPG

День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация

                           Состояние моей души

     F:\школа\школа1\0a4f488923716b024ee68941527cf924.gif

                   

Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

                                                     SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.



Предварительный просмотр:

Тема. Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А. А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.

Задачи:

1. Формирование представления об особенностях лирики АА. Ахматовой.

2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

Ход занятия.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Перед весной бывают дни такие...»  А.А. Ахматовой. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.

Шестое апреля.

Классная работа.

Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».

Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу.

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет:

 «Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я «не сообразив», что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом». Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

Посмотрите видеопрезентацию к уроку и запишите 3-5 предложений о жизни Ахматовой. https://youtu.be/oIaVPC7VLPM 

Откройте учебник на с. 164 и прочитайте стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

- Какие чувства вы испытали, прочитав это стихотворение?

- Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

- Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности).

Перечертите в свои тетради таблицу и ответьте на вопросы.

Вопросы

Ответ

1. Определи вид лирики.

2.  Каким настроением проникнуто стихотворение?

3. Определите тему стихотворения.   

4. Какие картины рисует поэт?

5. а) Какая строка «подсказывает» нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя?

6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних строках?

7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками.

7. Назовите художественные средства, используемые поэтом.

8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе?

9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части.

10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения?

11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение?

12. В чём заключается главная мысль стихотворения?

- Уважаемые журналисты, так что же представляет собой у Анны Андреевны природа?

(Природа – это живительная сила, которая защищает человека, даёт его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу, помогает разобраться в своих чувствах, задуматься о своём предназначении).

- Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека?

(Порывы души, которые находят свой выход в музыкальных и художественных произведениях, полотнах художников.)

- Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом?

(Стихотворение помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир. «Окружающая природа - это мы с вами», а А.А. Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.)

- Уважаемые журналисты, перед тем, как написать статью в газету, перечислите ещё раз и запишите в тетрадь особенности лирики А.А. Ахматовой:

1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;

2. Возникновение ощущения доверительного разговора;

3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;

4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.

- Молодцы, вы справились с работой.

Домашнее задание: написать стихотворение по первой строке «Перед весной бывают дни такие...» или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А. Ахматовой, или нарисовать иллюстрацию к стихотворению (формат А 4).