Самообразование по теме: "Личность педагога и воспитанника в полиэтническом и поликультурном образовательном пространстве".

Подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка педагогов; дополнительное профессиональное образование; эт-нопедагогическая компетентность; этнопедагогика; дети-мигранты.

 

АННОТАЦИЯ. В данной статье автор обращается к актуальной проблеме подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании. Выявленный этнопедагоги-ческий характер проблем, специфика содержания деятельности по учебной, социально-психологической и культурной адаптации детей-мигрантов, а также требования профессионального стандарта «Педагог» позволяют считать ключевым фактором подготовки педагогов формирование у них этнопедагогической компетентности в единстве трех выделенных компонентов: личностного (сформированность позитивной этнической идентичности, этнической толерантности, действенной эм-патии), когнитивно-операционного (овладение этнопедагогическими и социально-психологическими знаниями и умениями), праксеологического (способность успешно решать задачи адаптации детей-мигрантов). В статье рассмотрены функциональные (диагностическая, компенсаторная и акмеологиче-ская) и педагогические (сочетание формального, неформального и информального образования в целях достижения образовательного результата, вариативность форм, методов, сроков обучения и оценки, ориентация на опыт обучающихся и деятельностный результат) возможности дополнительного профессионального образования, которые учтены при разработке структурной модели как теоретической основы образовательного процесса формирования этнопедагогической компетентности. Педагогическими условиями реализации модели подготовки педагогов являются модульность и вариативность программ повышения квалификации педагогов, их ориентированность на различные уровни сформированности компонентов этнопедагогической компетентности педагогов, работающих с детьми-мигрантами, конструирование содержания обучения на основе компетентностно ориентированных задач, которые выступают в качестве интегративных дидактических единиц содержания технологии формирования этно-педагогической компетентности педагогов, обеспечение экспертно-консультационного индивидуального сопровождения педагогов на всех этапах обучения, способствующего интеграции возможностей формального, неформального и информального дополнительного профессионального образования. Описан процесс апробации модели и педагогических условий, а также его результаты.

 

государственных документов (ФЗ «Об обра зовании в РФ» (2012), Профессиональный образования в свете принятых важнейших стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (2013), Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 г. и др.) характеризуется идеей модернизации. Она предполагает обновление содержания, приведение всех характеристик и качеств дополнительного профессионального образования в соответствие с социальным заказом общества, становление этого вида образования как института непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования педагога как субъекта культуры и деятельности. Сегодня образовательным учреждениям России требуется учитель, способный работать в режиме развития и инноваций, активно осваивающий образовательные технологии, ориентированные на развитие личности ребенка, обладающий не только профессиональными, но и глубокими психолого-педагогическими и социально-педагогическими знаниями, обеспечивающими готовность работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

 

Появление среди обучающихся детей-мигрантов предъявляет новые требования к профессионализму педагога. Среди проблем полиэтнической школы социологи, психологи, педагоги (Д. А. Александров, Ю. В. Андреева, В. В. Баранова, С. В. Владимирова, А. Б. Григорян, В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, В. А. Иванюшина, Я. Н. Крупец, И. М. Кузнецов, Е. Л. Лукьянова, Т. Ф. Новосельцева, Е. Л. Омельченко, Г. А. Сабирова, О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова, Е. А. Шуклина и др.) называют низкую успеваемость детей-мигрантов, их замкнутость и отчужденность, связанную с дискомфортом пребывания в чужой для них культуре, отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с такими детьми у педагогов.

 

Актуальность обращения к проблеме подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами подтвердило пилотажное исследование, проведенное в Уральском федеральном округе. Оно выявило затруднения учителей (64,34 % из опрошенных) в решении профессиональных задач при работе с детьми-мигрантами. Было обнаружено, что педагоги не осознают сложности задач адаптации детей-мигрантов, не хватает эт-нопедагогических, этнопсихологических, этнокультурных, социально-психологических знаний; преподаватели испытывают затруднения при работе с семьями детей-мигрантов, не владеют способами регулирования межличностных отношений в полиэтнических детских коллективах, не умеют обеспечивать адаптацию детей-мигрантов в школьном коллективе, анализировать и

 

предотвращать конфликты, возникающие в том числе и на этнической почве; работа по формированию толерантности не имеет системного характера. Многие педагоги (47,6 %) высказали мнение о необходимости повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации «педагог» для работы с детьми-мигрантами. Однако анализ научной литературы показал, что подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании требует совершенствования.

 

Обратимся к определению понятия «подготовка». В широком смысле подготовка понимается как «предварительные действия для выполнения чего-либо» [11]. В диссертационном исследовании Ю. Б. Дро-ботенко выявлено, что в российской науке профессиональная подготовка понимается следующим образом: 1) как система профессионального обучения, целью которой является приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы; 2) как процесс сообщения обучающимся знаний и умений и соответствующий результат в виде совокупности специальных знаний, умений, навыков, качеств, трудового опыта, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; 3) как результат обучения в образовательном учреждении системы профессионального образования [4, с. 73].

 

По отношению к личности А. А. Баты-шев [15] и Е. И. Бражник, О. Г. Лаврентьева, Л. И. Лебедева [2] профессиональную подготовку рассматривают как готовность специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с государственными стандартами, как наличие компетентности для выполнения поставленных задач.

 

На основе вышесказанного подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании рассматривается как процесс и результат освоения системы этнопедагогиче-ских и социально-психологических знаний, умений, способов деятельности, а также развития у педагогов поликультурно значимых личностных качеств (действенная эмпатия, этническая толерантность, позитивная этническая идентичность). Результатом подготовки является интегративное профессионально-личностное качество -этнопедагогическая компетентность.

 

Структурно данная компетентность представлена тремя компонентами: личностным (позитивная этническая идентичность, действенная эмпатия и этническая толерантность), когнитивно-операционным (этнопедагогические и социально-психологические знания и умения), праксеологиче-ским (способность продемонстрировать

 

эффективное педагогическое поведение при работе с детьми-мигрантами).

 

Для выявления специфики формирования данной компетентности в системе дополнительного профессионального образования были исследованы его возможности. Понятие «возможность» рассматривается как влияние исследуемого педагогического явления на развитие личности обучающихся (Е. Ю. Еремеева, Ю. В. Медова), как совокупность педагогических условий, при которых исследуемое педагогическое явление оказывает эффективное воздействие на развитие личности обучающихся (Н. В. Михни-на, М. А. Харламова). В контексте данной статьи мы понимаем возможности системы дополнительного образования как влияние подсистемы повышения квалификации на развитие личности педагогов, желающих освоить новый для них вид деятельности -работу с детьми-мигрантами. Выделены две группы возможностей: функциональные и педагогические. Функциональные возможности связаны с подготовкой педагога к выполнению новой функции - адаптации детей-мигрантов в российской школе. Данный процесс можно рассматривать как единство трех составляющих:

 

- учебной адаптации, понимаемой как усвоение ребенком-мигрантом предписываемых норм и ценностей школьного поведения, особенности его включения в учебный процесс;

 

- социально-психологической адаптации, отражающей процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, гармоничность этих процессов, удовлетворенность ими;

 

- культурной адаптации, предполагающей освоение ребенком-мигрантом истории и современной жизни принимающего общества, включение в местную подростковую и молодежную культуру.

 

Педагогические возможности дополнительного профессионального образования определяются предоставлением педагогу права выбора различных сочетаний формального, неформального и информально-го образования в целях достижения образовательного результата, что определяет вариативность форм, методов, сроков обучения, оценки результатов подготовки.

 

Процесс подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами строится на основе определенной модели. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целевого (формирование этнопедагогической компетентности как цели обучения), теоретического (социокультурный и андрагоги-ческий подходы, принципы диалога культур, практико-ориентированности, вариа-

 

тивности), содержательного (нормативный, этнопедагогический, социально-психологический, профессионально-педагогический модули), технологического (этапы, стратегии и методы обучения), контрольно-оценочного (критерии, показатели и уровни сформированности этнопедагогической компетентности педагогов) [3]. Основой процесса обучения является технология осознанного действия, реализуемая через мотивационно-диагностический, теоретический и практический этапы обучения на основе продуктивных методов обучения, соответствующих проблемной, информационной и социально-ролевой стратегии, и предусматривающая актуализацию возможностей формального, неформально и информального непрерывного образования взрослых при планировании, организации и реализации обучения педагогов по индивидуальной образовательной траектории.

 

i

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию модели подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами являются следующие: 1) модульность и вариативность программ повышения квалификации, их ориентированность на различные уровни сформированности компонентов этнопедагогической компететности педагогов, работающих с детьми-мигрантами;

 

2) конструирование содержания обучения на основе компетентностно-ориентирован-ных задач, которые выступают в качестве интегративных дидактических единиц содержания технологии формирования этно-педагогической компетентности педагогов;

 

3) обеспечение экспертно-консультацион-ного индивидуального сопровождения педагогов на всех этапах обучения, способствующего интеграции возможностей формального, неформального и информально-го дополнительного профессионального образования. Необходимо отметить, что такие интеграционные процессы, по мнению ученых, «актуальны и востребованы в практической деятельности системы дополнительного образования взрослых» [14].

 

Рассмотрим представленные условия подробнее. Первое условие нацелено на реализацию возможности осуществлять подготовку в соответствии с потребностями учителей, на «удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [7]. Модульность и вариативность позволяют выстроить индивидуальную образовательную траекторию педагогов так, чтобы максимально снять их профессиональные затруднения при работе с детьми-мигран-

 

тами. Экспертно-консультационное сопровождение педагогов должно стимулировать процессы личностного и профессионального саморазвития педагога. На любом этапе эксперт совместно с педагогом анализирует те затруднения, которые педагог испытывает в реальной образовательной практике при решении задачи адаптации детей-мигрантов, находит причины и источники разрешения конфликтов. Такое сопровождение позволяет гибко реагировать на потребности обучающихся, которые на начальном этапе планирования обучения не всегда понимают и могут сформулировать свои образовательные запросы.

 

Реализация второго педагогического условия - конструирование содержания обучения на основе компетентностно-ори-ентированных задач - обеспечивается разработкой и использованием в образовательном процессе задач следующих типов.

 

1. Педагогические ситуации, собранные на основе анализа опыта педагогов и проблемных ситуаций, с которыми они сталкивались.

 

2. Упражнения, используемые в социально-психологических тренингах, направленных на рефлексию собственной этнической и культурной идентичности, осмысление влияния атрибутивных процессов на отношение, восприятие и интерпретацию в педагогическом взаимодействии с детьми-мигрантами, повышение компетентности в общении с детьми-мигрантами, их семьями.

 

3. Просмотр фильмов и видеосюжетов, который обеспечивает актуализацию и визуализацию изучаемых проблем, позволяет на примерах выработать правила педагоги-

 

ческого взаимодействия при работе с детьми-мигрантами.

 

4. Игровые задания по этнопедагоги-ке, нацеленные на ознакомление с этнопе-дагогическими приемами воспитания детей разных этносов.

 

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что происходящие в современной российской школе качественные изменения этнического состава приводят к новым требованиям к педагогам, ключевым из которых является адаптация ребенка-мигранта к образовательному процессу российской школы. Это детерминирует необходимость использования возможностей дополнительного профессионального образования, которое должно предлагать педагогам обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Результатом такой подготовки должно стать формирование у педагога этнопе-дагогической компетентности.

 

Апробированная модель подготовки педагога к работе с детьми-мигрантами в практике учреждений ряда образовательных учреждений (Центр непрерывного образования Уральского государственного педагогического университета, Информационно-методический центр Октябрьского района г. Екатеринбурга, НОЧУ ДПО «Уральский центр инновационных образовательных технологий», МГБОУ СОШ № 7 г. Нефтеюганска ХМАО-Югра) дала позитивные результаты, что позволяет ее использовать как на курсах повышения квалификации, так и при профессиональной переподготовке работающих педагогов в дополнительном профессиональном образовании.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Александров Д. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга: предварительные данные: рабочие материалы НУЛСОН. - СПб. : Политехнич. ун-т, 2011. - 135 с.

 

2. Бражник Е. И., Лаврентьева О. Г., Лебедева Л. И. Магистерское образование в системе университетского образования Франции и России : коллект. монография. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. -127 с.

 

3. Галагузова Ю. Н., Ильина Т. Б. Диагностический инструментарий оценки результатов формирования этнопедагогической компетентности педагогов в системе повышения квалификации // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 9. - С. 17-23.

 

4. Дроботенко Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации : дис. ... д-р пед. наук. -Омск, 2017.

 

5. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А., Засыпкин В. П. Образовательно-адаптационные практики трудовых мигрантов и их детей (на материале исследований в ХМАО-Югре) // Социология образования. -2015. - № 3. - С. 25-37.

 

6. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов от 22 янв. 2015 г. № ДЛ - 1/05вн.

 

7. Об образовании в РФ : федеральный закон. - М. : Эксмо, 2013. - 208 с.

 

8. Омельченко Е. Л. и др. Адаптация детей мигрантов в школе. - Ульяновск : Ульяновск. гос. ун-т, НИЦ Регион, 2010. - 75 с.

 

9. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. - М. : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 -166 с.

 

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общегообразования) (воспитатель, учитель)» [Электрон-

 

ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155... (дата обращения: l2.l2.20l7).

 

11. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gramota.ru (дата обращения: 12.12.2017).

 

12. Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Чибисова М. Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 5-18.

 

13. Хухлаева О. В., Хакимов Э. Р., Хухлаев О. Е. Поликультурное образование : учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2014. - 283 с.

 

14. Чекалева Н. В., Ройтблат О. В., Суртаева H. Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (дата обращения: 12.12.2017).

 

15. Энциклопедия профессионального образования : в 3. т. / под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1998. - 440 с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста

Современные педагогические исследования и реальный опыт педагогов ДОУ вскрывает проблемы в работе по поликультурному образованию детей. К ним относятся:

· Недостаточно организованная развивающая среда;

· Недостаточное использование современных средств и методов обучения дошкольников;

· Недостаточная подготовленность педагогов ДОУ в этой области знаний;

· Отсутствие взаимосвязи в реализации поликультурного образования между родителями - детьми - педагогами.

В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности. Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей.

Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Мини-музеи, уголки краеведения в группах должны стать неотъемлемой частью предметно-развивающей среды детского сада. Каждый из них - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Созданные в группах уголки краеведения, могут включать в себя:

· подборки книг и открыток;

· игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

· образцы народного быта;

· образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).

Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами - миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.

Поликультурная среда - это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

Любая образовательная среда России является педагогической средой полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни.

Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.

Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:

· личности человека как носителя своей национальной культуры;

· человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

Loading..

Копировать видео ссылку

Проиграть / Остановить

Выключить / Включить звук

Сообщить о проблеме

Язык

Mox плеер

-- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

-- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления -- информационного насыщения -- важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

-- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). [27, 26]

Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для успешного поликультурного образования детей важна реализация на практике организационных и методических приемов работы (конспектов образовательной деятельности, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников).

Знакомство с данными материалами (праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

-- общение с представителями разных национальностей;

-- устное народное творчество;

-- художественную литературу;

-- игру, народную игрушку и национальную куклу;

-- декоративно-прикладное искусство, живопись;

-- музыку;

-- этнические мини-музеи [26, 14].

У народов России особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделялось детям 5-7 лет, а т.к. игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности ребенка, то естественно, особое внимание уделялось именно игре у всех народов. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды [1,67]. В играх ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке. В них дети отражают характер взаимоотношений людей, передают процесс труда, достижение результата [13,39].

Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

«Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, забавы, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя национальные элементы; танцевального, музыкального, поэтического, изобразительного искусства.

Игры-драматизации по произведениям писателей разных народов, позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов [1,73].

Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, сформировать первичные ценностные ориентации.

В ходе режимных моментов в рамках проведения тематической недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями. Во время прогулок познакомить детей с народными обычаями: нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы, бросать мусор и загрязнять воду в озерах и реках. Знакомство с данными обычаями помогает детям освоить элементарные правила поведения в природе. Освоить правила взаимоотношений друг с другом и со старшими людьми помогают, например, эвенкийские народные обычаи: не обижать стариков, нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить жизни живое существо. Культуру поведения за столом можно подкрепить так же этническими обычаями, например: при застолье гости не имеют права менять свои места, нельзя уйти, не попробовав угощения хозяев.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.

Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального окружения (дома и детского сада), могут стать:

· эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении,

· личностно ориентированный способ общения;

· отсутствие суровых форм наказания, т.е. создание благоприятной атмосферы, когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным;

· соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение права на собственность;

· предоставление права участвовать в обсуждении некоторых проблем семьи и детского сада;

· бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности;

· упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;

· побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий;

· самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей;

· предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;

· активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений.

1. «Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.

2. «Социально-политический блок» включает в себя знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты.

3. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.

4. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. [30].

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:

· осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;

· осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;

· формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;

· развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Формы работы ДОУ с семьями:

· выпуск семейных газет;

· проектная деятельность;

· использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;

· анкетирование, консультации, беседы;

· фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;

· семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей и др.

Подводя итог, можно констатировать, что специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста заключается в соблюдении определенных условий в ходе реализации поликультурного образования. Если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, это позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Условия реализации поликультурного образования в ДОУ можно представить в виде модели: