Использование литературного моделирования на уроках немецкого языка.

Шармазанян Ольга Алексеевна

     Интеллект человека формируется индивидуальной системой его умственных способностей. Эти способности возникают в ходе умственной деятельности. Можно сказать, что уровень интеллекта определяется  совокупностью способностей и, как следствие, их комплексной способностью  к  организации частичных функций познания (1).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование литературного моделирования на уроках немецкого языка.

Развитие человека – это формирование его способностей (С. Л. Рубинштейн)

     Интеллект человека формируется индивидуальной системой его умственных способностей. Эти способности возникают в ходе умственной деятельности. Можно сказать, что уровень интеллекта определяется  совокупностью способностей и, как следствие, их комплексной способностью  к  организации частичных функций познания (1).

     Современный уровень научного познавания не располагает  достоверными методами диагностики способностей ребенка как основы для развития интеллекта и одаренности, хотя в последнее время появились интересные тесты по этой теме: «Умозаключение» Фланагана и «Культурно-свободный тест» Кэттела (адаптация В. К. Гайды) (2).

     Как отмечено многими психологами, в частности Г. Нойнером (1), одаренность в языках и изобразительном искусстве устанавливается позже, чем в таких областях, как математика и музыка. Именно поэтому господин Г. Нойнер предостерегает от скоропалительных заключений в отношении врожденного интеллекта.

     Психологическими предпосылками развития творческого мышления и творческой деятельности могут служить гибкое богатое комбинациями мышление и познавательная деятельность ребенка. Свои способности он развивает сам, а главным «инструментом» является именно познавательная деятельность. Дело же педагога, воспитателя, родителей – создавать для этого определенные условия (3). В настоящее время, когда в стране наблюдается социальный кризис, большая доля ответственности в этом процессе принадлежит педагогу.

     Прежде всего необходимо пробуждать в детях радость открытия, предоставляя им достаточное количество материала, которым можно манипулировать. Именно чувство удовольствия, радости и отличает умственную деятельность, выполняемую на основе познавательной потребности, от познавательной потребности, направляемой другими потребностями.

     Воспитанию духовности подрастающего поколения во многом способствует знакомство с литературой страны изучаемого языка, особенно с поэтическими текстами, которые помогают создать эмоциональную положительную атмосферу на уроках.

     Поставив перед собой такую задачу постепенно пришли к мысли о целесообразности использования с этой целью приема литературного моделирования.

     Моделирование  - это исследование объектов познания на их моделях, построение моделей реально существующих предметов и явлений. Литературное моделирование относится к типу искусственных моделей, которые представляют собой системы, конструирующиеся и технически реализующиеся субъектом на основе определенных критериев сходства с оригиналом.

     В качестве аналоговой модели может выступать стихотворение или другой аутентичный текст. Поэтические тексты влияют на эмоции учащихся и способствуют развитию человеческой индивидуальности. «Отчуждение» от действительности, что присуще поэтическим текстам, может дать учащемуся крылья для фантазии.

     Поэтому представляется важным обязательная поощрительная оценка ученика, высказывающего свое мнение. Ведь еще К. Чуковский писал о том, как важно самоутверждение ребенка, как ему не обходимо почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Высокая самооценка высвобождают его внутренние силы, его интеллектуальный потенциал.

     Важным для нас является поэтапное развитие творческих возможностей ребенка.

     Первый этап моделирования мы начали с решения простых задач: сначала моделировали считалки, затем на основе несложных моделей, например стихотворения “Verschiedene Möglichkeiten”  предлагали учащимся создать новые модели, подставляя свои глаголы с противоположным значением:

Verschiedene Möglichkeiten.

                                                    Nikolai Chmelenok

Einige fragen, die anderen antworten.
Einige singen, die anderen hören.
Einige schweigen, die andern sprechen.
Einige tanzen, die anderen sitzen.
Einige schlafen, die anderen wachen.
Einige spielen, die anderen sehen.
Einige bauen, die anderen zerstören.
Einige arbeiten, die andern faulenzen.
Einige brechen die anderen reparieren.
Einige stehen, die anderen laufen.
Einige pflanzen, die anderen ernten.
Einige unterrichten,die anderen lernen.
Einige stricken, die anderen tragen.
Einige zünden an, die anderen löschen aus.
Einige haben, was die anderen wollen.

     Учащимся давалось задание написать по аналогии с известным стихотворением свое стихотворение, например на основе стихотворение, например на основе стихотворения Б. Брехта “Bitten der Kinder” смоделировать “Bitten der Schüler zu den Lehrern”.

Bitten der Kinder

Bertolt Brecht

Die Häuser sollen nicht brennen

Bomben solltʼ man nicht kennen

Die Nacht soll für den Schlaf sein

Die Mütter sollen nicht weinen.

Keiner solltʼ müssen toten einen

Alle sollen was bauen

Da kann man allen trauen

Die Jungen sollenʼs erreichen

Die Alten desgleichen.

     На этом же этапе ученики

     — подбирали модели перевода немецких пословиц;

     — моделировали диалоги на основе представленного в учебнике полилога (Каменецкая Н. П., Яцковская Г. В. Учебник ᴠ класса для специализированных школ с углубленным изучением немецкого языка);

     — моделировали стихотворение на основе разрезанных текстов-оригиналов в ходе конкурса “Ich bin ein Dichter”;

     — моделировали конечную строку стихотворения-оригинала.

     На втором этапе большое внимание уделяли толкованию моделей, используемых в поэтическом тексте. Например, в стихотворном тексте “Krieg und Frieden”, в котором отсутствовали начальные строфы, и учащиеся должны были подставить слова “Krieg” или “Frieden” и обосновать выбор данной модели.

Krieg und Frieden

Ingeborg Gorler

Krieg ist etwas

Im Fernsehen

man kann es abschalten.

Krieg ist etwas

in der Zeitung

man kann Salat drin

entwickeln.

Krieg ist etwas,

das die Alten erlebt haben

man kann's nicht mehr hören.

Krieg ist meistens weitweg

Frieden ist nichts

was man mal

anschalten kann.

Frieden ist nichts

was sich schnell

auswickeln lasst.

Frieden ist nichts

was man jüngeren oder älteren

überlassen soll.

Frieden beginnt immer ganz nah.

     На третьем этапе особое внимание уделялось умению пользоваться лексическим материалом для моделирования собственных «белых» и рифмованных произведений и умению моделировать концы поэтических текстов.

     Когда модели были готовы, проводился сравнительный анализ, оценка и отбор лучших, на взгляд учащихся, моделей.

     В качестве групповой работы можно использовать идею Герхарда Айкенбуша „Textmanipulationen" по манипулированию с текстом. Класс разбивается на группы. Каждая группа должна изменить в сравнительно коротком тексте каждое второе или третье предложение. Затем учащиеся обмениваются текстами и пытаются выяснить, что же было изменено. Еще пример групповой работы в V— VI классах „Textmaschine": каждый ученик пишет 3—5 предложений по пройденной теме. Предложение отдельно записывается на карточку. Каждая группа получает по 20 карточек и составляет текст, в основу которого должны войти написанные на карточках предложения.

     Интересным представляется и идея игры „Ariadnes Faden" (Швеция). Она подходит для учащихся старших классов, когда уже имеются определенный запас лексики и знание грамматических структур. Суть игры заключается в том, что ученики моделируют продолжение известной или новой истории.

     Интересным направлением дальнейшей работы по моделированию представляется поиск, анализ и снятие трудностей в восприятии иноязычных художественных текстов. Речь идет о том, чтобы учащиеся сами нашли объяснения непонятных для российского читателя встречающихся в аутентичных текстах фрагментов, связанных с иной культурой. Например, в ситуации когда мы употребляем выражение «когда рак на горе свиснет», немцы говорят «когда собаки залают хвостами». Мы скажем: «На воре шапка горит», а немцы — „Das böse Gewissen verrät sich selbst".

     В заключение можно сказать, что моделирование является сегодня важнейшим методом научного познания, исследования. Метод моделирования используется в любой науке, на всех этапах научного познания. С его помощью удается свести изучение сложного к простому, и я думаю, что за ним большое будущее.

МКОУ Веретьевская СОШ

Шармазанян О. А.