Антонова Лариса Викторовна

Формирование у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием.

          Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.                                

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и к окружающим людям.

          Актуальность этой проблемы была подтверждена результатами психо-педагогических исследований, которая включает в себя изучение характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществлять деятельность с природными объектами. Обоснованием выбранной темы является важность и необходимость ознакомления детей с миром растений. Наша цель – показать ребенку, что любой живой организм, в том числе растений включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.

Объект исследования – процесс формирования у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием.

Предмет исследования – методы формирования у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием.

Гипотеза исследования. Формирование у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием будет эффективным, если: наблюдения за конкретными объектами природы, такими как овощи и фрукты, комнатные растения, деревья, кустарники ближайшего окружения детей будут целенаправленно сочетаться с игровой деятельностью. В том числе игровыми обучающими ситуациями, и полученные чувственные представления будут качественно преобразовываться на занятиях углублено-познавательного типа.

          В последние годы на игровую деятельность дошкольников обращали пристальное внимание ведущие психологи. В этой связи необходимо упомянуть исследования Д.Б.Эльконина о социальной природе и механизме становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка. Ученый сумел установить, что игровая деятельность ребенка, многие аспекты которой еще не использованы в педагогическом процессе, влияет на его психическое, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. На этот момент указывают и исследования А.В.Запорожца [1,с.215].

 

По мнению Д.Б.Эльконина [2,с.343], роль-это центральное явление сюжетно-ролевой игры. С развитием игровой деятельности правило поведения становится ядром роли, которую выполняет ребенок. Исследователи одними из первых подняли вопрос об использовании игровой деятельности именно в формировании экологических представлений дошкольников. Так В.А. Дрязгунова [3,с.31] в своем сборнике «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» отмечает, что игра имеет особое значение в формировании данных знаний. И.Токмакова [4,с.15] в своей статье «Животворные ключи» предлагает использовать в работе с детьми дошкольного возраста экологические игры. Она отмечает, что в игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. Ее игры отличаются тем, что в экологическое игровое содержание вплетается народный фольклор, в основном сказка. Она подчеркивает, что экологическая деятельность с дошкольниками должна носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения.

Добавить запись

Защита от спам-роботов