Разработки уроков

Стрельцова Светлана Викторовна

Цель: знакомство детей с героическими страницами истории России; сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

 (на доске написано стихотворение)

 Мужество – это не мода,

 Скорая, быстротечная,

 Мужество – суть мужчины,

 Прочная, долгая, вечная.

 Если зернышко смелости

 С почвой подружится.

 Вызреет в пору спелости

 Зернышко колосом мужества.

Учитель:

 - Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

Учитель:

 - Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

Учитель:

 - Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

 Об этом не забудем!

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германией. Это главнокомандующий фашисткой Германией Адольф Гитлер.

И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным, и беспощадным врагом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_1424458913_96408.docx314.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – мужества

Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойно спят города.

Цель: знакомство детей с героическими страницами истории России; сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

 (на доске написано стихотворение)

 Мужество – это не мода,

 Скорая, быстротечная,

 Мужество – суть мужчины,

 Прочная, долгая, вечная.

 Если зернышко смелости

 С почвой подружится.

 Вызреет в пору спелости

 Зернышко колосом мужества.

Учитель:

 - Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

Учитель:

 - Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

Учитель:

 - Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

 Об этом не забудем!

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германией. Это главнокомандующий фашисткой Германией Адольф Гитлер.

И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным, и беспощадным врагом.

22 июня был выходной день, спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра... И вдруг эту утреннею тишину нарушило мощное боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь…  Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон. Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком не равными. Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь нашей страны. От мала до велика поднялись на битву с врагом... И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово. Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга. Победа досталась нам дорогой ценой.  Звучит песня «Священная война». Каждый день во время Великой Отечественной войны на фронт уходили солдаты, воевали с врагом на передовой и в тылу врага, проявлением мужества и стойкости людей, верности родине. Более двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне – каждый восьмой житель нашей страны. Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И  вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты… Многие дети, подростки уходили на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу.  Война искалечила тысячи детских судеб.

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились бойцами хозяйственных команд.

Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.

Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей. Так как же не принимать активного участия в борьбе против неугомонных врагов? Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Марат Казей.

Осенью 1941 года ему уже не пришлось идти в школу в пятый класс – в деревню, где он жил, ворвались фашисты. Школьное здание они превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена моя мама Анна Александровна Казей, и вскоре я узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, ушел к партизанам в Станьковский лес и стал разведчиком  штаба  партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон. Участвовал в боях,  вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.За смелость и отвагу  награждён орденом Отечественной войны  I степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат  погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Зина Портнова,  ленинградская пионерка. Война застала ее в деревне Зуя, куда приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и меня избрали членом ее комитета. По заданию партизан  расклеивала листовки, училась метко стрелять, вела разведку.  Поступив на работу в столовую  курсов переподготовки немецких офицеров,  передавала партизанам через сестру важные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, по указанию подполья  отравила большую группу фашистов. В  декабре 1943 года возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Затем долго пытали фашисты. Ответом врагу было моё молчание, презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Пыталась бежать, но фашисты настигли меня...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Леня Голиков рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз  ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Используя эти данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Всего мной уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу». Был в его жизни бой, который он вёл один на один с фашистским генералом. Подбил гранатой машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Он   ё - за ним. Почти километр преследовал врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было и еще боев в моей недолгой жизни.И ни разу не дрогнул юный герой Лёня Голиков, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученица.

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»

Родина.

Ученик.

Мы от свинцовых розг

Падали с разбега,

Но – поднимались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Можно убить меня,

Нас убить невозможно!

Необходимо, чтобы каждый  человек знал историю своей Родины, помнил тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее.

Прошли годы…

   Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.

Песня солнечный круг (исполняют дети)