Два Мороза

Демина Татьяна Николаевна

Урок литературного чтения во 2 классе. Сказка "Два Мороза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Два Мороза» ( русская народная сказка.)

   Цели: ознакомить с русской народной сказкой «Два мороза»,                        

отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять

главное в тексте, способствовать воспитанию  трудолюбия.

                        Ход  урока:

  1. Организационный момент.

Посмотрим друг на друга, улыбнёмся соседу, учителю, гостям и начнём урок.

  1. Речевая разминка.     Слайд №1.

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногами,

Только треск идёт.   С.Дрожжин.

Прочитаем с разной интонацией.

Определите жанр текста.  (Стихотворение).

О каком времени года говорится в стихотворении?  (О зиме).

  1. Мобилизирующий этап. Формирование темы урока. Слайд № 2.

      Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений.  Отгадайте, что это за произведение и кто автор?

  1. «Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти».

                                 ( Л.Н.Толстой.  «Котёнок»)

  1. «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.»

                                  («Лиса и журавль». Сказка)

  1. «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой.

                                  («У страха глаза велики» сказка).

         Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку?

(Лишний первый отрывок. Это рассказ. А вторые два это русские народные сказки). Сколько осталось произведений.  Два. Это будет первое слово в названии темы урока.

           -Определим вторую часть в названии темы урока.

                  Отгадайте загадку.   Слайд№ 3.

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?  (Мороз).

                   Сформулируйте тему урока полностью.

Тема урока:  «Два мороза». Слайд № 4.

Определите жанр произведения  (Сказка)

Итак тема урока:  Сказка Два Мороза.

Сформулируйте цель урока:   слайд № 5.

       (Познакомиться с русской народной сказкой «Два Мороза» ; учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).

  Вернёмся к загадке. Что это за могучий волшебник?

   Учитель. Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!».

 (Вот как об этом волшебнике - мастере говорится в произведениях).

                                       4. Словарная работа.    Слайд №6

 - В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите на слайд и прочитайте слова, объясните их значение.

   Бубенчик – металлический шарик с кусочком внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

 Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимающий обработкой земли.

По названию и данным словам попробуйте определить,  о ком сказка.

(О Морозах, купце, крестьянине).

    5.  Просмотр детского фильма «Два мороза».  Слайд № 7.

         -Кто из вас был более точным в предопределении сказки?

         -Почему это сказка?   (Морозы говорят).

Как решили позабавиться Два Мороза?

Куда едет купец? Крестьянин?

Как одет крестьянин? Купец?

Как мороз – Синий нос заморозил купца?

Удалось ли Морозу Красному носу заморозить  крестьянина?

Как повёл себя крестьянин,  когда ему стало холодно? Зачем он так сделал?

  1. Физкультминутка.

7.Чтение сказки по ролям.

-Сколько чтецов надо выбрать?

-С какой интонацией будем читать слова Мороза? (Купца? Крестьянина?– их нет).

Прочитаем сказку ещё раз.

– Обратите внимание на слова, помогающие понять, что это русская народная сказка?

  1. Почему это сказка?  Слайд № 8

-Есть зачин.

-Присутствуют типичные выражения для русских народных сказок:

«По чистому полю, по густому лесу».

«Свистнули, щёлкнули, побежали.»

«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».

-Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

-Удалось ли главным героям людей заморозить?

Откройте тетради по литературному чтению и ответьте на вопросы теста: слайд № 9

ТЕСТ

  1. Что решили сделать братья Морозы?

А) поиграть

Б) порезвиться

В) позабавиться

  1. Богатый купец ехал?

А) с колокольчиками

Б) с бубенчиками

В) со звоном

  1. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?

А) за рыбаком

Б) за охотником

В) за дровосеком

  1. Какая у купца была шуба?

А) медвежья

Б) лисья

В) волчья

  1. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

А) кнутом

Б) поленом

В) палкой

  1. Что по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа, лучше шубы греет?

А) печка

Б) костёр

В) топор

Проверим ваши ответы!   Слайд № 10.

       9.   Работа в парах:  Выберите слова, которые описывают действия крестьянина? - + …. Купца? - V …… Какие слова остались? Действия кого описывают они?

Гуляли, кряхтит, едет, рубит, позабавиться, машет,  бежит, поморозить, лежит, выколачивает, кутается.

10. Творческая работа.  Слайд № 11.

 Игра «Найди пословицу». Собери из слов пословицы.

Карточка №1.

Землю, семь, раз, солнце, а, труд, отрежь, один, раз, красит, человека.

                  (Семь раз отмерь, один раз отрежь.

                   Землю солнце красит, а человека труд.)

Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»?

11.  Рефлексия. Составление кластера. Слайд № 12.

Найдите пословицу в произведении, которая выражает основную мысль сказки.

                              Топор лучше шубы греет.

                    - Выбери и продолжи любое предложение.  Слайд № 13.

- На сегодняшнем уроке я узнал…….

- На этом уроке я похвалил бы себя за …..

- После урока мне захотелось……

- Сегодня я сумел…………

        12.  Итог.  Слайд № 14.

Какое произведение сегодня читали?  (Два Мороза).

Кто автор?  (Русская народная сказка).

13. Домашнее задание.  Слайд № 15.

Пересказ сказки.

  1.  Кто у нас сегодня на уроке работал активно? Кому скажем спасибо?  Слайд № 16.

 Выставление оценок.