Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС

Виноградова Зинаида Алексеевна

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Социализация ребёнка дошкольного возраста -  явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития. Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного - к людям, природе, окружающему миру. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое образование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. В нашем детском саду используются различные инновационные технологии эффективной социализации дошкольников. Работу по эффективной социализации мы начали с технологии "Клубный час". Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт. Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. В данную работу включаются все сотрудники ДОУ, включая работников пищеблока и медицинскую сестру. Проводится большая подготовительная работа с сотрудниками и родителями воспитанников. Для того, чтобы обеспечить свободное перемещение по ДОУ, детям необходимо создать безопасные условия, поэтому все сотрудники находятся на местах, где организовывается детская деятельность. Во всех помещениях ДОУ организовываются разнообразные виды деятельности. Дети в условиях ДОУ могут самостоятельно решать, чем им заняться, какой кабинет посетить и сколько потратить времени на посещение. Также, начиная со старшего дошкольного возраста , знакомим детей с объектами, находящимися вне детского сада. Прежде всего проводим целевые прогулки на ближайшие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов. Проводим экскурсии, встречи по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения. В сентябре - экскурсия в городской краеведческий музей с целью формирования у детей знаний о родном городе, его истории; в октябре - на станцию юных натуралистов; в ноябре - в городскую детскую библиотеку с целью формирования элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря; в декабре - общение: встреча и беседа с детским писателем Поздиновой Натальей Борисовной. Так, знакомясь с социумом нашего города, ребята получают не только множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной. Используемая литература: 1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. 2. Виноградова Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет "Предшкольная пора". - М. : ИЦ "Вентана - Граф"., 2011. 3. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1999. 4. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 2004. 5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/- М.: Вента-Граф, 2015. - 184 с. 6. Гришаева Н. П., Струкова Л. Н. Педагогическая технология "Клубный час", как средство саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение «Клубного часа»

в МБДОУ  № 21 «Дюймовочка»

Участники: воспитатели ДОУ, дети старших групп, а также другие сотрудники ДОУ.

Дополнительная помощь в организации мероприятия: все сотрудники МБДОУ д/с №21

Тип «Клубного часа»: деятельностный

Время и дата проведения: 9.30 – 10.30  - 11ноября 2015 года

Ресурсное обеспечение: перспективный план педагогическойтехнологии «Клубный час», план-схема размещения помещений ДОУ, стимульные кружки красного цвета, свеча, спокойная музыка для рефлексивного круга, эмблемы – указатели на дверях помещений.

Предварительная работа среди родителей:

- информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей;

- каким образом будет обеспечена безопасность детей;

- предоставить возможность родителям самим принимать участие в работе «Клубного часа» («Мастер-класс»)

Предварительная работа среди педагогов:

- разработать творческой группой ДОУ перспективный план «Клубного часа» на 1 год с определённой периодичностью проведения 1 раз в две недели;

- обсудить организационные моменты;

- обсудить с детьми правила поведения во время «Клубного часа»;

- определить количество групп, участвующих в мероприятии;

- уведомить всех сотрудников ДОУ о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.

Цель. Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Задачи:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- учить детей ориентироваться в пространстве;

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

- поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

План мероприятий

1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)

2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее), и по  звонку колокольчика возвращение в группу).

        По своему усмотрениюдети посещаютлюбую группу или кабинеты ДОУ, где им предоставляется возможность выбрать себе деятельность по интересу. Так как мероприятие проводится впервые, поэтому для детей педагогами-участниками были заранее запланированы следующие виды деятельности:

  • 1 младшая группа «А» - рисование;
  • 1 младшая группа «Б» - театральная деятельность (сказка «Репка»);
  • 2 младшая группа – лепка из солёного теста;
  • 2 младшая группа «Б» - ФЭМП;
  • Средняя группа «А» - конкурс чтецов;
  • Средняя группа «Б» - аппликация;
  • Старшая группа «Б» - конструирование из бумаги «оригами»;
  • Старшая группа «А» - подвижная игра «Дождик и листочки»;
  • Подготовительная группа «А» - рисование, презентация  «Синичкин день»;
  • Подготовительная к школе группа «Б» - экспериментирование: свойства магнита;
  • Спортзал – «Учения пожарных»;
  • Музыкальный зал – «Осенний оркестр»
  • Учитель-логопед – «Сказка о весёлом язычке»

По возвращении детей в группы, проводится обсуждение – «Рефлексивный круг», где каждый участник делится впечатлениями, рассказывает о том, удалось ли соблюдать правила (если правила поведения не нарушены - «красные кружки» сохраняются), если нет, то почему; что запомнилось, что понравилось.

Педагог фиксирует проблемы, возникшие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждают их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

3. Итог.

        После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями:

- что делали дети, приходя на их территорию, что было особенного в их поведении;

- как реагировали дети, которые находились в своей группе, когда к ним приходили гости;

- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать;

- какие задачи необходимо решать на следующем «Классном часе».

Используемая литература

1. ГришаеваН.П.  Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / - М.: Вента-Граф, 2015. – 184с.

2. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе.