Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.

Задачи ДОУ по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе.

Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.

Понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада и/или семьи. Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.

ДОУ в этом контексте можно рассматривать как учреждение, адаптирующее детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптирующееся к специфике и нуждам развития любого дошкольника (в недалеком будущем — первоклассника).

Задачи ДОУ по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе.

Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОУ должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения.В нашем детском саде составляется перспективный план работы с родителями будущих первоклассников, куда обязательно входят родительские собрания (1 раз в квартал), консультации для родителей (ежемесячно – 9 консультаций в год), оформляются папки-передвижки. Тематика консультаций и родительских собраний разнообразна и, как правило, посвящена работе с родителями по подготовке детей к школе, для оказания им педагогической и психологической помощи.Нужно донести до родителей, что на каждом возрастном этапе развития ребенка важно предложить ему специфические, свойственные возрасту формы овладения существующими в культуре средствами и способами познания действи­тельности: дошкольнику – продуктивные виды деятельности, игру; школьнику – осознанное обучение, учебную деятельность. Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребенка, базис его личностной культуры.

Школа – не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире (здесь и сейчас), работать с другими людьми и приобретать необходимые знания, поэтому обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте. Большинство родителей не готовы к тому, чтобы сознательно и ответственно подходить к подготовке к школьному обучению и формировать положительный опыт ребенка, закладывая тем самым основу для школьной дезадаптации и неуспешности.

Современные психологи (А.А. Венгер, С.П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к воспитанию и обуче­нию старших дошкольников.

Зачастую родители воспринимают игру как форму отдыха и развлечения, поощрения ре­бенка за хорошую «учебу». Педагоги детского сада разъясняют родителям, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается в первую очередь как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной деятельности, его отношения с людьми.

Наряду с игрой ребенок должен знакомиться со сказкой. Значительный вклад в психи­ческое развитие вносят также продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование и др. Определенными чертами «продуктивности» обладают музицирование, театрализация, двигательная деятельность и др.

Особая задача работы с семьей – содействовать здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к здоровью как ценности и способствовать созданию здоровьесберегающей среды дома в процессе подготовки к школе.

Изучение проблем готовности детей, посещавших ДОУ, к школе и их школьной адаптации, показывает, что без затруднений в первом классе учатся менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, так как характеризуются низким уровнем адаптации к школьному социуму, высоким уровнем психофизиологических «затрат», а также резким ухудшением состояния здоровья. Это обусловлено изначально плохим его состоянием.

Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:

ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;

проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие:

Выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представление ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

Важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Дошкольник, у которого недо­статочно сформирован интерес к знаниям, пассивно поведет себя на занятии, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Цель развития ребенка на этапе дошкольного детства – очертить основные возрастные характеристики: компетентность, креативность, любознательность, инициативность, коммуникативность, ответственность, произвольность, образ «Я» и др.

Именно на направления развития ребенка – физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое – и ориентирована вся работа дошкольного учреждения с родителями будущих первоклассников.