Исследовательские работы моих учеников

Сапунова Татьяна Александровна

Творческая мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Творческая мастерская из летних находок.

                                                                       

                                                               

                                                                               Выполнила:

                                                               Ученица 3В класса

                                                                            Гимназии №9

                                                                            Маслова Анна

     

                                                                             Руководитель:

                                                                            Сапунова Татьяна Александровна

ОМСК  2014 г.

Введение

 Меня зовут Маслова Анна, я ученица 3 «в» класса, гимназии № 9. Хочу представить вашему вниманию свою исследовательскую работу «Творческая мастерская из летних находок».

     Мы очень любим путешествовать всей семьёй и наблюдать за природой родного края. Особенно нам нравится отдыхать возле Чёрного моря. Мы были в Анапе, Геленджике, Туапсе, Сочи и на противоположном берегу в Болгарии. Море я очень люблю, особенно интересно изучать его побережье и морских обитателей. Наблюдая и собирая на пляже природные материалы, для своих будущих поделок, я заинтересовалась. А как появляются ракушки? Почему они такие разные? И как они называются?

И тогда я поставила цель:

- изучить теоретический материал по данным вопросам.

Итак, объектом моего исследования, является природный материал, привезенный с моря, а предметом исследования - творческие поделки из него.

задачи :

 - изучить литературу по данному вопросу.

 - проанализировать, методом анкетирования, интерес одноклассников к творческой работе

  - составить рекомендации по изготовлению творческих работ из природного материала. 

ГЛАВА I.

Теоретические аспекты исследования

1.1 Пляжи Черного моря и их обитатели

    Итак, я узнала, что самый длинный песчаный пляж - на российском берегу Черного моря. Он начинается в Анапе и тянется на 80 км, до входа в Керченский пролив, в сторону Крыма. Песочек здесь как золотой, мелкий и очень мягкий, в нём много ракушек – разной формы и цветов. Это половинки домиков двустворчатых моллюсков. Моллюск нигде этот домик не находит, а строит его сам, и его раковина растёт вместе с ним. Ракушка - это и внешний  скелет, и домик. Раковину, слой за слоем, складывают специальные клетки края мантии, способные образовывать кристаллы известняка из солей морской воды. Зимой моллюски растут медленнее, а летом - быстрее; поэтому на раковине остаются швы и выпуклые кольца роста по ним можно посчитать возраст моллюска - как по годовым кольцам на спиле дерева. Самые обычные здесь ракушки – это створки  венерок, сердцевидок и скафарок . У этих ракушек есть замок, который соединяет 2 створки . Строением таких замков ракушки и различаются. Плотно закрывая свои створки, моллюск защищается от хищников: рыб и крабов. Большинство двустворок живёт на песчаном или илистом дне, зарываясь в него целиком, а наружу выставляют сифоны - две трубочки, через которые они засасывают и выпускают воду. Из этой воды они берут и кислород для дыхания, и пищу – микроскопический планктон.

    Все моллюски умеют делать жемчуг: когда между раковиной и мантией случайно оказывается, например, песчинка-моллюск начинает бороться с инородным телом - клетки мантии обволакивают его слоями перламутра – такого же, которым выстилают внутреннюю поверхность раковины – получается жемчужина. Перламутр - тонкие пластинки известняка, свет преломляется и рассыпается в них на разноцветные лучи –поэтому нам кажется, что перламутр имеет цвет. Но только несколько видов двустворок могут делать драгоценные жемчужины, а у остальных, они больше похожи на крупные серые песчинки.     Очень  много здесь, на песке и розовато-белых триций это уже старые ракушки, при жизни моллюска они были чёрные. Триция живёт на глубине 10 метров, а приносят их к пляжу раки-отшельники, которые залезают в пустые ракушки и живут в них, как в домиках. Когда рак подрастает и ему становится тесно, он ищет ракушку триции побольше и меняет себе домик. Ракушки триции удивительно прочные, в этом можно убедиться, проделав простой опыт: попытаться раздавить их руками- это не получится даже у мужчины. К сожалению не у всех моллюсков такой прочный, надёжный  домик.

       После шторма на пляже часто можно найти раковину рапана. Она уже  стала символом Чёрного моря, большим и красивым сувениром для отдыхающих. Рапан – это улитка. На своей родине, Дальнем Востоке, они всего 4 см. в длину, а в Чёрном море могут быть с чайную чашку. Моллюски не всю свою жизнь проводят на дне, и не всегда выглядят такими, какими мы их привыкли видеть. В начале своей жизни, они - микроскопические обитали толщи вод, часть планктона. Например, самка рапана откладывает - приклеивает к любой твердой поверхности под водой густые белые щетки капсул с икрой - мы часто находим их на пляже. Из икринки выклевывается крохотная личинка - велигер. Велигер умеет плавать с помощью ресничек, питается более мелким планктоном, обрастает раковиной - и через две недели садится на дно, превращаясь в маленького рапанчика. Рапан – это хищник, он ест двустворчатых моллюсков, сверля в их раковинах дырочки своим языком- радулой, который покрыт зубами. Затем впрыскивает туда яд и спокойно высасывает моллюска. Рапан почти полностью уничтожил здесь гребешков и устриц. В наши дни доедает морского черенка. Очень, очень редко можно найти их необычные длинные створки голубого цвета. Эти красивые ракушки ещё называют «ногти Русалок».

       Бывают и наоборот, ракушечные пляжи. Когда мы были в станице Благовещенская, увидели что на пляже совсем нет песка, а очень, очень много ракушек. Маленьких и больших, целых и битых, ходить босиком там, очень неприятно. Зато это просто кладезь для нашей мастерской! Такое обилие и разнообразие ракушек встретишь не часто!

       В том году мы были в Туапсе, пляж там совсем другой, он мелко галечный. Вся галька разной формы, разного размера и даже разного цвета: камушки серые, коричневые, мелкие беленькие и чёрные; с точечками, полосками. И они становятся совсем другими, когда попадают в воду.  В воде они кажутся очень яркими  и  большими.

      На память о наших поездках, у нас остаются очень яркие впечатления, красивые фотографии, ракушки которые мы покупаем и находим на берегу Чёрного моря. Мы привозим даже гальку, с необычным, красивым рисунком. У меня дома уже большая коллекция и  она пополняется каждое лето. С  коллекцией ракушек и камушков растёт и оформление нашего дома.

1.2. Творчество в моей жизни

С детства я  очень люблю рисовать, лепить, делать аппликации. Радуюсь, когда получается красиво, огорчаюсь, если что-то не удаётся. Люблю заниматься творчеством вместе с мамой, с братьями, создавать поделки, рисунки и сказки. Мы фантазируем, делаем то, что нам нравится, что находится вокруг нас, что вызывает интерес. Во время наших творческих занятий у меня всегда хорошее настроение и желание сделать что-то удивительное. В работах я стараюсь передать свои знания и наблюдения. Вот почему я люблю путешествовать, узнавать много интересного, сравнивать, наблюдать. Люблю читать и приобретать новые знания, которые пригодятся в жизни и творчестве.

Выводы по теоретической части

Итак, изучив  теоретический материал о ракушках Чёрного моря,  я поняла, что всё то, что нас окружает, это очень интересный, сложный, длительный процесс  возникновения. И относиться к природному материалу надо бережно и внимательно.

ГЛАВА II.Опыт создания поделок из природных материалов экосистемы моря

2.1. Исследование творчества детей моего класса

Я решила опросить своих одноклассников и узнать, а каким видом творчества предпочитают заниматься они?  23 ученикам своего класса я задала следующие вопросы:

  1. Любите ли вы лепить, рисовать, делать поделки?
  2. Из какого материала вы любите делать поделки?
  3. Какие качества помогает вам вырабатывать творчество?

На первый вопрос все дети (100%) ответили «Да», из них

14 детей       - 61 %    больше всего любят рисовать,

6   учеников - 26%     больше всего любят лепить и только

3   ученика    - 13%    любят делать поделки.

Диаграмма 1. Интересы детей к творческой работе

На вопрос  «Из чего вы любите делать поделки?»

из пластилина ответили -  12 детей    - 52 %,

из бумаги                             -  4 ученика – 17 %,

из сочетания материалов    – 6 детей      - 26 % ,

из природного материла     -  1человек  – 4 %

Диаграмма 2. Выбор детьми материалов для поделок

На вопрос «Какие качества помогает вам вырабатывать творчество?» :

Воображение- 8 детей      -35%

Усидчивость - 1 ребенок  - 4%

Терпение-        1 ребёнок  - 4%

Аккуратность- 7  детей    - 31%

Новые умения -6 детей    -  26%

   -

Диаграмма 3. Качества, которые формирует творчество    

 

          Из анкетирования видно, что  у моих сверстников не очень большой опыт работы с природным материалом.  Хотя это захватывающий и совсем не сложный процесс.

2.2. Необходимые для работы материалы и алгоритм ее выполнения

Для того, что бы работать с природным материалом понадобятся обычные канцелярские принадлежности, которые есть у всех дома.

- гуашь или акриловые краски,

- витражные краски,

- кисти разных номеров,

- клеящий пистолет,

- клей для потолочных плит,

- бесцветный лак  «по дереву» или

          - лак для волос.

     Для начала можно попробовать красками расписывать камни, выбирая плоские, гладко отшлифованные морем. А  чтобы закрепить рисунок использовать бесцветный лак.

 Можно создавать различные фигурки, приклеивая камушки, друг к другу. Очень интересно подбирать нужные камни, чтобы они правильно подходили по цвету и размеру. Приклеивать их нужно с помощью хозяйственного пистолета, который имеет силиконовый клеящий стержень. Но во время работы, когда стержень расплавленный, он очень горячий и работать с таким пистолетом надо осторожно в присутствии взрослых. Можно использовать ещё и клей для потолочных плит, но он не подходит для объёмных скульптур, а только для плоских панно, потому, что очень долго сохнет и детали могут разъехаться.

  Часто в своих работах мы используем одновременно и ракушки, и камни, и  бусы. Мне это очень нравится, потому что интересно работать с разным материалом, придумывать что-нибудь забавное и необычное, такие работы украшают нашу квартиру, и мы дарим их своим друзьям как сувениры с моря. Очень приятно, когда в комнате есть игрушки собственного изготовления, а стены украшают панно, сделанные своими руками.

            Мы разработали схему выполнения поделки:

  1. Будущую поделку можно нарисовать, изобразить схематично, описать ее характер.
  2. Подготовить природный материал, отобрав подходящие по цвету, форме и совместимости друг с другом детали.
  3. Процесс создания изображения.
  4. Анализ результата. Сравнить, что получилось, и что мы хотели сделать изначально. Какая поделка, какое у нее настроение. Похожа ли она на обитателя моря?  

2.3. Результаты работы

Скульптуры: «Весёлые котята»,  «Кот Мартин», «Наш Барбос», «Заяц с морковкой» и т.д.

Панно: «Аквариум», «Русалочка», «Дикий виноград», «Морская жизнь»,  «Букет для мамы», «Котик»

Расписанные камушки: «Рыбки», «Школьный автобус»,  «Воздушный шар» «Гусеничка» и т.д.

        Мне больше понравилось делать расписные камни, потому что под рукой много поделочного материала, если что-то не удалось, можно просто помыть камень и работать снова. Расписывать камни можно прямо на берегу моря, используя фломастеры,  и камни различного размера, в зависимости от задуманной идеи.

Выводы по практической части исследования.

Мне  всегда очень интересно рассматривать ракушки, придумывать, на что они похожи, что из них можно сделать, как они будут смотреться вместе. Хотя многие ребята и выбирают другие виды творчества, я считаю, что работа с природным материалом это синтез и лепки, и рисования. И если увлечься такой работой она покажется самой интересной.

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моё творчество учит меня быть наблюдательной и любознательной. Мне интересно, кто живёт рядом с нами, населяя морские пляжи, чем они отличаются друг от друга. Я учусь быть  усидчивой, аккуратной, терпеливой и овладевать новыми умениями.

Я много узнала о своём поделочном материале и теперь мне в двойне интересней с ним работать.