Внеурочная деятельность

Эртуганова Светлана Евгеньевна

  Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах и конкурсах – все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая способствует всестороннему личностному развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

   Классный руководитель: Эртуганова С.Е

     Внеурочная деятельность.

  Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах и конкурсах – все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая способствует всестороннему личностному развитию. Внеклассную деятельность учащихся я строю на следующих принципах: открытости, привлекательности будущего дела, деятельности, свободы выбора, обратной связи, сотворчества, успешности.

   Главной задачей своей деятельности считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей! На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить коллектив. Работу  по формированию коллектива я рассматриваю в четырёх аспектах:

1.помощь детям в учебе со стороны школы и семьи;

2.организация совместной деятельности;

3.совместный отдых;

4.стимулирование и становление нравственных черт личности ребёнка через союз родителей и учителей.

Традиционные внеклассные мероприятия:

  • «Праздник рождения класса»
  • Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза». Праздник общения детей и родителей,, возможность посмотреть на своего ребёнка со стороны.
  • Праздник  «День именинника».
  • Традиция помогать больным и пожилым людям.
  • Участие в акции «Помоги детям детского дома»

           Результативность внеклассной работы:

  • мотивированность выросла до 75% (по опросу психологов школы);
  • растет вовлеченность учащихся во внеклассную деятельность -78%;
  • растет количество и уровень проектных и творческих работ по формированию ЗОЖ – 84-%;
  • растет вовлечённость родителей во внеклассную деятельность -77%-;
  • растет количество детей, участвующих в олимпиадах и конкурсах 54%.

                     Деятельность в качестве классного руководителя.   

Воспитание –великое дело; им решается участь человека.

В.Г.Белинский.      

   Личностно- ориентированный воспитательный процесс является частью формирования современного гражданина, личности. Стремление переосмыслить известное, приумножить человеческие знания, привести свой личный вклад в дело познания мира и есть, на мой взгляд истинная современность, истинная образованность. Важным результатом воспитания в документах федерального государственного стандарта выделяется обеспечение минимально необходимых воспитательных эффектов образования в соответствии с запросами общества, государства, семьи и личности школьника. Задачи  воспитания на первой ступени в школе: создание воспитывающей среды; разработка личных планов воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся;  использование личностно-ориентированных технологий в образовании младших школьников; внедрение методов диагностики уровня развития ценностно-смысловых компетенций; воспитание толератности.

 Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувств ответственности за ее результаты. Сочетание классной и внеклассной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся. В классе 22 человека. 47% составляют учащиеся разных национальностей.  Я  активизирую процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

   Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

     Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Мои принципы общения с родителями: помнить, что их дети – самое дорогое в жизни; быть умной и тактичной; постараться не обидеть и не унизить их достоинство; каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной; каждое собрание должно вооружить родителей новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения; только в содружестве  с родителями можно добиться хороших результатов; создание родительского лектората.

    Именно на первом этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы. Я  начала с организации семейных вечеров в классе: на первых порах робких,  где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывалось желание "отдать, а не взять", подарить людям радость. Таким был вечер "Давайте познакомимся". Каждая семья представляла себя: членов семьи, их фотографий, свои любимые национальные песни, стихи на родном языке, национальные блюда, рассказы о семейных и национальных традициях.

   Вот мы уже все вместе организуем большой праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья", где дети в национальных костюмах рассказывают стихи, поют песни, каждый о своей стране, танцуют национальные танцы, угощают всех гостей национальными блюдами, которые они испекли вместе с родителями. На каждом вечере, на каждом празднике щелкают фотоаппараты, и вот готова огромная фотогазета! Трудно сказать, кому веселее - родителям или детям.

         Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

    Результат  моей работы - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Ожидаемые результаты: ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.

    Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным результатом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4 лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.

  При определении целей воспитания я руководствуюсь следующими положениями: *цели воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства;

                            *цели воспитания должны соответствовать психологическим, возрастным, социальным потребностям учащихся;

                            *цели должны быть конкретными.

   На сегодняшний день наиболее актуальными целями воспитания являются: воспитание коммуникабельности, толерантности, культуры общения, стремление к самопознанию.

Качества личности, которые я стремлюсь формировать как классный руководитель:

1.Интерес к самому себе. 

Ребёнок должен научиться задавать себе вопрос ( кто я?, какой я ?, чего я хочу?, что я могу?) и отвечать на них. Он должен научиться любить себя.

2. Самопризнание себя как личности.

Учитель должен помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.

 3.Управление самим собой.

 Умение ученика управлять собой осознанно, а не безумно подчиняться  

      приказу.

 4.Уважение чужого мнения.

Воспитательные мероприятия должны формировать у  учащихся культуру общения, развивать у учащихся коммуникативные умения.

5. Терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Толерантность.

6. Любознательность и вовлечение в деятельность.

Жажда деятельности, формирует жизненно важное качество личности –трудолюбие, способность трудиться активно, с удовольствием и радостью.

7. Эмоциональная устойчивость.

Нужно научить детей прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду, не растить в себе желание отомстить, наказать. Дети должны научиться управлять своими страхами.

8. Желание действовать и взаимодействовать, совершать поступки.

Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся в деятельности являются индивидуальные мотивы. Заинтересованность учащихся, перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции – всё это обеспечивает становление деятельностной личности.

Задачи воспитания, которые я стремлюсь решить, как классный руководитель:

Социальные задачи включают в себя защиту ребёнка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

Диагностические задачи – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

Воспитательные задачи связаны с воспитанием и развитием учащихся.

Профессиональные задачи –планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.

Цель воспитательной работы –интеллектуальная, физически здоровая личность, способная к творческому самообразованию и саморазвитию, владеющая навыками исследовательской работы.

Современный классный руководитель должен:

1.Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через организацию учебной и внеурочной деятельности.

2.Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся через организацию разнообразных форм жизни коллектива.

3.Способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической обстановки, организации индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, создание ситуации успеха.

4. Способствовать пробуждению и укреплению стремления к самоопределению через организацию самоуправления и различных форм значимой деятельности.

                  Обучение детей  активным формам.

      Классный коллектив является мощнейшим средством воспитания, в нем реализуется комплекс условий, способствующих развитию как самого коллектива, так и развитию индивидуальности в нем.

Цель: сформировать классный коллектив, который характеризует  тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за  весь коллектив.

        Ученическое самоуправление есть связующее звено  между классным руководителем и учениками. Оно начинает формироваться в начальной школе. Продуманная вместе с детьми система поручений позволяет выполнить любое дело. Она состоит из следующих групп:

  • Дежурные по классу, по столовой
  • Служба сохранения здоровья ( пропаганда ЗОЖ, праздники здоровья, популяризация физической культуры,  подготовка к участию в соревнованиях, разработка сценариев спортивных праздников, проведение динамических перемен и др)
  • Лидеры (ребята, которые организуют внеклассную жизнь, помогают классному руководителю готовить мероприятия)
  • Информационная служба (подготовка материалов из жизни класса и школы, выпуск газеты)
  • Служба сандружины (организация и контроль за дежурством, проверка чистоты рук, дежурство в столовой ,сохранность мебели, фитомодуль)

     Вот далеко неполный перечень дел, которые выполняют ребята. От классного руководителя требуется лишь умелое взаимодействие, предоставление детям свободы и самостоятельности. Самое главное – увидеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле, умело поощрить его.

     Результатом своей работы вижу то, что уже к 4 классу 100% учащихся задействованы в жизни класса и выполняют разного рода поручения. Уровень самостоятельности в коллективных творческих делах достигает 75%.  Уровень участия моих воспитанников в жизни школы 61% (в среднем по школе – 35%).  Результаты анкетирования показывают, что дети довольны атмосферой в классе, имеют активную жизненную позицию, болеют за общее дело.