Консультация для воспитателей на тему : «Мальчики и девочки-два разных мира»

Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социализация»

  Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек.

В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание.

Основные термины и понятия

Воспитание – это целенаправленный, специально организованный педагогический процесс, направленный на передачу и усвоение системы культурно-исторических ценностей данного общества.

Половое воспитание –  это воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Гендерное воспитание – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Понятие «гендерное воспитание» чаще используется в педагогике.

Понятие «пол» подразумевает свойства, совокупность которых биологически отличает представителей разных полов.

Под понятием «гендер» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами

Половая роль – это система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной; система средовых стандартов, предписания, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мужской пол или женский.

Гендерный подход ориентирован на идею равенства, независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Гендерная идентичность - это психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или женщиной.

Это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу. Идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков индивида и соответствующей социализации.

Социальные институты передают из поколения в поколение сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует себя вести мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.

Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе?
Семья, родители играют ведущую, решающую роль в  гендерном воспитании ребенка , так как являются значимой, референтной группой.

 Важными детерминантами здесь являются благополучие взаимоотношений между родителями, состав семьи (полная, неполная), включение прародителей в воспитание внуков, наличие младших и старших однополых и разнополых детей. Наблюдая в повседневной жизни за поведением и общением родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

Педагогический коллектив. Работа с детьми осуществляется в режимные моменты, во время непосредственно образовательной деятельности: музыка, физкультура, а так же во время дополнительного образования (LEGO- конструирование, творческая мастерская, компьютерно-игровой комплекс, хореография, ритмика).

Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.).

Правильная организация игр детей, умелое руководство воспитателя, поможет ребенку принять роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и принять свой гендер.

В структуру включаются следующие элементы:

Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)

Игровое упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет», «Профессии» и т.д.).

 На LEGO- конструировании в старших группах занятия проходят с дифференциацией детей на девочек и мальчиков.

  Мальчики создают из конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни.

  Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из мозаики. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.

На занятиях фольклорно-музыкального кружка дети знакомятся с национальным русским мужским и женским костюмом, традициями, русскими народными играми. В колыбельных песнях, потешках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке, мальчику.

  Занятия в музее детского сада «Русская изба» способствуют не просто формированию гендерной идентичности, но и помогают сформировать у детей нравственно-патриотические качества, учат уважать старших. На посиделках девочки плетут бусы, а мальчики учатся топить печку и т.д. Участвуя в праздниках «Рождество», «Колядки», «Масленица» дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.        

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде: девочки в купальниках, а мальчики в велосипедках.

  Внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным. Движения, разучиваемые на занятиях ритмикой, учат девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели.          

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру.

  При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике.

Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно.

Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Мальчик и Девочка – это два разных мира. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.