Литература об искусстве

Депутатова Анастасия Петровна

Советую прочитать!

Здесь вы найдёте подборку увлекательнейших книг о выдающихся художниках, музыкантах, скульпторах. Эти книги позволят вам не только ближе познакомиться с их героями, но и открыть  для себя по-новому каждого из них.

Винсент Ван Гог - один из величайших мастеров импрессионизма. Человек трагической судьбы, при жизни испытавший и презрение "официальных" критиков живописи, и полное непонимание собратьев по кисти, а после смерти признанный великим художником. 

Его гений стал проклятием, ибо его новаторская манера писать казалась неприемлемой даже для привыкших к творческим экспериментам обитателей Монмартра. Его не любили и либо равнодушно отвергали, либо цинично использовали женщины. Над ним посмеивались друзья. Его жалели родные... 
Жизнь Ван Гога должна была окончиться трагически, это было очевидно всем, кто его знал.
Вопрос лишь в том, когда и при каких обстоятельствах наступит эта развязка... 
О "гениальном безумце" французской живописи написано многое, однако никому из его биографов не дано было создать ничего равного легендарному биографическому роману Ирвинга Стоуна "Жажда жизни".

 

 

 

 

 

Поль Сезанн - один из известнейших живописцев XIX столетия. С его именем связано появление нового течения в живописи - постимпрессионизма. Великим тружеником, постоянно ищущим свой путь в живописи, предстает художник со страниц романа французского писателя Анри Перрюшо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В своей блестящей книге Антонио Форчеллино показывает новые грани жизни и творчества Микеланджело. Собственные глубокие искусствоведческие познания и опыт реставратора помогают ему точнее и полнее раскрыть методы работы резцом и технику фресковой живописи великого мастера, глубже проникнуть в его богатый внутренний мир. Автор опирается на все доступные источники, содержащие сведения о жизни Микеланджело. Он показывает, как складывались и изменялись его политические и религиозные взгляды, как строились непростые взаимоотношения в мире людей - с высокопоставленными заказчиками и сильными мира сего, коллегами-художниками и скульпторами, родными и близкими, мужчинами и женщинами. Увлекательная и точная книга Форчеллино по праву заняла место среди самых замечательных работ о Микеланджело в мировой литературе. Для широкого круга читателей.

 

 

 

 

 

 

 

История знает немало примеров фальсификаций. Произведения искусства подделывались еще в Римской республике, но голландского художника Хана ван Меегерена нередко называют "величайшим фальсификатором всех времен и народов". В первой половине XX века, когда весь мир сходил с ума от вновь открытого Вермеера, он с маниакальным упорством стал создавать подделки, выдавая их за творения делфтского мастера и других живописцев XVII века, и достиг такого совершенства, что лучшие специалисты не могли отличить фальшивки от подлинников, а крупные музеи покупали их за огромные деньги. Одна из подделок попала в личную коллекцию Геринга! 

Однако "дело Меегерена" примечательно еще и тем, что он старался не только ради денег, то есть не был вульгарным мошенником. Таким изощренным способом он решил отомстить - и отомстил - искусствоведам и критикам, которые не пожелали признать талант Меегерена-живописца, а вот выполненные им подделки провозгласили шедеврами.

 

 

 

 

 

 

 

Автобиографическая повесть «Ступени» и теоретическое исследование глубинных основ художественного языка «Точка и линия на плоскости» написаны В. Кандинским, одним из крупнейших художников XX века, открывшим историю русского авангарда. Эти тексты составляют важную часть теоретического исследования мастера, позволяют глубже и полнее понять суть его художественного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герой романа - один из самых знаменитых живописцев довоенной Японии - тихо доживает свои дни и мечтает лини, удачно выдать замуж дочку. Но в воспоминаниях он по-прежнему там, в веселых кварталах старого Токио, в зыбком, сумеречном мире приглушенных страстей, дискуссий о красоте и потаенных удовольствий...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор рассказывает о жизненном и творческом пути Анри Руссо, большого, самобытного художника, картины которого пленяют зрителя своим очарованием своей таинственной поэзией, погружают в мечты. 

Жизнь этого художника, прозванного Таможенником, похожа на миф, в ней тесно переплетаются легенда и реальность. 
Книгу Перрюшо дополняют "Воспоминания торговца картинами", написанные Амбруазом Волларом, хорошо знавшим многих художников, портреты которых создал Перрюшо. 
Книга иллюстрированна, рассчитана на широкий круг читателей.

 

 

 

 

 

 

В ноябре 2011 года исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина. Блестящий мастер пейзажной живописи, замечательный портретист и театральный декоратор, основатель русского импрессионизма, он оставил большое художественное и литературное наследие, которое трудно переоценить. Его жизнь и творчество проходили в эпоху, богатую историческими событиями, судьба свела его с выдающимися людьми своего времени - художниками, актерами, театральными деятелями, меценатами, многие из которых стали его близкими друзьями. Среди них М.А.Врубель, В.А.Серов, И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, Ф.И.Шаляпин, С.И.Мамонтов и др. Находясь в эмиграции, тоскуя по родине, Коровин завершил свои мемуары, начатые в первые годы революции, писал рассказы, где с пронзительной правдой и простотой запечатлел милую его сердцу Россию и тех, кого любил и помнил. Его рассказы, как правило, автобиографичны, они удивительно "живописны" и позволяют говорить о несомненном литературном таланте автора. Когда-то В.Я.Светлов очень точно назвал К.А.Коровина поэтом и художником слова.

 

 

 

 

 

 

 

Необыкновенно живая и яркая биография знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало - это зачаровывающая история бунтарского искусства, романтических убеждений, эксцентричных любовных связей и нескончаемых физических страданий. 

После ее смерти остались не только холсты, но и жгучие строчки этой биографии, в которых несгибаемая воля, бесконечная боль и, конечно, любовь, которая дана далеко не каждому. 
Молодежь зачитывается ее дневниками, геи и лесбиянки подняли на щит ее высказывания, феминистки воспринимают саму ее жизнь как руководство к действию. Так многолика и велика Фрида. 
И хотя со дня ее смерти в 1954 году прошло уже более полувека, восхищение этой легендарной женщиной не угасает до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

Казимир Малевич - знаменитый художник-авангардист, теоретик искусства, философ. Его "Черный квадрат" является одной из самых известных и загадочных картин в русской живописи. Малевич называл это творение иконой его времени и в течение многих лет стремился облечь в слова смысл своей главной работы. Статьи и манифесты художника, написанные с воодушевлением и пафосом, приоткрывают завесу тайны над этим и другими его произведениями, помогают постичь основные принципы абстрактного искусства. Изначально рассматривая перо как вспомогательное орудие своей творческой деятельности, Малевич настолько увлекся стихией слова, что отдавал этому не меньше вдохновения, чем холсту и кисти. Его самобытные тексты, представленные в настоящем издании с сохранением авторской стилистики и словоупотребления, демонстрируют остроту ума и глубину художественного видения великого живописца.

 

 

 

 

 

 

 

Микеланджело Буонаротти. 
Величайший скульптор, художник и поэт эпохи Возрождения. Создатель легендарного "Давида" и фресок Сикстинской капеллы. 
Он познал и прижизненную славу, и богатство, и зависть врагов, и ненависть ханжей и религиозных фанатиков. 
Его личная жизнь считалась скандальной и непристойной. Его творчество порой шокировало и возмущало. Его благополучие полностью зависело от капризов "князей Церкви", которые были его заказчиками... 
Почему Микеланджело постоянно существовал на грани - между творчеством и саморазрушением? 
И наконец, что давало ему силы вновь и вновь бросать вызов судьбе?

 

 

 

 

 

 

 

«Гений» — одно из самых ярких и эмоциональных произведений выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Действие романа происходит в Америке конца девятнадцатого века и повествует о творческих и нравственных исканиях провинциального художника Юджина Витлы, мечтающего стать первым живописцем, сумевшим уловить на холсте всю широту и богатство американской культуры. Страстность, творческий эгоизм, неискоренимые черты дельца и непомерные амбиции влекут Юджина к достатку и славе, заставляя платить за успех слишком высокую цену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Моя жизнь" - автобиографический роман, документально-поэтическое повествование, написанное Марком Шагалом, великим художником, чья жизнь волей исторических сдвигов и потрясений разделилась между Витебском и Парижем, между Россией и Францией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дневник одного гения» - так называются мемуары Сальвадора Дали, изданные в 1964 году в Париже. Дневник содержит записи с 1952-го по 1963-й год и является своеобразным памятником при жизни, который автор воздвиг сам себе. Полный текст дневника обогащают маргинальные приложения, предусмотренные самим автором для первого издания: 'Наука бздюма', 'Похвала мухе', 'Далианская мистика...', а также сравнительная таблица достоинств художников прошлого и будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поль Гоген - великий художник, чье творчество посвящено прославлению земного рая среди пронизанной жаром солнца природы, мечта о котором сопровождала его с юных лет, кончил жизнь на Таити в горе и полном одиночестве. Таким же отверженным, каким он чувствовал себя во Франции. Ответ на вопрос, как это могло случиться, могут дать сочинения Гогена - "Ноа Ноа" и "Прежде и потом". Обе эти работы органично связаны между собой и составляют единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сири Хустведт - одна из самых заметных фигур в современной американской литературе: романистка, поэтесса, влиятельный эссеист и литературовед, а кроме того - на протяжении без малого тридцати лет жена и муза другого известного прозаика, Пола Остера. "Что я любил" - третий и, по оценкам критики, наиболее совершенный из ее романов. Нью-йоркский профессор-искусствовед Лео Герцберг вспоминает свою жизнь и многолетнюю дружбу с художником Биллом Векслером. Любовные увлечения, браки, разводы, подрастающие дети и трагические события, полностью меняющие привычный ход жизни, - энергичное действие в романе Хустведт гармонично уживается с проникновенной лирикой и глубокими рассуждениями об искусстве, психологии и об извечном конфликте отцов и детей. Виртуозно балансируя на грани между триллером и философским романом, писательница создает многомерное и многоуровневое полотно, равно привлекательное как для "наивного" читателя, так и для любителя интеллектуальной прозы.

 

 

 

 

 

 

Письма Винсента Ван Гога к его брату Тео — это поразительный человеческий документ, свидетельствующий не только о трагическом пути художника и его незаурядной литературной одаренности, но и о том, какая огромная работа, какое духовное содержание стоят за каждой картиной этого не признанного при жизни гения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди воспоминаний, писем, дневников, оставленных нам большими художниками, одно из первых мест занимают письма Винсента Ван Гога (1853–1890). Это поразительный человеческий документ, свидетельствующий о том, какая огромная работа, какое духовное содержание стоят за каждой картиной этого не признанного при жизни гения. Письма Ван Гога, которыми зачитывались многие поколения, несут на себе отпечаток незаурядной литературной одаренности автора. В издание включены пись ма художника к друзьям: Полю Гогену, Антону ван Раппарду, Эмилю Бернару и другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящая книга Анри Перрюшо продолжает его серию `Искусство и судьба`. Она рассказывает о жизни и творчестве Жоржа Сера (1859—1891), художника-неоимпрессиониста, возглавившего течение, получившее в живописи название дивизионизма и пуантализма. Как и всекниги этой серии, `Жизнь Сера` содержит богатый документальный иллюстрированный материал, отличается легкостью и живостью изложения. Рекомендуется широкому кругу читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Яркий талант крупнейшего русского художника Ильи Ефимовича Репина проявился как в портретах, многофигурных композициях, акварели и рисунке, так и в литературном творчестве. По словам К.И.Чуковского, "у Репина было два дарования, и одно - по своим богатым возможностям - было не ниже другого". В настоящее издание вошла автобиографическая часть книги "Далекое близкое": это воспоминания о детстве, о годах учебы в петербургской Академии художеств, об учителе и друге И.Н.Крамском, о работе над первым значительным произведением - картиной "Бурлаки на Волге".Написанная живым, самобытным языком, книга станет увлекательным чтением для самого широкого круга читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кристиан Паризо представляет Амедео Модильяни не только великолепным скульптором, живописцем и рисовальщиком, но прежде всего - художником редкостного обаяния, каковым он остался в истории мирового искусства и в памяти благодарных потомков. В книге дана широкая панорама жизни парижской богемы, когда в ее круг входили знаменитые художники XX века - Пикассо, Брак, Сутин, Бранкузи, Шагал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яркий и самобытный российский художник, график, теоретик искусства Кузьма Сергеевич Петров-Водкин прославился и как писатель, чье мастерство и манера изложения не уступают в своеобразии живописным работам. 

"Пространство Эвклида" является продолжением автобиографического произведения "Моя повесть" ("Хлыновск") и принадлежит к лучшим страницам отечественной мемуаристики. Эта живая энергичная проза, в которой будто наяву слышны интонации устного рассказа, передает все богатство впечатлений и переживаний тонкого и глубокого мастера. Рисунки автора, органично вошедшие в текст, помогают читателю как нельзя лучше понять и раскрыть секреты его художественного мышления.

 

 

 

 

 

 

 

Автор задался целью создать образ Рембранда-человека честного и бескомпромиссного; поэтому, минуя период молодости, успеха, счастливой любви, он обращается к наиболее сложному и трудному периоду в жизни художника, когда творчество уже зрелого сложившегося мастера вступает в противоречие с требованиями буржуазного общества, утратившего свои демократические традиции. В этом конфликте, несмотря на удары, Рембрандт-человек остается верен себе своим гуманистическим идеалам, которым отдал до конца всю свою жизнь, все искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братство прерафаэлитов - уникальное содружество художников и поэтов, которое, образовавшись в середине XIX века, породило в искусстве Европы самостоятельное культурное движение. 

Первые адепты прерафаэлизма создавали свои полотна, взяв за образец картины флорентийских живописцев эпохи раннего Возрождения, творивших до академичной живописи Рафаэля - именно поэтому братство получило такое название. 
Прерафаэлиты своим магическим искусством возрождали любовь к средневековым легендам, историям тех времен, когда люди верили в волшебство, в то, что красота может изменить мир, а любовь - победить время. Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Миллес, Эдвард Берн-Джонс, Джон Уильям Уотерхаус и вслед за ними десятки последователей, протестовали против косности Викторианской эпохи, против холодного копирования классических произведений, против застарелого академизма в современной им живописи. Их полотна поражают своей чувственностью, яркостью красок, экспрессией, глубокими насыщенными цветами, а сюжеты - романтичностью и поэтизмом. 
Это одно из самых полных изданий, посвященных судьбам и творчеству прерафаэлитов. Первая - биографическая часть книги повествует о судьбах и творчестве художников в культурном контексте современного им общества и позволяет увидеть становление прерафаэлизма. 
Вторая часть книги представляет собой великолепную галерею всех самых значительных произведений художников братства.

 

Эта книга о жизни и творчестве Клода Моне - французского живописца-пейзажиста, одного из основателей импрессионизма. С его картины "Impression, soleil levant" ("Впечатление. Восходящее солнце"), неприветливо встреченной современниками, началась история целого направления в искусстве. Трепетные воздушные образы картин Моне пронизаны любовью к жизни и призваны продлить мимолетность восторга, остановить мгновенье. Художники-импрессионисты - Клод Моне и круг его сподвижников: Эдуард Мане, Альфред Сислей, Огюст Ренуар - через преодоление консервативных правил академической живописи пришли к рождению нового стиля в искусстве и доказали, что впечатление от произведения гораздо важнее, чем слепое следование канонам.

 

 

 

 

 

 

 

Константин Алексеевич Коровин, многогранный живописец, пейзажист, портретист, театральный декоратор, обладал блестящим литературным талантом. Все знавшие Коровина с восхищением отмечали его исключительную способность приковывать к себе внимание слушателей, с редким юмором представлять в лицах диалоги, придавать красочность заурядному жизненному случаю, и все это нашло отражение в его писательском творчестве. В настоящее издание вошла лишь небольшая часть литературного наследия художника - воспоминания о выдающемся русском певце "Шаляпин. Встречи и совместная жизнь", а также посвященные ему три эссе. Предваряет книгу очерк Шаляпина о Коровине - об одном из самых близких его друзей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гриша Брускин - артистическое имя Григория Давидовича Брускина (р. 1945) - известного художника и писателя. В истории нонкомформистского движения художник занимает особое место. На протяжении многих лет разрабатывал и продолжает разрабатывать три основных проекта: "личный проект" - исследование мифологии частной жизни человека, "советский проект" - исследование коллективного советского мифа и "еврейский проект" - исследование национального мифа. Литературное творчество Брускина жанрово соединяет в себе элементы мемуаристики, эссе и экспериментальной лирики. В издательстве "Новое литературное обозрение" вышли следующие книги Гриши Брускина: "Прошедшее время несовершенного вида" (2001), "Мысленно вами" (2003), "Подробности письмом" (2005), "Прямые и косвенные дополнения" (2008). Предлагаемая читателю книга "В сторону Брускина" - сборник статей известных искусствоведов, историков искусства, культурологов, философов, литераторов о визуальном и литературном творчестве Брускина. Издание включает также тексты самого Гриши Брускина и снабжено хронологией и библиографией.

 

 

 

 

 

 

Среди титанов Возрождения великий итальянец Леонардо да Винчи был, несомненно, самым разносторонним, отличаясь от других гениев Ренессанса поистине космическим масштабом интересов, знаний, поисков и открытий. Он остался в истории культуры в первую очередь как гениальный художник и скульптор, но его не обошла стороной и слава выдающегося ученого, обогатившего многими незаурядными наблюдениями почти все области знаний своей эпохи и намного опередившего время проницательными догадками. Ярчайший представитель нового, экспериментального естествознания, Леонардо оставил в математике, анатомии, механике, гидротехнике, военном искусстве и даже авиастроении не менее заметный след, чем в теории и истории искусства. Находясь в непрерывном диалоге с мирозданием, он рассматривал его как гигантскую лабораторию, а в науке, равно как и в искусстве, видел средство познания и преображения человеком окружающего мира. Свои оригинальные суждения на эти темы Леонардо высказал в многочисленных рукописных заметках, насчитывающих около семи тысяч страниц; часть этого грандиозного наследия включена в данную книгу.

 

 

 

 

 

 

 

В 1985 году, когда Виктору Вазарели исполнилось семьдесят девять лет, его спросили, как он представляет себе искусство будущего. "Абстрактное искусство будущего, - ответил художник - будет стремиться к всеобщей универсальности разума."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Широкое привлечение редких архивных документов, уникальной семейной переписки Серовых, редко цитируемых воспоминаний современников художника позволило автору создать жизнеописание одного из ярчайших мастеров Серебряного века Валентина Александровича Серова. Ученик Репина и Чистякова, Серов прославился как непревзойденный мастер глубоко психологического портрета. В своем творчестве Серов отразил и внешний блеск рубежа XIX-XX веков и нараставшие в то время социальные коллизии, приведшие страну на край пропасти. Художник создал замечательную портретную галерею всемирно известных современников - Шаляпина, Римского-Корсакова, Чехова, Дягилева, Ермоловой, Станиславского, передав таким образом их мощные творческие импульсы в грядущий век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация предоставлена с сервиса www.livelib.ru

Более обширную подборку литературы вы можете найти на  https://www.livelib.ru/tag/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%B...