Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся

Развитие способностей: проведение внеурочной деятельности «Знатоки химии».  Участие в олимпиадах (всероссийская олимпиада школьников, международная онлайн-олимпиада «Фоксфорд», "Эрудит"), экологических акциях и мероприятиях проводимых в рамках акции «Марш Парков», участие в научно-практических конференциях, подготовка индивидуальных проектов учащихся 10-х классов. Побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, формирование навыков публичного выступления и отстаивания своих идей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. ШЕЛКОВНИКОВА К.М.»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________/Гаськова Л.И.

 «____» ___________ 2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ /Вильмова М.Г.

Приказ № 131 от  «04» сентября 2020г.

ПРОГРАММА

"Индивидуальный проект по химии"

                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                        педагогического совета

                                                                                                  Протокол № 62 от 31.08.2020

количество часов в год 34 часа

ФИО учителя Гаськова Людмила Ивановна

Рабочая программа обсуждена на МО учителей ____________________________________

«_____»________________2020

Руководитель МО __________________________/ Дульская Г.П.

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа "Индивидуальный проект по химии" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования, Положения об индивидуальном проекте учащихся 10-х классов. Выполнение Индивидуального проекта учащимися 10-х классов является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, которые они могут реализовать  в ходе освоения основной образовательной программы среднего общего образования по профильным предметам. Данная программа ориентирована на учащихся естественнонаучного профиля.

Цели индивидуального проекта:

 Формирование способности и готовности учащихся:  

- к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;  

-к сотрудничеству и коммуникации;

  к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;  

- к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Планируемые результаты

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
  • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
  • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Обучающийся сможет:

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Примерные темы проектов/исследований, предлагаемые учителем

  1. Биологически активные соединения: витамины.
  2. Биологически активные соединения: ферменты.
  3. Биологически активные соединения: гормоны.
  4. Биологически активные соединения: лекарства.
  5. ОВР в неорганической и органической химии.

Примечание: учащийся может предложить свою тему индивидуального проекта.

План выполнения индивидуального проекта

Мероприятие

Кол-во часов

1.

Установочный семинар "Знакомство с Положением об индивидуальном проекте учащихся 10-х классов

1

2.

Выбор темы для индивидуального проекта/исследования

1

3.

Разработка плана работы над индивидуальным проектом

1

4.

Постановка проблемы

1

5.

Идея решения проблемы

1

6.

Этапы проекта. Постановка задач

1

Этапы проекта. Теоретическая часть

10

Этапы проекта. Практическая часть

10

Завершенность и проработанность проекта. Предзащита: практический результат проекта (полезный эффект проекта). Как использовать результат на практике

1

Подготовка Презентации к индивидуальному проекту

1

Модели защиты проекта

1

Форма аннотации проектной работы

1

Публичная защита проекта

1

Итого

31


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посвящение в химики

Слайд 2

Химия – наука, умеющая творить чудеса Команда 8а Команда 8в Команда 8б Команда 8г

Слайд 3

«Кто внимательнее?»

Слайд 4

Разминка 105. 77. 42 е 28 105 е 3 е е 83 42. 83. 3 50 42 50 28 50 51 50 83 Расшифровать фамилии известных химиков

Слайд 5

«Пинг-Понг» Участвуют все, задаются по 1 вопросу в форме блиц-опроса , отвечает кто быстрее… Буду задавать вопросы, Не раздумывайте долго. Кто окажется быстрее, Да к тому же всех умнее Знак отличия получит, Что не зря предмет сей учит.

Слайд 6

Молочное волшебство Реклама

Слайд 7

«Знай наших» Надо нам скорей собраться В наших знаньях разобраться. Нет ли мест у нас пустых И узнаем ли своих? Все ли ионы нам важны? Где для кода взять ключи? Карточки с формулами веществ. Какая из команд быстрее и правильнее заполнит «вагоны пассажирами», та и победит…

Слайд 8

«Волшебные ионы» Надо нам скорей собраться В наших знаньях разобраться. Нет ли мест у нас пустых И узнаем ли своих? Все ли ионы нам важны? Где для кода взять ключи? Даны ионы, какая из команд за 3 минуты составит больше химических формул и даст названия полученным веществам, та и побеждает

Слайд 9

Разгадать ребус I команда I I команда

Слайд 10

Вулкан Бёттгера Реклама

Слайд 11

Определите с помощью индикаторов в пробирках №1,2,3 кислую, нейтральную, щелочную среды Практический

Слайд 12

Определить элементы и записать выражение … солдатик … леди … лихорадка …долина … тучи … дровосек … коктейль хозяйка … горы … блондинка … косметика … голодание … век Pt Sn Fe Au Pb Au Fe O O O Cu Cu

Слайд 13

Букет в банке Реклама

Слайд 14

Чешуйчатый дракон Реклама

Слайд 15

Человек Неметаллы Металлы Высший свет Элементы №1 №1 №1 №1 №1 №1 №2 №2 №2 №2 №2 №2 №3 №3 №3 №3 №3 №3 №4 №4 №4 №4 №4 №4 №5 №5 №5 №5 №5 №5

Слайд 16

Недостаток какого элементы в организме приводит к кариесу зубок? Фтор

Слайд 17

Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению? Соляная кислота

Слайд 18

Мед Какое популярное лекарство от простуды является основой акварельных красок?

Слайд 19

Какой газ используют для получения газированной воды? углекислый газ

Слайд 20

Молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используют для получения кефира? Брожение

Слайд 21

Атомы какого неметалла определяют общие химические свойства растворов кислот? Неметаллы Н

Слайд 22

Какой неметалл получил своё название в связи с неприятным запахом его паров? Неметаллы Br , в пер. с греч. – зловонный

Слайд 23

Какой неметалл алхимики называли «желчью бога Вулкана»? Неметаллы сера

Слайд 24

Какой неметалл считают вторым по распространенности на Земле после кислорода? Неметаллы Si

Слайд 25

Какой неметалл ценится дороже золота, и когда платят деньги за то, чтобы от него избавиться? №5 Неметаллы Углерод в виде алмаза. Деньги платят трубочисту, чтобы избавиться от сажи

Слайд 26

Реакция, сопровождаемая светом и теплом … горение

Слайд 27

При взаимодействии вещества с кислородом образуются … оксиды

Слайд 28

Определите тип химической реакции H 2 SO 4 +2KOH = K 2 SO 4 +2H 2 O реакция обмена

Слайд 29

Алюминий в реакции 3H 2 SO 4 + 2Al = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 O является… восстановителем

Слайд 30

Реакции, протекающие между кислотами и основаниями с образованием воды и соли называются … реакции нейтрализации

Слайд 31

Добавьте к названию цифры две буквы впереди слова и одну букву в конце слова, и вы получите название мягкого металла Три - натрий Металлы №1

Слайд 32

К названию музыкальной ноты прибавьте впереди две буквы и в конце слова три буквы, и узнаете название самого блестящего металла Ре - серебро Металлы №2

Слайд 33

Металл, из которого сконструирован Памятник покорителям космоса в Москве Титан Металлы №3

Слайд 34

В каких случаях золото бывает разноцветным? Бывает ли оно белым? Металлы В случае сплавления с медью, серебром или палладием №4

Слайд 35

Во времена похода А.Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно - кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? Металлы №5

Слайд 36

Какой великий русский химик был поэтом и физиком, географом и геологом? Высший свет №1 М. В. Ломоносов

Слайд 37

Известно, что Менделеев очень любил своих детей. Сколько их было? №2 Высший свет

Слайд 38

Сколько химических элементов было известно, ко времени открытия периодического закона? №3 63 Высший свет

Слайд 39

Назовите любимый балет Д. И. Менделеева? №4 «Лебединое озеро» П. И. Чайковского Высший свет

Слайд 40

Кто сказал, что Д. И. Менделеев – это «воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности»? №5 А. А. Блок Высший свет

Слайд 41

Самый распространенный на Земле элемент? №1 кислород

Слайд 42

Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? Фосфор

Слайд 43

Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. №3 Рутений

Слайд 44

Химические элементы №4 Название какого элемента произошло от названия полуострова? Скандий (Скандинавский полуостров)

Слайд 45

Какой металл используют в пиротехнике? магний

Слайд 46

Все законы изучать Пройденное повторять, Задачи трудные решать Контрольные на пять писать! Все . Клянемся! Эксперимент осуществлять Честь нашей школы защищать, Своих позиций не сдавать, Престиж науки, поднимать! Идти вперед, не уставать! Все . Клянемся! Учителей не подводить, Всегда, во всем примером быть, Народу пользу приносить, Науку химию любить И верно ей всегда служить Все . Клянемся! Клянемся! Клянемся! Вместе . Знайте, люди: это тут Менделеевы растут Клятва



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. ШЕЛКОВНИКОВА К.М.»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________/Гаськова Л.И.

 «____» ___________ 2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ /Вильмова М.Г.

Приказ № 131 от  «04» сентября 2020г.

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

"Знатоки химии"

                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                        педагогического совета

                                                                                                  Протокол № 62 от 31.08.2020

количество часов в год 34 часа

класс 10-11

ФИО учителя Гаськова Людмила Ивановна

Рабочая программа обсуждена на МО учителей ____________________________________

«_____»________________2020

Руководитель МО __________________________/ Дульская Г.П.

2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
  • «О рабочих программах учебных предметов». Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
  • Устава школы.
  • Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ "Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.".

Программа предназначена для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ естественнонаучного профиля с углубленным изучением химии. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данная программа служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня, но также и к Государственной итоговой аттестации по химии.

Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии.

Для большинства учащихся решение расчётных задач по химии представляет немалые трудности. А, не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, так как от этого будет зависеть дальнейший успех.

Главное предназначение данной деятельности состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи определённого уровня сложности, познакомить их с основными типами задач и способами их решения. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
  • ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные

1) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

2) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

3) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

4) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

5) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение основными доступными методами научного познания;

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Расчёты по химическим формулам.

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные формулы для решения задач: количества вещества; нормальные условия; число структурных частиц; относительная плотность газа; массовая доля вещества; массовая доля элемента в веществе; объёмная доля вещества; мольная доля вещества; массовая доля газа в газовой смеси; объединённый газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака; уравнение Клайперона-Менделеева.

Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа, массовая, объемная, мольная  доли, плотность вещества) и постоянной Авогадро.

Определение состава газовых смесей. Средняя молекулярная масса.

Преобразование расчетных формул, правило треуголика.

Растворы.

Массовая доля растворённого вещества. Молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента растворённого вещества. Эквивалент. Молярная масса эквивалента вещества: кислоты, основания, соли. Моляльность. Молярность.

Растворимость веществ. Растворимость. Насыщенный раствор. Массовая доля безводного вещества в насыщенном растворе.

Вычисления по уравнениям химических реакций.

Вычисления массы вещества или объема газа по известной массе, количеству вещества, вступающего в реакцию или полученного в результате реакции. Вычисление объёмных отношений газов в реакциях. Определение массы вещества: в процессе химической реакции не образуется осадок или газ; в процессе химической реакции образуется осадок или газ.

Вычисление массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке: вещество, взятое в избытке, не реагирует с продуктом реакции; вещество, взятое в избытке, взаимодействует с продуктом реакции; твёрдое веществ, взятое в избытке, частично вступает в реакцию.

Выход продукта реакции. Вычисление выхода продукта реакции. Вычисление массы или объёма продукта реакции по значению выхода продукта реакции. Вычисление массы или объёма исходного вещества по данным о практически полученном веществе и выходу этого продукта реакции.

Вычисление массы и объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Последовательные реакции.

Теория Вернера.

Комплексные соединения. Координационная теория. Номенклатура. Комплексообразователь. Лиганд. Координационное число. Внутренняя и внешняя сферы. Изомеры.

Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси.

Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.

Решение задач с использованием стехиометрических схем.

Кристаллогидраты.

Задачи на вывод химических формул.

Вывод простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вывод формулы вещества по его молярной массе и массовым долям элементов. Вывод формулы вещества по его молярной массе и массе (объёму или количеству вещества) продуктов сгорания (разложения). Вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений. Вывод химической формулы вещества по химическим свойствам.

Закономерности протекания химических реакций.

Расчеты по термохимическим уравнениям (экзотермические и эндотермические реакции, тепловой эффект). Расчеты по термохимическим уравнениям (закон Гесса, стандартная энтальпия реакции). Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия (принцип Ле-Шателье).

Металлическая пластинка, погружённая в раствор соли.

Электролиз. Закон Фарадея.

Электролиз расплава электролита. Электролиз водного раствора электролита. Последовательность разрядки катионов на катоде. Последовательность разрядки анионов на аноде.

Расчеты, связанные с жесткостью воды.

Карбонатная (временная жесткость). Некарбонатная (постоянная) жесткость.

Комбинированные задачи.

Виды деятельности:

  • Репродуктивный;
  • Эвристический;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемный;
  • Частично-поисковый;
  • Поисковый;
  • Решение задач;
  • Творческий;
  • Вывод и доказательство формул;
  • Решение количественных и качественных задач;
  • Самостоятельная работа;
  • Самопроверка;
  • Взаимопроверка;
  • Исследовательский.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Количество часов

Введение. Расчёты по химическим формулам.

2

Растворы.

4

Вычисления по уравнениям химических реакций.

5

Теория Вернера

2

Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси.

5

Решение задач с использованием стехиометрических схем.

3

Кристаллогидраты.

2

Задачи на вывод химических формул.

8

Закономерности протекания химических реакций.

3

Металлическая пластинка, погружённая в раствор соли.

4

Электролиз. Закон Фарадея.

5

Расчеты, связанные с жесткостью воды.

2

Комбинированные задачи.

23

Всего

68