Эссе «Я - учитель».

Шоронихина Инна Александровна

Я на буквы призванье своё разложу,

И из них в краткой азбуке образ сложу…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_-_uchitel.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

Я на буквы призванье своё разложу,

И из них в краткой азбуке образ сложу…

        Азбука   – одна из первых и самых важных книг в жизни каждого из нас.     С первых букв Азбука учит понимать родной язык, познавать природу, любить Родину.

        Я отождествляю себя с Азбукой. Объясню, почему. Я не просто учитель.   Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя,  во многом зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, с меня начинается путь в образование каждого человека.

        Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ». Каким же я вижу свой образ через древнеславянскую Азбуку – Буквицу, в которой каждая буква обозначала не только звук или сочетание звуков, но и смысловой образ?

        Итак, я -У-Ч-И-Т-Е-Л-Ь-Н-И-Ц-А.

Ук  - «- Уа! Ау! - Твой зов к кому? - Он к папе, маме и к добру».

Стремлюсь создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. Стараюсь поддерживать тёплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать всё новые ценности культуры общения и формирования личности.

Червль – «Чуры дивные стоят, мудрость древнюю хранят. Чур меня, да Чур тебя. Под защитой Рода я!».  Чур (Щур, Чурила) – славянский Бог  родового очага, созданный Родом, Творцом Мира, чтобы оберегать людей. Много лет я незримо присутствую в семье каждого ученика. И зачастую остаюсь хорошим другом семьи на всю жизнь. Нет на свете ни одного родителя, которого не волнует, какие взаимоотношения складываются у ребёнка с учителем, со сверстниками, насколько учение для него радостно и полезно. Все дети разные. Одни - копии своих родителей, другие - “себе на уме”, третьи - тихони, а четвертые... Но все хотят быть принятыми, жаждут успеха. И я принимаю. Стараюсь сделать школьную жизнь комфортной и радостной для всех.

Иже – «Истина – начало Бытия, в ней жизнь Вселенной и твоя». Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему. Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию способностей ученика,  использую личностно – ориентированный подход. Моим детям есть где применить свои возможности помимо уроков! Все охвачены внеурочной деятельностью  по интересам. Участвуют в интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах.  Вместе со мной и родителями готовят предметные недели и праздники.

Твердо – «Твердь Земли и Твердь Небес – есмь Обители чудес». Без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые! Какие? Придумываю! Дети подсказывают.

Есмь – «Аз ЕСМЬ! – себя ты осознал и многогранный мир познал». Личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, разумного поощрения и наказания помогают ребёнку правильно понять своё предназначение.

Люди – «Мир людей и Мир любви - в жизни спутники твои». Для того, чтобы ребенок чувствовал себя нужными, понимал свою значимость в обществе, ему нужна помощь. В моём классе трудятся рука об руку: дети,   педагоги,  родители! Вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!

Ерь – «Как росточек, жизни младость, тянись к Солнцу всем на радость». Меняются времена, но не меняются задачи учителя: дать ученикам прочные и глубокие знания, воспитать у них самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя, раскрыть богатство их душ, стать им другом.

Наш – «Наши реки, наши горы, наши рощи, и просторы, наши небо и земля – это Родина моя». Древнегреческий философ Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Огромную ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец!  И мне очень важно с этой ответственностью справиться наилучшим образом.

Инить – «Общиной жить, добро творить – свой Род и Землю сохранить». Основными условиями эффективного обучения и воспитания для меня являются: доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семей и школы, единство требований родителей и учителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности.

Ци – «Цель, рубеж – ты к ним стремись, развивайся только в Высь!». Считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Аз – «Ас  Земли пора вставать, надо дело начинать!». АЗ = я, человек, созданный по образу Бога. Воспитываю в своих детях, прежде всего, любовь к людям, всем живым существам, окружающему миру природы.

        Учитель, как и азбука, - просветитель, несущий свет и  добро.  Древнеславянская Азбука (Буквица) состояла из 49 букв. Буквы располагались в 7 рядов по 7 букв, и в каждой строке из 7 букв можно было прочитать  мудрое изречение. Слово учитель тоже состоит из 7 букв. А слово учительница – из 11, что равно числу мудрых изречений Буквицы по вертикали и диагонали. Уверена, что это не случайные совпадения!

        После реформы 1918 года алфавит утратил образность - основополагающий признак славянской письменности, стал мёртвым. Буквы лишились своего названия и смысла. Буквально: а — акула, б — бегемот, в — воробей… Звучит это, конечно, проще, но факт остаётся фактом: без смысловой нагрузки буквы стали пустыми! Всё то, что хотели донести до нас предки, осталось в прошлом. И потомками могло бы быть не услышано.   Поэтому сегодня для   формирования познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа образность буквы и слова  положены в основу учебного предмета «Русский родной язык» и курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки"- этим я как учитель занимаюсь с особым трепетом.

        И еще несколько мыслей о моей любимой профессии. …Я вглядываюсь в лица детей, стараюсь понемногу приоткрыть завесу скрытости, откликнуться на тревогу ребенка. Родители заняты работой, домашними делами, часто времени не хватает, чтобы разобраться в душевном состоянии ребенка, какими эмоциями наполнен его мир, почему он неспокойно спал? Почему ученик на уроке прослушал объяснение, чем заняты его ум и сердце?

        Время вообще сейчас летит быстро. Один класс сменяется другим, а вопросов о воспитании возникает все больше и больше: бывают и разочарования, неудовлетворенность, неудачи. Обращаюсь за советом к любимому педагогу Янушу Корчаку. «Дети надоедливы, воспитатель нетерпелив — что же! Нельзя себе представлять педагога в белых перчатках с бутоньеркой в петлице» - пишет он. Но надо быть искренним с ребенком, дать понять, что ты с ним вместе переживаешь и страдаешь — одним словом отдать ему сердце.

  «Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей, —  вновь читаю у Я.Корчака.  — И лишь одна возможность избежать разрушительного для обеих сторон разочарования: признать право детей на детство», право на ошибку. В конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость.

 Я твердо усвоила, что в школе должен быть порядок. Любящий может требовать, а нелюбящий и по головке не должен гладить. Всякое общение с ребенком без любви — пустое общение.

На родительских собраниях стараюсь больше показывать, как много хорошего в их детях, как их надо любить.

Я уверена, что любовь взрослых к детям и детская привязанность — опора для взросления наших учеников. Но чувство недовольства собой, что я еще не все сделала, наверное, будет преследовать меня все время, а это будет двигать меня вперед.

Работа учителя — труд, прежде всего, творческий. Нужно смело и свободно экспериментировать. Раскрыть свой образ – дело не из лёгких. Но я попробовала.