методическая разработка
ВВЕДЕНИЕСказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее.В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более "человекоподобным" и по-настоящему сказочным "Ежику в тумане", "Королю-Льву" и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять. Цель - обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности. Параллельно необходимо решить следующие задачи: · анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования; · создание рекомендаций по использованию методов и приемов творческого развития дошкольников при работе со сказкой; · апробирование методов и приемов, а так же форм организации, использованных в целях развития творчества дошкольника; · подтверждение эффективности предлагаемых методик (детские рисунки и другой "продуктивный" материал). В своей работе опираюсь на исследования и разработки Л. Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари, авторского коллектива под руководством профессора Ю. Лебедева (г. Нижний Новгород), а также на свой собственный опыт. Используют элементы сказкотерапии (Д. Соколов, И. Вачков), кинезотерапии, арт-терапии. | |
|
Понятие сказки
Предлагаю несколько определений сказки, взятых из разных источников:
1. "Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание" (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т.4.С.170).
2. "Повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение и вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил" (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С.625).
3. "Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил (Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV. С. 102).
4. "Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел" (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988. С.383).
5. "Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел" (С.К. Нартова-Бочавер. 1996).
6. "Произведение, в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла" (В.И. Аникин. 1973).
7. "Абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного" (М.А. фон Франц. 1998. С. 28-29).
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
Классификация сказок
Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:
· художественные (народные и авторские) сказки;
· психотерапевтичекие сказки;
· идактические сказки;
· медитативные сказки.
Выделенные Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
· В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом. Он выделил следующие типы сказок:
1. сказки о животных;
2. сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);
3. кумулятивные сказки.
· В своей работе я руководствуюсь собственным разделением всей совокупностью сказок на:
1. фольклорные сказки;
2. авторские сказки.
Несмотря на то, что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. Происходит это потому, что писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он при
Происхождение сказок
Один из глубоких и основательных теоретиков сказки наш соотечественник В.Я. Пропп писал: "Общий вопрос: откуда происходит сказка - в целом не разрешен: подобно потому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы - сходства сказок по всему земному шару. Как объяснить сходство сказки о царевне-лягушке в России, Германии, Франции, Индии, в Америке у краснокожих и в Новой Зеландии, причем исторического общения народов доказано быть не может?"
В этом плане любопытная точка зрения финских фольклористов А. Аарне и К. Крона, предлагающих выделить "первичный" вариант сказки на основе анализа сказок со сходными мотивами.
Немецкий философ, критик, эстетик И. Гердер видел в сказках символическое отражение древних забытых верований.
Проблема общечеловеческой идентичности сказочных сюжетов, поставленная В.Я. Проппом, остается ключевой для гуманитарного знания XXI века. Традиции отечественной фольклористики (А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский), сумевшие существенно продвинуть вперед историческое, лингвистическое и этнографическое понимание этого жанра словесного творчества, позволяют представить сказку мощным источником познавательного, эмоционального и нравственного развития человека. Сказка как мировоззренческий опыт общности, народности, человечества есть важный этап индивидуального развития.
Психолого-педагогическое значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
1. Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
2. Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
3. Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Функциональные особенности сказки
Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.
Я предлагаю использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.
1. Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
2. Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
3. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
· способность сказки в малом являть большое;
· способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
· способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
1. Развивающе-терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
2. Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
3. Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.
Методика работы со сказкой· Отбор литературного материала. В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др. Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса. · Направления в работе Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой · Познавательное развитие · Социальное развитие · Физическое развитие · Развитие творческого воображения
· Формы организации Предлагаю следующие формы организации: o игровые занятия; o комплексные занятия; o самостоятельная игровая деятельность детей; o самостоятельная продуктивная деятельность детей; o экскурсии; o встречи с интересными людьми; o праздники. · Методы и приемы В качестве основных методов и приемов использую: o элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; o моделирование сказочных сюжетов; o творческие задания; o пластические игры и упражнения; o элементы драматизации. Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество. · Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду. Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза. | |
| |
етодические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольникамиРабота с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания. Продемонстрирую особенности работы со сказкой на примере занятия "Путешествие в сказку" (проведено в рамках конкурса "Учитель года - 2002 - Т.Т.) - конспект в приложении. Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель - создать комфорт и заинтересованность. Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт. В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами. Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими. В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности. · Моделирование сказок Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их. · Выразительные движения Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой. См. другие примеры в приложении. · Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: · Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?). · Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена"). · Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка). · Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки) Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка". · Рассказать знакомую сказку по кругу. · Разыграть сказку. Дети распределяют роли. · Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. · Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии). · Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации). · Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага). · Разыгрывание придуманных сказок. Могут быть и другие творческие задания Сказки, но по-новому Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами Колобок добрый волк Лиса хитрая колобок Сказки о бытовых предметах Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете. Реальное начало сказочное продолжение Узнай сказку по песенке героев · Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь") · Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога") · Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят") Продолжи сказку Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять. От точек - к сказке Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее. Нарисуй сказку Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому). Игровые задания При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Умение согласовывать свои действия с действиями другого. "Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари! "продукты" по порядку входят в круг - "горшочек". Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая). Кашу помешивают (все идут по кругу) Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются). Раз, два, три, Горшочек, не вари! Предлагаем дидактические игры: "Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие) "Треугольник и квадрат" (математическое развитие) "Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка"). "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.) Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий. Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка: · Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось? · Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. · Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. · Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения. · Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. · Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций. · Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине. · Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
| |
|
Использование сказки в работе с родителями.
Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.
Используются следующие виды работы с родителями:
· Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок (см. "Уроки сказки").
· Посещение музея - усадьба Н. А. Некрасова "Карабиха" (Детский музей Деда Мазая).
· Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т.д.).
· Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них ( Новый год. Сказка "Колобок" ).
· Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).
· Устройство выставки работ детей и родителей ( "Наши любимые сказки", "Зимние сказки").
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможно установить рост креативности. Логопед в речевых картах отмечает, что улучшилась речь детей. В группе появляются новые лидеры.
Авторские сказки детей и родителей - продукт совместной творческой деятельности - отмечены на Городском фестивале - конкурсе "Сказка - умница и прелесть" в 2002 году дипломом в номинации "Сказка своими руками".
Во многом это достигнуто благодаря использованию в работе оригинальных методических приемов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)║ Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
4. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
6. Выготский Л. С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М. 1994. Т.4.
8. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
10. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т. Кудрявцев║ Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.
11. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей║ Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
12. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
13. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева.- М., 1988.
14. Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии║ Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
15. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. , 1986.
16. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
17. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
18. Прохорова П. Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Владимир, 1995.
19. Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.
20. Руководство по кинезотерапии / под ред. Л. Бонева, П. Сланчева и Ст. Банкова. - София, 1978.
21. Словарь русского языка в 4 томах. - Т. 4.- М., 1988.
22. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
23. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
24. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
25. Яковлева Е. и др. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте║ школьныйпсихолог.- 2001.- NN42,43,44,45,47,48; 2002-NN 1,3.
26. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки ║журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 44.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕСказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее.Д. РодариВ современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более "человекоподобным" и по-настоящему сказочным "Ежику в тумане", "Королю-Льву" и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять. Цель - обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности. Параллельно необходимо решить следующие задачи:
В своей работе опираюсь на исследования и разработки Л. Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари, авторского коллектива под руководством профессора Ю. Лебедева (г. Нижний Новгород), а также на свой собственный опыт. Используют элементы сказкотерапии (Д. Соколов, И. Вачков), кинезотерапии, арт-терапии. | |
|
Понятие сказки
Предлагаю несколько определений сказки, взятых из разных источников:
- "Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание" (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т.4.С.170).
- "Повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение и вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил" (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С.625).
- "Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил (Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV. С. 102).
- "Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел" (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988. С.383).
- "Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел" (С.К. Нартова-Бочавер. 1996).
- "Произведение, в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла" (В.И. Аникин. 1973).
- "Абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного" (М.А. фон Франц. 1998. С. 28-29).
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
Классификация сказок
Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:
- художественные (народные и авторские) сказки;
- психотерапевтичекие сказки;
- идактические сказки;
- медитативные сказки.
Выделенные Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
- В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом. Он выделил следующие типы сказок:
- сказки о животных;
- сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);
- кумулятивные сказки.
- В своей работе я руководствуюсь собственным разделением всей совокупностью сказок на:
- фольклорные сказки;
- авторские сказки.
Несмотря на то, что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. Происходит это потому, что писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он при
Происхождение сказок
Один из глубоких и основательных теоретиков сказки наш соотечественник В.Я. Пропп писал: "Общий вопрос: откуда происходит сказка - в целом не разрешен: подобно потому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы - сходства сказок по всему земному шару. Как объяснить сходство сказки о царевне-лягушке в России, Германии, Франции, Индии, в Америке у краснокожих и в Новой Зеландии, причем исторического общения народов доказано быть не может?"
В этом плане любопытная точка зрения финских фольклористов А. Аарне и К. Крона, предлагающих выделить "первичный" вариант сказки на основе анализа сказок со сходными мотивами.
Немецкий философ, критик, эстетик И. Гердер видел в сказках символическое отражение древних забытых верований.
Проблема общечеловеческой идентичности сказочных сюжетов, поставленная В.Я. Проппом, остается ключевой для гуманитарного знания XXI века. Традиции отечественной фольклористики (А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский), сумевшие существенно продвинуть вперед историческое, лингвистическое и этнографическое понимание этого жанра словесного творчества, позволяют представить сказку мощным источником познавательного, эмоционального и нравственного развития человека. Сказка как мировоззренческий опыт общности, народности, человечества есть важный этап индивидуального развития.
Психолого-педагогическое значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
- Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
- Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
- Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Функциональные особенности сказки
Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.
Я предлагаю использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.
- Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
- Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
- Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
- Развивающе-терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
- Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
- Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.
Методика работы со сказкой
В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др. Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.
Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой
Предлагаю следующие формы организации:
В качестве основных методов и приемов использую:
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду. Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза. | |
| |
етодические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольникамиРабота с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания. Продемонстрирую особенности работы со сказкой на примере занятия "Путешествие в сказку" (проведено в рамках конкурса "Учитель года - 2002 - Т.Т.) - конспект в приложении. Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель - создать комфорт и заинтересованность. Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт. В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами. Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими. В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой. См. другие примеры в приложении.
(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки) Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".
Могут быть и другие творческие задания Сказки, но по-новому Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами Колобок добрый волк Лиса хитрая колобок Сказки о бытовых предметах Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете. Реальное начало сказочное продолжение Узнай сказку по песенке героев
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят") Продолжи сказку Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять. От точек - к сказке Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее. Нарисуй сказку Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому). Игровые задания При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Умение согласовывать свои действия с действиями другого. "Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари! "продукты" по порядку входят в круг - "горшочек". Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая). Кашу помешивают (все идут по кругу) Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются). Раз, два, три, Горшочек, не вари! Предлагаем дидактические игры: "Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие) "Треугольник и квадрат" (математическое развитие) "Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка"). "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.) Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий. Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:
| |
|
Использование сказки в работе с родителями.
Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.
Используются следующие виды работы с родителями:
- Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок (см. "Уроки сказки").
- Посещение музея - усадьба Н. А. Некрасова "Карабиха" (Детский музей Деда Мазая).
- Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т.д.).
- Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них ( Новый год. Сказка "Колобок" ).
- Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).
- Устройство выставки работ детей и родителей ( "Наши любимые сказки", "Зимние сказки").
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможно установить рост креативности. Логопед в речевых картах отмечает, что улучшилась речь детей. В группе появляются новые лидеры.
Авторские сказки детей и родителей - продукт совместной творческой деятельности - отмечены на Городском фестивале - конкурсе "Сказка - умница и прелесть" в 2002 году дипломом в номинации "Сказка своими руками".
Во многом это достигнуто благодаря использованию в работе оригинальных методических приемов.
ЛИТЕРАТУРА
- Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
- Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)║ Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
- Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
- Выготский Л. С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М. 1994. Т.4.
- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
- Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т. Кудрявцев║ Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.
- Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей║ Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
- Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
- Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева.- М., 1988.
- Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии║ Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. , 1986.
- Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
- Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
- Прохорова П. Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Владимир, 1995.
- Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.
- Руководство по кинезотерапии / под ред. Л. Бонева, П. Сланчева и Ст. Банкова. - София, 1978.
- Словарь русского языка в 4 томах. - Т. 4.- М., 1988.
- Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
- Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
- Яковлева Е. и др. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте║ школьныйпсихолог.- 2001.- NN42,43,44,45,47,48; 2002-NN 1,3.
- Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки ║журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.