Внеурочная деятельность по информатике и ИКТ

Еременко Светлана Анатольевна
Внеурочная деятельность сейчас — один из самых обсуждаемых вопросов в сфере образования. Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой и серьёзной, забавной и подвигающей на размышления, дающей отдых и помогающей профессиональному самоопределению.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность школьников, осуществляемая с использованием информационных технологий С.А. Еременко учитель информатики МБОУ «Благовещенская СОШ №2»

Слайд 2

В современном мире человеку помимо фундаментальных знаний необходимы умения и навыки креативной деятельности. Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой и серьёзной, забавной и подвигающей на размышления, дающей отдых и помогающей профессиональному самоопределению.

Слайд 3

Отражение внеурочной деятельности при обучении информатики в Федеральном Государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего (полного) общего образования

Слайд 4

В п. 3 раздела «I. Общие положения» отмечено, что «Стандарт направлен на обеспечение <…> реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность » и на обеспечение «государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность »

Слайд 5

В разделе «III. Требования к структуре основной образовательной программы» Федерального стандарта внеурочной деятельности уделено значительное внимание. В частности, отмечено следующее: «13. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования , общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса . Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.»

Слайд 6

В п. 14 отмечено также и то, что содержательный раздел основной образовательной программы «должен определять общее содержание среднего (полного) общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе <…> программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности», а организационный раздел программы должен включать в себя план внеурочной деятельности.

Слайд 7

Таким образом, стандарт указывает не просто на желательность, но фактически – на обязательность ведения внеурочной деятельности (что подтверждено в п. 15). При этом вести ее рекомендуется (в частности, в приложении к предмету «Информатика») в направлении реализации научно-исследовательских и проектных форм учебной работы, однако указана возможность реализации при внеурочной деятельности любых других ее форм, отличных от традиционной урочной, на добровольной основе по выбору обучаемых и по согласованию с руководством образовательного учреждения.

Слайд 8

Цели и задачи внеурочной деятельности по информатике и ИКТ

Слайд 9

Цели внеурочной деятельности по информатике и ИКТ развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий; удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у них мировоззрения открытого информационного общества; формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий; подготовка личности «информационного общества»; вовлечение учреждения в построение единого информационного пространства.

Слайд 10

Задачи внеурочной деятельности организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий; организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий; развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека); внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Слайд 11

Принципы внеурочной деятельности

Слайд 12

Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах: Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка. Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Слайд 13

Принцип преемственности внеурочной работы с уроками. Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

Слайд 14

Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

Слайд 15

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

Слайд 16

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике. Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

Слайд 17

Специальные принципы информатизации внеурочной деятельности школьников по информатике: принцип эффективного использования средств информационных технологий; принцип свободного доступа к средствам информационных технологий; принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной деятельности с применением информационных технологий; принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.

Слайд 18

Цели информатизации внеурочной деятельности школьников Задачи информатизации внеурочной деятельности школьников Принципы построения внеурочной деятельности школьников по информатике Общие принципы Принцип связи обучения с жизнью Принцип межпредметных связей Принцип учета возрастных особенностей учащихся Принцип сочетания различных форм деятельности Принцип преемственности Специальные принципы Принцип эффективного использования средств ИКТ Принцип учета уровня информационной культуры школьников Принцип свободного доступа к средствам информационных технологий Принцип коммуникативной активности учащихся Принцип новых задач Комплекс факторов, влияющих на построение внеурочной деятельности школьников по информатике

Слайд 19

Виды внеурочной работы

Слайд 20

Внеурочная работа может быть: Индивидуальная — связана с углубленным изучением теоретических и практических вопросов; Групповая — осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, секциях; Массовая — олимпиады, КВН, недели информатики, тематические вечера, лектории, выставки, стенгазеты и т.д. Практикум — это вид практических занятий по какому-либо учебному предмету.

Слайд 21

Факультативные занятия Проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов с целью их углубления и обогащения знаний учащихся и развитие их творческих способностей и дарований. Могут проводится в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д.

Слайд 22

Кружковые занятия по информатике Кружки создаются на добровольных началах. Включают в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся учёных, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров.

Слайд 23

Олимпиады, конкурсы и викторины Стимулируют учебно-познавательную деятельность учащихся и развивают их творческую состязательность в изучении информатики. Эти формы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие учащиеся, что даёт большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы преподавателя, их умении искать и развивать таланты.

Слайд 24

Организация недели информатики Мероприятия, проводимые в дни недели информатики, должны быть яркими, запоминающимися, должны пропагандировать знания среди учащихся и выявлять наиболее способных в области информатики.

Слайд 25

Вечер Главная цель вечеров — стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, прививать им интерес к занятиям информатики. Задача организаторов вечера не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их.

Слайд 26

Факторы, влияющие на содержание системы внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий. СОДЕРЖАНИЕ внеурочной деятельности школьников по информатике Содержательные линии курса информатики Сфера интересов и потребностей учащихся Социально-воспитательная система школы разнообразие самовыражение коммуникации игры Организация досуга Вовлечение в социально-значимые виды деятельности Построение целостной внеурочной воспитательной системы Цели Задачи Особенности Принципы

Слайд 27

МЕТОДЫ проведения внеурочной деятельности школьников с использованием информационных технологий Метод проектов Метод информационного ресурса Метод сетевого общения Массовые формы Групповые формы СРЕДСТВА информатизации внеурочной деятельности школьников интегрированные Игровой метод Индивидуальные ФОРМЫ организации внеурочной деятельности школьников обучающие тренажеры контролирующие информационно-поисковые и информационно-справочные презентационные и демонстрационные лабораторные имитационно-моделирующие учебно-игровые игровые коммуникационные Методы, формы и средства системы внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий.

Слайд 28

Использованные материалы http ://festival.1september.ru/articles/534738/



Предварительный просмотр:

Эксперимент ______

_______________________________________________________________

Почему в варежках тепло?

Наверное, у вас есть любимые варежки или перчатки. вы надеваете их в холодное время года, чтобы согреть руки. А как вы думаете, откуда в варежках берется тепло?

ЗАДАЧИ

На этом занятии мы:

  • определим температуру воздуха в классе и температуру своих ладоней;
  • попробуем предсказать, как изменятся показания, если датчик температуры положить в то или иное место;
  • проверим, каким образом варежки согревают руки.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер с установленным программным обеспечением Logger Lite;
  • датчик температуры Go!Temp;
  • варежка.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Варежки создают тепло или удерживают его?

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Отметьте галочкой утверждение, которое вы считаете верным.

 1. Варежки создают тепло.

 2. Варежки удерживают тепло.

Почему вы так думаете?


ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

  1. Подключите датчик температуры Go!Temp к компьютеру.
  2. Запустите программу Logger Lite на компьютере.
  3. Определите температуру воздуха в классе. Для этого убедитесь, что датчик температуры лежит на столе в течение нескольких минут и его никто не трогал. Если это так, то значит он достиг комнатной температуры. Запишите показания в строку «Комнатная температура» таблицы данных.

Таблица данных

Комнатная температура _____________________ °C

Объект исследования

Предполагаемая температура

Температура (макс)

Предполагаемая температура оказалась выше или ниже?

Раскрытая ладонь

°C

°C

Пустая варежка

°C

°C

Раскрытая ладонь в варежке

°C

°C

  1. Сделайте следующее предположения.
  1. Подумайте, какими будут показания температуры на экране, если при сборе данных вы прижмете датчик к раскрытой ладони. Сравните свою температуру с комнатной температурой.
  2. Выскажите предположение, какой будет температура в конце сбора данных, и запишите это число в таблицу данных.
  1. Определите температуру своей руки.
  2. Определите максимальную температуру раскрытой ладони.
  3. Сохраните полученные данные, нажав кнопку Сохранить.
  4. По окончании измерения температуры положите датчик температуры на стол и не трогайте его несколько минут. (Почему это нужно сделать?)
  5. Повторите действия, перечисленные в шагах 4 – 8, но на это раз полностью поместите щуп датчика в лежащую на столе варежку (не прикасаясь к щупу руками).
  6. Повторите действия, перечисленные в шагах 4 – 8, но теперь наденьте варежку, а при сборе данных коснитесь щупом середины ладони кончиком щупа датчика температуры.


АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

  1. Что в этом опыте является источником тепла?

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким образом варежки согревают руки, если они тепла не создают?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используя ответ на предыдущий вопрос, скажите, в чем заключается разница между созданием и удержанием тепла.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Эксперимент ______

_______________________________________________________________

Теплые ли у нас ладони?

  • Почему у одних людей ладони более теплые, а у других – более холодные?
  • Каким образом можно повысить или понизить температуру наших ладоней?

ЗАДАЧИ

Проделав этот опыт, вы:

  • научитесь пользоваться датчиком для измерения температуры Go!Temp и программным обеспечением Logger Lite;
  • определите, как изменяется температура ваших ладоней в разных условиях

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер с установленным программным обеспечением Logger Lite;
  • датчик температуры Go!Temp.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Часть I. Измеряем температуру наших ладоней

  1. Запишите имена участников эксперимента в таблицу 1.

Таблица 1

Температура ладоней

Номер участника эксперимента

Имя участника эксперимента

Максимальная температура ладони

1

°C

2

°C

3

°C

4

°C

  1. Подключите датчик температуры Go!Temp к компьютеру.
  2. Запустите программу Logger Lite на компьютере.
  3. Передайте прибор для измерения температуры первому участнику эксперимента.
  4. Начните сбор данных, нажав кнопку Сбор данных.
  5. Измерьте температуру в течение 60 с у первого участника эксперимента.
  6. Ответьте на вопрос: «На сколько теплой была ладонь участника эксперимента». Для этого изучите график:
  1. нажмите кнопку Просмотр - на мониторе появилось окно просмотра; передвигая курсор по графику, увидели отображающиеся в таблице значения температуры и времени;
  2. ведите курсор по графику, пока не найдете наивысшую температуру;
  3. внесите этот показатель в таблицу 1;
  4. закройте окно просмотра.
  1. Сохраните данные этого эксперимента, нажав кнопку Сохранить.
  2. Повторите шаги 4 – 8 для каждого участника эксперимента.

Часть II. Изменяем температуру ладоней

Подумайте, как можно изменить температуру ладоней. Изменится ли температура, если вы потрёте ладони друг о друга? А если вы на 5 секунд приложите ладони к прохладному оконному стеклу? А если подержите руки возле обогревателя?

Пусть каждый участник эксперимента попробует изменить температуру ладоней, используя разные способы.

  1. Выберите способ, с помощью которого вы постараетесь изменить температуру своих ладоней.
  2. Запишите своё предположение (гипотезу) о том, что при этом произойдёт. Грамотно сформулировать гипотезу вам поможет следующий пример. Допустим, вы хотите знать, как остудить горячий суп. Ваше предположение будет следующим: «Думаю, что если я выставлю тарелку с супом на балкон на 5 минут, то его температура сильно понизится».

Гипотеза:

  • если я _________________________________________________ _____________________, а затем измерю температуру своей ладони, я думаю, что температура ____________________________________________.
  • если я _________________________________________________ _____________________, а затем измерю температуру своей ладони, я думаю, что температура ____________________________________________.

  1. Запишите в таблицу 2 имена участников эксперимента и действие, которое каждый из них собирается выполнить.

Таблица 2

Различные способы изменения температуры ладоней

Номер члена группы

Имя члена группы

Начальная температура (из таблицы 1)

Конечная температура

Повысилась или понизилась температура

(+ или –)

°C

°C

°C

°C

°C

°C

°C

°C

°C

°C

°C

°C

  1. Запишите исходную температуру ладоней участников эксперимента в столбец Начальная температура. Эти данные можно взять из таблицы 1.
  2. Удалите данные, полученные в части I эксперимента, выбрав команду Очистить все данные из меню Данные.
  3. Первый участник эксперимента должен:
  1. выполнить действие, с помощью которого вы запланировали изменить температуру рук;
  2. взяться за щуп датчика Go!Temp и нажать кнопку Сбор данных ;
  3. после завершения сбора данных нажать кнопку Просмотр ;
  4. если вашей целью было охладить руку, используйте курсор, чтобы найти самую низкую температуру; если вы хотели нагреть руку, используйте курсор, чтобы найти наивысшую температуру; внесите эти показатели в колонку Конечная температура таблицы 2.
  1. Сохраните полученные данные с помощью кнопки Сохранить .
  2. Каждый член группы должен повторить шаги 6 и 7.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

  1. Найдите разницу между начальной и конечной температурой, чтобы выяснить, насколько она повысилась или понизилась. Запишите ответ в таблицу 2.
  2. Если температура повысилась, поставьте перед числом знак «+» (плюс), а если понизилась, поставьте знак «–» (минус).
  3. Удалось ли вам изменить температуру ладони? __________________
  4. Оказалось ли ваше предположение (гипотеза) верным? ___________________________________________________________
  5. Какое действие вызвало наибольшее изменение температуры?

___________________________________________________________

  1. Если бы у вас была возможность провести этот опыт ещё раз, какое действие вы бы выбрали для того, чтобы вызвать наибольшее изменение температуры? _________________________________________

___________________________________________________________

  1. Почему датчик необходимо было держать в руке 60 секунд, а не 10 или 20 секунд? _____________________________________________

___________________________________________________________