Обобщение опыта

Мухина Ирина Валерьевна

Учить учиться, учить понимать, учить интересно, чтобы  было учиться  легко!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приёмы актуализации знаний на уроках математики с использованием ИКТ» Учитель начальных классов АНО ОШ «Новогорск» Мухина И.В.

Слайд 2

Активные модели ИКТ: Мультимедийные презентации. Компьютерное тестирование. Электронные тренажеры. Электронные энциклопедии.

Слайд 3

«Приёмы актуализации знаний на уроках математики» Основной задачей учителя становится организация учебной деятельности таким образом, чтобы у школьников сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Поэтому для формирования у учащихся любых УУД в образовательной системе предложен путь , который проходит каждый ученик: вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД; далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения; в завершение организуется контроль уровня с формированность этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Для этого на различных этапах уроках можно использовать приемы актуализации знаний, которые позволяют получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

Слайд 4

Фрагмент урока «Действия с многозначными числами» (Закрепление) 4класс

Слайд 5

1 этап Актуализация знаний

Слайд 6

Дан ряд чисел: 2 019 700, 201 970, 20197, 2019 - В каких классах записаны числа? В классе единиц, в классе тысяч, в классе миллионов

Слайд 7

Дан ряд чисел: 2 019 700, 201 970, 20197, 2019 -Что общего и в чём различие в числах? Общее-используются одинаковые цифры для записи чисел, различие-количество знаков в каждом числе разное.

Слайд 8

Дан ряд чисел: 2 019 700, 201 970, 20197, 2019 -Какие разряды отсутствуют? В первом числе отсутствуют разряд единиц и разряд десятков класса единиц, и разряд сотен класса тысяч ; во втором - отсутствуют разряд единиц класса единиц и разряд десятков класса тысяч, в третьем числе отсутствует разряд единиц класса тысяч; в четвертом - отсутствует разряд сотен класса единиц.

Слайд 9

Дан ряд чисел: 2 019 700, 201 970, 20197, 2019 -Какие цифры использовали для записи чисел? Для записи чисел использовали цифры 0,1,2,7,9.

Слайд 10

Дан ряд чисел: 2 019 700, 201 970, 20197, 2019 -В каких классах записано число, обозначающее текущий год? Число записано в классе единиц и классе тысяч.

Слайд 11

Математический диктант записать самое маленькое четырёхзначное число;

Слайд 12

Математический диктант уменьшить его в 10 раз;

Слайд 13

Математический диктант увеличить результат сам на себя;

Слайд 14

Математический диктант найти сумму полученного ответа и 9 сотен;

Слайд 15

Математический диктант уменьшить результат на 10 десятков;

Слайд 16

Математический диктант к полученному числу прибавить произведение чисел 25 и 2;

Слайд 17

Математический диктант уменьшить полученный ответ на 1 единицу 2 класса;

Слайд 18

Математический диктант найти 1/5 от получившегося ответа;

Слайд 19

Математический диктант результат вычислений 10 Есть ли необходимость проверять все ответы? Нет, так как последний ответ зависит от правильности выполнения всех действий



Предварительный просмотр:

Использование технологии УДЕ на уроках математики в начальной школе

учитель начальных классов высшей категории

АНО СОШ «Академическая гимназия»

Мухина Ирина Валерьевна

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

С-2

Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится методика обучения детей по УДЕ  (синоним- Технология дидактических единиц)

Смысл концепции укрупнения дидактических единиц состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей – взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно-обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач.

В технологию УДЕ входит методика обучения решению и составлению прямых и обратных задач. Как технология применима на уроках математики в начальной школе.

В соответствии с этой педагогической технологией, знания, новая информация предъявляются обучающимся в виде так называемых Укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Учащимся предлагается:

а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, и т.п.;

б) сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная задача ; неравенства;

в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, одноимённые законы и свойства действий первой и второй ступени и т.д.;

г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например: графическое и аналитическое решения уравнений; аналитический и синтетический способы решения задач; доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п.

НАПРИМЕР: Тема «Умножение и деление», «Умножение на 2,3,4…»   курс математики начальной школы в программе Перспектива 2 класс:

5 * 3 = 15

15 : 3 = 5 (второе уравнение в строчке – обратная задача)

50 * 3 =150

150 : 3 = 50

500 * 3=1500

1500 : 3 = 500


Обучающийся создает самостоятельные аналогии. Понятие «Сотня» и «Тысяча» совмещаются, хотя традиционно между ними – полгода.

Тема «Задача. Обратная задача»


Цикл      

Задачи на сложение

Задачи на вычитание

   Нахождение суммы

(прямая задача)  

Нахождение 1-ого слагаемого

Нахождение 2-ого слагаемого

  Нахождение уменьшаемого (1-ая обратная задача)

Нахождение остатка

(прямая задача)

Нахождение вычитаемого

  Увеличение числа на несколько единиц

 (прямая задача)

Уменьшение числа на несколько единиц

 (1-ая обратная задача)

Разностное сравнение

(2-ая обратная задача)

Каждая тройка задач (триада) выступает как некоторая укрупненная дидактическая единица усвоения.

Каждая тройка задач (триада) выступает как некоторая укрупненная дидактическая единица усвоения.

Окончательное усвоение всех разновидностей задач в одно действие осуществляется в теме «Второй десяток».

Все разнообразие простых задач при изучении табличного умножения и деления можно представить в виде трех циклов, по 3 задачи в каждом цикле; всего 9 видов. (2-3 класс)

Таблица 2. Классификация простых задач при изучении табличного умножения и деления

Цикл

Задачи на умножение

Задачи на деление

1

Умножение при постоянном множимом (прямая задача)

Деление по содержанию

Деление на равные части

2

Увеличение числа в несколько раз (прямая задача)

Уменьшение числа в несколько раз

Кратное сравнение

3

Нахождение числа по величине одной его части

Какую часть составляет одно число от другого

Нахождение одной части числа (прямая задача)

Рассмотрим решение взаимообратных задач во 2 классе.

Тема: Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз.

Учитель: Решите задачу: Нотная тетрадь стоит 6 руб., а блокнот в четыре раза дороже. Сколько стоит блокнот?

Учитель: Как найти стоимость блокнота?

Ученик: По 6 руб. взять 4 раза, получится 24 руб.

После решения этой прямой задачи записывается ее схема:

6 руб.,  в 4 раза дороже,  24 руб.

Учитель: Составим обратную задачу, в которой используется понятие в "4

раза дешевле."

Если блокнот дороже тетради в 4 раза, то что можно сказать о нотной

тетради?

Ученик. Нотная тетрадь дешевле блокнота в 4 раза.

Учитель: (показывает на число 24) Что означает это число?

Ученик: Блокнот стоит 24 руб.

Учитель: Что надо узнать в обратной задаче?

Ученик надо узнать цену нотной тетради?

Условие  задачи: Цена блокнота 24 руб. Нотная тетрадь в 4 раза

дешевле блокнота. Найти цену нотной тетради.

Учитель: За  что заплатили меньше  денег за блокнот или за нотную тетрадь? Во сколько раз заплатили меньше? Каким действием найдем цену тетради?

Ученик: 24 руб. разделить на 4, получится 6. Одна тетрадь стоит 6 рублей. В тетрадях и на доске записываются рядом решения обеих задач:

Увеличение                                                                   Уменьшение

в несколько раз                                                  в несколько раз

6 руб., в 4 раза                                                  , в 4 раза дешевле,

дороже,                                                                  24 руб.

Решение.                                                          Решение.

6 * 4 = 24 (руб.)                                   24 : 4 = 6(руб.)

После решения задачи необходимо сравнить их.

Учитель. Какое число входило в условия обеих задач?

Ученик. В обеих задачах было число в "4 раза".

Учитель. В чем же разница между задачами?

Ученик: В прямой задаче было сказано: " в 4 раза дороже", а в обратной - "в 4 раза дешевле"

Дороже - значит больше, дешевле - значит меньше заплатили.

Учитель. Каким действием решили прямую, обратную задачу?

Ученик. Прямую задачу решили умножением, а обратную делением.

Таким образом в результате сравнения, анализа задач в мышлении Учащихся возникают связи двух родов:

1)если "дороже в 4 разе" → "больше" в 4 раза →"увеличить в 4 раза" → умножить на 4"

2)если "дешевле в 4 раза " →"меньше в 4 раза"→ "уменьшить в 4 раза"→ разделить на 4'.

Наиболее важный познавательный момент, развивающий мышление ученика заключается здесь в преобразовании одной задачи в другую т.е. в тех "невидимых" и трудноуловимых при логическом анализе элементах мысли , которые связывают процессы решения обеих задач.

Преобразование задачи в обратную удобно выполнять на задачах с небольшими числами, пользуясь граф - схемами.

Для этой методики характерна деталь - научить учащихся пользоваться цепью стрелок для выражения связи мыслей. Это равносильно выражению их вторым информационным языком, ценным при изучении математики.

Рассмотрим на примере.

Математика 3 класс.

В первый бункер засыпали 90 ц. зерна, во второй - в три раза больше, в третий - на 40ц. Меньше, чем во второй. Сколько центнеров зерна засыпали в третий бункер?

       Решение:

 1)90*3 = 270

 2)270 - 40= 230

Ответ: 230 ц.

После получения ответа дети составляют схему решенной задачи, для чего выписывают из условия задачи все числа в ряд:

90 ц, 3 раза, 40 ц, 230ц.

Условие прямой задачи рассказывается в виде цепи фраз,  поясняющих числа в порядке следования.

Составление обратной задачи.

Учащиеся преобразовывают схему , для этого заключают в рамку одну из трех чисел из условия задачи, ответ прямой задачи становится известным числом.

Следующее важное обстоятельство: началом формирования мысли здесь выступает рисунок, к которому ученик подбирает соответствующие суждения.

Обратная задача. В третий бункер засыпали 230 ц зерна, во второй на 40 ц больше, чем в третий, а в первый бункер - в 3 раза меньше, чем во второй. Сколько зерна засыпали в первый бункер ?

Решение :

1)230 + 40=270

2)270 : 3 = 90

 Ответ : 90 ц.

В процессе решения взаимообратных задач для развития мыслительных операций наиболее ценны не столько сами процессы решения задач, сколько переосмысливание их содержания с неминуемым возвратом к первоначальным рассуждениям.

При сравнении условий прямой и обратной задачи ученик поневоле обнаруживает различие там, где заметно сходство, и выявляет сходство, где кажется различным. (55)

Прямая задача                                               Обратная задача

90ц, 3 раза, 40 ц,                                         ц.,3 раза , 40 ц., 270 ц.

1)90*3 = 270                                                       1)230 + 40 = 270

2)270 - 40 = 230                                             2)270 : 3 =90

Граф - схема задачи:

Таким образом, при решении обратной задачи участвуют в совокупности несколько мыслительные операций, т.к. одно и то же число входит в несколько различных рассуждений и находится существенно иными ходами мысли.

Так, в рассмотренной задаче число 270 в прямой задаче находится как произведение(90*3) в обратной это же число получается как сумма   (230+40).

Решая обратную задачу, учащиеся самостоятельно перестраивают суждения и умозаключения, использованные при решении прямой задачи.

При этом овладевают практически как новыми связями между мыслями, так и новыми, более сложными формами рассуждений.

Прямая и обратная задача сращиваются в необычную крупную вяычислительную единицу, в двуединое логическое образование, в оформлении которого (поневоле участвуют и умственные старания личности самого обучаемого.(57; 10)

Отметим, что для развития мыслительных операций учащихся имеют (значения    не   столько    процессы    решения    взаимно    обратных   задач,    сколько завершающий этап сравнительного анализа, благодаря чему две задачи как бы вливаются воедино, вписываясь в общую ткань рассуждения.

При решении обратных задач наблюдается высокая активность учащихся их интерес, творческая самостоятельность.

Одним из основных принципов реализации УДЕ является метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один а несколько элементов.

Рассмотрим особенность этих примеров сточки зрения нашей проблемы.

Деформированные примеры на более   сложном уровне предлагают учащимся 2, 3 классов.

2        класс.

18 : + 65 = 67                         67 +  = 75                     54  ∆ 9 = 63

12 :  - =100                            - 9 = 36                     72 ∆ 9=8

20 * >  20* ( -2)                       87 - 8 =                        36 ∆2 9 =7

3        класс

□ * 250 = 6 т                    631 * *5= 6310              м*2дм*см=829 см

: 250=18 кг                    * 25 * 4 = 800                    (□ -30)* 5=100

8кг*  =2ц                      37*50* =3709                    (6В+) : 30=3

В данных упражнениях искомым является несколько элементов. Решение требует большой умственной напряженности.

Таким образом, выполнение деформированных примеров способствует отработке вычислительных навыков, закреплению знаний о порядке действий, подготовке к решению уравнений; более глубокое формирование понятий  о  компонентах и результатах действий.

Данный вид упражнений содержателен в психологическом отношении, так как при их решении возникает трудность, активизирующая мышление. А знания, структурированные в соответствии с закономерностями мыслительной деятельности учащихся, прочно и надолго запоминается, служат базой для разнообразной познавательной и практической деятельности.

Рассмотрим     еще     один     принцип     реализации    технологии     УДЕ -  самостоятельное составление задач учащимся.

Формирование умений и навыков протекает более осмысленно, если оно сопровождается не только практической деятельностью, но и активной мыслительной деятельностью учащихся. Поэтому упражнения должны "осложняться" разнообразием практических заданий, выполнение которых требует размышлений и творчества при применении знаний.

Приведем пример. Учащиеся составляют задачу на основе наглядно приведенного числового шифра. Такой вид работы развивает творческое мышление, стимулирует развитие мыслительных операций.

Совершенно новым явилось то, что автор системы Уде предложил цифровой шифр "товарный знак УДЕ" в виде рисунка.

С большим успехом его можно использовать на уроке при составлении задач.

Математика 2 класс

Тема: Решение задач.        

Сегодня на уроке мы будем учиться составлять по этой схеме задачу. Как составлять, я вас научу.

Двигаясь   вдоль   чисел   сверху   вниз,   учитывая   левый   столбец   знаков, составляем прямую задачу. (Ученик составляет задачу)

Сестра купила 4 тетради, а брат 6 тетрадей по одинаковой цене. Сколько стоили все тетради, если одна тетрадь стоит 5 рублей?

Решение: (4 + 6) *5 = 50 руб.

Составляем обратную задачу.

Двигаясь  вдоль  чисел  снизу  вверх,   учитывая   правый  столбец  знаков составляем обратную задачу(знаки перед числами меняются на противоположные).

Сестра купила несколько тетрадей, а брат 6 тетрадей. За всю покупку они заплатили 50 рублей. Сколько тетрадей купила сестра, если одна тетрадь стоит 5 рублей?

        Решение: (50 : 5) - 6 = 4 (тет.)

        Условие задачи и их решения удобно записать рядом.

Прямая задача                                                           Обратная задача

4т.,6т.,5руб.,                                                             т.,6т.,5к.,50руб.

Решение                                                                  Решение

(4+6)*5=50(руб.)                                                (50:5) – 6 =50(руб.)

Итак, ученики на основе наглядности составили и решили прямую и обратную задачу, проявив творческую самостоятельность.

Еще К.Д.Ушинский сказал, что чувство различия и сходства дает самый богатый материал для души и ее стремлении сознательной деятельности.

По словам Б.П.Эрдниева: «самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности ученика проявляется в ходе выполнения им творческих самостоятельных работ».(60,87)

Особая роль этого вида работы в развитии мыслительных операций заключается в том, что в процессе использования числового шифра для ученика открывается мир неожиданных ассоциаций, активизирующая мышление. Использование наглядности в обучении не только оживляет учебный процесс. Оно способствует выработке у учащихся аналитического, символического мышления, учит видеть за внешними формами сущность предметов, возбуждает любознательность, мобилизует внимание учащихся.

Таким образом, исходя из рассматриваемой сделаем следующий вывод:

Активная умственная деятельность – одно из основных условий, которое обеспечивает технология УДЕ.

В 3-4 классах решаются составные задачи в несколько действий, получаемые комбинацией указанных выше видов задач.

При системе укрупнения одновременное решение какой-либо задачи мозг в подсознательной сфере обрабатывает и две другие задачи-следствия, обратные первой. Развивается ассоциативное мышление. Посредством сочинения взаимно-обратных задач общий способ действия сохраняется в кратковременной памяти. Следовательно, более прочным оказывается долговременный след. Обратная задача для школьника – это своего рода исследовательская задача.


Лейтмотивом урока, построенного по системе укрупненных дидактических единиц, служит правило:
не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизменённой.

Знания, которыми учащиеся овладевают посредством системы укрупнения дидактических единиц, обладают качеством системности. Укрупненная дидактическая единица представляет собой «клеточку» учебного процесса, состоящего из логически различных элементов, обладающих информационной и структурной общностью, благодаря чему знания приобретают свойства устойчивости к сохранению в памяти и действенности (быстрого проявления) в многообразной учебной деятельности.

Обучение посредством УДЕ в психофизиологическом плане означает подключение резервных (подсознательных) механизмов переработки информации (мысленное манипулирование символами, изменение их порядка и т.п.)

Сущность УДЕ сводится, таким образом, к объединению знаний во времени или пространстве. Элементы знания, по традиции разведенные по разным разделам и годам обучения, объединяются и образуют целостный сплав структурно новых знаний.

Сущность УДЕ сводится к утверждению преимуществ совместного усвоения на одном уроке  контрастных знаний, то есть парных сочетаний вида: сложение - вычитание,прямое действие-обратное; подлежащее – сказуемое. В математике это – совокупность взаимообратных задач и т.п.

Таким образом, технология УДЕ приводит к сокращению расхода учебного времени учителя в среднем на 20 процентов при одновременном повышении качества знаний учащихся в сравнении с обучением по общепринятым ныне программам и учебникам. В теоретическом плане эта система представляет открытие качественно нового явления в психологии обучающегося, а именно: при последовательном обучении по учебникам УДЕ в мышлении учащихся возникает особый алгоритм самонаращивания знаний.

Обучая математике по технологии УДЕ в начальной школе, учитель создает базу для продолжения этой методической линии в старших классах. Благодаря УДЕ в начальной школе сама по себе решилась проблема преемственности между начальными и средними классами школы. Дело в том, что эффективные приемы обучения, освоенные в начальной школе в действиях над целыми числами, продолжают работать своими подсознательными механизмами и при изучении тех же действий и задач на множестве дробных чисел.

Методическая система УДЕ обладает достоинством преемственности и чем раньше начать применять элементы этой системы в младших классах, тем больше они будут способствовать развитию активного мышления школьников.

Если на уроке учитель больше говорит сам и мало уделяет внимания рассуждениям школьников, то ослабляется поток информации в цепи учитель - ученик - учитель.

В чём преимущества УДЕ?

  • Сокращение учебного времени.
  • Общее количество усваиваемой школьником информации возрастает.
  • Усвоение его происходит всегда с опережением во времени при более
    высоком качестве усвоения.
  • УДЕ открывает путь к раскрытию эмоций!

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Мухина Ирина Валерьевна . Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Слайд 2

Требования к современному уроку по ФГОС Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. Осуществляется практический, деятельностный подход. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Слайд 3

Типы уроков по ФГОС Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей. Главной целью урока в начальной школе считается предоставление комфортных условий для активной познавательности учеников . Кто не видит цели – очень удивляется, придя не туда. М.Твен .

Слайд 4

Эта цель достигается такими приемами: Учитель должен согласовать с учениками план урока для интереса прежде всего учеников. Это делается для четкого понимания формы подачи урока и его типа. Учитель на основе наблюдения, сравнивания и оценивания составляет план урока. Учитель должен давать не только основные задания, предлагаемые программным планом, но и включать свое творчество при составлении заданий для учеников. Коллективные или командные задания всегда пробуждают интерес учеников начальной школы к нестандартному мышлению, креативности. Правило инициативности. Нужно давать ученику возможность высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Слайд 5

Типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе № Тип урока Виды уроков 1 Урок изучения нового материала Лекция , рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, конференция, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок 2 Урок закрепления знаний и способов действий Тренинг , практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка 3 Урок систематизации и обобщения знаний Тренинг , практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка 4 Урок повторения Тренинг , практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка 5 Урок контроля знаний Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку»

Слайд 6

Тип № 1 . Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели: Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Структура урока обретения новых знаний Мотивационный этап. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поискпротиворечия Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Слайд 7

Тип № 2 . Урок рефлексии Цели : Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. Структура урока-рефлексии по ФГОС Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы , выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии. В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия .

Слайд 8

Тип № 3 . Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели: Деятельностная : научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Структура урока систематизации знаний Самоопределение. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи, целей урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Этап рефлексии деятельности.

Слайд 9

Тип № 4 . Урок развивающего контроля Цели: Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Структура урока развивающего контроля Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца . Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности.

Слайд 10

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация" . Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения. Так , если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия. Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

Слайд 11

Окружающая атмосфера всегда влияет на работоспособность. Учитель должен следить за порядком в классе и отношением детей между собой, поддерживать гармонию. Маленьких детей всегда нужно хвалить. Поощрение и одобрение хорошо выполненной работы в классе или на дому – всегда лучший стимулятор для продвижения в любом деле. Во время проведения любого типа урока школьника надо заинтересовать. Только в таком случае он будет тянуться к знаниям. Важно помнить! Эти простые напутствия помогают педагогам помнить об индивидуальности каждой личности и проводить занимательные информативные уроки.

Слайд 12

№ Типология уроков Этапы процесса усвоения знаний учащимися 1 Урок изучения нового материала восприятие; осмысление; запоминание 2 Урок закрепления знаний и способов действий осмысление; запоминание; применение 3 Урок систематизации и обобщения знаний применение; обобщение 4 Урок повторения применение; обобщение 5 Урок контроля знаний обобщение 6 Комбинированный урок восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение № Типология уроков Этапы процесса усвоения знаний учащимися 1 Урок изучения нового материала восприятие осмысление запоминание 2 Урок закрепления знаний и способов действий осмысление запоминание применение 3 Урок систематизации и обобщения знаний применение обобщение 4 Урок повторения применение обобщение 5 Урок контроля знаний обобщение

Слайд 13

Педагогические задачи учителя: актуализировать субъектный опыт учащихся; новый материал давать законченными в смысловом отношении частями-блоками; в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное); повторить содержание основного блока Восприятие – предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств, и требует сосредоточенности внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии большое значение имеет субъектный опыт школьников .

Слайд 14

Осмысление – предполагает понимание учащимися изучаемого учебного материала. В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др. Педагогические задачи учителя: проанализировать с учащимися воспринятое; выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого; дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки; содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах; провести рефлексию познавательных действий школьников .

Слайд 15

Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся. Педагогические задачи учителя: выяснить, что учащиеся еще не поняли; выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению; определить, что учащиеся должны запомнить; организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала; выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.

Слайд 16

Применение – предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике. Педагогические задачи учителя: определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях; обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий; использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

Слайд 17

Обобщение и систематизация – предполагают сведение изученного в единую систему. Педагогические задачи учителя: связать полученные ранее знания с новым учебным материалом; обеспечить формулирование учащимися философских выводов; использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы; инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.

Слайд 18

Структура урока по ФГОС: 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности ( организационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Слайд 19

Критерии результативности урока, вне зависимости от типологии урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески . 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Слайд 20

Учение – это жизнь. Хороший педагог всегда развивается, а проведенные им уроки самые интересные и познавательные. Педагог, любящий детей и профессию – учитель не только младших классов, но и всей жизни.

Слайд 21

Благодарю за внимание !