Наставничество. Опыт работы

 Убедился, что, как бы человек успешно

не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом;

я сам учился у более старых педагогов…

А. С. Макаренко

«Самое главное и сложное искусство наставника

состоит в умении ничего не делать с учеником»
Ж. Ж. Руссо  

 

В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль  отведена наставничеству. Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Опытный наставник     сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.

Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

Задачи школьного наставничества:

- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

- ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

- способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в Школе.

 

Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога психологически и эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать педагогическую работу; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре).

Молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный наставник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Убедился, что, как бы человек успешно

не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом;

я сам учился у более старых педагогов…

А. С. Макаренко

«Самое главное и сложное искусство наставника

состоит в умении ничего не делать с учеником»
Ж. Ж. Руссо  

В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль  отведена наставничеству. Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Опытный наставник     сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.

Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

Задачи школьного наставничества:

- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

- ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

- способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в Школе.

Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога психологически и эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать педагогическую работу; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре).

Молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный наставник.

 

Описание опыта работы педагога-наставника

Курчиной Елены Викторовны

с молодым специалистом Свиридовым Дмитрием Анатольевичем.

В стремительно меняющемся современном мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

В стенах учебных заведений выпускники получают минимальные практические навыки, которые так жизненно необходимы в первые дни работы. В тоже время система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, учителе с готовыми качествами и умениями, которого трудно найти среди выпускников учебных заведений. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

В 2020-2021 учебном году в нашей школе появился молодой специалист, учитель математики Свиридов Дмитрий Анатольевич. Так как у меня за плечами не только опыт учителя-предметника, но и многолетний опыт заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директором школы было принято решение, что именно я буду наставником молодого педагога,  приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста. Для меня это стало новым этапом в моей профессиональной деятельности после того, как я ушла с административной работы, мои знания и умения стали востребованы в новой плоскости. Для молодого педагога это дало возможность получить опытного наставника.

Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Дмитрием Анатольевичем учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого учителя; содействие его профессиональному развитию и карьерному росту. Методическое сопровождение включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическая и диагностическая деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего педагога. С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности профессиональной деятельности начинающего учителя.

Программа адаптации молодого специалиста предполагает выявление профессиональных затруднений, планирование совместной деятельности, намеченных планов и рефлексию. Именно с этой целью мною был разработан пакет диагностических и дидактических материалов. В дальнейшем я столкнулась с необходимостью разработки новых способов диагностики, рассчитанных на один учебный год и имеющих цикличную структуру: входная диагностика - обучающие мероприятия; промежуточная диагностика - обучающие мероприятия; итоговая диагностика. Хотелось бы отметить, что любая диагностика не принесет никакого результата, если после ее проведения не будет составлен конкретный план работы по устранению выявленных проблем. По истечении времени и проведении запланированных работ, необходимо провести повторную диагностику, проверить уровень достигнутых результатов, при необходимости внести корректировки в план работы. Все это индивидуально, готовых рецептов и шаблонов нет, именно это и является одной из особенностей работы педагога-наставника.

Несмотря на то, что в процессе адаптации обнаружилось много проблем психологического, методического и организационного характера, акцент был сделан на самые важные затруднения. Совместно с молодым педагогом были выявлены ключевые мелкие затруднения, решение который ведет к интенсификации учебного процесса и ликвидации серьезных профессиональных потребностей. Например, «Дифференцированный подход на уроке», «Организация домашнего задания на уроке», «Мотивация на уроке», «Работа в группах», «Проведение рефлексии на уроке» и др. (Приложение № 1)

Целью диагностики являлось психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога. Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога.

Так как школа наставничества еще только развивается, мною было изучены и проанализированы имеющиеся методические материалы по этой теме, после чего, с целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
  • индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
  • карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (приложение);
  • подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • разработка методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

К таким проблемам относятся:

  • проблемы в отношениях с учащимися;
  • проблемы в отношениях с коллегами;
  • проблемы в организации учебного процесса.

Диагностика была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

  • планирование работы;
  • организация деятельности учителя;
  • контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток методики преподавания;
  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
  • недостаток практических навыков в составлении рабочих программ, КТП
  • недостаток практических навыков в планировании урока.

Одним из первых затруднений, с которым столкнулся молодой специалист, стало составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

С этой целью совместно были подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.

Следующим этапом стал сам процесс обучения, который начинается с проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.

С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых  молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
  2. Актуализация учениками своих знаний
  3. Поиск решения проблемы учениками
  4. Выражение решения
  5. Применение знаний учениками

Кроме того, нами были рассмотрены

  • современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
  • формы работы с обучающимися на уроке;
  • система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

В процессе работы  было организовано взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, которые потом подробно анализировались. Дмитрию Анатольевичу были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.

Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Дмитрия Анатольевича  сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. Использование современных технологий позволило Дмитрию Анатольевичу сделать свои уроки эмоционально насыщенными, запоминающимися.

Составление технологических карт к уроку, стало следующей проблемой. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план (Приложение № 2) и карту индивидуального образовательного маршрута (Приложения № 3 и 4), куда были включены следующие вопросы:

  • изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
  • изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
  • работа по освоению учебного предмета;
  • самостоятельная работа по теме самообразования;
  • работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
  • общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей естественного  цикла.

Молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.

Одним из направлений совместной работы педагога-наставника с подопечным является совместное создание методических материалов, что позволяет объяснить как, с какой целью они создаются, научить создавать разные по сложности, в соответствии с уровнем подготовки учащихся, их работоспособности. (Приложение 5)

Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута».

«Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций.

Выявление трудностей на первом этапе является очень важным этапом для молодого педагога. Наметив все сложности, молодой специалист будет делать все, чтобы их нейтрализовать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к новой деятельности.

С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов был разработан ИОМ, который определял направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в нем прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

  • систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
  • систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;
  • совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Дмитрий Анатольевич очень ответственный педагог  с активной жизненной позицией. На протяжении 2020-2021 учебного года Дмитрий Анатольевич принимал участие в работе школьного МО учителей естественного цикла, выступал на РМО. В 2021-2022 учебном году он продолжил работу в рамках школьного и городского МО, а так же принял участие в большом количестве интеллектуальных и творческих конкурсах. Под его руководством учащиеся школы приняли участие в VII Региональном Чемпионате молодых профессионалов WORLDSKILLS RUSSIA 2022, результатом стали два третьих места у учащихся Тарасова Е. и Кравченко Р. В данный момент Дмитрий Анатольевич принимает участие в составе школьной команды в краевом открытом конкурсе учительских клубов (команд) «Четверо смелых». (Приложение № 6)

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

  • отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;
  • взаимодействия родителей и педагогов школы на практике;

Так как наставничество – это новое направление в педагогической деятельности, находится в стадии становления, считаю одной из своих обязанностей как наставника, обобщать свой опыт и делиться тем, чему научилась сама в процессе работы с другими. Немногое из этого я собрала в рекомендациях (Приложение № 7) С целью обобщения опыта, я выступала на школьном и районном МО, на педагогическом совете школы, проводила мастер-класс и открытые занятия для учителей школы. Обобщаю свой опыт на своем сайте (https://nsportal.ru/user/707866/page/nastavnichestvo-opyt-raboty).

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.



Предварительный просмотр:

(Приложение № 1)

Диагностические материалы для выявления профессиональных затруднений наставляемого.

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное.

Главное - воспитание в человеке человеческого».

Антуан де Сент-Экзюпери.

Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого учителя; содействие его профессиональному развитию и карьерному росту. Методическое сопровождение включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическая и диагностическая деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего педагога. С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности профессиональной деятельности начинающего учителя.

В понятие диагностика вкладывается более широкий и глубокий смысл, так как она обеспечивает обратную связь, показывает, насколько эффективно были выбраны формы и методы ликвидации дефицитов, с какими трудностями столкнулся начинающий педагог.

Программа адаптации молодого специалиста предполагает выявление профессиональных затруднений, планирование совместной деятельности, намеченных планов и рефлексию. Но проводимые опросы и анкетирование не давали реальное представление о затруднениях молодого педагога и имели обобщенный характер.

В работе педагога-наставника возникла потребность в разработке пакета диагностических и дидактических материалов, рассчитанных на один учебный год и имеющих цикличную структуру: входная диагностика-обучающие мероприятия- промежуточная диагностика- обучающие мероприятия- итоговая диагностика.

Анкетирование и наблюдение показывает, что молодой педагог сталкивается со многими трудностями в своей деятельности:

  • организация дифференцированной и индивидуальной работы (работа с детьми разных категорий);
  • выбор методов, приемов, технологий;
  • разработка программы по предмету и составление КТП;
  • работа с документацией;
  • работа с родителями;
  • организации урока (введение материала, отработка, оценивание и т. д);
  • организация внеурочной деятельности и др.

Несмотря на то, что в процессе адаптации обнаружилось много проблем психологического, методического и организационного характера, акцент был сделан на самые важные затруднения. Совместно с молодым педагогом были выявлены ключевые мелкие затруднения, решение который ведет к интенсификации учебного процесса и ликвидации серьезных профессиональных потребностей. Например, «Дифференцированный подход на уроке», «Организация домашнего задания на уроке», «Мотивация на уроке», «Работа в группах», «Проведение рефлексии на уроке» и др.

Цель и содержание диагностических материалов зависит от стажа, опыта и профзатруднений молодого учителя. В приложении представлен образец анкеты «Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания», разработанный в рамках практического семинара «Дидактические и диагностические материалы в наставнической деятельности».

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устранению, а также выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога.

Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога.

Можно представить это в виде цикла мероприятий, направленных на решение проблем адаптации и решения вопросов профессиональных потребностей и затруднений. Это можно представить в виде следующей таблицы:

Этап

Цель

Сроки

1.

Входное тестирование

Выявление дефицитов молодого педагога

сентябрь

2.

Создание консультационных материалов

Изучение методического материала, проведение консультаций, мастер-классов, открытых уроков для начинающего педагога

Октябрь-февраль

3.

Открытые уроки по имеющимся затруднениям

Выявить степень затруднений, коррекция

Март-апрель

4.

Итоговое тестирование

Выявить оставшиеся затруднения

май

5.

Рефлексия, анализ, коррекция, создание новых консультационных материалов

Планирование мероприятий для устранения имеющихся профессиональных затруднений

май

Таким образом, диагностика процесса адаптации начинающего педагога это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение затруднений и потребностей, характеризующих состояние и результаты процесса адаптации, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать этот процесс в целях повышения качества подготовки молодых специалистов.

Анкета  № 1 – «Анкета молодого специалиста»

  1.  Почему Вы выбрали профессию учителя? Чем она для Вас привлекательна?

____________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

_____________________________________________________________

  1. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?_________________________________________
  2. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?____________________________________________________________
  3.  Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?_____________________________________________________________
  4. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

_____________________________________________________________

  1. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы учителем?_______________________
  2.  Что Вас привлекает в работе коллектива (нужное подчеркнуть)
  • новизна деятельности; условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

Другое_______________________________________________________

  1. Что Вам хотелось бы изменить?

_____________________________________________________________

Спасибо!

Анкета № 2 «Диагностика проблем педагога»

1. При проведении каких видов образовательной деятельности вы испытываете трудности?_______________________________________________

2. Каковы причины, по вашему мнению, этих трудностей?

•        Материальные условия

•        Большое количество детей в классе

•        Недостаточная методическая помощь со стороны руководства

•        Недостаток педагогического опыта

•        Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: коллегами, детьми, руководством?

•        Да

•        Нет

•        Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности школьников?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

•        В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

•        В методических консультациях по отдельным разделам

•        Просмотре открытых и рабочих уроков у опытных учителей

•        В знакомстве с передовым педагогическим опытом

Анкета  № 3 - для выявления способностей педагогов к развитию  

Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:

1 – не соответствует действительности; 2 – скорее не соответствует;

3 – и да, и нет; 4 – скорее соответствует, чем нет; 5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.

Утверждения

Оценка

Я стремлюсь изучить себя

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время

Я анализирую свои чувства и опыт

Я много читаю

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам

Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы

Я стремлюсь быть более открытым человеком

Я верю в свои возможности

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

Я управляю своим профессиональным развитием и  получаю положительные результаты

Я получаю удовольствие от освоения нового

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться

Интерпретация результатов

Подсчитайте общее количество баллов:

От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;

От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;

  1. и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Анкета № 4 - «Анкета для выявления  уровня компьютерной грамотности»

  1. Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)
  • ежедневно;
  • 1 раз в неделю;
  • 1-2 раза в месяц;
  • 1-2 раза в квартал;
  • другое (укажите)
  1. Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Word?

не владею

начинающий пользователь

уверенный пользователь

продвинутый пользователь

  1. Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
  • размер, шрифт;
  • создание и редактирование текстового документа;
  • набор и редактирование текстового документа;
  • абзацные отступы и интервалы;
  • создание и форматирование таблиц;
  • вставка рисунка;
  • заливка, фон, рамки;
  • нумерация страниц, печать готового документа.
  • Другое
  1. Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Excel?

не владею

начинающий пользователь

уверенный пользователь

продвинутый пользователь

  5.Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

  • диаграммы;
  • таблицы;
  • кроссворды;
  • другое.

6.Владеете ли вы навыками работы в программе Microsoft Office Power Point?

не владею

начинающий пользователь

уверенный пользователь

продвинутый пользователь

7. С какой целью используете данную программу? Для презентации, наглядности и др.

_____________________________________________________________

8. Данную программу применяете для работы

с детьми

с педагогами

с родителями

другое

9. Владеете ли вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

  • создание слайда с диаграммой и таблицей;
  • вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
  • создание управляющих кнопок;
  • сохранение и подготовка презентации к демонстрации;
  • вставка видео;
  • накладывание звуков
  • другое

10.Как часто Вы пользуетесь интернетом?

  • ежедневно;
  • 1 раз в неделю;
  • 1-2 раза в месяц;
  • 1-2 раза в квартал;
  • другое (укажите).

11.Для чего используете интернет?

  • для получения информации (новости, гороскоп, прогноз погоды и др.)
  • для педагогической деятельности;
  • для общения в социальных сетях;
  • для развлечений;
  • другое.

12. Есть ли электронная почта?

Ваша личная

13. Умеете ли Вы создавать электронную почту? (e-mail)

Да; Нет

14.Есть ли опыт создания сайта?

Да; Нет

15. имеете ли Вы свой личный сайт?

Да; Нет

  1. Хотите ли Вы научиться самостоятельно создавать сайт?   

Да;   Нет

  1. Имеете ли Вы опыт участия в on-line конференциях?   

Да;   Нет

1.6. Анкета «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе

профессиональной карьеры»

1. Каждый педагог, начинающий профессиональную деятельность,

сталкивается с различными затруднениями. Из приведённых ниже

вариантов отметьте три, которые могут вызывать у вас наибольшие

сложности:

А) подготовка урока

Б) проведение урока

В) подготовка внеурочного мероприятия

Г) проведение внеурочного мероприятия

Д) отношения и общение с учащимися

Е) отношения и общение с коллегами

Ж) отношения и общение с администрацией

З) отношения и общение с родителями

И) собственные состояния, самочувствие, переживания

К) другое (напишите, что)

2. При подготовке урока или внеурочного мероприятия значительными

трудностями для вас являются (отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) недостаток теоретических знаний

Б) дефицит предметной и методической литературы, готовых разработок

уроков и внеурочных мероприятий

В) сложности в поиске и подготовке презентационных материалов

Г) распределение времени на различные виды работы

Д) ограниченный репертуар методических приёмов, техник, способов работы

Е) нехватка времени на подготовку

Ж) опасение допустить теоретическую или методическую ошибку

З) отсутствие возможности обратиться за советом и помощью к коллегам

И) другое (напишите, что)

3. При проведении урока или внеурочного мероприятия вы часто сталкиваетесь (отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) с отсутствием у детей желания учиться

Б) с нарушениями школьниками дисциплины

В) с конфликтными взаимоотношениями школьников между собой

Г) с отсутствием контакта с ребёнком

Д) со сложностью выстраивания оптимальной дистанции в общении с учащимися

Е) с провокациями и агрессией школьников в адрес педагога

Ж) с собственным волнением, тревожностью, растерянностью, злостью и т.д.

З) с трудностями проведения самоанализа занятия

И) с оцениванием результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся

К) с организационными затруднениями: началом и завершением занятия, переходом от одного этапа к другому, «лишним» временем

Л) с несоответствием запланированных видов работы и полученных результатов

М) с трудностями работы с детьми разного уровня развития и подготовки (с

ОВЗ, одарёнными, леворукими и т.д.)

Н) другое (напишите, что)

4. В организационной работе больше всего сил и времени у вас требуют

(отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) подготовка и проведение родительских собраний

Б) подготовка и проведение мероприятий (семинаров, методических объединений, конференций, выставок, смотров и конкурсов)

В) планирование работы (составление поурочных, тематических, календарных и иных планов), подготовка отчётов

Г) классное руководство

Д) ведение журнала и электронного дневника

Е) выполнение поручений администрации

Ж) другое (напишите, что)

5. Во взаимоотношениях с коллегами вам больше всего не хватает (отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) доступности коллег для общения

Б) компетентных профессиональных рекомендаций

В) принятия, эмоциональной поддержки и дружелюбия

Г) оптимальной дистанции в общении с коллегами

Д) уважительного отношения к себе

Е) ощущения себя частью педагогического коллектива, своей включённости

в него

Ж) другое (напишите, что)

6. Со стороны администрации наибольшие сложности возникают в связи (отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) со стилем руководства

Б) с отсутствием возможности поделиться своими проблемами и быть выслушанным

В) с недостаточным содействием в решении профессиональных трудностей

Г) с ограничением ваших инициатив

Д) с излишней бюрократизацией деятельности образовательной организации

Е) с нагрузкой, вызванной большим количеством заданий и поручений

Ж) с составлением графика работы: расписания, дежурств, отпусков и т.д.

З) с распределением материальных ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс: мебели, наглядностей, лабораторного оборудования

И) с распределением стимулирующей части заработной платы

К) другое (напишите, что)

7. Во взаимоотношениях с родителями вас больше всего озадачивает

(отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) убеждённость родителей, что их ребёнок самый лучший

Б) непонимание и непринятие родителями существования проблем ребёнка в

учёбе и поведении

В) отношение к учителю как к специалисту, оказывающему услугу

Г) обвинение педагога в предвзятости по отношению к ребёнку

Д) обвинение педагога в профессиональной некомпетентности

Е) невосприимчивость к советам и рекомендациям педагога

Ж) «выпрашивание» у педагога отметок своему ребёнку

З) враждебность по отношению к педагогу

И) отстранённость родителей от школьной жизни ребёнка

К) другое (напишите, что)

8. Отметьте три варианта форм работы, которые лично для вас будут наиболее предпочтительны:

А) практические занятия

Б) специализированная профессиональная образовательная программа

В) тренинги профессиональных умений, личностного роста

Г) консультации (в т.ч. психологические)

Д) супервизия профессиональной деятельности

Е) встречи с коллегами в неформальной обстановке

Ж) выпуск специализированной методической литературы

З) сообщества молодых педагогов

И) организация общения педагогов через социальные сети (ВКонтакте,

Facebook, Twitter, Одноклассники и т.д.).

К) виртуальная методическая копилка

Л) другое (напишите, что)

9. Укажите наиболее значимые для вас составляющие профессиональной деятельности, в которых вы хотели бы повысить свою компетентность:

А) нормативно-правовая база образовательного процесса

Б) организация образовательной деятельности в соответствии со ФГОС и

Профессиональным стандартом педагога

В) применение информационных технологий в образовании

Г) культура речи педагога

Д) психология субъектов образовательных отношений

Е) современные педагогические технологии

Ж) вопросы воспитания в современной школе

З) реализация инклюзивного и специального образования

И) современные методики преподавания учебного предмета

К) другое (напишите, что)

Обработка результатов

1.7. Анкета для экспресс-диагностики

профессиональных затруднений молодых педагогов

Данная анкета предназначена для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов 1-го года работы. Анкета рассчитана на получение информации по трём основным блокам профессиональных затруднений:

1. Затруднения, вызванные взаимоотношениями с коллегами, учениками и родителями обучающихся (вопросы 1 – 5).

2. Затруднения, связанные с условиями осуществления профессиональной деятельности (вопросы 6 – 10).

3. Затруднения, касающиеся внутреннего состояния и самооценки

молодого педагога (вопросы 11 – 15).

Вопрос 16 является открытым и служит для уточнения характера затруднений, приоритетных для педагога.

Инструкция. Уважаемый коллега! Данный опрос проводится с целью изучения

условий вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим вас ответить на вопросы анкеты, используя 4-балльную шкалу:

4 – определённо «да»

3 – скорее «да», чем «нет»

2 – скорее «нет», чем «да»

1 – определённо «нет»

Год окончания вуза (колледжа): _____________________

Стаж педагогической деятельности: _____________________

Пол: М / Ж (подчеркнуть)

№ Утверждение Балл

1. Доброжелательно ли вас приняли в педагогическом коллективе?

2. Получаете ли вы необходимую поддержку от коллег и администрации образовательного учреждения, когда вы в ней нуждаетесь?

3. Можете ли вы открыто высказывать руководству и коллегам свои

идеи, предложения, просьбы?

4. Легко ли вам находить «общий язык» с детьми на уроке и за его

пределами?

5. Возникают ли у вас сложности в общении с родителями учеников?

6. Достаточна ли информационная и методическая обеспеченность

вашей деятельности?

7. Ощущаете ли вы необходимость в поддержке в оформлении документации (подготовке рабочей программы, конспекта занятия,

учебно-тематического плана, заполнении журнала и т.д.)?

8. Обеспечены ли вы собственным рабочим местом?

9. Устраивают ли вас условия труда (оснащённость рабочего места,

режим работы, шум, освещённость, температурный режим, комфортность и т.д.)?

10. Устраивает ли вас размер заработной платы?

11. Часто ли вы чувствуете свою профессиональную компетентность?

12. Ощущаете ли вы свою значимость, востребованность как педагога?

13. Часто ли у вас возникает чувство успешности на работе?

14. Определены ли вами основные перспективы в профессиональной

деятельности и карьере?

15. Сможете ли вы осуществить свои жизненные планы в данном образовательном учреждении?

16. Назовите три основные трудности, препятствующие успешности

вашей педагогической деятельности:

А)

Б)

В)

После анкетирования выявляются наиболее высокие и низкие показатели

по каждому пункту – это позволяет определить наиболее и наименее значимые

затруднения педагога.

Затем данные суммируются по каждому блоку затруднений. Это позволяет охарактеризовать содержание и оценить выраженность затруднений.

Анкета №5

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты

Цель: выявление затруднений и профессиональных потребностей при организации домашнего задания нам уроке

  1. Всегда ли Вы задаете домашнее задание? (да, нет, не всегда)
  2. Отметьте, в каких направлениях организации домашнего задания Вы испытываете трудности:
  • при составлении КТП;
  • в содержании материала, его объеме и последовательности (что и когда задавать и проверять);
  • в видах и приемах проверки;
  • в проведении учета знаний, его форм, позволяющих охватить всех обучающихся;

3. Знакомы ли Вы с нормативно-правовой базой ОО при организации выполнения домашнего задания:

  • объем домашнего задания, время;
  • формы контроля;
  • порядок проверки тетрадей;
  • методика подачи домашнего задания;
  • критерии оценивания;

4. Отметьте формы проверки домашнего задания, приемлемые для Вас:

  • фронтальная проверка;
  • выборочная проверка письменного задания;
  • выполнение взаимо- и самопроверки;
  • опрос с вызовом к доске;
  • опрос по индивидуальным карточкам;
  • дифференцированная проверка
  • другие ___________________ (указать какие)

5. Какими инновационными методами проверки домашнего задания Вы хотели бы овладеть в первую очередь?

  • постановка неожиданных вопросов;
  • рецензирование устного ответа;
  • диктанты по домашнему заданию (графический, немой, терминологический, словарный и т. д. )
  • краткий письменный ответ;
  • проверка при помощи ИКТ и графического организатора;
  • другие ___________________ (указать какие)

6. Наблюдаете ли Вы взаимосвязь между целью урока и домашним заданием? (да, нет, не всегда)

7. Осуществляете ли Вы инструктаж выполнения домашнего задания? (да, нет, не всегда)

8. Ведете ли Вы учет трудностей обучающихся при выполнении домашнего задания? (да, нет, не всегда)

9. Проверяете ли Вы наличие записи домашнего задания в дневниках? (да, нет, не всегда)

10. Какими видами оценивания домашнего задания Вы хотели бы овладеть? (критериальным, формирующим, традиционным)

Используемая литература:

  1. http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf/

Приложение


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

(Приложение № 3)

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития

молодого педагога

Наставник – учитель математики Курчина Е.В.             Молодой педагог – учитель математики Свиридов Д.А.

Особое место в системе совершенствования образовательного процесса в школе занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Молодые специалисты  обладая  определёнными профессиональными знаниями,  не имеют практического педагогического опыта.

Задача педагога-наставника состоит в создании условий для развития предпосылок их педагогического роста, формирование личности педагога способной к самообразованию, саморазвитию.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что с первого дня работы к ним предъявляются те же требования, что и  к учителям с многолетним стажем, участники педагогического процесса ожидают от них безупречного профессионализма.

После проведения собеседования и анкетирования, были выявлены проблемные стороны в профессиональной деятельности молодого специалиста  

Вся работа строится в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет уровень профессиональной готовности молодого педагога, теоретическое знания и практическое умения в выполнении его профессиональных  обязанностей, чтобы выработать совместный план  работы.

2й этап – мотивационный.  Где  совместно реализуется разработанный  план  наставничества, осуществляется  корректировка профессиональных навыков молодого специалиста.

3й этап – рефлексия. Наставник проверяет  уровень педагогической  компетентности молодого специалиста, в выполнении его профессиональных  обязанностей.

При составлении ИОМ профессионального развития молодого педагога учитывались следующие факторы:

  • индивидуальные особенности молодого педагога;
  • уровень базового образования;
  • уровень профессиональных потребностей педагога.

Цель: оказание практической помощи молодому педагогу в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.

Задачи работы:

1. Способствовать адаптации педагога в коллективе.

2. Научить применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения.

3. Сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.

4. Способствовать мотивации к дальнейшему профессиональному росту.

Выбор формы работы  начинаются с вводного анкетирования и беседы, где педагог указывает свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования определяется совместный план работы начинающего педагога с наставником.

Формы работы и методы взаимодействия:

  • анкетирование, тестирование;
  • беседы;
  • участие работы в творческих группах;
  • собеседования;
  • деловые и развивающие игры;
  • мастер-классы;
  • тематические педсоветы, семинары;
  • методические консультации;
  • посещение и анализ занятий;
  • РМО, МО (посещение, выступления)
  • участие в конкурсах;
  • прохождение курсов, посещение семинаров.

Ожидаемые результаты:

  • быстрая адаптация молодого педагога в коллективе;
  • формирование практических навыков, необходимых для педагогической работы;
  • выработке умений применять теоретические знания на практике;
  •  умение использовать современные  информационные ресурсы и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий;
  • мотивация на дальнейшее педагогическое самообразование;
  • активное участие в педагогических мероприятиях разного уровня.

1 этап.    Адаптационный

Содержание работы

Формы работы и методы взаимодействия

Срок исполнения

Результаты выполнения

Адаптация к новому месту работы:

- ознакомление с традициями школы. Выбор и назначение наставников.

- адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

-приспособление к физическим и психологическим нагрузкам;

- изучение особенностей школьного образования;

- ознакомление с новыми обязанностями.

Собеседование

В течение года

Установление взаимоотношений:

- установление контактов с администрацией учреждения;

- установление взаимоотношений с коллегами;

- установление отношений с обучающимися и их родителями. Особенности проведения родительского собрания. Знакомство с родителями.

Беседы.  

Встречи по интересам.

Консультирование.

В течение года

Проведение классных часов.

Проведение родительского собрания.

Анкетирование (выявление профессионального дефицита)

анкетирование

Начало года

Выявление затруднений, и профессионального дефицита

Изучение нормативных документов:

- нормативные документы федерального, регионального значения

- нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса в школе.

-дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

- работа с документами педагога

Работа с документами

В течение года

Август

Собеседование.

Разработка КТП

Разработка и утверждение ИОМ.

Собеседование

Сентябрь

Выбор темы самообразования

Консультация-практикум.

Работа с памятками.

Сентябрь

Консультация – практикум «Самообразование педагога. Советы по организации работы» (презентация)

2 этап.    Мотивационный (развитие профессиональных умений)

2020-2021г.

Содержание работы

Формы работы и методы взаимодействия

Срок исполнения

Результаты выполнения

 Прохождение курсовой подготовки

В течение года

Методика планирования и организации воспитательно-образовательной деятельности

Самостоятельное составление плана,

совместный анализ, оценка результативности

В течение года

План воспитательной работы педагога.

Ведение документации педагога и классного руководителя

Консультирование по вопросам ведения документации.

Анализ заполненных документов.

В течение года по мере необходимости

Классный журнал, протоколы родительских собраний, консультации для родителей, оформление стендов и т.п.

Работа над методической темой самообразования

Самостоятельное составление плана работы на год, анализ.

 

.

В течение года

План работы над методической темой

отчет о работе над методической темой

мероприятия в рамках работы МО, РМО.

Посещение мероприятий внутри школы (педсоветы, семинары-практикумы)

Совместный анализ посещаемых мероприятий

В течение года

 Конспектирование выступлений. Пополнение методической копилки.

Открытые мероприятия

Помощь в подготовке и проведении мероприятий (составление плана, конспекта, технологической карты и т.п.)

Анализ проведенных мероприятий

В течение года

Самоанализ мероприятий.

Круглый стол «Вопрос-ответ»

Взаимопосещение занятий

Консультация + открытый показ педагогической деятельности

В течение года

Выбор форм, методов, приемов работы. Пополнение методической копилки.

Выступления

Помощь в составлении отчета, доклада, выступления

В течение года

Выступления на РМО, МО

Разработка методического и дидактического материала

Деловые и ролевые игры

Консультирование

В течение года

Разработка конспектов уроков, классных часов, бесед, дидактического материала

Работа с сайтами в интернет.

Анализ сайтов, изучение требований.

Консультирование.

В течение года

Создание сайта педагога, размещение материалов.

Аттестация

Помощь в подготовке материалов аттестации на соответствие занимаемой должности

По графику

3 этап.    Рефлексия (формирование собственной системы работы с обучающимися)

2021-2022г.

Содержание работы

Формы работы и методы взаимодействия

Срок

исполнения

Форма подведения итогов

Курсы повышения в рамках работы над методической темой

Обзор  КПК

анализ материалов КПК, возможностей их использования в профессиональной деятельности

В течение года

Работа с сайтами (страничкой педагога)

Консультация

В течение года

Применение  различных педагогических технологий и методов на уроках

Консультация

В течение года

Расширение методической копилки.

Обмен опытом.

Проведение открытых уроков (обмен опытом)

Мозговой штурм.

Ролевые игры

По графику

Участие в инновационной площадке учреждения

Работа в творческих группах

В течение года

Создание портфолио. Создание положительной мотивации к профессиональному росту.

Круглый стол

Накопление и систематизирование материала

Участие в профессиональных конкурсах , ИКТ-активность

Своевременное информирование о мероприятиях,

Помощь в подготовке материалов конкурса

В течение года

По графику

В процессе работы….

Проведение мониторинга

Консультирование

В конце года



Предварительный просмотр:

(Приложение № 4)

Карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (на первый год педагогической деятельности)

План

Цели результаты

Возможность работы с другими педагогами школы

Сроки реализации

Заметки

Адаптация к новому месту работы

Адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

– приспособление к физическим и психологическим нагрузкам;

– изучение особенностей управления школой;

– ознакомление с новыми обязанностями.

Руководство школы создает условия для легкой адаптации молодого специалиста (знакомство с рабочим кабинетом, представление коллективу, помощь в оформлении документации, знакомит с обязанностями, даёт советы).

В течение учебного года.

Следует как можно чаще обращаться за помощью к более опытным коллегам, в том числе и к руководству школы.

Установление взаимоотношений

Установление контактов:

–с администрацией школы;

– с коллегами;

– с учащимися и их родителями.

Опытные педагоги могут дать советы; оказать эмоциональную поддержку начинающему педагогу.

В течение учебного года.

Следует выделять свободное время на общение с коллегами и с педагогом-наставником.

Принятие ролей

Роль учителя

– Усвоение роли педагога;

– принятие педагогической деятельности;

– умение планировать урочное время;

– держать дисциплину на уроке;

– применять педагогические технологии;

– оценивать устные и письменные ответы учащихся;

– следить за успеваемостью учащихся;

– работа с документацией;

– выставление четвертных и годовых оценок и т.д.

Учителя-предметники могут оказать помощь по вопросам организации урока, внеурочного занятия, по проверке тетрадей и выставлению оценок.

Классные руководители могут дать советы по организации внеурочных мероприятий, классных часов,  поделиться опытом работы со «сложными» детьми, семьями.

В течение учебного года.

Следует чаще обращаться к коллегам с различными вопросами по возникающим сложностям. Это поможет преодолеть все трудности адаптации.

Роль классного руководителя

– Умение находить индивидуальный подход к каждому учащемуся;

– выставление оценок в дневники;

– умение следить за успеваемостью учащихся;

– организовывать внеурочную деятельность учащихся;

– проведение бесед с учащимися;

– посещение «сложных» семей;

– следить за посещаемостью;

– работа с документацией и журналами;

– проведение тематических классных часов и т.д.

Педагогический рост (развитие)

– Участие в семинарах, обсуждениях, встречах;

– взаимопосещение уроков;

– участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства;

– прохождение курсовой подготовки и т.д.

Педагог-наставник помогает молодому специалисту с подготовкой к выступлениям на различных мероприятиях, а также советует посещать различные курсы повышения квалификации.

В течение учебного года.

Следует как можно чаще участвовать в семинарах, форумах, конкурсах, а также своевременно проходить курсовую подготовку.

Формирование собственной системы работы с учащимися

– Применять на уроках различные педагогические технологии и методы;

– посещать уроки других учителей и перенимать их методы работы;

– применение собственного разработанного проекта, связанного с внеурочной деятельностью учащихся.

Учителя-предметники могут предложить молодому специалисту посетить их урок; также коллеги могут поделиться личным опытом.

В течение учебного года.

Инициативу, присутствия на уроках коллег; креативность в профессии, чтобы уметь применять различные педагогические технологии и привносить свое в учебную деятельность.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

(Приложение № 7)

Методические рекомендации

для организации работы наставника с наставляемым

Профессиональная адаптация является важным условием для становления и профессионального развития личности. Именно поэтому важно начать наставническую поддержку с первых дней работы в данной организации и далее проводить ее на непрерывной основе.

Цель работы с наставляемыми – это создание условий для профессиональной адаптации как обучающихся, так и молодых специалистов образовательной организации.

Задача

Содержание деятельности

1. Создать условия для профессиональной адаптации наставляемых.

Знакомство наставляемых с нормами образовательной организации;

Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ОО и педагогов, с требованиями к ведению документации;

Закрепление наставника в соответствии с Положением о наставничестве;

2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.

Диагностика профессиональных затруднений наставляемых;

Организация обучения наставников;

Организация взаимодействия наставника и наставляемого;

Участие молодого педагога в деятельности предметных МО;

Организация посещения уроков коллег;

Организация целенаправленной и контролируемой деятельности наставляемого по самообразованию и профессиональному развитию;

Посещение молодыми педагогами курсов повышения квалификации.

3.Обеспечить постепенное вовлечение наставляемых во все сферы жизни образовательной организации.

Участие молодого педагога в методической работе, в деятельности предметных МО;

Вовлечение молодых педагогов во внеурочную деятельность учащихся, во внеклассную работу, осуществление им обязанностей классного руководителя.

4. Включить наставляемых в самообразовательную и исследовательскую деятельность, развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.

Участие молодого педагога в методической работе, в деятельности предметных МО;

Организация посещения уроков коллег;

Организация целенаправленной и контролируемой работы наставляемого по самообразованию;

Посещение молодым педагогом курсов повышения квалификации;

Ведение наставляемым портфолио;

Включение наставляемого в инновационную деятельность ОО;

Вовлечение наставляемых в конкурсное движение и участие в профессиональных пробах.

5. Способствовать формированию творческой индивидуальности наставляемого

Вовлечение молодых педагогов во внеурочную деятельность учащихся, во внеклассную работу, осуществление ими обязанностей куратора;

Вовлечение наставляемых во внеурочную и воспитательную деятельность.

Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:

- этот метод адаптации специалиста предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;

- в основе наставничества – взаимодействие, ценностноориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;

- наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;

- это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

- наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.

Функциональные обязанности наставника

Успешному наставнику нужно не только обладать обширным набором воспитательных качеств, но также знать, как применять их надлежащим образом при взаимодействии с наставляемыми. Ему необходимо выявить, что именно нужно его наставляемым, вести их к профессиональному росту, мотивировать на принятие самостоятельных обоснованных решений.

Основные принципы наставничества:

 добровольность;

 гуманность;

 соблюдение прав молодого специалиста;

 соблюдение прав наставника;

 конфиденциальность;

 ответственность;

 искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

 взаимопонимание;

 способность видеть личность.

Наставник - это не надсмотрщик. Доверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и подопечным, роль же надзирателя/инспектора будет противоречить воспитательной роли наставника.

Манифест наставника

1. Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.

2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.

3. Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.

4. Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.

5. Наставник предлагает свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.

6. Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию,

но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.

7. Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции.

8. Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.

9.Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый

10.Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений.

Кодекс наставника

1. Не осуждаю, а предлагаю решение

2. Не критикую, а изучаю ситуацию

3. Не обвиняю, а поддерживаю

4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому

5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге

6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией

7. Не утверждаю, а советуюсь

8. Не отрываюсь от практики

9. Призываю наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу

10.Не разглашаю внутреннюю информацию.

РЕКОМЕНДАЦИИ НАСТАВНИКУ:

  1. Делиться опытом безвозмездно, без назидания,  доброжелательно.
  2. Помогать терпеливо, своевременно, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительные стороны в работе.
  3. Посещать уроки молодого учителя, анализировать, отмечать положительную динамику, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
  4. Работать с молодым специалистом на опережение. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.    Постараться изучать материал с опережением на несколько  уроков, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методического раскрытия наиболее сложных тем.
  5. Внимательно проанализировать учебные программы и пояснительные записки к ним с молодым специалистом. Проанализируйте  предметные результаты освоения образовательной программы по предметам на конец каждой четверти, на конец учебного года, на конец учебного курса.  
  6. Показать, как готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
  7. Помочь составить   план самообразования (ежемесячный план-график) и подобрать методическую литературу для самообразования.

РЕКОМЕНДАЦИИ  МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

  1. Доверься наставнику. Выстраивай с наставником деловые доверительные отношения. Прислушивайся к рекомендациям, замечаниям.
  2. Не жди готового, развивайся  сам и перенимай опыт наставника, но не копируй слепо.  
  3. Лучше приходить  в кабинет раньше звонка,  проверь готовность к уроку: расставку мебели, чистоту доски,  работу  ТСО, наглядные пособия. Входи  в класс  уверенно.   Организационные моменты и эмоциональный настрой важны  для включения учащихся в работу.
  4. Веди урок энергично.  Добивайся, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помни: неуверенность, паузы, медлительность, безделье  вредит  дисциплине.
  5. Изучай инновационные технологии. Увлекай учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогай слабым учащимся поверить в свои силы, а сильным двигаться вперед.
  6. Учись держать в поле зрения весь класс. Особенно следи за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращай попытки нарушить рабочий порядок.
  7. Чаще обращайся с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  8. Заканчивай урок общей оценкой класса и оценкой отдельных учащихся, для того    чтобы школьники испытывали удовлетворение от результатов своего труда. Постарайся заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делай это слишком часто.
  9. Заканчивай  урок со звонком.  
  10. Удерживайся от излишних замечаний и наставлений в адрес учащихся.
  11. Если к тебе пришли на урок, вспомни что ты актриса, лучший начинающий молодой педагог, ты самый счастливый человек.
  12. Если ты научишься,  самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можно считать, что половину дела ты уже сделал.

Примеры памяток молодому специалисту

Дорогой коллега! Быть учителем – значит посвятить свою жизнь детям. «Сто детей – это 100 людей. И не когда-нибудь потом, завтра, а сейчас, сегодня», -писал педагог, врач, писатель-гуманист Януш Корчак.

Именно сегодня воспитанники ждут Вашего профессионализма, сердечности, интеллигентности, умения любить и прощать, спасать и не предавать, обязательности и надежности. Современной школе необходимы молодые учителя, способные принести в мир добро и веру, честность и благородство, стремящиеся к творческим открытиям, к вершинам профессионального мастерства. Профессия учителя трудна, но почетна и прекрасна. Поэтому помните: Самое благое поприще – служение добру и правде; самая верная дорога – дорога честного труда; самое значительное дело –то, которое Вы сами выбрали и которому вы преданны; самый мужественный поступок – признание собственных ошибок; самая прочная жизненная опора –знания.

Ваши обязанности:

работать честно и добросовестно, строго выполнять учебный режим, распоряжения администрации школы, обязанности, возложенные на вас уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями и должностными инструкциями; проходить раз в пять лет аттестацию согласно «Положению об аттестации педагогических и руководящих работников» (мы советуем вам делать это регулярно!);соблюдать дисциплину труда – основу порядка в школе, вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность времени, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять свои трудовые обязанности, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации; всемерно стремиться к повышению качества выполняемой работы, не допускать упущений в ней, строго соблюдать исполнительскую дисциплину, проявлять творческую инициативу, направленную на достижение высоких результатов трудовой деятельности; соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями; быть всегда внимательными к детям, вежливыми с родителями учащихся и членами коллектива; систематически повышать свой теоретический, методический и культурный уровень, профессиональную квалификацию; быть примером достойного поведения и высокого морального долга на работе, в быту и общественных местах, соблюдать правила общежития; содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов; беречь и укреплять собственность ОУ (оборудование, инвентарь, учебные пособия и т.д.), экономно расходовать материалы, топливо, электроэнергию, воспитывать у обучающихся (воспитанников) бережное отношение к имуществу; проходить в установленные сроки периодические медицинские осмотры.

Помните всегда, что вы несете полную ответственность за жизни и здоровье детей во время проведения уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий, организуемых образовательной организацией. Если вдруг один из ваших подопечных пострадает, немедленно сообщите об этом администрации. Надеемся, что в вашей педагогической практике этого никогда не случится.

Директор приказом по ОУ имеет право в дополнение к учебной работе возложить на вас классное руководство, заведование учебным кабинетом и другие образовательные функции. Исполнение этих функций тоже входит в ваши обязанности! Ознакомьтесь также с «Правилами внутреннего распорядка для работников общеобразовательных учреждений».

Знаете ли Вы, что подразумевается под понятием «рабочее время» и как правильно его использовать?

1. Ваше рабочее время определяется учебным расписанием и должностными обязанностями.

2. Ваша учебная нагрузка устанавливается руководителем образовательной организации до вашего ухода в отпуск. При этом вы должны знать, что: объем учебной нагрузки устанавливается с учетом вашей квалификации, распределяется в течение всего учебного года, уменьшение или увеличение объема учебной нагрузки только с вашего согласия; если вы не дали письменного согласия, то никто не имеет права заставить вас работать больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы; объем вашей учебной нагрузки должен быть стабильным на протяжении всего учебного года, уменьшение его возможно только при сокращении количества обучающихся и класс-комплектов; вам может быть предоставлен один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации.

3. Помните, работа в выходные и праздничные дни запрещена, хотя вас могут привлечь к дежурству в выходные и праздничные дни в исключительных случаях по письменному приказу директора ОУ.

4. Однако за дежурство или работу в выходные и праздничные дни вам предоставляются дни отдыха в каникулярное время, не совпадающее с вашим очередным отпуском.

5. Время каникул, не совпадающее с очередным отпуском, – ваше рабочее время. В этот период вы можете быть привлечены администрацией образовательной организации к методической, педагогической и организационной работе.

6. Приятной особенностью педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении является предоставление очередного отпуска в период летних каникул.

7. Вам запрещается:

изменять по своему усмотрению расписание уроков, заменять коллегу без ведома администрации ОО;

отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен;

удалять обучающихся с уроков;

курить в помещениях и на территории ОО, согласно постановлению Правительства РФ;

освобождать обучающихся от школьных занятий для выполнения ваших поручений, участия в спортивных и других мероприятиях, не предусмотренных планом работы;

отвлекать других педагогических работников в учебное время от их непосредственной работы для проведения разного рода мероприятий, не связанных с производственной деятельностью.

8. Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе только с разрешения директора ОО и его заместителей. Вход в класс после начала урока разрешается только руководителю ОО и его заместителям.

Но у вас есть еще и права: Вы имеете право работать по совместительству в других организациях и учреждениях в свободное от основной работы время. Но помните, что совместительство должно осуществляться не в ущерб основной работе!

В помощь молодому классному руководителю 

Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Любая деятельность начинается с планирования работы.

1. Не забудьте, составляя план: сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год); написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти); определить цель, поставить воспитательные задачи.

2. Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

3. Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.

4. Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

5. Вы можете включить в план работы следующие разделы:

учебные дела;

участие в общешкольных мероприятиях;

дела класса;

работа с родителями;

индивидуальная работа с учащимися.

6. Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию:

классный журнал;

план воспитательной работы с классным коллективом;

тетрадь классного руководителя в любой форме;

дневники учащихся;

личные дела учащихся;

психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

папки с разработками воспитательных мероприятий.

7. Составьте себе памятку:

кабинет, закрепленный за вашим классом;

помещение, прикрепленное для генеральной уборки;

прикрепленный пришкольный участок;

дни дежурства по школе;

график дежурства по классу;

список многодетных и социально не защищенных семей;

сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

сведения о занятости учащихся во внеурочное время;

распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);

педсоветы и совещания классных руководителей по четвертям;

список учителей-предметников, работающих в классе;

расписание занятий класса;

расписание по личной учебной нагрузке;

состав родительского комитета

дела, которые требуют предварительной подготовки;

В помощь молодому классному руководителю (2вариант)

Вам поручили классное руководство. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками. Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся.

Функциональные обязанности классного руководителя.

В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:

изучение личности учащихся;

анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей и др.);

координация образовательной (обучающей и воспитывающей) деятельности педагогов, работающих с учащимися класса;

организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, коллективных творческих дел, «огоньков», конкурсов, экскурсий и т.д.;

социальная защита учащихся (совместно с социальным педагогом);

активная работа с родителями учащихся;

педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;

организация ведения классного журнала и дневников учащихся.

Осуществляя свои функции, классный руководитель

в начале учебного года:

составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);

организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого – второго учебных дней);

изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти); уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);

собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);

проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);

организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса (в

течение сентября);

составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября);

ежедневно:

отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся; осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе; осуществляет контроль за внешним видом учащихся; осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой; осуществляет контроль за дежурством по классу;

еженедельно:

проверяет дневники учащихся, ведет электронный журнал; проводит классный час и (или) полчаса информации и общения; осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы;

ежемесячно: организовывает коллектив класса на участие в школьных делах; помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива; проводит занятия по правилам дорожного движения и плановой инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности; дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства); контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;

в течение четверти: организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся; помогает органам ученического самоуправления в организации деятельности классного руководителя (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ); организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств); оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры; организовывает контроль за состоянием школьных учебников; уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельностиобъединений дополнительного образования; участвует в работе педагогических консилиумов; проводит родительские собрания; организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета); посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя; в конце четверти: организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти; сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал; организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами);

в конце учебного года: организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетновыборную кампанию в классе; проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе; организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку; сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал; получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.

Классный руководитель выпускного класса: организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса; собирает и имеет полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т.д. (к началу очередного учебного года); собирает информацию для заполнения аттестатов о полном среднем образовании или свидетельство о неполном среднем образовании; собирает сведения о сдаче экзаменов по выбору учащихся; контролирует приход учащихся на экзамены.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний, но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель.

В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого он воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, увлекаться театром, живописью, литературой, разбираться в моде, владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком.