Профессиональные достижения

 

В работе каждого учителя особое место занимает работа с детьми, имеющими  особые потребности. Можно выделить следующие критерии, характеризующие таких детей, рассмотрим те, которые есть у меня в практике:

  • учащиеся, живущие в малообеспеченной семье;
  • учащиеся, имеющие низкую мотивацию;
  • учащиеся, нарушающие поведение;
  • учащиеся, имеющие трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями;
  • учащиеся с повышенной тревожностью;              
  • гиперактивные учащиеся.

После наблюдения, бесед с ребенком, классным руководителем и учителями предметниками, выясняются реальные причины, влияющие на поведение ребенка и отношение его к учению. А зная причину, можно подобрать комплекс педагогических мер для решения проблемы, и помочь ребенку преодолеть трудности. Пожалуй, самой распространенной причиной, является низкая мотивация учащихся. Чтобы повысить мотивацию использую на уроках исторический материал, презентации, видеоматериалы, частично-исследовательский метод и дифференцированное обучение. Со слабоуспевающими детьми провожу индивидуальные консультации. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся.

Для активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время использую предметные недели, на которых применяю разнообразные формы, методы и приемы работы, например, математические турниры и вечера, КВНы, проектный и исследовательский метод.

Развитие познавательного интереса у школьников способствует получению положительных результатов обучения. Все учащиеся имеют 100 % успеваемость. Положительными результатами удовлетворенности учащихся организацией образовательного процесса по математике считается стабильная  динамика показателей успеваемости и качества обучения по математике.

По роду своей деятельности учитель не может быть оторван от воспитательного процесса. Считаю, что моя педагогическая деятельность должна быть направлена на то, чтобы помочь школьнику социально адаптироваться к жизненным условиям и показать любое его продвижение в учении как общественно значимый фактор. Через работу на уроке или участие в различных мероприятиях я стараюсь научить их самостоятельности, успешно искать и применять решения, быть терпеливей друг к другу.

Решая задачу воспитания подрастающего поколения, работаю в тесном контакте с классными руководителями школы и родителями учащихся во внеурочной деятельности.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.).

Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабоуспевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным - задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением.

Исходя из Концепции математического образования большее внимание уделяется и воспитательной работе в области математики. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Её необходимым компонентом является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных  знаний школьников, сформировать у них представления о математике  как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами  возникновения и развития  математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам  и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.  Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков даёт возможность развития у учащихся точную, экономную и информативную устную и письменную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства. В решении задачи формирования у учащихся грамотной математической речи учителю поможет использование на уроках математических диктантов.

Вклад педагога в повышение качества образования, распространение собственного опыта

Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании

1)  Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.

В своей педагогической деятельности использую:

  • различные типы учебных занятий: повторение пройденного материала, изучение нового материала, уроки закрепления нового материала, уроки-практикумы, уроки-исследования, уроки применения нового знания, комбинированные уроки и т. п.
  • различные формы организации учебного процесса:  индивидуальные, групповые, фронтальные, практикумы, эксперименты, практические и исследовательские работы, игры, конкурсы, соревнования;
  • различные формы контроля: самостоятельная работа, математический диктант,  контрольная работа, устный опрос, письменный опрос, тестирование, практическая работа, индивидуальные задания;
  • различные виды внеклассной работы: беседы, конкурсы, викторины.

2) Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности (проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося).

В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. Я поставила перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. В своей работе с детьми стремлюсь научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками (Например, открытки из геометрических фигур, макеты геометрических тел, эскиз паркета и т.п.). В большинстве случаев у детей нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию этих качеств.

Я стремлюсь научить детей:

  • ориентироваться в задании (анализ и условия работы);
  • планировать ход работы (последовательность, приемы работы, материалы и инструменты);
  • контролировать свою работу (правильность действий, анализ);
  • уметь оформить и защитить свои результаты.

Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые развивают самостоятельность учащихся, их самоорганизацию.

Своей  главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни.

Используя дифференцированный подход в обучении, применяю приём подготовки заданий, допускающих несколько способов решения. Ученик решает задачу на своём уровне сложности. Использование данного приёма влечёт рост числа нестандартных решений.

Активизации механизмов мышления способствует применение приёма размышления вслух, использовании активизирующих вопросов. Эти приёмы ведут к повышению уровня осмысления учебного материала.

В целях личностно-ориентированного воспитания развиваю познавательный интерес обучающихся, формирую логическое и системное мышление, развиваю рефлексии.

Для достижения поставленных целей:

  • повышаю информативную ёмкость и наглядность изучаемого материала;
  • развиваю навыки самостоятельной работы;
  • раскрываю потенциал и значимость изучаемого материала в будущей деятельности.

3) Создание ситуации выбора (использование форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания, использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по результату, но и по процессу).

На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

В основном, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

4)  Учет индивидуальных показателей здоровья.

  В своей работе использую следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

  • использование здоровьесберегающий технологий;
  • рациональная организация труда учителя и ученика;
  • Создание комфортного психологического климата;
  • Чередование различных видов деятельности на уроке;

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий для укрепления здоровья учащихся и эффективной работы на уроке, я провожу динамические паузы, физкультминутки. Для организации динамических пауз и физкультминуток собираю материал из методической литературы и сети Интернет.

При закреплении изученного материала использую всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся усвоить новый материал. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень хорошо развивать зрительную память, использовать формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

Наличие системы внеклассной работы по предмету

1)  Направленность программы (плана) внеклассной работы  по предмету.

Внеклассная работа по предмету по своим целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу. Она всегда носит добровольный характер. Велика роль внеклассной работы в организации свободного времени, в развитии познавательных интересов, творческих способностей учащихся и проведении индивидуальной работы с ними.

По систематичности можно выделить регулярную и эпизодическую внеклассную работу:

1. Регулярная:

  • факультативные занятия и кружки;
  • неделя математики;
  • математические вечера и викторины;
  • работа с научно-популярной и исторической литературой.

2. Эпизодическая:

  • олимпиады;
  • выпуск стенгазет;
  • конкурсы;
  • проектная и исследовательская деятельность.

2) Интеграция с другими предметами.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки приближают процесс обучения к жизни, наполняют его глубоким смыслом.

Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. С использованием информационных технологий в каждый урок можно внести интеграцию с другими предметами: информатикой, историей, физикой, экологией, химией, биологией и др. На уроках обобщения и закрепления знаний в 5 классах использую задачи содержащие сведения из биологии, истории, географии, астронмии. Например: 5 класс тема «Шкалы и координаты» сравнение длин животных, высот исторических памятников, 5 класс тема «Проценты. Решение задач», задачи на примеси и смеси. 

Интеграция с другими предметами используется при выполнении учебных проектов и исследовательской деятельности.

Внеклассную работу строю на основе принципа добровольности, активности и инициативы учащихся. Я уверена, только от учителя, его такта и любви зависит вовлечение во внеклассную работу большего количества учеников. Во внеклассной работе я применяю наиболее гибкие приемы разъяснения с учетом индивидуальных способностей и дарований. При этом я не столько учу, сколько руковожу деятельностью детей, воспитываю в них самостоятельность, волю и характер, а также умение работать в коллективе.

Совершенствование методов воспитания, владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

В 2011 – 2012 учебном году я являлась сетевым педагогом математики опорной школы дистанционного обучения. Об этом свидетельствует Приказ №335 от 20.10.2011 года.

 
 Участие педагога в экспериментальной, инновационной деятельности, транслирование практических результатов данной деятельности

 

Уровень

Наименование мероприятия

Практические результаты/личный вклад

Региональный

Муниципальная проектная площадка по теме «Партнерская модель тьюторского сопровождения индивидуальной карьеры педагогов МОУ СОШ №7 города Костромы»

Приказ №60 от 18.02.2011

 

 

Иные сведения