Электронный банк для студентов

Помощь студенту в подготовке к выполнению самостоятельных работ и текущих заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Электронный банк материалов «В помощь студенту» по общеобразовательной дисциплине «История»

Рекомендации для самостоятельной работы с письменными источниками

1. Определите вид источника.

2. При первом прочтении текста выясните незнакомые термины, географические названия, уточните сведения о лицах, упоминаемых в тексте.

*определите главные вопросы содержания источника.

* сделайте вывод о его информационной ценности.

3. Проанализируйте содержание текста (внутренняя критика источника):

а) оцените излагаемые факты: их полноту, конкретность, объективность, достоверность;

б) проанализируйте приводимые автором оценки (выводы): их обоснованность, всесторонность, объективность, глубину;

в) сформулируйте свое отношение к суждениям автора источника.

4. Определите главную идею текста:

*сформулируйте круг вопросов, которые порождает источник.

*определите значение источника: при изучении каких проблем истории он может быть использован;

*какова степень уникальности и достоверности приводимых сведений; где и как вы можете его использовать в своей учебной деятельности (па уроках, при подготовке докладов, рефератов и т. д.).

5. Сделайте библиографическое описание источника, выписки из текста или составьте его аннотацию (краткое изложение).

Рекомендации по сравнительному анализу

(сопоставлять альтернативные, вариативные текстовые источники)

1 Определите вид, год и место (исторический период) написания каждого источника.

2. Сформулируйте главные вопросы (проблемы) их содержания.

3 Установите, какие вопросы содержания являются общими для них.

4 Выявите противоречия в содержании каждого источника: в приводимых авторами фактах, в суждениях и оценках.

5 Подберите материал., который максимально достоверно подтверждает сведения, выводы того или иного автора. Обоснуйте свое мнение.

6 Систематизируйте материал.

Сделайте вывод об информационной ценности, степени достоверности изучаемых источников.

Преподаватель Иванова М.М.


Преподаватель Иванова М.М.

Как написать реферат

Несколько «НЕ»:

*реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ  является конспектом.

*реферат  НЕ пишется по одному источнику и НЕ  является докладом.

*реферат НЕ  может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат состоит иэ нескольких частей:

*титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);

*оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;

*введение;

*основная часть, состоящая из глав;

*заключение;

*список использованной литературы.

* Прежде чем приступить к работе над рефератом, внимательно изучите критерии его оценки. Это поможет избежать многих ошибок уже на этапе подготовки.

Критерии оценки реферата Требования к оформлению

*Титульный лист, на котором указываются название темы, имя автора и научного руководителя, название образовательного учреждения;

*Оглавление с указанием всех разделов и страниц, на которых они находятся.

*Собственно текст (основное содержание), разбитый на главы.

*Список литературы.

*Приложения (схемы, иллюстрации, таблицы, карты и т. д.), если они есть.

Требования к основному содержанию:

1. В реферате обязательно должно быть - Введение, в котором вы:

*четко формулируете проблему;

*объясняете важность темы в изучении истории в целом;

*даете краткую характеристику источников информации по теме и кратко излагаете позиции исследователей по этой теме (особенно в случае спорных/ проблемных вопросов).

Важно!

*Изложить точки зрения и сопоставить позиции авторов;

* выявить противостоящие точки зрения;

2 Формулировка проблем, подбор и изложение фактов последовательность их изложения должны соответствовать логике темы: (см.: «Примерные планы рефератов»).

*Все главы должны быть логически связаны между собой.

3 На все цитаты, статистические данные (если они не являются итогом самостоятельной работы) обязательно должны быть оформлены ссылки.

4 . В реферате обязательно должно быть : заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата по данной проблеме. Выводы должны быть сформулированы четко.

**Рекомендуется использовать такие вводные фразы, как:

-«Рассмотренный материал позволяет сделать вывод, что...»,

-«В результате анализа фактов выяснилось, что...» и т. п.

**Желательно указать, какие проблемы оказались не решены или, наоборот, появились в процессе работы;

** Реферат должен соответствовать нормам русского языка.

* Если вы цитируете какого-либо автора, то должны приводить цитату дословно, с соблюдением авторской орфографии

Этапы (план) работы над рефератом:

*Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна.

*Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения –

*для этого нужно название темы превратить в вопрос.

* найти книги и статьи по выбранной теме (не менее 5);

*сделать список этой литературы;

*сделать выписки из книг и статей (обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

*составить план основной части реферата.

*написать черновой вариант каждой главы.

*показать черновик педагогу.

*написать реферат.

Составить сообщение по своей работе, на 5-7 минут, не более.


Памятка для анализа иллюстративного материала

1 определить содержание иллюстрации, её тему и сюжет.

2 определить тип изобразительного источника - иллюстрация книги, плакат, карикатура, фотография, художественная картина.

3 Установить время создания произведения - по стилю и характеру костюма, по особенностям архитектурного плана, и др. предметам.

4 составить описание картины по композиции, в деталях:(место действия, размещение предметов, людей, образы, их возраст, род занятий, одежда, настроение, взаимоотношения).

5) предположить эмоциональное проявление авторской позиции - протест, печаль, ностальгия, патриотизм, восхищение, удовлетворение, ненависть и т. д.

6) объяснить замысел и главную идею, характер действия, историю персонажей, символику предметов, форму выражения иллюстрации

7) соотнести содержание иллюстрации с авторской подписью к ней и дополнительным материалом.

8) рассказать о ценности и достоверности изобразительного источника

Преподаватель Иванова М.М

Как подготовить учебную презентацию.

Основной единицей электронной презентации в Power Point является слайд, или кадр.

 Основные правила подготовки учебной презентации:

* при создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, чтобы не снизить эффективность презентации в целом.

*Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке.

* при создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов.

* Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре (на базе одного шаблона);

 *проверьте презентацию на удобство её чтения с экрана;

 *используйте сжатый, информационный стиль изложения материала;

* Необходимо вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых;

*при подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников;

Обязательные структурные элементы презентации:

* обложка;

* титульный слайд;

* оглавление;

* учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

* словарь терминов;

* справочная система по работе с управляющими элементами;

* система контроля знаний;

* информационные ресурсы по теме;

Преподаватель Иванова М.М

Этапы работы над эссе

 I. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания.

Определив круг проблем, наметить основные пункты, по которым должно пойти раскрытие темы (набросок плана эссе)

 II. Формулировка основной мысли (идеи) эссе:

1 поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?»

2 основная мысль (идея) эссе формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

III. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) эссе и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса;

*От определения тезиса пишущий эссе перейти к аргументам, обосновывающим его.

 составить рабочую запись (аргументы в определенном порядке).

IV. Подбор фактического и цитатного материала:

 главная часть эссе — это тезис и аргументы.

* Вступление необходимо для подготовки восприятия основной части.

* содержание вступления:

1 краткая характеристика проблематики работы

* Заключение придает эссе законченный вид

кратко повторяет основные мысли главной части

*Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед эссе характеризующая основную идею произведения.

*Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении


Преподаватель Иванова М.М

Как написать доклад

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Этапы работы над докладом.

*Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата) рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников.

*Составление библиографии.

*Обработка и систематизация материала.

*Подготовка выводов и обобщений.

*Разработка плана доклада.

*Написание.

*Публичное выступление с результатами исследования.

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов

1. Участники войны/сражения/конфликта.

2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.

3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.

4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.

5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.

6. Основные события каждого этапа войны/сражения.

7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).

8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.

9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.

Преподаватель Иванова М.М

Памятка для анализа произведений культуры

1. Автор, время и место создания произведения.

2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.

3. Цель создания данного произведения.

*Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.

4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение.

*Его характерные признаки:

сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).

5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.

6. Историческая и художественная ценность произведения.


Преподаватель Иванова М.М

Примерные планы наиболее часто встречающихся тем рефератов.

1 Как рассказать об особенностях экономики страны

*! Определить особенности географического положения страны и как оно влияет на развитие хозяйства в целом.

*Определить имеющиеся возможности для развития экономики:

*развитие промышленности (ремесла) - районы и их специализации;

* типы промышленных предприятий;

*объем выпускаемой продукции;

*технические достижения;

*причины прогресса (отставания);

*реформы в области промышленности;

*наиболее видные предприниматели.

*! Развитие сельского хозяйства - специализация регионов; развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники; формы собственности на землю и типы хозяйств, сельские промыслы.

*! Развитие торговли - основные торговые центры; торговые пути; внешняя торговля.

*! Финансовое положение страны - состояние денежной системы; банки.

*? Какой политики в области экономики придерживается правительство - формы собственности; поощряет реформы или препятствует им; поддерживает отечественных предпринимателей или отдает преимущества иностранным и т. д.?

*!Место страны в мировом производстве.

Преподаватель Иванова М.М

2. * Как рассказать о социальном развитии страны

Дать краткую характеристику общего уровня развития страны:

*уровень развития экономики и форм собственности;

 *социально-политическое устройство.

*группы населения - сословия, классы, касты и т. п.:

* права и обязанности по отношению друг к другу и государству;

*этнический состав государства;

*религиозные группы;

*межэтнические и межрелигиозные отношения;

*государственная политика по отношению к разным группам населения;

*результаты этой политики.


Преподаватель Иванова М.М

Как рассказать о политическом развитии страны

1 Политическое устройство:

*тип власти;

*глава государства и его полномочия;

* характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.

2 Административно-территориальное деление страны.

3 Органы местного управления и самоуправления.

4 Армия:

*порядок комплектования рядового и офицерского состава;

*система управления и финансирования.

5 Основные политические партии и движения *(программы).

6 Меры, принимаемые правительством для изменения политического устройства;

*последствия этих мер.

Как рассказать о внешней политике – для получения

полноценного результата необходимо осветить следующие вопросы:

1 Геополитическое положение страны и проблемы, связанные с ним.

2 Организация внешнеполитических ведомств.

3 Основные направления внешней политики государства:

*влияние политических группировок на внешнюю политику;

*мирные договоры;

*военные конфликты;

*участие страны в международных организациях.

4 Итоги внешнеполитического курса.

Преподаватель Иванова М.М

Как рассказать о военных событиях

полноценного результата необходимо осветить следующие вопросы:

1 Причины и повод войны;

* цели сторон.

2 Готовность сторон к войне;

* Состояние армий.

3 Этапы войны и их общая характеристика.

4 Ход событий (по этапам):

*планы сторон на начало войны/этапа;

*особенности тактики и стратегии;

*основные сражения;

*итоги этапа.

5 Подписание мирного договора.

6 Итоги войны - военные и политические.

7 Историческое значение войны.

Рекомендации по темам о культуре

1 Как рассказать о культурном развитии страны:

*определить изучаемый этап исторического развития государства (общества);

*морально-нравственные нормы, роль и место религии;

*правовое положение личности;

*система образования;

*развитие искусства;

*роль науки;

*общественные идеи;

*политика государства в области культуры.

2 Как рассказать о памятнике архитектуры:

1 определить: автора, название, назначение и местонахождение памятника;

* исторические условия его создания (характеристика эпохи);

*предыстория создания памятника;

2 характеризовать памятник:

*место в ландшафте;

*особенности планировки;

*особенности внутреннего и внешнего убранства;

* архитектурный стиль.

3 выяснить мнение современников и искусствоведов о памятнике;

4 историческая судьба памятника.

3 Как рассказать о произведении искусства

1 определить: 

*автора, время создания, исторические условия создания;

*содержание - сюжет произведения, кто и что изображено; передний план, задний план, центр композиции.

2 определить: средства выразительности, используемые мастером: объемность, пропорции, перспектива, цвет, свет;

2 определить цель и идею произведения:

мысли мастера, при выборе вышеперечисленных средств выразительности.

3 место произведения в творчестве автора.

4 соответствие произведения:

* специфике искусства данной страны или эпохе;

*направлению и стилю в искусстве этого периода.

5 мнение современников, потомков; историческая ценность произведения.


Преподаватель Иванова М.М

Как рассказать о политических идеях

1 характеризовать историческую обстановку, способствующую появлению идей;

* ее влияние на их формирование.

2 определить:

*главного представителя данного идейного течения;

*его социальную принадлежность (группа, класс).

3 определить:

*основные направления критики действительности

4 выявить и сформулировать:

*изменения, предлагавшиеся представителями данного идейного течения;

* взгляды на будущее государства;

5 предлагаемые методы достижения цели:

* степень адекватности исторической обстановке;

*реакция правительства и общества на это идейное течение;

6 значение данного идейного течения в истории

Как рассказать об общественных (политических, социальных, национальных) движениях

1 характеризовать социально-экономическое развитие страны:

*представления о правах человека;

* группы населения, ущемленные в правах;

2 определить: цели и требования этих групп (экономические и политические);

3 характеризовать методы борьбы за достижение своих целей:

*степень организованности движения

*лидеры движения - (см. «Как рассказать о политическом государственном деятеле»).

4 определить: итоги и последствия движения.

5 определить: историческое значение.

Как рассказать о революции

1. Предпосылки революции:

1 определить: социально-экономический уровень развития страны накануне революции –

*условия жизни и положение разных социальных групп;

*роль каждой группы в развитии страны;

2 определить причины: обострения противоречий между группами;

* недовольства и требования недовольных;

*нарастания политического кризиса;

3 выявить меры, принимаемые правительством;

Ход революции -

1 определить: повод, время, место начала выступления, требования восставших, реакцию власти;

*задачи и характер революции;

*основных участников, движущие силы революции;

*лидеров революции;

*их цели и методы их деятельности;

2характеризовать: *основные события революции;

*итоги, значение, особенности данной революции;

* международную реакцию на революцию.

Преподаватель Иванова М.М

Как рассказать о политическом (государственном деятеле)

1 определить:

*социальное происхождение, условия, в которых формировались его характер, взгляды;

*влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности;

2 характеризовать - начало политической карьеры;

3 определить:

* интересы, какой социальной группы или класса выражал политический деятель;

*особенности, исторические цели данной группы;

*личные качества - насколько они подходили для достижения поставленной цели;

4 характеризовать: средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей;

5 определить:

*соответствие требованиям времени;

*результаты и причины успеха (неудач);

*роль в истории - влияние его деятельности на дальнейший ход событий.


Преподаватель Иванова М.М.

Самостоятельная работа №2

Тема 3.1  Становление западноевропейской средневековой цивилизации 

Инструкция по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Мотивация: получение оценки.

Задание: составить тестовые задания по теме «Западная Европа, Византия, Русь в Средние века»

Содержание работы: составить тест закрытого типа (с выбором правильного ответа или на установление соответствия)

тест на листе формата А 4, состоящий из 10 вопросов;

Критерии оценки: правильность составления вопросов теста, аккуратность;

выполнение тестовых заданий, составленных сокурсниками

Литература:

Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учереждений/ О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. – М. : Дрофа, 2007;

Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007

http://ru.wikipedia.org/wiki/ ; http://letopisi.ru/index.php; http://www.uniros.ru/map/index.php;

Преподаватель Иванова М.М

Тема 11.4 Россия в начале XX в.

А. Алгоритм выполнения задания

  1. Определить по таблице, когда в России появились социалистические партии?

а) какие именно?

б) кто ими руководил?

в) какие слои населения в них состояли?

  1. Определить по таблице, когда в России возникли либеральные партии?

а) какие именно?

б) кто ими руководил?

в) какие слои населения в них входили?

3 Определить по таблице, когда в России оформились монархические парии?

б) кто ими руководил?

в)какие слои населения в них входили?

Б. Алгоритм выполнения задания I вариант (социалистические партии)

1 По таблице определите:

а)основные программные установки (вопросы - цели) российской социал - демократии;

б)определите, по каким вопросам у большевиков были разногласия с меньшевиками?

в)определите суть этих разногласий (между большевиками и меньшевиками);

2 Партия социал - революционеров;

а) по таблице определите, особенное (отличное от социал-демократов) - в программе социал - революционеров (эсеров) - действий;

б) определите особенность тактики - (тактика - методы достижения целей).

В. Алгоритм выполнения задания II вариант

(либеральные; буржуазные)

По таблице определите:

1 основные программные вопросы российских либеральных буржуазных партий:

*Точка зрения кадетов (по каждой из проблем);

*Точка зрения октябристов;

2 определить их позиции отличались друг от друга по проблемным вопросам;

3 определить методы решения поставленных задач - этими партиями.

Г. Алгоритм выполнения задания III вариант (монархические)

1 определить круг вопросов (проблем), решение которых определили для себя монархические партии;

2 определить, интересы, каких слоев общества они защищали;

3 характеризовать отношение монархических партий к социалистам и либеральным идеям по основным общественно экономическим проблемам России.


Преподаватель Иванова М.М

Памятка – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

1.Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2.Определи черты сходства и различия.

3Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4 Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5 Свои действия оформить в текстовую таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1 Названия тем писать ручкой с цветной пастой.

2 Подзаголовки - обычной пастой, подчеркивать – контрастной

3.Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4 Весь текст разделять на абзацы.

5 В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

6 В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

7 Каждый абзац пишется с красной строки.

8 Между абзацами оставляется чистая строка.


Преподаватель Иванова М.М

Организация подготовки к устному ответу.

*Когда читаете, не пропускайте ни слова, ни одного предложения.

*Объедините несколько предложений в смысловой отрывок.

*В каждом отрывке найдите ключевые - термины, дату, имя, место, где происходит действие.

*Выписывайте найденное - в столбик; последовательно;

- рядом (через тире) запишите краткие пояснения к каждому ключевому слову, словосочетанию, дате.

*Для устного ответа подготовьте подсказку:

все - выбранные ключевые слова выписываются на отдельный лист - без пояснений.

Образец подсказки - «Лист устного ответа».

Родовая собственность

 Киев и Новгород-

Чернигов,

 Переяславль,

Смоленск,

Волынь-

«лествичный порядок престолонаследия»

Владимир Святославович

1013 г.

Ярослав Владимирович,

Святополк Борис и Глеб Болеслав Храбрый

1018

1019-1054

1054-1097

1097

Любеч

Любечский раздел

Династическая система престолонаследия

1113-1125

1125-1132

Владимир Мономах

Мстислав Владимирович


Преподаватель Иванова М.М

Памятка для работы с учебной литературой

Повторение: прочитанный текст выучить наизусть.

Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно; полученные таким методом знания легко забываются.

Мыслительные операции для обработки учебного текста:

1 прочитанный текст необходимо проанализировать (осмысленно разбить на части)

Алгоритм мыслительных операций:

* прокомментировать новые данные;

* оценить их значение;

*поставить вопросы;

* сопоставить полученные сведения, с ранее известными;

*важно устанавливать осмысленные связи;

* структурировать новые сведения;

* составлять логические схемы - для достижения лучшего понимания предмета.

Преподаватель Иванова М.М

Памятка для составления логических схем

1 внимательно просмотреть содержание блока по учебнику, материалу лекции или источников;

2 выписать заголовки подразделов, название параграфов.

3 Внимательно изучить содержание параграфа (подраздел блока), выписывая из них основные понятия;

4 Еще раз прочитать текст с целью нахождения связей между понятиями;

5 Найти в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины;

6 Найти наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (возможно - это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

7 Построить логическую структуру, включив выбранные понятия с учетом взаимодействия между ними;

8 По найденным обобщающим понятиям и категориям, построить логическую схему (структуру);

*.Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно- следственные связи и построить логические цепочки.

*Если понятия, факты связаны хронологически - можно построить хронологические таблицы (последовательности);

9 Сверить полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточнить его структуру.

Требования к составлению логических схем:

* Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей).

* Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).

* Наглядность схемы (цветовые оттенки и т.д.).

Памятка для характеристики исторической личности

1 Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2 Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3 Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4 Значение его личных качеств.

5 Оценка результатов деятельности исторической личности.


Преподаватель Иванова М.М

Памятка по изучению материалов о войнах

1 Причина и характер войны:

*основные противоречия, приведшие к войне;

*подготовка к войне, соотношение сил;

*планы сторон.

2 Ход войны (основные этапы):

*повод к войне и ее начало;

*основные этапы и главные сражения;

*окончание войны, условия мира, итоги.

3 Значение войны:

*экономические, политические, социальные и другие последствия войны;

Памятка по развитию умения доказывать

Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

1 Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.

2 Определи вывод, который будешь доказывать.

3.Определи источники, которыми будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

4 Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

5 Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

6 Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка по составлению конспекта

Для составления конспекта необходимо:

*понимать, как построена книга.

*отобрать важное, основное.

Ведение записей: зависит от особенностей мышления, запоминания.

План — перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план — выделить и дать наименование главным частям.

В сложном плане - главные части поделить на дополнительные.

*план - раскрывает построение конспекта,

*позволяет проследить за ходом логического мышления;

* вырабатывает умение сжато записывать и последовательно излагать свои мысли;

* помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы - прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов.

*Особое внимание сосредоточить на выводах автора.

Различают два вида составления тезисов:

*извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

Выписки:

*выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами).

В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект - это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять.

*Приступая к конспекту (по учебной литературе и др. источникам) необходимо записать фамилию, имя и отчество автора источника, название, выходные данные издания.



Предварительный просмотр:

Электронный банк материалов «В помощь студенту» по общеобразовательной дисциплине «История»

Тема: « История, ее функции и источники изучения»

Источник №13

ИСТОРИЯ государства Российского (В двенадцати томах) Карамзин Н. М.(Извлечение)

    «…в начале зимы 1564 года, Москва узнала, что Царь едет неизвестно куда, с своими ближними, Дворянами, людьми Приказными, воинскими, поимянно созванными для того из самых городов отдаленных, с их женами и детьми. 3 Декабря, рано, явилось на Кремлевской площади множество саней: в них сносили из дворца золото и серебро, святые иконы, кресты, сосуды драгоценные, одежды, деньги.

Духовенство, Бояре ждали Государя в церкви Успения: он пришел и велел Митрополиту служить Обедню; молился с усердием; принял благословение от Афанасия, милостиво дал целовать руку свою Боярам, чиновникам, купцам; сел в сани с Царицею, с двумя сыновьями, с Алексеем Басмановым, Михайлом Салтыковым, Князем Афанасием Вяземским, Иваном Чеботовым, с другими любимцами, и провождаемый целым полком вооруженных всадников, уехал в село Коломенское, где жил две недели за распутьем: ибо сделалась необыкновенная оттепель, шли дожди и реки вскрылись. 17 Декабря он с обозами своими переехал в село Тайнинское, оттуда в монастырь Троицкий, а к Рождеству в Александровскую Слободу. - В Москве, кроме Митрополита, находились тогда многие Святители: они вместе с Боярами, вместе с народом, не зная, что думать о Государевом необыкновенном, таинственном путешествии, беспокоились, унывали, ждали чего-нибудь чрезвычайного и, без сомнения, не радостного».



«Житие Александра Невского» (извлечение).

 «...Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. <...> ...Князь Александр — побеждал, но был непобедим. <...> Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.

И пришёл в Неву, опьянённый безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем… и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Сказав это, пошёл на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу. <...> После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

 Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца. <...>

После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошёл он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе славянский народ».

А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожёг и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил.

Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: «Пойдём, и победим Александра, и захватим его». Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких.

Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов... Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. <...> И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями». <...> И прославилось имя его во всех странах...

В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие от востока и до запада.


 

Из «Сказания о Мамаевом побоище »

«...Уже близко сходятся сильные полки, выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество перед всеми. Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен* высота его, а трех сажен ширина его.

Увидев его, старец Александр Пересвет, который был в полку Владимира Всеволодовича, выехал из полка. Бросился он на печенега, говоря: «Игумен Сергий, помогай мне молитвою». Печенег же устремился против него. И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались. Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя ... еще на этой стороне Дона, на месте под названием Березуй, и тут соединились.

Князь же великий начал советоваться с братом своим и с новонареченною братьею, с литовскими князьями: «Здесь ли останемся или переправимся через Дон?»

И сказали ему Ольгердовичи:

«Если хочешь крепкого войска, то вели переправиться через Дон, и да не будет ни у кого, ни единого помышления об отступлении.

А о великой силе татар не думай, потому что не в силе Бог, а в правде»...

И сошлись грозно оба великих войска, крепко сражались, жестоко друг друга уничтожали, не только от оружия, но и от великой тесноты под конскими ногами умирали, потому что нельзя было вместиться на том поле Куликовом: место то между Доном и Мечею было тесным. И третий, и четвертый, и пятый, и шестой час крепко.

Неослабно бьются христиане с погаными ...Когда же настал седьмой час дня, божьим попущением, наших ради грехов, начали поганые одолевать.

Многие сыны русские погибли.

Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: «Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!» Единомысленные же друзья выехали из дубравы зеленой на великую силу татарскую и начали поганых татар немилостиво убивать. И обратились поганые в бегство и побежали. Сыны же русские гнались и убивали их...»


Приложение Опорный лист № 2 Блок – схема « Исторические источники и их типы ».


  

 

 

Приложение Опорный лист № 2 (д) – Блок схема « Типы письменных источников » - (классификация)

Приложение

Опорный лист № 3.1 - классификация исторических источников (общая характеристика).

Летописи — это исторические произведения, в которых материал излагался в виде ежегодных записей, начинавшихся со слов «в лето такое-то». Летописание возникло в первой половине XI в. и просуществовало до конца ХЛИ в. Летописное произведение строилось на христианской концепции истории и содержательно включало в себя выборочные сведения из предшествующих летописных сводов и записи современных летописцу событий. Летописание выполняло функцию исторического и политического самосознания средневековой Руси и ярко выраженную культурную функцию.

Законодательные акты — это правовые нормативные документы, которые исходили от верховной государственной власти и имели высшую юридическую силу в пределах государства или какой-либо территории. Законодательный вид документов возник в середине XI в. С помощью законодательных актов государство регулировало социальные отношения.

Актовые материалы (грамоты, записи) — это правовые документы, которые в юридической форме фиксировали сделки между отдельными лицами. По субъектам сделки актовые материалы делят на частноправовые и публично-правовые акты. Первые закрепляли договор между частными лицами, вторые — между частными лицом и субъектом публичной власти. С помощью актов в основном регулировались социально-экономические отношения внутри правящего класса и отношения государства с обществом.

Делопроизводственные материалы — это текущая документация, издававшаяся различными государственными, судебными, экономическими, политическими и общественными организациями (учреждениями) с целью управления собственной и общественной деятельностью. Делопроизводство возникло в середине XVI в. со складыванием аппарата централизованного Российского государства. Делопроизводственные материалы делят прежде всего по принадлежности к тому или иному субъекту правления (государство, общественное или частное учреждение). В России преобладало государственное делопроизводство. Материалы государственного делопроизводства делят по отраслям управления и по направлению движения документов в иерархии управляющих учреждений (сверху вниз, снизу вверх и в горизонтальной плоскости).

Государственное делопроизводство также подразделяют на материалы периода Московского царства ХМ-ХУ11 вв.) и Российской империи (XVIII — начало XX в.).

Статистические материалы это материалы, отражающие закономерности общественной жизни с её количественной стороны с целью социального управления. Статистические материалы появились в Российской империи в начале ХУШ в. как часть государственного управления. В первый период своего су-шествования (XVIII — первая половина XIX в.) российская статистика понималась как государствоведение. Количественная

ин формация в статистических документах данного времени передавалась в словесной и цифровой форме. В результате сложилась разновидность статистико-описательных материалов. Со второй половины XIX в. стала складываться чисто статистическая документация. В ней информация излагалась только в цифровой форме. Статистические материалы второй половины XIX — начала XX в. подразделяются на статистику государственных учреждений, земскую, научную, статистику труда и предпринимательских союзов.

Периодическая печать — это временные издания, имевшие целью публикацию информационных и аналитических материалов по общественной и государственной жизни. В России периодическая печать появилась в начале XVIII в. Периодические издания выражают интересы и позиции различных групп правящего класса, а также интеллигенции. Они являются орудиями управления людьми и используются в борьбе за власть и общественное влияние. Газеты, журналы, бюллетени, ежегодники и альманахи — это примеры изданий периодической печати. Вся периодика подразделяется на государственные и общественные издания. Издания общественно-политических групп разделяют по их общественно-политической направленности.


Приложение Опорный лист № 2 (д-1.2) –

классификация исторических источников (общая характеристика продолжение).

Документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка)

это материалы, фиксировавшие личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий. Это самые субъективные свидетельства прошлого. Источники личного происхождения возникли в первой половине XVIII в. Они несли на себе ярко выраженную функцию социокультурного общения, сохранения и передачи социокорпоративных и семейных ценностей последующим поколениям.

Обычно выделяют следующие разновидности.

Во-первых, мемуары — воспоминания очевидцев или участников исторических событий.

 На воспоминаниях лежит очень сильный отпечаток общественно-политической атмосферы описываемой эпохи.

Во-вторых, это дневники - регулярные записи впечатлений, наблюдений и мыслей по поводу наиболее значимых событий своей и общественной жизни. Их особенность в точной передаче настроений и деталей эпохи. Воспоминания и дневники объединяют одним термином - «записки».

В-третьих, переписка — письменный обмен впечатлениями и мыслями о значимых событиях своей и общественной жизни.

Литературные памятники – 

это произведения литературы, которые отображали современную им действительность . в словесно-образной форме. Первые произведения древнерусской литературы появились в середине XI в. Основная функция литературы заключается в привитии общественно значимых ценностей, идеалов и образов поведения.

Литературный памятник представляет определённую социокультурную систему.

Реальность отображается в нём через призму ценностей и идеалов определённой системы. Поэтому памятники отечественной словесности — прекрасный источник по истории духовной культуры страны.

Публицистика и политические сочинения —

 это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни, содержащие и пропагандирующие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения. Они выражают политические интересы разных группировок правящего класса. Публицистика отличается большей злободневностью, поверхностностью суждений. Она апеллирует к чувствам и рассчитана на широкий круг читателей. Политические сочинения характеризует более глубокая, научная аргументация. Они рассчитаны на руководителей государства, специалистов управления и представителей правящей элиты.

Научные труды —

 это группа источников, отражающая научные представления прошлого.

Особый интерес для историков представляют труды российских историков XVIII — начала XX в. Научные труды изучает историография отечественной истории.


Приложение Опорный лист № 3.6 Страница Радзивиловской летописи.

Файл:11 1 List of Radzivill Chron.jpg


Приложение Опорный лист № 2 (д-1.3) – тексты источников

Из отчёта археологов

На стоянке Кубенино в Новгородской области были найдены захоронения. Среди вещей в захоронениях обнаружены украшения, сделанные из костей лося, челюстей выдры и куницы, зубов бобра, медведя и клыков кабана; небольшие антропоморфные фигурки, сделанные из обожжённой глины; изображения полузверя - получеловека.

Татищев (Василий Никитич) - известный русский историк, родился 16 апреля 1686 года в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском уезде; учился в московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Брюса , участвовал во взятии Нарвы (1705), в Полтавской битве и в прусской кампании; в 1713 - 14 годах был за границей, в Берлине, Бреславле и Дрездене, для усовершенствования в науках. В 1717 году Татищев снова был за границей, в Данциге, куда Петр I его послал хлопотать о включении в контрибуцию старинного образа, о котором шла молва, будто он писан св. Мефодием; но магистрат города не уступил образа, а Татищев доказал Петру неверность предания. Из обеих своих поездок за границу Т. вывез очень много книг. По возвращении Т. состоял при Брюсе, президенте берг- и мануфактур-коллегии, и ездил с ним на Аландский конгресс. Представление, сделанное Брюсом Петру Великому о необходимости подробной географии России, дало толчок к составлению "Русской Истории" (биография)

21 апреля 1785 г.

 Божиею поспешествующею милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, царица Казанская, царица Астраханская, царица Сибирская, царица Херсониса-Таврическаго, Государыня Псковская и великая княгиня Смоленская, княгиня Эстляндская, Лифляндская, Корельская, Тверская, Югорская, Пермская, Вятская, Болгарская и иных, государыня и великая княгиня Новагорода, Низовския земли, Черниговская, Рязанская, Полоцкая, Ростовская, Ярославская, Белоозерская, Удорская, Обдорская, Кондийская, Витепская, Мстиславская и всея северныя страны повелительница и государыня Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкаских и Горских князей, и иных наследная государыня и обладательница.

С помощию Божиею в толь краткое время добрые плоды намерений и трудов наших, да и несомненно уповаем, что верноподданные наши, граждане городов наших, похвальным радением, доброю верою в торговле, промыслах и ремеслах и поведением, соответствующим благому нашему об них попечению будут пособствовать возвышению мест ими населяемых в цветущем состоянии, и тем вяще заслужат нашу императорскую к себе милость и благоволение, в залог коих восхотели мы данныя от нас городам, их обществам и членам сих обществ выгоды и преимущества подтвердить…

Городовое положение

1.О устроении по утвержденному городовому плану.

Город строить по утвержденному плану за подписанием руки императорского величества.

2.Городу правильно принадлежащее.

Городу подтверждаются правильно принадлежащия по межевой инструкции или инако законно земли, сады, поля, пастбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустыя места, мельницы водяныя или ветряныя; все оныя вообще и каждое порознь ненарушимо иметь и оным пользоваться мирно и вечно на основании законов как внутри города, так и вне онаго…


Приложение Опорный лист № 2 (д-1.4) – тексты источников

Документ № 1.

В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии,…и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми…

А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь,… и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы…

Соборное уложение 1649 года

Документ № 2

ГЛАВА I А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.

4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого ни буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же.

В год 6390 (882).

 Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.


Приложение Опорный лист № 2 (д-1.5) – тексты источников

Путешествие в Московию (Адам Олеарий)

Как мы прибыли в Нарву. Путешествие оттуда, через крепости Ям и Копорье, до Нотебурга 3-го января 1634 года мы прибыли в Нарву и остановились у Якоба фон Кёллена, видного местного торговца и трактирщика. Здесь мы, из-за долгого неприбытия шведских господ послов, которые, ради известных причин, желали с нами вместе подняться в Москву, прождали в большой досаде до 22 недель. Впрочем, нельзя сказать, чтобы у нас тут недоставало увеселений для препровождения времени. Мы не только ежедневно устраивали княжеский стол с хорошим угощением и порядочною музыкою, причем многие знатные господа, зачастую посещавшие господ послов, вели приятные беседы, — но мы и ездили на различные важные пиршества, а также приглашались и уводились в поездки верхом и на охоту. Однако страстное желание ехать дальше не давало нам оценить все это веселье. К тому же много хлопот было нашим господам послам из-за нашего простого люду, столь долго остававшегося в праздности и часто вступавшего в ссоры и драки с нарвскими солдатами; постоянно поэтому приходилось им, вместе с господином губернатором, судить и мирить.

Так как мы, однако, предполагали, что до весны нам отсюда не выбраться, а в это время между Нарвою и Новгородом по большой дороге очень трудно пробираться, то магистр Пауль Флеминг 1 кое с каким людом, с лошадьми, веденными под уздцы, и с тяжелым скарбом 28 февраля, при хорошей санной дороге, был отправлен вперед в Новгород. Одновременно поехал вперед и д-р Венделин со своими людьми, вскоре за тем собравшийся и дальше в путь до Москвы…

«Правоведа  в истории прежде всего интересуют государственно-правовые формы, факты и явления. Курс разделен на несколько периодов:

Древняя Русь (IX—XII вв.); период самостоятельных феодальных государств Древней Руси

(XII-XIVBB.);

-Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.);

-Российская империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.);

-Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.);

-Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);

-период социалистической революции и создание советского государства (1918-1920);

-переходный период, или период нэпа (1921—1930);

-период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.);

-период кризиса социализма (1960—1990-е гг.).

Данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и его объемом».И.А. ИСАЕВ

Вся его жизнь протекала в Москве. Здесь он учился (в Коммерческом училище, 1-ой гимназии и Университете), служил и работал. Семья (отец - священник Михаил Васильевич Соловьёв (1791 - 1861)) воспитала в Соловьёве глубокое религиозное чувство, сказавшееся позже в том значении, какое он придавал в исторической жизни народов религии вообще и, в применении к России, православию в частности.

Уже в детстве Соловьёв любил историческое чтение: до 13 лет он перечитал «Историю» Карамзина не менее 12 раз; увлекался также описаниями путешествий, сохранив интерес к ним до конца жизни. Университетские годы (18381842) на I отделении философского факультета прошли под сильным влиянием не М.П. Погодина, читавшего излюбленный Соловьёвым предмет — русскую историю, - а Т.Н. Грановского. Преподаванием первого синтетический ум Соловьёва не удовлетворился: оно не вскрывало внутренней связи явлений. Красоту описаний Карамзина, на что Погодин особенно обращал внимание слушателей, Соловьёв уже перерос; фактическая сторона курса давала мало нового, и Соловьёв на лекциях нередко подсказывал Погодину, дополняя его указания своими. Курс Грановского внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще: интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы руководил Соловьёвым в течение всей его научной деятельности. В университете Соловьёв одно время сильно увлекался Гегелем и «на несколько месяцев стал протестантом»; «но, - говорит он, - отвлечённость была не по мне, я родился историком».

Серге́й Миха́йлович Соловьёв (5 (17) мая 1820 года, Москва — 4 (16) октября 1879 года, там же) — российский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (18711877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по Отделению Русского языка и словесности (1872), тайный советник


Приложение Опорный лист № 4. Место России в мировой цивилизации.

. Человеческое общество представляет собой разнообразные союзы людей, родовые, племенные, государственные образования, нации и народности, которые возникают, растут, перемещаются, взаимодействуют, влияют друг на друга, наконец разрушаются. Возникновение, рост, развитие, общность исторических судеб людских союзов мы называем историческим процессом.

.

 Успехи людского общежития, приобретение культурных ценностей не являются результатом деятельности одного народа, а созданы совместными усилиями всех народов, постоянно взаимодействующих друг с другом.

 История человечества развивается последовательно, один этап сменяет другой: первобытность. Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. Человеческое общество в своём развитии также прошло определённые этапы: от первобытного стада к родовым общинам, которые объединялись в соседские общины; далее образовывались роды, племена. Из племён складывались союзы племён, которые становились основой той или иной народности. В свою очередь народы создавали государства, в которых чувство национального единства получает выражение в политических связях, в верховной власти и законе. В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальным характером и сознанием своего значения в составе мирового сообщества. Все народы прошли схожий исторический путь развития от первобытного стада к государству.

Следовательно, мировое сообщество представляет собой совокупность народов, живущих на различных уровнях развития культуры, даже в рамках одного государства.

Какому же ?

Россия, расположенная между Востоком и Западом, включает народы, развивающиеся и по восточному и  западному варианту. Это определило самобытность её истории в системе мировых цивилизаций, которая проявилась в следующих факторах:

  • география;
  • колонизации;
  • гипертрофированная роль государства;
  • особенности российских реформ:
  • значимость сословного строя и др.

Опорный лист № 4.1 Место России в мировой цивилизации

(Выдающиеся отечественные историки)

Василий Никитич Татищев (1686-1750)

Замечательный русский историк Василий Никитич Татищев создал «Историю Российскую». Это первый обобщающий труд по отечественной истории, её иногда называют последним летописным сводом. Но учёный не просто переписал летописи: он передал их содержание языком, более доступным современникам, дополнил летописные известия другими историческими материалами, дал свои оценки событий.

Татищев считал, что история - это воспоминания о «бывших деяниях и приключениях, добрых и злых».

С. М. Соловьёв о Татищеве: «...Важное значение его состоит в том, что он первый начал обрабатывание русской истории, как следовало начать; первый дал понятие о том, как приняться за дело; первый показал, что такое русская история, какие существуют средства для её изучения».

(Энциклопедия для детей «Аванта + ». М., 1999. — Т.У.— С. 69)

Н.М. Карамзин (1766-1826гг) – доказывал необходимость для России мудрого самодержавия

С.М. Соловьев (1820-1879гг) - ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории

В.О. Ключевский (1841-1911гг)

"Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие"

«История народа, научно воспроизведённая, становится приходно-расходной книгой, по которой подсчитываются недочёты и передержки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего — сократить переделки и пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Здесь историческое изучение... подходит вплотную к практическим потребностям текущей минуты, требующей от каждого из нас... отчётливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания».

С.Ф. Платонов (1850-1933гг)

Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.

Л.Н.Гумилев2. От Руси к России: очерки этнической истории (извлечение)

А можно ли представить человеческую историю как историю народов?

Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство - это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территорий своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.

Второй параметр - время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными.

Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения все человечество следует рассматривать как «антропосферу» - одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens.

 Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством - оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей - этносов - составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам...

Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения - стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.


Таблица - схема - «История это…»;

ОЛ № 5 табл. « Модели исторического развития ».:

I. Форма-ционная

Первобытное общество

Рабовладе

ние

Феодализм

Капитализм

Коммунизм

II. Цивили-зационная

Дикость и варварство

Земледельческие

Цивилиза

ции

Индустриальная цивилизация

Компьютерно-

информационная

цивилизация

Формы

организации

хозяйства

Натуральное

хозяйство

Натураль-ное-

рыночное

Рыночно-

планомер-

ное

Планомерное

Формы

организации общества

Род, племя

Народ-

ность

Нации

Сохранение

Нации в будущем

III. Теория модернизации

Её сторонники, отрицая цивилизационный подход, считают подход формационный лишь частным аспектом модернизационного (аграрного) общества


Предварительный просмотр: