Советы психолога родителям

   1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть ваше  лицо и улыбку.

   2. Не торопите! Умение рассчитать время--ваша задача. Если вам  это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.

   3. Не отправляйте ребёнка в школу  без  завтрака.  До   школьного  завтрака ему придётся много поработать.

   4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: "Смотри, не балуйся!"   и т. п. Пожелайте ему удачи.

   5. Забудьте фразу:"Что ты сегодня получил ?"  Не обрушивайте на него 1000 вопросов. Дайте ему расслабиться. Вспомните, как  вы  чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня.

   6. Если видите, что ребёнок огорчён и молчит,  не допытывайтесь.  Пусть успокоится и расскажет всё сам.

   7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтоб ваш  разговор с учителем происходил   без   ребёнка.

   8. После школы не торопитесь садиться за уроки.  Необходимо  1-2  часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

   9. Не заставляйте делать все уроки в один присест . 20 минут занятий, 10 минут перерыва.

 10. Во  время  приготовления  уроков не  сидите  над  "душой".  Дайте  возможность  ребёнку  работать  самому.  Но  если  нужна    ваша помощь, наберитесь терпения.

 11. В общении  с  ребёнком  старайтесь  избегать  условий: "Если ты  сделаешь, то..."

 12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку.

 13. Выбирайте  единую  тактику  общения  всех  взрослых  в  семье к  ребёнку. Свои разногласия решайте без него.

 14. Будьте   внимательны   к   жалобам   ребёнка   на   головную   боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели усталости, трудности учёбы.

 15. Учтите,  что  даже  совсем  "большие"  дети  очень  любят сказку перед сном, песенки и ласку. Перед сном не вспоминайте   неприятности и не выясняйте отношения.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

"В помощь родителям"

Иногда родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребенка идти в школу. Причины такого поведения ребенка могут быть разными.

Отсутствие положительных эмоций и удовлетворения от учебы и внеучебной деятельности;

Неумение общаться и находить контакт со сверстниками;

Отставание в учебе, трудности в усвоении материала;

«Смысловой барьер» между учителем и учеником;

Переход из одного класса (школы) в другой;

Непринятие одноклассниками в свой коллектив (негативные межличностные отношения в классе);

Отсутствие заинтересованности родителей в делах ребенка;

«Мнение компании» - влияние друзей, приятелей во дворе;

Осознание ребенком того, что он учится в не совсем обычной школе (коррекционной);

Что же делать родителям, если ребенок не желает идти в школу и любыми способами уклоняется от учебы?

Постарайтесь выяснить причину. Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь к специалисту, который поможет решить данную проблему.

Если Ваш ребенок расположен к разговору и принимает Вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов .

Найдите общие интересы с ребенком. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. Распределите роли и обязанности.

В случае неуспеваемости ребенка в школе, следует укреплять его веру в свои способности, возможности.

Приобретите союзников среди одноклассников.

Избегайте конфликтов с учителями, постарайтесь больше рассказывать им о положительных сторонах Вашего ребенка.

В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения

Во всем принимайте сторону ребенка и решительно поддерживайте его.

Если ваш ребенок уходит из дома.

Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.

Причинами этого могут быть семейные проблемы:

Отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей;

неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним;

несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка;

отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест;

переживание ребенком ссор или разводов в семье;

появление новых членов семьи;

социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания. насилие);

отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.

Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот добавятся другие более сложные проблемы.

Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивно реагирует на ваши просьбы или замечания и часто уходит из дома, то ему необходима помощь и, в первую очередь, именно с вашей стороны.

постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, что же произошло;

обратитесь за помощью к специалистам (психологу, неврологу, детскому психиатру);

создайте благоприятные условия в семье, окружите ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким или обделенным в чем- либо, чтобы знал, что его любят, понимают, сочувствуют и готовы защитить;

чаще доверяйте ребенку ответственные задания и хвалите его за выполнения, даже если у него не получилось.

ЕСЛИ:

Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;

Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

Ребёнка поддерживают , он учится ценить себя;

Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Семь правил для всех

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни

психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ...

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ - НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.

НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было - НИКОГДА!

Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого...

НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.

Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

Необходимо оставить и простить.

Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.

Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения. Хотя ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Он защищается от этого страха.  

Когда нельзя ругать

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни - психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;

когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;

сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) - нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);

когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность - во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;

когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;

когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помнить о внушаемости

Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем - ребенок ВЕРИТ.

Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая - внушаем самооценку.

Если:

ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!

самый настоящий предатель!

тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.

Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте: А ЗАЧЕМ?



Предварительный просмотр:

Как воспитать в ребенке личность  

  Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

  Чаще вспоминайте себя в его возрасте.

  Имейте терпение и мужество отвечать на вопросы ребенка честно.

  Предоставляйте ребенку жизненное пространство.

  Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

  Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если он еще не закончил занятия. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

  Покажите ребенку, что его любят и принимают таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.

  Поручайте своему ребенку посильные дела.

  Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

  Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

  Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

  Помогайте ребенку общаться и находить общий язык с ровесниками.

  Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

  Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

  Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.

  Приучайте вашего ребенка мыслить и действовать самостоятельно.

  Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

  Со вниманием относитесь к его потребностям.

  Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

  Не дразните ребенка за ошибки.

  Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

  Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

  Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

  Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.

  Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

  Развивайте в ребенке позитивное восприятие мира.

  Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

  Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.



Предварительный просмотр:

Как распознать начало наркомании?

         

 

Проявите максимальную «наркологическую настороженность» в случаях:

обнаружения у подростка ампул, таблеток, порошков, других форм лекарственных препаратов;

нахождения у подростков шприцев, игл, жгутов, а также следов инъекции;

наличия дома различных химических веществ, реактивов, растворов, клеев, а также химического запаха от волос, одежды, рук подростка;

появления различных приборов, деталей, приспособлений для очистки, перегонки химических веществ;

 Учитывайте и другие косвенные признаки потребления наркотиков:

Немотивированное изменение поведения, образа и стиля жизни.

Изменяется отношение подростка с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется реакция протеста. Он начинает лгать, скрывать, залеживаться в постели; в речи появляется несдержанность, грубость, цинизм; у него появляется желание уйти от семьи в «свою компанию». В школе снижается интерес к учебе, школьной жизни, появляются пропуски, во внешнем виде – неряшливость, небрежность, запущенность.

Изменение особенностей психического реагирования.

Немотивированные колебания эмоционального состояния, своеобразные «приступы» неадекватной веселости, дурашливости, речевой и двигательной расторможенности, переходящей в безразличие, заторможенность, подавленность, агрессивность, озлобленность, замкнутость.

Тревогу должно вызвать появление у подростка подозрительных друзей старшего возраста.

 Как выглядят подозрительные друзья?

всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;

страдальческий внешний вид (облик): заострившиеся черты лица, запавшие «тусклые » глаза, землистый цвет кожный покровов, неестественная бледность;

изменения самочувствия: чувство недомогания, дискомфорта, вялость, слабость, разбитость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, вплоть до ее утраты;

изменение настроения: угрюмость, подавленность, злобность, тревога, тоска, безразличие;

повышенная потливость;

изменение двигательной активности: неусидчивость, беспокойство, возбуждение или неподвижность;

болевые симптомы: боли в различных частях тела, непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, головные боли, боли в сердце, желудке, кишечнике;

снижение или отсутствие аппетита, многократная рвота;

отсутствие желания курить даже у курильщиков с многолетним стажем, вплоть до отвращения к табачному дыму.



Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Выбор профессии — важное и ответственное дело!

Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  1. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  2. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  3. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами консультантами.
  1. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  2. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  3. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  4. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10.        Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по работе с одаренными детьми

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  • Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
  • Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом.
  • Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
  • Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Рекомендации родителям

  • Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
  • Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
  • Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
  • Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  • Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  • Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
  • Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
  • Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
  • Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
  • Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем
  • Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
  • Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей.

  1. Индивидуальный подход к ребёнку.
  2. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого возрастного этапа.
  3. Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.
  1. В игре с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.
  2. Во взаимодействие с Вашим ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.
  3. Развивайте наблюдательность.
  4. Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.
  5. Создайте доступные для вашего ребёнка проблемные ситуации.
  6. В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».
  7. Создайте для своего ребёнка предметную среду. Не специфичность предметов играет роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.
  8. Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Не ограничивайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.
  9. Проводите работу с вашим ребёнком систематически, и для вас будет открыта дверь индивидуального мира вашего ребёнка.

Рекомендации родителям одаренных детей

1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;    
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и  радость в общении с людьми всех возрастов.