Эссе

                    Исалиева Толганай Александровна

Эссе учителя начальных классов МОУ "СОШ №5"

Исалиевой Толганай Александровны

Эссе «Создаем настоящее, думая о будущем…»

Провозглашай прошлое, определяй настоящее, предсказывай будущее. Гиппократ

Прошлое –я хочу стать учителем, настоящее –я учитель, будущее – я учитель- стример, блогер….

Я являюсь счастливым человеком, мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – детьми. Как говорится, будущее в моих руках, потому что мы педагоги, сами того не замечая, проделывая свою ежедневную работу, выстраиваем будущее день за днем, как строитель «по кирпичику» возводит «многоэтажный дом». А какой будет «дом», зависит от «фундамента». Вот так и с нашими детьми. Свои фундаментальные знания они получают в раннем детстве.  Детство – это «настоящее», а без «настоящего» не может быть «будущего».

От профессионализма педагога, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя, необходимо оптимальное сочетание современных форм, методов, средств обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Задача учителя заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью. Как говорит Джон Дьюи, «если мы будем учить сегодня , так как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», и это правильно.

 

На сегодня уже недостаточно просто преподавать предмет: учитель должен участвовать в управлении образованием, разрабатывая для каждого ученика – и совместно с ним – индивидуальный образовательный маршрут. Это требует от педагога активной личностной позиции и постоянного самообразования, основанного на профессиональной рефлексии. «Учителя будущего» должны детей понимать, понимать механизмы их развития. Важно не столько учить, сколько создавать условия для развития.

Не создавать настоящее – это преступление по отношению к историческому и культурному наследию страны. А мы, педагоги, - патриоты своей страны, ведь она доверяет нам самое дорогое - свое будущее. И это очень здорово –осознавать, что здесь и сейчас в настоящем ты принимаешь непосредственное участие в создании будущего. А будущее начинается сегодня, сейчас, в эту минуту. И прекрасный новый человек воспитывается нами! Сегодня! Когда я думаю о времени и о своей работе, о себе и о своих воспитанниках, снова и снова обращаюсь к словам великого писателя А.П.Чехова: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее». Да, великая ответственность ложится на наши плечи – на плечи педагогов. Каждый раз, задумываясь о пройденном пути педагога, я убеждаюсь, что требования к педагогу постоянно возрастают и что круг наших обязанностей из года в год расширяется. И это вполне очевидно, что нелегкая профессия педагога необходима людям, народу, стране. Мы должны ориентироваться на детей, а дети в цифровой среде практически с пеленок. Поэтому учитель будущего – это адаптивный учитель, который будет легко предлагать все, что используют  ученики в их мире. Раньше было намного проще: есть мел, тряпка, домашнее задание. Но детям этого мало. Нужны не только знания учебные, но и знания реальной жизни. Есть записи преподавателя, который провел урок в виртуальной реальности в игре Half-Life, если я не ошибаюсь. Это из мира игр, но это из мира детей. И вот такие учителя действительно будут педагогами будущего! Которые будут коммуникации выстраивать не только в живой среде, школе, но и за ее пределами. Те же блогеры – сейчас кумиры мнений у учеников. Так почему бы учителям не стать стримерами, не стать блогерами и быть примером для подражания? Сейчас объёмы знаний человечества увеличиваются каждые 3 – 5 лет. Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают учителя более творчески относиться к своей педагогической деятельности. Наше счастье как педагогов слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе. Школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.

Кто-то боится будущего, так как неизвестность всегда пугает. Что ждет человека через несколько сотен лет - никто не знает. Но очень многое зависит от самого человека, именно он создает историю и строит будущее. Очень важно трудиться с удовольствием, создавать что-то полезное для общества.

А вырастить честного, порядочного, духовно богатого человека можно только приобщением его к высокой культуре, погружением в нее. И эту культуру должен передать ребенку, наряду с родителями, умный образованный учитель. И только педагог, живущий богатой духовной жизнью, сам растущий духовно, может выполнить эту благородную задачу, возложенную на него. Поэтому, как бы ни было трудно, я не пожалела, что вступила на тернистый путь педагога. И этим горжусь.

Я счастлива от того, что у меня есть возможность создавать настоящее, думая о будущем. Верю, что оно – будущее- всегда за нами, ведь я-педагог, который, сегодня, сейчас делаю все, чтобы завтра человечество было здоровым, а значит –счастливым.

Секунда…, час…. Еще немного и я эссе, уж допишу.

И в завершении скажу: Дай, Бог, нам чтобы наша эрудированность, информированность, прогрессивность взглядов и идей, умение вести интересные уроки и создавать ситуации успеха для школьников смогли затмить «авторитет» Интернета в глазах каждого из наших учеников! Пусть они понимают ценность живого общения с педагогом!