Открытые мероприятия

Подоляк Елена Николаевна

Разработки открытых мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_pristavkam_raz_i_ras.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект  урока

  Тема  урока:  Правописание приставок  раз- и рас-.

  Цель урока (базовые знания и умения): 

  научиться  правильно  писать  слова с приставками  раз- и рас-  и  выделять приставки в словах.

  Помимо базовых, обучающиеся могут овладеть следующими умениями, получат  возможность

  научиться:  самостоятельно подбирать слова с приставками  раз- и рас- и  правильно использо-  

  вать их в тексте.

  Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение

  действий по образцу.

  Представление о планируемых результатах:

  Личностные результаты учащихся: 

  Осознавать смысл изучения правописания приставок и  успешного  их  использования  в словах,  

  понимать  значимость правильного  написания  приставок.

  Метапредметные  результаты:

  Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами  

  одноклассников.

  Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставка-

  ми раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;  

  самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-; уметь  

  формулировать правило  по написанию приставок раз-, рас-.

  Коммуникативные:  уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  

  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  Предметные результаты: знать, как пишутся приставки раз-, рас-, находить в тексте слова  с

  приставками раз-, рас-; правильно  выделять приставки в словах; уметь работать с Обратным слова-

  рём  и находить в нём слова с приставками  раз-, рас-, уметь работать с Толковым словарём и    

  находить в нём разъяснение необходимых слов.

  Ресурсы: 

  1.  Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс», учебник, ч.2, ч.3. Москва:  

       Академкнига/ Учебник, 2010.

  2.  Байкова  Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». -  Москва:

       Академкнига/Учебник, 2010.

  3.  Даль В.И.  «Толковый словарь живого великорусского языка». –  Санкт- Петербург – Москва:  

      «Астрель», 2006.

  4.  Василенко Т.В. «Толковый словарь для начальных классов». – Москва: «Грамотей», 2005.

 


Технологическая  карта № 1

по русскому языку  (программа  УМК  «Перспективная начальная школа»)

Учебная тема  «Как пишутся приставки»,  3 класс 

Тема урока

Правописание приставок  раз- и рас-

Цель темы

 Научиться

    Получит возможность научиться

правильно писать  слова с приставками раз- и рас-.

самостоятельно  подбирать  слова с приставками

раз- и рас-  и  правильно использовать их  в тексте.

Умения

Предметные

Знать, как пишутся приставки раз-, рас-.

Находить в тексте слова с приставками раз- и рас-.

Правильно выделять приставки в словах.

Уметь работать с Обратным и Толковым словарями.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: 

оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: 

Различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

Осознавать смысл изу-чения правописания при-ставок и успешного их использования в словах, понимать значимость правильного написания приставок.

       Межпредметные

               связи

     Литературное чтение

       Окружающий мир

 Базовая технология  

Интеграционная технология развивающего обучения          

Ресурсы

Учебник «Русский язык» 3 кл, ч. 2,  ч. 3, рабочая тетрадь и  «Тетрадь для самостоятельной работы» № 2, «Толковый словарь» В.И. Даля и «Толковый словарь для начальных классов» Т.В.Василенко.

Инструментарий

оценки

«Тетрадь для самостоя-тельной  работы»» № 2,

с. 11, № 12, с. 13 № 13.

 На каждом этапе урока даны критерии выполне-ния заданий (в баллах).


 Технологическая карта № 2

по русскому языку  (программа  УМК  «Перспективная начальная школа»)      

Этап урока

Цель

Деятельность          учителя

Деятельность учащихся

Результат    этапа

Критерии выполнения задания

(в баллах)

1

Организацион-ный момент

Организация

направлен-ного внима-ния на нача-ло урока.

Приветствие, доброе пожела-ние, настрой на урок.

(слайд № 1)

Уточнить, как готовы дети к уроку.

- Оцените свою готовность к уроку.

Подтвердить свою  готов-ность к уроку, проанализи-ровать, как готовы к уроку.

Личностные результаты:

самоопределение  к деятельности, спо-собность к само-оценке на основе критерия успеш-ности учебной дея-тельности.    

Критерии:

не готов к уроку – 0 б., готов к уроку -1 б.

(порядок  на рабочем месте, настрой на урок).

2

Актуализация знаний

Мотивиро-вать уча-щихся на изучение темы.

Учитель сообщает:

- На очередное занятие клу-ба  «Ключ и Заря» Волшеб-ница пригласила Машу и Мишу, а мы являемся  участ-никами  заседания  клуба

«Ключ и Заря».  (слайд № 2 )

- А кто такая Волшебница? Как её зовут?

- А начала  Волшебница заседание клуба чтением отрывка из стихотворения

великого русского поэта

А.С. Пушкина:   (слайд № 3 )

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. И опыт – сын ошибок трудных  и  гений – парадок-сов  друг…»

- Как вы думаете, почему именно с этих строчек нача-ла  Волшебница заседание?  Что она хотела тем самым сказать?

- Вам сегодня предстоит сде-лать открытия,  вы,  как учё-ные,  которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

- Мише показались незнако-мыми такие слова, как гений, парадокс и просвещение.  А Маша знает значение этих слов  и объяснила Мише, что они обозначают.

-Ребята, а вы знаете значение  этих слов? Давайте Мише объясним, что обозначают эти слова с помощью Толко-вых  словарей  В.И. Даля и Т.В. Василенко. (слайд № 4)

- Значит, на уроке сегодня мы будем  что-то разъяснять,  рассказывать,  распростра-нять, рассматривать, рассле-

довать.

- Какая  часть слов  объеди-няет все эти названные слова?

Учащиеся  высказывают свои ответы:

- Волшебницу зовут Анишит  

  Йокоповна, так как она лю-

  бит тишину и покой.

  Слушая  внимательно друг  

  друга,  мы  узнаем и изучим  

  что-то новое на уроке.

Учащиеся  высказывают свои ответы:

- На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем  что-то новое.

Учащиеся  находят   значе-ния слов  из Толковых слова-рей  В.И. Даля  и Т.В. Васи-ленко.

Дают объяснение словам:

Гений - человек, обладаю-щий высшей степенью ода-рённости, таланта.

Парадокс – мнение, сужде-ние,  противоречащее здравому смыслу.

Просвещение – распростра-нение знаний, образование.

Учащиеся  дают свои выска-зывания:

- Все слова имеют приставку раз- или рас-.

Предметные результаты:  понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толко-вым словарём.

Метапредметные результаты: Коммуникатив-ные:

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слу-шают  друг друга;  умеют  выражать свои мысли  в соот-ветствии с задача-ми  и  условиями  коммуникации.

Критерии:

Дано правиль-ное  значение всех слов - 2 б., допущена неточ-ность в значении 1 слова – 1б., допущена неточ-ность в значении 2 слов -  0 б.

3

Постановка учебной задачи

Познако-мить  уча-щихся  с учебной задачей.

Учитель спрашивает:

- Кто-то догадался,  о чём   сегодня  мы будем говорить?  

- Кто сможет назвать  тему

  заседания?  

- Правильно, тема заседания: Правописание приставок раз- и рас-. Объяснить задание:

- Запишите дату занятия в  рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу.

(Слова с пропусками букв даны на доске).  (слайд № 5 )

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Праз..ник, а…ея,  лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,.  р…кета, расстояние, ф..врал., с…рен…  .  

- Что вы заметили при спи-сывании? (Слово расстояние  не имеет пропусков букв)

- Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)

- Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?

(Приставка рас-)

- А что такое приставка?

- Чем отличается пристав-

  ка от предлога?

Выделите в этом слове  при-ставку  рас-.

- Проведём взаимопроверку написания словарной рабо-ты, проверьте работу друг у друга.            (слайд № 5 )

После проверки словарной работы сообщить:

- Вы будете исследовать и

открывать  что-то новое.

Тема заседания записана на

Высказывают свои ответы:

 - Мы будем говорить о пра-вописании приставок  раз-  или рас-. Значит, тема засе-дания:  «Правописание приставок раз- и рас-.

Проговорить, как поняли задание  и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.

Утвердиться в понимании задания (для того, чтобы назвать часть слова, надо вспомнить, какие части слова бывают).

Высказывают свои предпо-ложения:

- Приставка – часть слова.

- Приставка отличается  от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.

Взаимопроверка  задания в парах.

Метапредметные результаты:

Анализируют учеб-ную задачу и принимают её,

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;  умеют выражать свои мысли.

Познавательные:  различать пристав-ки и предлоги.

Коммуникатив-ные:

уметь работать в парах;  вниматель-но слушать друг друга; уметь выра-жать свои мысли в соответствии с задачами  и  усло-виями  коммуника-ции.

Критерии:  

написаны все слова правильно – 2 б., допущены

3 ошибки -1 б.,

4 ошибки и более - 0 б.

доске: Правописание приста-вок  раз- и рас-. (слайд № 6)

И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а  в каких словах пишется рас-  и почему?

 Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть  приставка  рас- (расстояние).

Откройте учебники на с.17.  Чтение  учителем текста интриги  между героями о правописании приставок.

Чтобы убедиться в высказы-вании Анишит  Йокоповны, выполним  упражнение 10.

(слайд  № 7)

Открывают учебники (с.17)

и  слушают текст интриги.

Чтение учащимися упр.10.

Коллективное составление плана работы с заданием.

Работают по заданию, выпи-

сывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика.

( В I столбик учащиеся запи-сывают слова с приставкой раз-: разломать, разбросать, разболтать, размешать. Во II столбик слова с приставкой рас-: растолкать, распускать, расписать, расхватать, раска-тать, распечатать, расшатать, рассчитать, растоптать, рас-слышать). (слайд № 8)

Предметные результаты:

уметь работать

с Обратным слова-рём и находить в нём слова с дан-ными  приставка-ми, обобщают и выстраивают мо-дель алгоритма

по написанию приставок раз-, рас-

(что я знаю,

что не знаю)

4

Первичное восприятие и усвоение ново-го теоретичес-кого учебного материала (правил,

понятий, алго-ритмов)

Учить  детей  самостоя-тельно фор-мулировать правило и создавать

алгоритм по написанию слов с при-ставками  раз-, рас-.

- Продолжаем наше исследо-вание. Выполним упр. 11.

(слайд № 9)

После написания упражне-ния  учитель  спрашивает:

- Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)

- Подчеркните букву З и ту, с которой начинается корень. Какой звук она обозначает? (Гласный звук).

- Сформулируйте самосто-ятельно правило о правопи-сании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Ле-тучей Мыши.(Приставка раз-  пишется в словах, корни ко-торых начинаются  с  глас-ных или звонких согласных.

Приставка  рас-  пишется в словах, корни которых начи-наются  с глухих согласных).

- А теперь познакомьтесь с текстом на плакате  Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно пи-сать приставки  раз- и рас-.

(с. 18  в учебнике).

Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 11.

Записывают слова, выделяют приставки, подчёркивают буквы и делают  вывод о написании приставок, не опираясь на плакат Летучей Мыши.

Проговаривают алгоритм:

- читаю слово;

- определяю, с  какого звука

  начинается корень;

- делаю выбор приставки.

(слайд № 10)

Затем  учащиеся  самостоя-тельно составляют правило о правописании приставок  раз- и рас-, не опираясь  на  плакат Летучей Мыши.

После составления алгорит-ма  и  правила о правописа-нии приставок  раз- и рас-, учащиеся обращаются к пла-кату  Летучей Мыши и дела-ют соответствующие выво-ды.  (слайд № 11)

Метапредметные результаты:

Регулятивные:    

оценивать ход и ре-зультат выполне-ния задания; срав-нивать свои ответы с ответами одно-классников.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно стро-ить речевое выска-зывание в  устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о пра-вописании приста-вок  раз-, рас-;

уметь формулиро-вать правило  по написанию приста-вок  раз-, рас-.

Предметные результаты:

знать, как пишутся приставки раз-, рас-

Критерии:

написаны все слова правильно – 2 б., допущены  3 ошибки-1 б.,

4 ошибки и бо-лее - 0 б.

5

Динамическая

пауза

Дать воз-можность детям от-дохнуть и проверить себя, как усвоили  новый ма-териал на уроке.

Учитель делит всех детей на две команды. Дети одной команды слева от учителя, другой – справа.

Далее учитель объясняет задание: та команда, которая находится слева от учителя, делает хлопок над головой, когда слышит слово с при-ставкой рас-, а другая коман-да, когда слышит слово с приставкой раз-.

(слайд № 12)

Учащиеся  встают около своих парт.

После распределения на две команды внимательно  слу-шают   задание учителя и выполняют его.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выпол-нения задания; Познавательные:  знать, как правиль-но писать слова с приставками раз- и рас-.

Критерии:

выигрывает та команда, кото-рая меньше допустит оши-бок.

6

Применение теоретических положений в условиях вы-полнения упражнений и решения учебных задач

Обобщить

полученные знания уча-щихся при выполнении учебного задания.

Дать задание в «Тетради для самостоятельной работы»,ч.2

№ 12, с. 11. (слайд № 13)

Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, кото-рые испытывают затрудне-ния в работе.

- Проверьте, как вы выпол-нили  это задание.

Самостоятельное выполне-ние задания № 12 в «Тетради для самостоятельной рабо-ты», ч. 2, с. 11.

Учащиеся читают отрывки из стихотворений, объясняют выбор буквы в приставке.

Самоконтроль и самооценка.

Метапредметные результаты:

Самоопределяются в УД.

Критерии:

все приставки вставлены в сло-ва правильно –

2 б., допущены 3 ошибки - 1 б.,

4 и более оши-бок – 0 б.

7

Самостоятель-ное, творческое использование сформирован-ных умений и навыков

Учить школьников самооргани-зации при выполнении учебного задания

Дать задание: выпишите в рабочую тетрадь слова с при-ставками раз-, рас- из «Тет-ради  для самостоятельной работы», упр. № 12. Выделите приставки.

________________________

Для тех детей, кто выпол-нит раньше всех задание, предложить самостоятель-но  подобрать и записать в рабочей тетради ещё 5 слов с изученной орфограммой и выделить в них приставки. С любыми словами составить 2-3 предложения  (задание повышенной сложности).

Учащиеся записывают слова в рабочую  тетрадь.

Самоконтроль и самооценка.

( Рассердился, развяжите, расфуфырили, разболелись, расскажет, разъярённых,

разумный, распорядок).

 (слайд №  14) ________________________

(Расписание, рассада, разго-вор, рассказ, размен)

Ученик составил новое рас-писание. Этот рассказ мне очень понравился.

Метапредметные результаты:

Самоопределяют-ся  в УД.

Личностные результаты:

осознают смысл изучения правопи-сания приставок и успешного их ис-пользования в сло-вах, понимают зна-чимость правиль-ного написания  приставок в словах.

Критерии:

все слова записа-ны правильно и выполнено до-полнительное задание -  2+  б.,

все слова записа-ны правильно-

2 б., 2-3 ошибки, допущенные в словах – 1 б., более 3 ошибок – 0 б.

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ра-нее усвоенных знаний, умений и навыков

Закрепить ранее изу-ченный ма-

териал, про-должить формиро-вание уме-ний и навы-ков.

Дать задание: выполнить упр. № 13, на с.13. в «Тет-ради  для самостоятельной работы», ч. 2. (слайд  № 15)

Проверить выборочно  вы-полнение задания:

(Рассердился - сердится, раз-вяжите - вяжет, детей- дети, коты - кот, хвосты- хвост, разболелись – больно, свои - свой, разъярённых - ярость).

Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 13 на с. 13. в «Тетради  для са-мостоятельной работы», ч. 2.

Самоконтроль и самооценка.

Метапредметные результаты:

Сформированный способ деятельнос-ти.

Личностные результаты:

самоопределение  к деятельности, спо-собность к само-оценке на основе критерия успеш-ности учебной дея-тельности.

Критерии:

все слова записа-ны  правильно-

2 б., 2-3 ошибки, допущенные в словах – 1 б., более 3 ошибок – 0 б.

9

10

Контроль за процессом и результатом учебной дея-тельности

Рефлексия деятельности

Проконтро-лировать умения уча-щихся ис-пользовать полученные знания и умения.

Сформиро-вать личную ответствен-ность за ре-зультаты своего тру-да.

Учитель задаёт вопросы по  упр. 13  из  «Тетради  для са-мостоятельной работы», ч. 2.

- Назовите из всех слов,  ко-торые вы выписали, только те слова, в которых есть при-ставка раз- или рас-.

(слайд № 16)

Учитель сообщает:

- Завершается работа клубно-го заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе.

Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд №  17).

- А сейчас дайте оценку за работу  на  уроке  себе  и сво-им  одноклассникам.

Устные высказывания учащихся:

( Рассердился - рас-,  

  развяжите - раз-,

  разболелись - раз-,

  разъярённых – раз-).

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.

Метапредметные результаты:

Сформированный способ деятельнос-ти. Самоопределяют-ся  в УД.

Личностные результаты:

Самооценка лично-го вклада в общий результат деятель-ности. Метапредметные  результаты:

Регулятивные: оценивать резуль-тат выполнения  ра-боты своих одно-классников.

Критерии:

все слова назва-ны  правильно-

2 б., 1 ошибка –

1 б., более 2 ошибок – 0 б.

Критерии:

самореализация,

самоопределе-ние,

рефлексия.

11

Домашнее задание

Дать

инструктаж выполнения домашнего задания.

Записать домашнее задание на доске.       (слайд № 18 )

  Упр.12, с. 19  в учебнике.

- Прочитайте домашнее зада-

  ние  про себя.

- На что особо надо обратить    

  внимание  при выполнении    

  этого упражнения?

  ( Показать образование слов  

    и выделить в словах  при-

    ставки).

- На этом работа клубного  

  заседания «Ключ и Заря»    

  завершена. Волшебница

  благодарит за хорошую  

  работу Машу и Мишу и  

  всех участников клуба  

 «Ключ и Заря».(слайд № 19)

Учащиеся читают задание про себя.

Задают вопросы по выпол-нению задания.

Понимают, как надо  выпол-нить домашнее задание.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные: оценивать ход и результат выпол-нения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Личностные ре-зультаты:   осознавать смысл изучения правопи-сания приставок, понимать  значи-мость правильного  написания  приста-вок.

Критерии:

самореализация,

самоопределе-ние.