Представление собственного педагогического опыта

    Актуальность .

   В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед педагогами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как воспитание нравственности, духовности и интеллекта, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е.осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Формируя  гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего :главное , чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то , что наносит вред природе, наносит вред человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ее беречь и заботится о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей  противостоять действиям антигуманным и безнравственным.          Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения  к природе-  необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой  природой. А создание и  поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной  похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, НОД ребенок развивается всесторонне, у него воспитываются многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего, эстетически, т.к. природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья. Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и  тем  и обуславливается  выбор темы опыта.          

 

   Концептуальность.

  Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

Цель: способствовать развитию экологической культуры, познакомить дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность ее охранять.

Задачи:

1. Усвоение системы знаний о природе (ее компонентах).

2. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

3. Воспитание потребности в общении с природой.

4.Привитие трудовых природоведческих навыков.

5. Развитие экологического сознания.

6. Формирования бережного отношения к природе в различных видах деятельности.

Методы и приемы работы по экологическому воспитанию дошкольников:

- наблюдения за природой;

- поисковая деятельность детей;

- метод моделирования;

- метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность);

-экологические беседы;

- проведение дидактических игр;

- проектный метод;

- беседы, вопросы, разъяснения;

- опыты;

- чтение художественной литературы;

- использование загадок, пословиц, поговорок и т.д.

Формы образовательной работы с детьми:

- организованная НОД;

- совместная деятельность;

- праздники и развлечения;

-наблюдения в природе;

- экскурсии;

- организация конкурсов и поделок из природного и бросового  материалов;

- просмотр видеофильмов, слушание музыки.

   Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формировать у дошкольников понятий добра и зла, освоение ими истинных ценностей духовной сферы.

Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритеты:

1. Создание предметно-развивающей среды в группе.

2. Широкое использование художественной литературы.

3. Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.

 

    Наличие теоретической базы

   В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания в области окружающей среды (И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Н.М. Мамедов и др.).  Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, А.А. Плешаков), учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Теоретической основой моего опыта  послужили работы таких авторов :

1.     Комплексная  программа «Детство» (Логинова В.И.)

2.     Парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», Н.Рыжова «Наш дом –природа»

3.     Технологии и методики по экологическому воспитанию детей (Н.Рыжова, М.Марковская , И.Цветкова, А.Федотова, Л.Грехова)

     Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: Л.Згурской «Экология-малышам», Н.В. Коломина «Воспитание экологической культуры в детском саду», М.В.Коробовой «Малыш в мире природы», Н.А.Рыжовой «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники», З.Ф. Аксеновой «Войди в природу другом», В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» и др.

       Ведущая педагогическая идея.

    Моя педагогическая идея – формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю. Овладение детьми знаний о природе, о здоровом образе жизни, использование здоровье сберегающих технологий, привело к снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей. Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

    Оптимальность и эффективность средств.

    Представленный опыт включает все важные составляющие: цели, методы, оптимальные и эффективные средства, формы обучения. Основным подходом  работы  является ранее формирование базовой культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от возраста – часть природы,  что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места. И все это необходимо сохранить для будущих поколений. Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на жизнь. Начиная с младшего возраста, закладываю в детях первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечиваю понимание первоначальных связей в природе – понимание одного или двух условий для их жизни. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям. Предварительно проводя беседы о том, зачем нужны солнце, снег, деревья, дождь, используя дидактические игры: «Когда это бывает?», «Листочки», «Большой- маленький», слушаем с детьми шум деревьев, при порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем их форму. Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику. Не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо. Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и цветов. Закрепление, уточнение представлений успешно осуществляется в дидактических заданиях, которые в основном провожу в форме игры. При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Гуляя по снегу рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Проводим эксперименты со снегом (например, почему он в группе тает). Выясняем с детьми, что в тепле в стакане появляется вода, а на улице она снова превращается в лед. Использую в работе художественную литературу, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, сопровождает его с первых лет жизни. Устное народное творчество – потешки, пословицы, поговорки – играют важную роль при проведении режимных моментов, которые знакомят детей с образностью родного языка, позволяют им понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Широко использую специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучиваю с ними в свободной деятельности наизусть стихи. Наблюдения за одним и тем же объектов периодически повторяю. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали. В своей работе подбираю экологические загадки. Они помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в свободной деятельности. Создание экологически развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются  благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям  предлагается проанализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель. Постоянно стараюсь пополнить знания детей о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления. Собираем с детьми разнообразный природный материал, который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества. Постоянно в группе организуются выставки детских работ, поделок их природного материала: «Дары осени», «Весенняя фантазия» и др. Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду. Вся работа по воспитанию  экологической культуры дошкольников ведется в тесной связи с педагогами ДОУ  и родителями воспитанников. Сотрудничество с семьей помогает обеспечить непрерывность и целостной формирования экологической культуры. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. В работе с родителями я использую традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т.д. Информацию по экологическому воспитанию  размещаю в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы делают возможность продемонстрировать,  какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой. Весь обучающий процесс построен в форме игры, что позволяет усилить интерес детей к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у детей формируются  экологические знания, побуждают к размышлению. Учу детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываю эмоциональную отзывчивость, развиваю наблюдательность дошкольников. Я считаю, что в результате проделанной мной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста есть положительные результаты. У детей сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

    Результативность опыта

   Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате  полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. Анализ ежегодного мониторинга по воспитанию экологической культуры детей за 2017-2018  уч.год показал, что высокий уровень показали 50% детей, средний уровень – 35%. Мною был сделан вывод, что у детей к концу года установились устойчивые экологические знания. Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать  хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

 

   Возможность тиражирования

    Опыт моей работы обобщен и представлен на моих личных сайтах:

http://nsportal.ru/timonina-natalya-anatolevna

http://ds118sar.schoolrm.ru/