Дополнительное образование

Дополнительное образование как ресурс развития талантливых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet-konferenciya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Артемьева  Альбина  Анатольевна

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств

Педагог дополнительного образования

albina68rus@mail.ru   8-47531-27-132

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ.

Дополнительное образование предо ставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной облас ти, профиля программ, времени их освое ния, включения в разнообразные виды дея тельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ, лицеев и гимназий – дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла, без особого учета способностей конкретного ребенка , когда каждый ученик старшей школы должен в полном объеме знать курс всех предметов преподаваемых в данном учебном заведении ,  а вся школьная программа целиком направлена  на поступление в высшее учебное заведение , то дополнительное  образование уже давно является средством выявления , поддержки и развития творческого потенциала учеников, особенно одаренных . Концепция модернизации дополнительного образования нацеливает музыкальные, хореографические , художественные , спортивные школы , театральные студии , секции технического творчества на создание благоприятных условий личностного роста каждому ребенку , оказание помощи и поддержки талантливым ученикам, способствование увеличению количества одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности .

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Д.Медведевым(приказ №271 от 4 декабря, 2010г.), говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят, а так же   одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей: различные олимпиады, конкурсы; учитывание результатов и достижений в дополнительном образовании при поступлении в ВУЗы.

Данный аспект освещен и в Программе развития МОУ ДОД ДШИ. По образовательной  программе «Золотой ключик» работа с такими детьми ведется в основном  на третьем году обучения.

     Для  отслеживания результатов образовательной деятельности были разработаны специальные диагностики, позволяющие определить уровень знаний  и степень развития творческого потенциала каждого ребенка, его творческих способностей, уровня креативности и формирования ключевых компетентностей. Результаты стабильны, к тому же виден прогресс – показатель высокого уровня на конец учебного года неизменно выше, чем в начале учебного года, что указывает на эффективность деятельности. В конце каждого года обучения проводится итоговая аттестация в форме выполнения контрольных тестов. В результате прохождения обучающимися всей образовательной программы подводятся итоги в форме открытых уроков, концертов, выставок. Выпускники  школы раннего эстетического развития не только легко адаптируются в условиях школьной жизни  и показывают высокие результаты в учебной деятельности, но  и проявляют как способность к творчеству, так и способность реализовывать себя в деятельности.

В системе дополнительного образова ния могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обуче ние в малых группах по программам творче ского развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставниче ства (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культу ры, специалист высокого класса);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические кон ференции и семинары.

В самой идее дополнительного образования уже давно существуют гибкие содержательные «рамки» обучающих программ, обеспечивающие возможность от стандартного до глубокого изучения различных тематических разделов. Для обычных учеников , занимающихся в детских объединениях , главной задачей является приобщение их к разным видам искусств или спорту, воспитание активных участников художественной самодеятельности , любительского спорта, пропагандистов культурного и здорового образа жизни . Программы для таких детей нацелены на то, что ребенок должен получить определенный круг знаний, умений, навыков в интересующих его дисциплинах. Использовать для обучения одаренных детей стандартную программу нецелесообразно, так как  она будет тормозить развитие такого ребенка. Дети с неординарными способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии должны учиться по программам ускоренного или расширенного содержания. Такие индивидуальные программы достаточно легко реализовать в системе дополнительного образования, в частности в музыкальной школе где большинство уроков - индивидуально, или в школе раннего эстетического развития, где есть возможность сформировать немногочисленные группы, выровненные по уровню развития.

  В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Например, на занятиях по ИЗО дети могут нарисовать музыку, которую слушают, при подготовке декораций и костюмов к выступлению на сцене юные артисты создают просто шедевры из бумаги, ткани, природных материалов, да и сам спектакль требует от актёров проявления разных способностей: певческих, ораторских, танцевальных, организаторских и пр.

Так, в Муниципальном бюджетном  образовательном учреждении дополнительного образования детей Детская школа искусств реализуется проект работы с одарёнными детьми «Ты талант». В рамках реализации данного проекта обучающиеся принимают  активное участие в городских, региональных, международных конкурсах детского творчества. В результате МБДОУ ДОД Детская школа искусств получила Бронзовый сертификат соответствия системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ».

Испытания проводились на соответствие требованиям « Качество услуг в области образования» Испытательная лаборатория ОО «Детский конкурсный центр» тестировала результаты участия в конкурсах детского творчества в течение 36предыдущих месяцев по состоянию на 1 января 2012 г. МБДОУДОД Детская школа искусств получила высокие рейтинговые оценки во Всероссийском Рейтинге детских учреждений дополнительного и специального образования (прикладное и изобразительное искусство, театрально-концертная деятельность и др.) и вошла в 9% лучших организаций, участвовавших в рейтинге. Так же получена лицензия на применение Знака соответствия Системы добровольной сертификации информационных технологий.  Знак соответствия ССИТ зарегистрирован национальным уполномоченным органом Российской Федерации (рег.№ РОСС RU. 3033.04НФОО)

   Работа с одаренным ребенком интересна, но таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него "чувства исключительности": и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет  удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических, музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что часто идет во вред самому ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач
 взрослых.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.
   Давно доказан тот факт, что успехи в интеллектуальном развитии у способных детей очень часто обратно пропорциональны их проблемам в эмоционально-личностном развитии и порой все это приобретает серьезный характер. А ведь эти проблемы эмоционально-личностного плана, такие как тревожность, неуверенность в себе, некомфортность пребывания в определенном детском коллективе, могут привести например к заниженной самооценке, а иногда и полностью блокировать творческое развитие одаренного ребенка. Поэтому наверное, эти дети имеют помимо прочего ,огромный творческий потенциал, они живут в своих созиданиях, им легче выразиться в живописи, музыке, стихах, танце, в любом  творчестве, которое в полной мере способно удовлетворить как их потребности, так и амбиции . Важно только вырабатывать у таких детей настойчивость - чтобы не сдавались и доводили начатое до конца; уверенность в себе, в том что раз они способны – значит могут; научить их реально оценивать свои сильные и слабые стороны; способствовать развитию их самопознания и самосовершенствования. И все потому, что основополагающим фактором является индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам, немногочисленным группам  и определенной свободе самого педагога, у которого есть возможности самому разрабатывать программу с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.

Ведь действительно, большинство детей в чем-то талантливо, и поэтому надо дать каждому ребенку возможность отыскать свою нишу, ту область познавательной деятельности, где его способности окажутся наиболее яркими. А предназначение учителей школ и педагогов учреждений дополнительного образования- заметить эти таланты, помочь им развиваться в полной мере, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Сохранение и развитие интеллекта одаренных детей, которые вырастут, возможно, в состоявшихся талантливых специалистов, является стратегической задачей нашей системы образования.