Внеурочная деятельность

Реализация возможностей географии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы может внести существенный вклад в повышение уровня культуры выпускников основной школы и их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья, что соответствует требованиям современной педагогической модели и государственного образовательного стандарта. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в внеурочной деятельности. И

Целью  внеурочной деятельности является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. на занятиях внеурочной деятельности применяется системно-деятельностный подход, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии), способствующих формированию УУД. Внеурочная деятельность представляется актуальной, так как способствует формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять географические знания; помогает развитию опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся. Она вносит вклад в формирование экологической культуры личности, имеет профориентационную направленность, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры. Предполагается, что в ходе изучения  качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartografiya_7_klass.docx35.12 КБ
Файл geografiya_dona.docx37.31 КБ
Файл priroda_i_istoriya_rodnogo_kraya._5_klass.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   _____внеурочной деятельности «Картография»

                          (учебный  предмет,  курс)

Уровень  общего  образования  (класс)

 основное  общее, 7 А  класс______________________________

                    (начальное  общее,  основное  общее,  среднее  общее  образование,  класс)

Количество  часов  7 А - 32 часа

Учитель              Тетерина Елена Владимировна

                                                                 (Ф.И.О. учителя)

Программа  разработана  на  основе

Примерной программы основного общего образования по географии, программой 5-9 класс ФГОС «География», автор - составитель: Е.М. Домогацких. Москва. Издательский центр «Русское слово - учебник». 2019 г  

                 (наименование  примерной  программы, издательство,  год  издания)

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Картография»

для 7 класса разработана на основе:

  1. Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273 -ФЗ.)
  2. Федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» («Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.»)
  5. Нормативного локального акта МБОУ СОШ №6 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6» (Приказ №170 от 31.08.2016г.)

Место предмета в  учебном плане

В соответствии с  календарным учебным графиком МБОУСОШ №6  на 2021-2022  учебный год на внеурочную деятельность «Картография»  в  7 «А» - 32 часа из расчёта 1 час в неделю

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты: 

-  Овладение на уровне общего образования систем географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

 Метапредметными результатами является формирование УУД:

Личностные УУД:

-  Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; Регулятивные УУД:

- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

 Познавательные УУД:

- Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:  Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

  1. Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема

Содержание курса

Форма организации

Вид  деятельности

Введение (2 часа)

1.

Картография как наука

Картография как наука о создании и использовании карт. Значение картографии в современном обществе.

Связь картографии с другими науками: математикой, геодезией, науками о Земле: географией, геологией, планетологией, экологией.  Связь с  ИЗО, дизайном, машинной графикой.

Работа с географической литературой, энциклопедиями, тематическими картами

презентация

2.

История картографии

Познавательная деятельность, игровая деятельность

презентация

Топографическая карта (3 часа)

3.

Основные свойства топографической карты

Планы и их свойства, способы изготовления  и масштабы.

Чтение плана местности.

Карта как уменьшенные и обобщенные условно знаковые изображения Земли, других планет, и небесной сферы. Карта модель реальной действительности

Виды условных знаков: масштабные, контурные, линейные, внемасштабные.

Условные знаки на плане и карте.  

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

4.

Многолистовые карты

Работа с топографической картой

Практическая работа

5.

Оформление топографической карты

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

Практические работы по топографической карте (7 часов)

6.

Измерение расстояний на карте

Определение топографической карты координат различных объектов.  Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам. Определение по карте прямоугольных координат объектов. Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.  Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах. Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображѐнных горизонталями. Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным. Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов

Работа с географической литературой

презентация

7.

Измерение площадей по карте

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

8.

Чтение рельефа на топографической карте

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

9.

Построение профиля по топографической карте

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

10.

Определение координат по топографической карте

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

11.

Чтение топографической карты

Работа с топографическими знаками

Практическая работа

12.

Дорога домой по условным знакам

Работа по топографической карте

Творческая работа

«Построение маршрута домой с помощью условных знаков»

Географическая карта - модель земной поверхности (4 часа)

13.

Общая характеристика географических карт

Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

14.

Классификация карт

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

15.

Почему карту называют моделью земной поверхности?

Работа с картами различной тематики

Работа в парах

16.

Как создаются карты

Работа с картами атласов разных классов

презентация

Приёмы самостоятельной работы с картой (5 часов)

17.

Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

Ориентирование. Картометрические приемы

18.

Определение географических координат

Решение географических задач

Практическая работа

19.

Практическая работа по теме: «Решение задач на определение географических координат»

Решение географических задач

Практическая работа

20.

Определение расстояний по карте

Решение географических задач

Практическая работа

21.

Приёмы использования условных знаков карты

Решение географических задач

Практическая работа

Географическая карта как источник знаний (6 часов)

22.

Географическая карта – основной источник знаний

Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий).

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

23.

Тематические карты

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

24.

Обобщенные приемы самостоятельной работы с картой

Работа с картами различной тематики

Работа в парах

25.

Практическая работа по теме: «Карта-источник знаний»

Работа с картами атласов разных классов

презентация

26.

Надписи на картах

Работа с картами различной тематики

Творческая работа

«Географическая карта»

27.

Практическая работа по теме: «Чтение легенды карты и плана местности»

Работа с картами различной тематики

Практическая работа

Космическая картография (5 часов)

28.

Вид Земли из космоса. Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков

Карта как уменьшенные и обобщенные условно знаковые изображения Земли, других планет, и небесной сферы. Карта модель реальной действительности

Виды условных знаков: масштабные, контурные, линейные, внемасштабные.

Работа с географической литературой

презентация

29.

Фотокарты земного шара. Сезонные фотокарты. Фотокарты Евразии. Фотокарты Европы

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

30.

Дистанционные методы исследований. Составление карт по космическим снимкам

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

31.

Развитие картографии в XXI веке

Объяснение учителя с использованием наглядности

презентация

32.

Виртуальное путешествие по географической карте мира

Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте».

практическая работа

  1. Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности   «Картография» - 7 «А» класс

1 четверть – 8 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 7 часов

Итого – 32 часа

№ урока

Дата

Тема раздела, урока

Количество часов

план

факт

 1 четверть (8 часов)

Введение 

2 часа

1.

Картография как наука

1

2.

История картографии

1

Топографическая карта

3 часа

3.

Основные свойства топографической карты

1

4.

Многолистовые карты

1

5.

Оформление топографической карты

1

Практические работы по топографической карте

7 часов

6.

Измерение расстояний на карте

1

7.

Измерение площадей по карте

1

8.

Чтение рельефа на топографической карте

1

2 четверть (7 часов)

9.

Построение профиля по топографической карте

1

10.

Определение координат по топографической карте

1

11.

Чтение топографической карты

1

12.

Дорога домой по условным знакам

1

Географическая карта - модель земной поверхности

4 часов

13.

Общая характеристика географических карт

1

14.

Классификация карт

1

15.

Почему карту называют моделью земной поверхности?

1

3 четверть (10 часов)

16.

Как создаются карты

1

Приёмы самостоятельной работы с картой

5 часов

17.

Ориентирование. Картометрические приемы

1

18.

Определение географических координат

1

19.

Практическая работа по теме: «Решение задач на определение географических координат»

1

20.

Определение расстояний по карте

1

21.

Приёмы использования условных знаков карты

1

Географическая карта как источник знаний

6 часов

22.

Географическая карта – основной источник знаний

1

23.

Тематические карты

1

24.

Обобщенные приемы самостоятельной работы с картой

1

25.

Практическая работа по теме: «Карта-источник знаний»

1

4 четверть (7 часов)

26.

Надписи на картах

1

27.

Практическая работа по теме: « Чтение легенды карты и плана местности»

1

Космическая картография

5 часов

28.

Вид Земли из космоса. Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков

1

29.

Фотокарты земного шара. Сезонные фотокарты. Фотокарты Евразии. Фотокарты Европы

1

30.

Дистанционные методы исследований. Составление карт по космическим снимкам

1

31.

Развитие картографии в XXI веке

1

32.

Виртуальное путешествие по географической карте мира

1



Предварительный просмотр:

                                         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   _____внеурочной деятельности «География Дона»

                          (учебный  предмет,  курс)

Уровень  общего  образования  (класс)

 основное  общее,    6  класс______________________________

  (начальное  общее,  основное  общее,  среднее  общее  образование,  класс)

Количество  часов  34  часа

Учитель              Тетерина Елена Владимировна

                                                                 (Ф.И.О. учителя)

Программа  разработана  на  основе

Примерной  программы Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2020

                 (наименование  примерной  программы, издательство,  год  издания)

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «География Дона»

 для 6 класса разработана на основе:

  1. Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273 -ФЗ.)
  2. Федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» («Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.»)
  5. Нормативного локального акта МБОУ СОШ №6 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6» (Приказ №170 от 31.08.2016г.)

Место предмета в  учебном плане

В соответствии с  календарным учебным графиком МБОУСОШ №6  на 2022-2023 учебный год на внеурочную деятельность «География Дона»  в  6 классах отводится 34 часа  из расчёта 1 час в неделю.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

     В процессе изучения курса «География Дона» обучающиеся должны:
иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  • об истории родного края.

знать:

  •  объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры;
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; 
  • приводить примеры представителей животного мира родного края;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области.

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире: 
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях;

- оценивать характер своего поведения в природе, поступки других людей по отношению к природе;

 - моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающихся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно);

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

-доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;

- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;

-исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; 

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;

- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.


  1. Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема

Содержание курса

Форма организации

Вид  деятельности

Введение (1 час)

1.

Географическое прошлое Ростовской области. Источники информации

Основные этапы формирования современной территории Ростовской области. Область Всевеликого войска Донского и ее соотнесение с современными границами Ростовской области. Исторические земли Донских казаков в составе субъектов Южного Федерального округа. Районирование Области Войска Донского в Х1Х-начале-ХХ в.в.

Эвристическая беседа

Работа с картой

Наша область  на карте России (3 часа)

2.

Географическое положение Ростовской области

Специфика расположения области на границе двух континентов.

Определение размеров территории, протяженности морских и сухопутных границ. Особенности современного географического положения Ростовской области, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения, природный и хозяйственный потенциал. Влияние природных особенностей на историю заселения Дона.

Современное административно-территориальное деление Ростовской области. Характеристика внутренних различий районов и городов Ростовской области.

Объяснение учителя с использованием наглядности

Нанесение на контурную карту пограничных территорий, крайних точек и других элементов географического положения Ростовской области

3.

Границы области и наши соседи

Объяснение учителя с использованием наглядности

4.

Географическое положение города Батайск

Объяснение учителя с использованием наглядности

Нанесение на контурную карту пограничных территорий, крайних точек и других элементов географического положения города Батайск

Литосфера (4 часа)

5.

Геологическое прошлое области

История геологического развития региона. Характерные черты рельефа Ростовской области, их связь с тектоническим строением территории. Закономерности размещения полезных ископаемых, их связь с геологическим строением региона. Минеральные ресурсы области и проблемы их рационального использования. Топливные ресурсы (уголь, нефть, газ); нерудное сырье для металлургии, сырье для производства строительных материалов, минеральные воды, лечебные грязи.

Современные рельефообразующие процессы, изменение рельефа человеком.

Рассказ учителя с элементами беседы

Работа по тектонической карте

6.

Основные формы рельефа Ростовской области

Рассказ учителя с элементами беседы

Нанесение на контурную карту форм рельефа Ростовской области

7.

Рельеф города Батайск

Рассказ учителя с элементами беседы

Нанесение на контурную карту форм рельефа города Батайск

8.

Горные породы. Полезные ископаемые

Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

Игра «Что? Где? Когда» по теме  «Природа Донского края»

Гидросфера (5 часов)

9.

Состав гидросферы области. Общая характеристика вод

Гидрографическая сеть Ростовской области, ее особенности. Речная система р. Дон: основные гидрологические характеристики (питание, режим, годовой сток и ледовый режим).

Озера и водохранилища. Цимлянское водохранилище – жизнь и хозяйственное значение. Каналы и пруды – их роль в развитии хозяйства Донского края.

Азовское море как своеобразный природный комплекс.

Обеспеченность и использование водных ресурсов Ростовской области, проблемы и перспективы. Роль водоемов в развитии экономики региона.

Работа с картой, презентация

Нанесение на контурную карту  объекты гидросферы Ростовской области.

10.

Моря, омывающие границы области

Работа с картой

11.

Реки и озёра

Работа с картой, использованием наглядного материала

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: составление и защита проектов по решению проблем водных ресурсов области

12.

Водохранилища и каналы. Минеральные воды

Работа с картой

13.

Обобщение. Викторина «Воды области»

Работа с картой

Исследовательские работы учащихся

Атмосфера (5 часов)

14.

Климатообразующие факторы. Распределение температуры воздуха на территории Ростовской области

Климатообразующие факторы, основные типы климата Ростовской области. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Агроклиматические

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с картой

Собеседование,  рассказ

15.

Распределение тепла на территории города Батайска

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с картой

Работа по контурной карте

16.

Циркуляция атмосферы. Распределение осадков по территории области

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с картой

Работа по контурной карте

17.

Погода области. Времена года

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с картой

Дневник наблюдения за погодой

18.

Обобщающий урок. Викторина: «Атмосферные явления области»

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с картой

Викторина: «Атмосферные явления области»

Почвы (1 час)

19.

Почвы Ростовской области

Закономерности размещения основных типов почв Ростовской области. Почвенные ресурсы. Проблемы хозяйственного использования почв, борьба с эрозией и засолением. Мероприятия по сохранению плодородия почв.

работа с картой, использованием наглядного материала

Практическая  работа

«Почвы родного края»

Биосфера (5 часов)

20.

Биосфера. Общая характеристика

Растительность и животный мир, биологические ресурсы Ростовской области. Особенности растительного и животного мира Ростовской области. Приспособление растительности и животного мира к среде обитания. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области. Рыбные ресурсы. Использование и охрана биологических ресурсов Ростовской области.

Работа с картой, использованием наглядного материала

Составление схемы «Характеристика биосферы»

21.

Растительный мир. Закономерности размещения растительности

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с картой

Работа с краеведческой литературой: научно-художественное описание природной зоны

22.

Животный мир области

работа с картой, использованием наглядного материала

Исследовательские  работы учащихся  «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды .

23.

Памятники природы Ростовской области. Экологическая ситуация в области

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с картой

24.

Обобщающий урок. Викторина: «Знай и люби свою область»

Работа с картой, использованием наглядного материала

Викторина: «Знай и люби свою область»

Население и культура (9  часов)

25.

Численность и национальный состав населения

Исторические особенности освоения и заселения региона. Характеристика населения: определение численности, размещения, естественного движения населения, направления основных миграций населения Ростовской области. Половой и возрастной состав, трудовые ресурсы. Проблемы занятости населения своего региона и пути их решения. Национальный и конфессиональный состав населения. Демографические проблемы региона, пути их решения.

Казачество - титульное население региона ХУ11-начала ХХ в.в. Этнографические традиции, особенности уклада жизни казаков. Быт и особенности ведения хозяйства казаков. Знаменитые земляки.

Особенности расселения населения на Дону. География казачьих поселений на Дону. Типы поселений, особенности их застройки и планировки. Городское и сельское население. Типы населенных пунктов. Крупные города Ростовской области, их происхождение, экологические проблемы. Экономические и культурные функции городов, достопримечательности. Вклад жителей Донского края в развитие науки и культуры России.

Беседа с использованием наглядного материала, презентация

Работа по контурной карте

26.

Расселение населения. Населённые пункты, их типы

работа с картой, использованием наглядного материала, презентация

Викторина: «Население области»

27.

Занятость населения. Производственная сфера

Рассказ учителя с элементами беседы, презентация

28.

Занятость населения. Аграрный сектор

Рассказ учителя с элементами беседы, презентация

29.

Казачьи посиделки

Рассказ учителя с элементами беседы, презентация

Работа с краеведческой литературой: научно-художественное описание культуры и обычай казаков

30.

Традиции приготовления  блюд в донской кухне

Рассказ учителя с элементами беседы, презентация

31.

32-33.

Своеобразие напитков, приготавливаемых и используемых в донской кухне.

Традиции и обычаи казаков

Рассказ учителя с элементами беседы, презентация

Заключение (1 час)

34.

Итоговое занятие: «Путешествуем по области»

Закрепление представления и знания учащихся о Донском крае

Эвристическая беседа

Викторина  (выставка  поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год)

III. Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности «География Дона»

1 четверть – 8 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 11 часов

4 четверть – 8 часов

Итого – 34 часа

урока

Дата

Тема раздела, урока

Количество часов

план

факт

1 четверть (8 часов)

Введение

1 час

1.

Географическое прошлое Ростовской области. Источники информации

1

Наша область  на карте России

3 часа

2.

Географическое положение Ростовской области

1

3.

Границы области и наши соседи

1

4.

Географическое положение города Батайск

1

Литосфера

4 часа

5.

Геологическое прошлое области

1

6.

Основные формы рельефа Ростовской области

1

7.

Рельеф города Батайск

1

8.

Горные породы. Полезные ископаемые

1

2 четверть (7 часов)

Гидросфера

5 часов

9.

Состав гидросферы области. Общая характеристика вод

1

10.

Моря, омывающие границы области

1

11.

Реки и озёра

1

12.

Водохранилища и каналы. Минеральные воды

1

13.

Обобщение. Викторина «Воды области»

1

Атмосфера

5 часов

14.

Климатообразующие факторы. Распределение температуры воздуха на территории Ростовской области

1

15.

Распределение тепла на территории города Батайска

1

3 четверть (11 часов)

16.

Циркуляция атмосферы. Распределение осадков по территории области

1

17.

Погода области. Времена года

1

18.

Обобщающий урок. Викторина: «Атмосферные явления области

1

Почвы

1 час

19.

Почвы Ростовской области

1 час

Биосфера

5 часов

20.

Биосфера. Общая характеристика

1

21.

Растительный мир. Закономерности размещения растительности

1

22.

Животный мир области

1

23.

Памятники природы Ростовской области. Экологическая ситуация в области

1

24.

Обобщающий урок. Викторина: «Знай и люби свою область»

1

Население и культура

9  часов

25.

Численность и национальный состав населения

1

26.

Расселение населения. Населённые пункты, их типы

1

4  четверть (8 часов)

27.

Занятость населения. Производственная сфера

1

28.

Занятость населения. Аграрный сектор

1

29.

Казачьи посиделки

1

30.

Традиции приготовления  блюд в донской кухне

2

31.

Традиции приготовления  блюд в донской кухне

32.

Своеобразие напитков, приготавливаемых и используемых в донской кухне

1

33.

Традиции и культура казаков

1

Заключение

1 час

34.

Итоговое занятие: «Путешествуем по области»

1



Предварительный просмотр:

                                         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   _____внеурочной деятельности «Природа и история  родного края»

                          (учебный  предмет,  курс)

Уровень  общего  образования  (класс)

 основное  общее,    5 класс______________________________

  (начальное  общее,  основное  общее,  среднее  общее  образование,  класс)

Количество  часов  - 31  час

Учитель              Тетерина Елена Владимировна

                                                                 (Ф.И.О. учителя)

Программа разработана на основе  примерной  программы Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2012

 (наименование  примерной  программы, издательство,  год  издания)

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа и история родного края»

для 5 класса разработана на основе:

  1. Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273 -ФЗ.)
  2. Федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» («Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.»)
  5. Нормативного локального акта МБОУ СОШ №6 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6» (Приказ №170 от 31.08.2016г.)

Место предмета в  учебном плане

В соответствии с  календарным учебным графиком МБОУСОШ №6  на 2021-2022  учебный год на внеурочную деятельность «Природа и история родного края»  в  5  классах отводится 31 час  из расчёта 1 час в неделю.

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные действия:

Ученик научится и приобретет:

− научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

 − приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 − научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

 − приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Ученик получит возможность для формирования:

− основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Ростовской области, чувства сопричастности и гордости за свою область.

 − мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние и внутренние мотивы;

 − эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ростовской области;

− чувства гордости за свой город, свою область, за успехи своих земляков; − эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные действия: 

Ученик научится: 

− планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

− выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

 − проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

− самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

 − использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик получит возможность: 

− уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

 − в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

 − самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

 − вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия: 

Ученик научится: 

− используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

− на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

−узнавать символику Ростовской области, города;

−описывать достопримечательности столицы области;

 − использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о наше области достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

− осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

 − использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Ростовской области и атласом; − работать с атласом, глобусом и картой;

 −находить на карте свой регион и его главный город;

− устанавливать причинноследственные связи;

 − строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 − устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность: 

− самостоятельно подбирать литературу по теме;

− осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

− работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия: 

Ученик научится: 

− понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

− ориентироваться на позицию партнера в общении;

− учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик получит возможность:

 − готовить и выступать с сообщениями;

 − формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

− наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества области;

− аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


II. Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема

Содержание курса

Форма организации

Вид  деятельности

Земля Донская на карте Родины (6 часов)

1.

Край Донской  - мой край

Россия – наша Родина.

Ростовская область – моя малая Родина.

Ростовской области – 80 лет.

Как назывался наш край в разные времена. Площадь и размеры территории. Границы области, пограничные территории, омывающие водные пространства.

Закрепление теоретического материала по теме «Географическое положение Ростовской области

Знакомство с символами Ростовской области: герб, флаг, гимн Ростовской области.

Название города. История образования.

Краткая история становления.

Эвристическая беседа

Викторина «Донская Земля»

2.

Географическое положение Ростовской области.

работа с картой, использованием наглядного материала

Практическая работа № 1 «Обозначение границ Ростовской области на контурной карте и надписывание пограничных территорий».

3.

Моя область на карте Родины

Объяснение учителя с использованием наглядности

Рисунок «Моя область»

4.

Символика Ростовской области.

Рассказ учителя и элементами беседы и использованием наглядного материала

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг и герб Ростовской области»

5.

Мой город на карте Ростовской области.

Работа с картой, использованием наглядного материала

Рисунок «Мой город»

6.

Важные страницы в истории нашего города

Просмотр видеофильма «Город Батайск»

Природа Донской Земли (9 часов)

7.

Поверхность нашего края

Характер поверхности нашего края – холмисто-волнистая равнина.(Калачская возвышенность, Донская гряда, Доно-Донецкая равнина, Донецкий кряж, Сальско-Манычская гряда, Северо-Приазовская равнина, Азово-Егорлыкская равнина). Высшая точка – г.Зверево 253м. Овражно-балочные формы рельефа. Роль человека в формировании рельефа. Терриконы, насыпи, курганы, карьеры.

Чем богата донская земля? уголь – «черное золото» Ростовской области. История открытия угля на Дону, строительные материалы – песок, мел, глина, известняк. Особенности климата, четыре времени года. Засушливость климата. Неблагоприятные явления – засуха, суховей, пыльные бури, гололед, град.  Слабая речная сеть. Дон – главная река

Озера, водохранилища, подземные воды, пруды.

Озеро Маныч-Гудило. Происхождение названий рек. Реки нашего города. История происхождения названия реки Дон. Исток и устье реки. Притоки Дона. Любовь народа к великой реке

Преобладание травянистого покрова. Донские степи: ковыльные, разнотравно-полынные.

Лесные массивы Донского края. Кустарники.

Роль человека в изменении облика Донской степи. 

Связь животного мира с особенностями растительного покрова. Преобладание грызунов. Крупные копытные животные, хищники, птицы Донского края. Роль человека в изменении фауны Донского края.  Изменение водного, воздушного бассейна. Разрушение почв, оскудение растительного покрова степи. Антропогенные ландшафты.

Мероприятия по сохранению природы.

работа с картой, использованием наглядного материала

Выставка «Полезные ископаемые Ростовской области»

8.

Кладовые недра Донской Земли. История открытия угля на Дону

Объяснение учителя с использованием наглядности

9.

Климат. Времена года на Донской Земле

Групповая работа

Творческая работа: составление описания времен года. «Лето на Дону. Описание самого жаркого дня». «Зима на Дону. Описание самого холодного дня». «Осень на Дону. Мои впечатления об осеннем дне». «Весна на Дону. Описание весеннего дня».

10.

Воды Донской Земли

работа с картой, использованием наглядного материала

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ».

11.

Тихий Дон батюшка

работа с картой, использованием наглядного материала

Фрагмент видеофильма о реке Дон.

12.

Растительность Донской Земли

работа с картой, использованием наглядного материала

Видеопрезентация «Растительность Донского края

13.

Животные Донской Земли

работа с картой, использованием наглядного материала

Видеопрезентация «Животные Донской земли»

14.

Роль человека в изменении природы Донской Земли

Беседа с элементами рассказа, проблемные ситуации

Экологическая викторина

15.

Знаешь ли ты природу Донского края?

викторина

Просмотр видеопрезентации «Люблю свой край»

История и население Донской Земли ( 15 часов)

16.

Донской край в далеком прошлом.

Первые люди на Дону. Следы жизни древних людей: палеолита - ножи из кремневых пластин, скребла, остроконечники, стоянки древних охотников, мезолита - костяные гарпуны, проколки, игла, неолита – каменных грузил для сетей, ножи, скребки.

Эпоха металлов. Медно- каменный и бронзовый век. О чем могут рассказать древние курганы.

Древние племена – скифы, сарматы, гунны, аланы. Греческие поселения. Танаис.

Великое переселение народов в 4 веке. Хазары. Крепость Саркел- хазарская твердыня на Дону. Славянское поселение Белая Вежа.

10 век - Печенеги. Победа Ярослава Мудрого. 11-12 век - Половцы. 1185г. князь Игорь против половцев. (произведение «Слово о полку Игореве»)

13 век. Хан Батый, государство Золотая Орда.

(250 лет). Монголо-татарские воины. 1380 год – поход князя Дмитрия Ивановича - битва на Куликовом поле.

Что означает слово «казак». 1.Синтез генетических связей скифов, сарматов, славян (кос-сака), греческое начертание – касакос. 2.Бродники – население южного Поволжья и Подонья – предки донских казаков. 3.Во времена монголо-татарского ига – «казаки» - невольные переселенцы на воинской службе. 4. Казаки – вольные люди – крестьяне, бежавшие от гнета помещиков, селившиеся на вольные земли.

Казачьи городки- поселения для постоянного места жительства (чаще на островах), позже называют – станицы. Зимовища - для временного проживания. Укрепления городков. Городки – Раздорский, Монастырский, Черкасский (ныне станица Старочеркасская).

Жилища казака: курень, хата. Обустройство внутри жилища.

Казачья посуда.- плетённые корзинки, короба, сапетки, сундучки, солоница, глиняная посуда- кубышка. махотка, макитра, кувшин. Медная посуда из Турции. Дагестана, Азербайджана. Казачья одежда:  одежда казака – казачий мундир. Зипун, кафтан. Крестильная рубашка. Штаны с лампасами. Нательный крест. Ладанка. Шапка и фуражка казака. Одежда казачки.

Семейный союз, отношения в семье. Глава семьи – отец. Роль казачки – хранительницы очага. Почитание родителей. Воспитание девочки и мальчика. Родословная казака – до «седьмого колена»

Имена и фамилии казаков. Казачий круг. Кто такой атаман, есаул? Походы казаков.

Зимние праздники и обряды – крещение, масленица. Весенние – пасха, летние – троица. Осенние – уборка урожая, день Покрова Пресвятой Богородицы.  Герб и флаг Всевеликого Войска Донского. Флаг Ростовской области. Бунчук Булава. Насека. Печать. Мундир казака.

Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири.

Беседа с элементами рассказа

Фрагменты видеофильма «История области»

17.

Эпоха металлов.

Тайны Донской Земли – степные курганы.

Древние племена.

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

Фрагменты видеофильма «История области»

18.

Донской край в эпоху средневековья. Дикое поле.

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

Фрагменты видеофильма «История области»

19.

Нашествие монголо-татар.

Беседа с элементами рассказа

Фрагменты видеофильма «История области»

20.

Донская Земля – колыбель казачества.

Кто такие донские казаки?

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

Фрагменты видеофильма «Опаленные небесами»

21.

Жилища казака. Первые казачьи городки.

Беседа с элементами рассказа

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

22.

Казачьи семьи.

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

23.

Традиции и обычаи казаков.

Беседа с элементами рассказа

24.

Обряды и праздники казаков.

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

25.

Казачьи атрибуты, символы и знаки.

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

26.

Великие люди Земли Донской: Ермак. Степан Разин.

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

27.

Петр Первый на Дону.

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

Фрагменты видеофильма «История области»

28.

Емельян Пугачев. Матвей Платов.

Эвристическая беседа

Фрагменты видеофильма «История области»

29.

Города Донской Земли. Ростов-на-Дону, Таганрог

Беседа

Видеоматериал о городах Ростов-на-Дону и Таганрог

30.

Города Донской Земли. Азов, Новочеркасск

Беседа и использованием наглядности, работ по карте

Видеоматериал о городах Азов и Новочеркасск

Повторение (1 час)

31.

Итоговое занятие «Край наш Донской»

Закрепление представления и знания учащихся о Донском крае

Эвристическая беседа

Викторина  (выставка  поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год)

III. Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Природа и история родного края»

1 четверть – 7 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 7 часов

Итого – 31 час

№ урока

Дата

Тема раздела, урока

Количество часов

план

факт

1 четверть (7 часов)

Земля Донская на карте Родины

6 часов

1.

Край Донской  - мой край

1

2.

Географическое положение Ростовской области

1

3.

Моя область  на карте Родины

1

4.

Символика Ростовской области

1

5.

Мой город на карте Ростовской области

1

6.

Важные страницы в истории нашего города

1

Природа Донской Земли

9 часов

7.

Поверхность нашей области

1

2 четверть (7 часов)

8.

Кладовые недра Донской Земли. История открытия угля на Дону

1

9.

Климат. Времена года на Донской Земле

1

10.

Воды Донской Земли

1

11.

Тихий Дон батюшка

1

12.

Растительность Донской Земли

1

13.

Животные Донской Земли

1

14.

Роль человека в изменении природы Донской Земли

1

3  четверть (10 часов)

15.

Знаешь ли ты природу Донской Земли?

1

История и население Донской Земли

15 часов

16.

Донской край в далеком прошлом

1

17.

Эпоха металлов.

Тайны Донской Земли – степные курганы.

Древние племена

1

18.

Донской край в эпоху средневековья. Дикое поле

1

19.

Нашествие монголо-татар

1

20.

Донская Земля – колыбель казачества.

Кто такие донские казаки?

1

21.

Жилища казака. Первые казачьи городки

1

22.

Казачьи семьи

1

23.

Традиции и обычаи казаков

1

24.

Обряды и праздники казаков

1

4 четверть (7 часов)

25.

Казачьи атрибуты, символы и знаки.

1

26.

Великие люди Земли Донской: Ермак. Степан Разин.

1

27.

Петр Первый на Дону

1

28.

Емельян Пугачев. Матвей Платов

1

29.

Города Донской Земли. Ростов-на-Дону, Таганрог

1

30.

Города Донской Земли. Азов, Новочеркасск

1

Повторение

1

31.

Итоговое занятие «Край наш Донской»

1